Основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование внешнеэкономической политики как инструмента регулирования экономики.

Оглавление

Введение
1 Понятие и цели внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности
2 Политика государственного управления внешнеэкономической сферой
3 Проблемы, тенденции и перспективы развития внешнеэкономических связей республики беларусь, методы их регулирования
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

347-62-87-курс.doc

— 457.00 Кб (Скачать)

г) Скрытый протекционизм - нетаможенные методы протекционизма.

В современной международной торговле сохраняются и квоты, и лицензии, и внешнеторговые пошлины. Хотя участники ВТО обязаны устанавливать таможенные тарифы на основе принципа наибольшего благоприятствования в торговле, то есть на недискриминационной основе, на практике дискриминация сохраняется. Импорт из государств - партнеров по региональным экономическим группировкам часто не облагается пошлинами. Развитые страны используют специальные низкие тарифы на ряд товаров, закупаемых в государствах с невысоким доходом на душу населения. Даже пошлины, устанавливаемые исходя из принципа наибольшего благоприятствования в торговле, могут быть существенно ниже связанных значений. Практически используемые тарифы позволяют более объективно судить о степени протекционизма, чем формальные обязательства в рамках ВТО. Но и они могут резко и неожиданно меняться.

Например, для Нигерии связанный тариф по большинству сельскохозяйственных товаров - 150%, а почти по всей промышленной продукции связывание не практикуется. В действительности средняя тарифная ставка составляет 23%, но в последние годы она подвержена частым изменениям. Кроме того, следует учесть, что за усредненными величинами скрываются большие различия. ВТО использует метод взвешивания тарифов по доле товарной группы в импорте той или иной страны. Но если пошлина настолько высока, что практически является запретительной, ее вес становится нулевым, средневзвешенная величина тарифа превращается в ненадежный показатель [3, с. 23].

Например, при ежегодном анализе торговых барьеров, осуществляемом в ОЭСР, используется несколько систем "взвешивания", ни одна из которых не является совершенной. В соответствии с одной из них, тарифы взвешиваются по доле товара в объеме производства импортирующей страны. Недостатком является завышенный "вес" товаров, находящихся под сильной протекционистской защитой. Другая система учитывает средний номинальный уровень таможенного обложения (рассчитывается среднеарифметическая величина путем сложения ставок пошлин и деления суммарной величины на число ставок). Однако при одинаковых весах не учитывается важность отдельных товарных групп. По третьей системе используемые импортные веса являются усредненными показателями по ОЭСР, а не по рассматриваемой стране. Страны - участницы этой организации часто практикуют защиту одних и тех же отраслей, что снижает их вес самым кардинальным образом. Даже у развитых стран, которые практикуют протекционизм в меньшей степени, чем развивающиеся, использование разных весов может дать большие расхождения в результатах. По оценкам оэср, средневзвешенный по импорту тариф, например у Канады составляет 5,7%, средний невзвешенный - 9,2%, а средневзвешенный по доле в производстве - 12,1% [14, с. 21].

Средние величины не дают представления об экстремальных случаях. В торговле промышленными товарами высокие тарифные ставки (так называемые тарифные пики) встречаются реже, чем в прошлом, но до сих пор существуют даже в развитых странах. Например, на грузовые автомобили они достигают 25% в США и 22% в ЕС. Высокие ставки на продукцию пищевой промышленности часто отражают весьма сильный протекционизм в сельском хозяйстве. Пошлины на ввоз в США арахисового масла достигают огромной величины - 132%, на фруктовые соки в ЕС они колеблются от 46 до 215%, но в любом случае они могут считаться пиковыми. В развивающихся странах экстремальный протекционизм практикуется еще чаще. Согласно официальной статистике, в Малайзии используемый средневзвешенный по импорту тариф снизился с 15,2% в 1993 г. До 8,1% в 1997 г. В то же время пошлины на сельскохозяйственные товары и автомобили могут достигать 145%, причем помимо этого барьера существуют еще и лицензионные ограничения. Многие развивающиеся страны прибегают к тарифной защите высокой степени в отношении такой отрасли, как автомобилестроение, обычно находящейся в этих государствах в стадии становления [14, с. 21].

Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и преодолевают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок [14, с. 21].

В пользу свободной торговли выдвигаются следующие аргументы: 1) беспрепятственно осуществляемая торговля способствует взаимовыгодному международному разделению труда, 2) в большой степени увеличивает реальный национальный продукт всех стран и 3) создает возможность повышения уровня жизни на всем земном шаре.

Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая торговля может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.

              Как правило, правительства стремятся проводить гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и сохраняют элементы свободной торговли, стремясь при этом обеспечить благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются соглашения, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

Фиксированный валютный курс (Fixed exchange rate) – это режим валютного курса, при котором ЦБ страны устанавливает значение курса иностранной валюты на некотором уровне (или в некотором диапазоне), гарантируя обмен иностранной валюты по данному курсу сейчас и в будущем. В режиме фиксированного курса ЦБ берет на себя обязательства по поддержанию выбранного им курса иностранной валюты с помощью собственных золотовалютных резервов. В итоге ЦБ присваивает себе все функции рынка валюты, удовлетворяя спрос на валюту и предложение валюты, и устанавливая цену иностранной валюты.

Самая жесткая форма фиксации курса: установка точного количества единиц отечественной валюты за единицу иностранной, и удовлетворение всех легальных сделок в экономике по данному курсу. Более мягкие формы фиксации, которые более распространены в мире:

При фиксированном обменном курсе достижение внутреннего равновесия, как правило, оборачивается чрезмерным положительным сальдо или де­фицитом платежного баланса. Такие нарушения внешнего равновесия приходится исправ­лять специальными мерами государственной политики. В частности, при дефиците пла­тежного баланса Центральный банк, чтобы не допустить обесценения национальной ва­люты, должен проводить интервенции на валютном рынке, продавая иностранную валюту и скупая национальную. Это приводит к сокращению валютных резервов, что в конечном итоге вынуждает ЦБ идти на сокращение денежной массы [13, с. 4].

Рассмотрим функционирование малой открытой эко­номики преимущественно в двух противоположных крайних случаях: в условиях совершенной мобильности капитала и низкой мобильности ка­питала. Понимание тенденций реализации макроэкономического регули­рования позволит разобраться в других промежуточных ситуациях.

Сначала рассмотрим влияние инструментов макроэкономической по­литики в условиях фиксированного валютного курса на экономику с абсо­лютной мобильностью капитала, а далее проанализируем случай регули­рования движения капитала, т. е. случай с низкой мобильностью капитала.

              Плавающий валютный курс - разновидность колеблющегося валютного курса, предполагающая использование рыночного механизма валютного регулирования; один из структурных принципов современной международной валютной системы. Плавающий валютный курс базируется на определенной свободе выбора государствами режима валютного курса путем его увязки с динамикой курсов отдельных валют других государств или набора валют - "валютной корзиной". Для регулирования резких колебаний курсов национальных валют страны входящие в Европейскую валютную систему, практикуют согласование относительных пределов взаимных колебаний валютных курсов.

Стимулирующее воздействие на экономику может оказать внешнеторговая по­литика, когда государство, вводя ограничения на импорт или поощряя экспорт, целе­направленно изменяет величину чистого экспорта и таким образом способствует уве­личению совокупного спроса. В условиях фиксированного валютного курса такая политика может быть оправданной, поскольку происходящие в ее результате изменения сальдо торгового и платежного баланса требуют вмешательства Центрального банка для поддержания курса национальной валюты, последующее увеличение денежной массы приводит к росту совокупного дохода.

На рисунке 2.1 показано, что воздействие го­сударства на объемы внешней торговли изменяет величину совокупного спроса (сдвиг кри­вой IS вправо в положение IS2). Одновременно ме­няется структура платежного баланса, так как увеличивается чистый экспорт (сдвиг кривой ВР вправо в положение ВР2). Кроме того, возникает приток капитала в страну, поскольку рост со­вокупного спроса приводит к увеличению про­центной ставки. В результате платежный баланс сводится с положительным сальдо (новая точка внутреннего равновесия В находится слева, или сверху от кривой ВР), что неизбежно подталки­вает курс национальной валюты в сторону по­вышения. Однако теперь Центральный банк не вмешивается в функционирование валютного рынка, и обменный курс будет расти в той мере, в какой это будет необходимо для уравновешивания платежного баланса. По мере роста обменного курса национальной валюты экспорт будет сокращаться, а импорт увели­чиваться. Другими словами, процессы в экономике пойдут в обратном направлении: после того, как чистый экспорт увеличился, он начнет уменьшаться, что в конечном итоге сдвинет кривые IS и ВР влево до их первоначального положения. Только в точке А сальдо платежного баланса будет равно нулю, прекратится рост обменного курса и будет вос­становлено внутреннее и внешнее равновесие [14, с. 25].

 

i              BP1

              BP2              LM

 

 

              B

i2

i1              A

 

 

 

IS2

 

 

              IS1

 

  0                   Y1 Y2                                               Y

Рисунок 2.1  - Воздействие го­сударства на объемы внешней торговли

Источник [6, с. 303].

 

Рассмотрим последствия внешнеторговой политики в условиях низкой мобильности капитала и фиксированного валютного курса.

Одно из направлений государственного регулирования, позволяющее воздействовать на внутреннее и внешнее равновесие – изменение объёма и структуры внешней торговли посредством использования тарифных инструментов. Рассмотрим в качестве примера последствия повышения таможенных пошлин на импорт. Ограничение объёма импорта приводит к  росту чистого экспорта. Потребители приобретают меньше импортных товаров и больше отечественных, и величина совокупного спроса возрастает (рис. 2.2). 

В этих условиях спрос на национальную валюту растёт. Что бы не допустить роста обменного курса банк скупает иностранную валюту, увеличивая тем самым денежную массу. ВВП ещё больше увеличивается, а процентная ставка падает, что приводит к выравниванию платёжного баланса и восстановлению внешнего равновесия в точке С.

i              IS1

              IS

              BP1

 

i1

i2              LM1

i0              A

              LM

 

              BP

 

 

 

              0                        Y0       Y1       Y2                             Y

              Рисунок 2.2 – Последствия протекционистской внешнеторговой политики

Источник [6, с. 317].

 

Увеличение чистого экспорта под влиянием экзогенных факторов сдвигает кривую IS в положение IS1 (так как чистый экспорт входит в уравнение кривой IS), уровень национального продукта увеличивается до Y1, а процентная ставка возрастает до i1. Чистый экспорт входит в уравнение кривой ВР, которая также сдвигается вправо. Таким образом, текущий счёт и счёт движения капитала изменяются в одном направлении, и возникает значительное активное сальдо платёжного баланса (новая точка внутреннего равновесия В находится слева от кривой ВР1) [6, с. 317].

Рассмотрим последствия внешнеторговой политики в условиях абсолютной мо­бильности капитала и плавающего валютного курса. Вполне очевидной представляется неэффективность внешней торговой политики в услови­ях плавающего обменного курса. Введение таможенных пошлин на импорт будет равнозначно увеличению госрасходов и вызовет сдвиг кривой IS вправо, что в свою очередь приведет к росту реальной внутренней ставки банковского процента, притоку капитала и вследствие этого росту обменного курса национальной валюты. Изменение курса нацио­нальной валюты вызовет обратное движение чистого экспорта. В данном случае произойдет его сокращение, которое по своему отрица­тельному макроэкономическому эффекту полностью нейтрализует сти­мулирующий эффект импортных квот. Кривая IS вернется в исходное положение, уровень национального продукта не изменится.

Рассмотрим последствия внешнеторговой политики в условиях низкой мобильнос­ти капитала и плавающего валютного курса. Последствия внешнетор­говой политики при плавающем валютном курсе также меняются. Воз­действие государства на объемы внешней торговли тоже изменяет величину совокупного спроса (происходит сдвиг кривой IS в положение IS1) [6, с. 318].

В результате повышения таможенных пошлин отмечается рост чистого экспорта, что и приведёт к изменению структуры платёжного баланса. Кривая ВР сместиться  в положение ВР1, новая точка внутреннего равновесия В окажется слева от кривой ВР1.

Как следствие роста процентной ставки, возникает приток капитала в страну. В результате платёжный баланс будет сводиться уже с положительным сальдо, что особенно подталкивает курс национальной валюты в сторону повышения. Обменный курс будет расти до тех пор, пока не уравновесится платёжный баланс. Это связано с тем, что рост обменного курса вызовет обратный процесс сокращения чистого экспорта, из-за падения экспорта и роста импорта. В конечном итоге, уменьшение чистого экспорта сдвинет кривые IS1 и ВР1  влево до их первоначального положения. В точке А прекратится повышение обменного курса и экономика достигнет одновременного внутреннего и внешнего равновесия. Объём национального производства при этом не изменится.

Информация о работе Основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности