Основные принципы закаливания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:11, реферат

Краткое описание

Закаливание —это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления).
Закаливание воздухом, водой и солнцем как инструментами повышения сопротивляемости организма различным условиям внешней среды использовалось с древних времен.

Оглавление

Введение
1. Основные принципы закаливания
2. Закаливание воздухом
3. Закаливание водой
4. Закаливание солнцем
Список литературы

Файлы: 1 файл

экология человека.docx

— 38.43 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение

1. Основные принципы закаливания

2. Закаливание  воздухом

3. Закаливание  водой

4. Закаливание  солнцем

Список литературы

 

Введение

 

Закаливание —это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления).

Закаливание воздухом, водой и солнцем как  инструментами повышения сопротивляемости организма различным условиям внешней  среды использовалось с древних  времен. Практическую пользу закаливания  признавали такие авторитеты, как  Авиценна и Гиппократ — сторонники использования в оздоровительных  целях холодных обтираний, душа и  ванн. Методы закаливания новорожденных  у скифов описывали Геродот и  Тацит; имеются данные о традиции якутов обтирать новорожденных снегом, у некоторых других народов принято  обливать младенцев холодной водой  несколько раз в день, начиная  с первых дней жизни. И в Древней  Руси, по свидетельству летописца  Нестора, считалось добродетелью с  самого раннего детского возраста приучать тело к холоду и непогоде с помощью  бани и купания в холодной воде. В основе же современных представлений  о физическом воздействии закаливающих процедур на организм лежат труды  видных деятелей русской науки.

 

1. Основные принципы  закаливания

 

Закаливание позволяет организму сохранять  работоспособность и здоровье в  экстремальных условиях среды. Тренировки организма — испытанное оздоровительное  средство, но для достижения желаемого  эффекта необходимо придерживаться определенных принципов закаливания  — систематичности, постепенности  и последовательности, учета индивидуальных особенностей организма, сочетания  общих и местных процедур, перехода от простого к сложному, соблюдения активного режима, использования  разнообразных средств и форм, самоконтроль.

Принцип систематичности. Закаливающие процедуры  должны проводиться систематически: ежедневно, без длительных перерывов, так как только регулярность процедур обеспечивает повышение способности  нервной системы адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. Повторность воздействия фактора  необходима, так как в этом случае раздражения попадают на следы предшествующих воздействий, благодаря чему изменяется реакция организма на данный вид  раздражителя.

Имеет значение и точное дозирование силы и длительности воздействия раздражителя. Исследования показали, что привыкание к холоду происходит быстрее в том случае, если охлаждение производится ежедневно  по 5 мин., а не, например, в течение 10 мин. через день. Длительные перерывы ведут к полной или частичной  утрате приобретенных защитных реакций.

Принцип «от простого к сложному» в  практике закаливания организма  сводится к применению вначале щадящих  процедур и постепенному переходу к  более сильным воздействиям. Принцип  постепенности и последовательности увеличения дозировки воздействий  обеспечивает достижение желаемого  результата, так как только повышение  требований стимулирует усиление устойчивости организма к воздействиям.

Несоблюдение  принципов закаливания может  повлечь за собой ухудшение здоровья, поэтому при выборе процедур об этом нельзя забывать.

Так как  реакция организма на закаливающие мероприятия неодинакова, при выборе дозировки и вида процедур учитываются  также возраст, состояние здоровья и другие индивидуальные особенности человека. Например, дети, пожилые люди, а также те, кто страдает хроническими заболеваниями или недавно болели, более чувствительны к влиянию факторов внешней среды, чем здоровые взрослые люди.

Принцип сочетания общих и местных  воздействий также базируется на научных данных. Несмотря на то, что  местные процедуры оказывают  не столь сильное действие, как  общие, при которых воздействию  подвергается вся поверхность тела, правильное закаливание отдельных  участков тела также эффективно. Особенно при использовании местных процедур для наиболее чувствительных участков тела — шеи, горла, ступней. Контрастные  про- цедуры, при которых происходит резкая смена согревания и охлаждения, очень эффективны, но требуют определенной степени подготовленности организма.

Принцип активного режима подразумевает  повышение эффективности закаливания  при выполнении во время процедур физических упражнений, так как исследования показали, что физические упражнения при закаливании холодом дают возможность компенсировать вызванную  охлаждением усиленную теплоотдачу  за счет возрастающей теплопродукции.

Повышается  устойчивость организма только к  тому раздражителю, воздействию которого он систематически подвергался. А потому разностороннее закаливание подразумевает  воздействие на организм воздухом, водой, солнцем, раздражение холодом  и теплом. Тот факт, что при  закаливании с помощью одного раздражителя организм становится, в  некоторой степени, более устойчивым и к воздействию других раздражителей, объясняется общими механизмами  адаптации организма. И все же, если вы хотите добиться максимального  эффекта, используйте все формы  и виды закаливания.

Самоконтроль  дает возможность оценить, насколько  правильно подобран режим закаливания. Если вы чувствуете себя хорошо, у вас  здоровый аппетит и сон, вы ощущаете прилив сил и жизненной энергии, значит, вы выбрали правильный режим  закаливания. При появлении каких-либо жалоб надо скорректировать систему  закаливания и посоветоваться с  врачом. В систематическом самонаблюдении может помочь ведение дневника самоконтроля, в котором ежедневно до, во время  и после процедуры регистрируются пульс, частота дыхательных движений и вид процедуры закаливания. Кроме того, отмечается вес, в баллах оцениваются самочувствие, сон и аппетит. Но самоконтроль не заменит медицинских обследований, поэтому, если самочувствие ухудшилось, следует обратиться за советом к врачу.

 

2. Закаливание воздухом

 

Температура воздуха обычно ниже температуры  тела, и поэтому воздух раздражает кожу, слизистые оболочки дыхательных  путей и находящиеся в них  нервные окончания — рецепторы. При постепенном увеличении этого  раздражения приобретается устойчивость организма к температурным колебаниям.

Ребенка надо приучать к свежему воздуху  с раннего детства. К сожалению, некоторые родители, опасаясь простуды, лишают детей прогулок, плохо проветривают помещение. Особенно оберегают детей, склонных к насморку, гриппу, ангине, бронхиту. Их усиленно кутают, умывают  теплой водой, держат в помещении. Естественно, что, будучи лишены свежего воздуха, дети становятся вялыми, бледными, у  них снижается аппетит и развивается  малокровие. «Тепличные» условия  не оберегают ребенка, а делают его  еще более восприимчивым к  простудным заболеваниям.

Какова  методика закаливания воздухом? Прежде всего необходимо систематически и  тщательно проветривать помещение, в котором находится ребенок. Даже в холодное время года это надо делать не менее 3—4 раз в день. В отсутствие малыша, например, когда он находится на прогулке, хорошо провести сквозное проветривание, при котором открывают не только форточку, но и дверь. Обязательно следует проветривать комнату перед сном. Для того чтобы избежать в присутствии ребенка резкого притока в комнату холодного воздуха, форточку завешивают 2—3 слоями марли. В теплое время года окна или форточки должны быть открыты постоянно.

Очень важно  оберегать воздух жилых помещений  от загрязнения, поддерживать постоянную температуру (18—20°С), не курить в комнатах, где находятся дети.

Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок проводил как можно больше времени вне  помещения — на свежем воздухе, причем не только летом, но и зимой. Ежедневная прогулка во все времена года не только в солнечную, но и в пасмурную погоду должна входить в режим дня ребенка любого возраста. Известный советский педиатр акад. Г. Н. Сперанский писал, что день, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья. Ежедневные прогулки укрепляют нервную систему, улучшают кровообращение, закаливают и предохраняют от рахита.

Ребенка, родившегося летом, если температура  воздуха не ниже 12— 15°С, можно с  первых дней жизни выносить гулять или укладывать его спать в  комнате при открытом окне. Если ребенок родился в холодное время  года, впервые его следует вынести  на прогулку на 3 — 4-й неделе жизни  при температуре воздуха не ниже минус 5°С. К холодному воздуху  малыша приучают постепенно. Сначала  прогулки проводят на закрытой веранде  или в комнате с открытой фрамугой или форточкой. В первые дни их продолжительность не превышает 10 мин, а затем ее доводят до 30—45 мин. Во время первых прогулок на улице  в холодное время года ребенка  держат на руках, а не возят в коляске  или санках.

Детей первых 2-3 месяцев жизни зимой выносят  на улицу при температуре не ниже минус 10°С. В холодные дни прогулки с ними лучше совершать 2 раза в  день продолжительностью до 20-30 мин  каждая, В более тёплое время пребывание на воздухе продолжается 45-60 мин  и более. В возрасте 3-6 месяца ребенок  может гулять при температуре  воздуха до минус 12°С, а к концу  года — даже и при минус 15°С. Зимой  проводятся две прогулки общей продолжительностью от 1 ч до 2 - 3 ч.

Дети  в возрасте 2—3 лет гуляют также 2 раза в день; минимальной температурой для уже тренированного малыша является 15—16°С ниже нуля. В районах с более  холодной зимой, но менее влажным  воздухом в безветренные дни ребенок  может быть на воздухе и при  более низкой температуре. Дошкольники  и школьники должны находиться зимой  на улице не менее 3—4 ч.

Для прогулки по возможности выбирают место, защищенное от ветра, ибо движение воздуха усиливает  теплоотдачу и содействует переохлаждению, а сильный ветер затрудняет нормальное дыхание. В морозные дни, чтобы предохранить малыша от обморожения, целесообразно  смазать его лицо чистым жиром, например гусиным. При температуре воздуха  минус 20°С прогулку можно организовать дома: ребенка одевают и укладывают в кровать поближе к окну, открывая форточку.

В теплое время года детям грудного и ясельного  возраста необходимо проводить на воздухе  большую часть дня, а дошкольникам и школьникам (в дни каникул) —  почти весь день. Хорошо, когда дети на свежем воздухе играют, спят, а  если позволяют условия, то и едят. Некоторые родители во время прогулки тщательно закрывают лицо малыша краем одеяла, завязывают рот платком  или шарфом. Этого делать не следует, так как ребенок при таком  укутывании не дышит свежим воздухом и смысл прогулки теряется.

Малыша  одевают по сезону, не допуская ни охлаждения, ни (об этом часто забывают) перегревания. Нельзя чрезмерно кутать детей, так  как перегревание так же вредно для  их здоровья, как и охлаждение: и  то, и другое предрасполагает к  заболеваниям.

Дети  очень подвижны. Слишком тепло  одетому ребенку трудно двигаться, и он скорее мерзнет, чем одетый более  легко, быстро устает и потеет. Иногда у «заботливых» мамаш и бабушек  малыш даже в комнате одет в  шерстяной свитер и теплые чулки. В помещении ребенок должен носить сравнительно легкую одежду.

Во время  прогулки детям дают игрушки, побуждая их к движению, особенно в холодное время года. Зимой они играют с  метелками, лопатками, катаются на санках и лыжах. Если ребенок быстро зябнет, прогулку заканчивают раньше положенного  срока.

Воздушные ванны являются нежным, осторожным и эффективным способом закаливания, когда на кожу ребенка воздействуют температура и движение окружающего  воздуха и рассеянная солнечная  радиация. В результате в организме  вырабатывается способность к расширению и сужению кожных сосудов в  зависимости от потребности в  теплоотдаче.

В летнее время воздушные ванны проводят вне дома, в тени, а в неблагоприятную  погоду — в комнате при открытых окнах. В холодное время их проводят в хорошо проветренной, теплой комнате. При переодевании маленькие дети остаются раздетыми в течение  нескольких секунд. Этот срок полезно  постепенно увеличивать.

К регулярным воздушным ваннам можно приступить, когда ребенку исполнилось 2—3 мес. Летом малышей раздевают и  оставляют лежать без одежды в  кроватке, которую в солнечные  дни ставят в тень (под дерево, навес, тент), в хорошо защищенное от ветра и пыли место, время от времени перевертывая, чтобы воздух действовал на всю поверхность тела. Полезно сочетать воздушные ванны с движением: у детей первых месяцев жизни — с массажем и гимнастикой, после 6 месяцев — с игрой в манеже или кроватке. В возрасте 1 года и старше ребят одевают в легкие трусики и предоставляют им возможность самостоятельно играть, бегать. Старшим детям полезно сочетать воздушную ванну зимой с 3—5-минутной утренней зарядкой.

При первых признаках охлаждения ребенка (появление  «гусиной» кожи, дрожание, озноб) или  вялости воздушную ванну прекращают. После ванны ребенок должен быть бодрым, веселым. В тех случаях, когда  он после нее становится вялым  и капризным, процедуру следует  временно сократить или прекратить и обратиться к врачу. После улучшения  самочувствия ребенка воздушные  ванны, как правило, начинают с той  же температуры, при которой они  были прерваны.

Для грудного ребенка при воздушной ванне  оптимальная температура воздуха  как в комнате, так и на улице  — не ниже 22°С. После соответствующих  тренировок ванну можно проводить  и при температуре 20°С. Воздушные  ванны для детей старше полутора лет начинают при температуре  не ниже 20°С, постепенно понижая ее до 18°С. Для закаленных детей старшего возраста воздушные ванны вполне допустимы даже при 16°С, 15°С.

Информация о работе Основные принципы закаливания