Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:08, реферат
В древнегреческом обществе под диалектикой понимали ведение ученой беседы, искусство спора, в ходе которого путем столкновения противоположных мнений достигается истина. Так понимали диалектику элеаты, софисты, Сократ и другие античные мыслители. Так понимали ее и в Средневековье. В этом значении диалектика представляет собой теорию аргументации, как она и трактуется в современной западной литературе. Например, в Краткой философской энциклопедии, базирующейся в основном на материале статей из философских словарей Германии, США и Англии, диалектика определяется как искусство аргументации, наука логики.
1. Концепция развития в диалектической философии и науки
2. Диалектика как наука. Принципы диалектики
2.1 Понятие диалектики
2.2 Основные принципы диалектики
3. Объективная и субъективная диалектика
3.1 Проблема истины как предмет субъективной диалектики
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Концепция
развития в диалектической
2. Диалектика как наука. Принципы диалектики
2.1 Понятие диалектики
2.2 Основные принципы диалектики
3. Объективная и субъективная диалектика
3.1 Проблема истины
как предмет субъективной
Заключение
Список литературы
Введение
В древнегреческом обществе под диалектикой понимали ведение ученой беседы, искусство спора, в ходе которого путем столкновения противоположных мнений достигается истина. Так понимали диалектику элеаты, софисты, Сократ и другие античные мыслители. Так понимали ее и в Средневековье. В этом значении диалектика представляет собой теорию аргументации, как она и трактуется в современной западной литературе. Например, в Краткой философской энциклопедии, базирующейся в основном на материале статей из философских словарей Германии, США и Англии, диалектика определяется как искусство аргументации, наука логики.
В другом значении диалектика -- это учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Она также имеет свои корни в античности. Учению материалистов о неизменности бытия Гераклит противопоставил учение текучести. Это был стихийно диалектический взгляд на мир, и диалектику древних как ее первую историческую форму принято называть стихийной.
Диалектические идеи развивались на протяжении всей истории философии. Достаточно вспомнить Н. Кузанского, С. Бруно, Д. Дидро и других мыслителей. Однако наиболее крупный вклад в диалектическую концепцию внесли представители классической немецкой философии, прежде всего Гегель, разра6отавший диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставив диалектику метафизике как антидиалектике. В системе Гегеля весь материальный и духовный мир был представлен в виде процесса -- в беспрерывном движении, изменении, развитии в результате борьбы противоположностей. В основу этого процесса было положено духовное начало -- абсолютная идея. Гегелевская диалектика была, таким образом, идеалистической по сути. Она рассматривается как вторая историческая форма диалектики.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение понятия диалектики и ее основных принципов, развитие в философии и науки, а так же дать определение понятиям объективная и субъективная диалектика.
1. Концепция
развития в диалектической
Категорию развития в учебных пособиях, а иногда и в специальных исследованиях обычно определяют как процесс необратимых изменений системы. Для уточнения часто добавляют, что этот процесс состоит в переходе от низшего уровня организации системы к высшему уровню и от простого к сложному.
Как философская
концепция идея развития наиболее развернуто
была сформулирована Гегелем, но она, как
известно, имела идеалистический
характер и относилась к развитию
объективного духа, абсолютной идеи, существующей
независимо от чьего-либо сознания. Если
освободить гегелевскую концепцию
от весьма сложных спекулятивно-
Наиболее конструктивным
принципом гегелевской
Такая форма
развития мысли действительно
Подобных примеров развития мышления через триаду можно найти немало в развитии идей и теорий, но многие критики Гегеля справедливо указывают, что развитие через триаду нельзя считать универсальным даже по отношению к мышлению, не говоря уже о применении его к реальному миру природы и общества.
В отличие от
идеалистической диалектики в марксистской
философии всегда подчеркивался
материалистический характер развития,
совершающегося в природе и обществе.
Более конкретное представление
о процессе развития дается в законе
отрицания отрицания, который отображает
поступательный характер развития. В
качестве геометрического образа для
иллюстрации обычно обращались к
фигуре спирали, поскольку она показывает
поступательное движение по восходящей
линии, в котором происходит повторение
на более высокой стадии определенных
стадий и моментов развития. Именно
такая схема служила для
Больше того,
гегелевская схема этого закона
иногда искусственно накладывалась
на развитие природных и общественных
явлений. Такой подход присущ, в частности,
Ф. Энгельсу, который популяризировал
этот закон в целом ряде своих
работ. Например, рассматривая развитие
растения из ячменного зерна, он, по-видимому,
в угоду триадической схеме почему-то
ограничивается выделением лишь двух
отрицаний. Когда зерно попадет
в благоприятные почвенные
Закон перехода
количественных изменений в качественные
также нуждается в уточнении,
так как в идеалистической
системе Гегеля речь идет о переходе
одной категории в другую: количества
в качество и обратно качества
в количество. По-видимому, традиционная
формулировка несет в себе остаток
гегелевского определения количества
как внешней, безразличной к качеству
определенности, а это создает
впечатление об отсутствии изменений
при количественном этапе развития.
На самом же деле речь должна идти о
переходе постепенных изменений
в коренные, качественные изменения,
ибо постепенность отнюдь не исключает
реальных изменений, хотя и другого
характера. Другими словами, в этом
законе устанавливается различие между
количественными и
Наконец, говоря
о противоречиях, необходимо четко
отличать противоречия развития от противоречий
формально-логических, которые запрещаются
логикой. Критики диалектики обычно
ссылаются именно на этот аргумент,
заявляя, что допущение противоречий
приводит к разрушению науки. Следует,
однако, не путать формально-логические
противоречия с противоречиями развития
научного познания. Такие противоречия
действительно обнаруживаются в
ходе развития науки и выражаются
в несоответствии между старыми
методами объяснения и вновь открытыми
фактами и данными. Когда старые
идеи и теории оказываются не в
состоянии понять и объяснить
новые факты, тогда они приходят
в противоречие с ними. Такие противоречия
представляют собой проблемы для
науки и к их разрешению направлена
вся исследовательская
Говоря о недостатках диалектической концепции развития, не следует забывать, что она опиралась хотя и на крупные естественно-научные открытия, но совершенные теперь уже свыше столетия назад. Известно, что такими достижениями считались три великих открытия в естествознании. "Первым, из них, - указывал Ф. Энгельс, - было доказательство превращения энергии... так что данному количеству энергии в одной форме всегда соответствует определенное количество энергии в другой форме". "Вторым - хотя по времени более ранним - открытием является создание Шванном и Шлейденом теории клеточного строения живых организмов. Именно из органических клеток, из их размножения и дифференциации возникают и вырастают все организмы, за исключением низших". На вопрос: откуда возникает бесконечное разнообразие таких организмов, дало ответ "третье великое открытие - теория развития, которая в систематическом виде впервые была разработана и обоснована Дарвином".
С того времени, когда были сделаны эти открытия, естествознание добилось новых крупнейших достижений не только во всех этих направлениях исследования, но и во многих других, которые коренным образом изменили наши представления о научной картине мира и оказали существенное влияние на философию и научное мировоззрение. Не вдаваясь в подробное их обсуждение, остановимся лишь на тех, которые непосредственно относятся к трем великим открытиям XIX в. и являются прямым их продолжением.
1) Закон сохранения
и превращения энергии,
2) От изучения
живых организмов на клеточном
уровне биология углубилась до
их анализа на молекулярном
уровне. Это дало ей возможность
широко использовать новейшие
физико-химические методы и
3) Эволюционная
теория Дарвина также
Все эти достижения современного естествознания, бесспорно, приходится учитывать при обсуждении вопроса о развитии систем, ибо они конкретизируют и уточняют ряд общих положений, относящихся к категории развития. Однако для анализа этой проблемы наибольшее значение приобретают общие понятия и принципы таких междисциплинарных направлений исследования, как парадигма самоорганизации, выдвинутая синергетикой в рамках современной теории систем. Именно они дают возможность, во-первых, выявить направленный характер изменений в системе, во-вторых, рассмотреть механизм возникновения порядка и организации, на которых основаны процессы перехода от одних структур и систем к другим.
2. Диалектика как наука. Принципы диалектики
2.1 Понятие диалектики
Диалектика - учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово "диалектика" впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог.
Диалектика - противоборство
мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное
приближение к правильному