Основные принципы диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:08, реферат

Краткое описание

В древнегреческом обществе под диалектикой понимали ведение ученой беседы, искусство спора, в ходе которого путем столкновения противоположных мнений достигается истина. Так понимали диалектику элеаты, софисты, Сократ и другие античные мыслители. Так понимали ее и в Средневековье. В этом значении диалектика представляет собой теорию аргументации, как она и трактуется в современной западной литературе. Например, в Краткой философской энциклопедии, базирующейся в основном на материале статей из философских словарей Германии, США и Англии, диалектика определяется как искусство аргументации, наука логики.

Оглавление

1. Концепция развития в диалектической философии и науки
2. Диалектика как наука. Принципы диалектики
2.1 Понятие диалектики
2.2 Основные принципы диалектики
3. Объективная и субъективная диалектика
3.1 Проблема истины как предмет субъективной диалектики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

философия основные принципы диолектики.docx

— 28.96 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Концепция  развития в диалектической философии  и науки

2. Диалектика  как наука. Принципы диалектики

2.1 Понятие диалектики

2.2 Основные принципы  диалектики

3. Объективная  и субъективная диалектика

3.1 Проблема истины  как предмет субъективной диалектики

Заключение

Список литературы

 

Введение

В древнегреческом  обществе под диалектикой понимали ведение ученой беседы, искусство  спора, в ходе которого путем столкновения противоположных мнений достигается  истина. Так понимали диалектику элеаты, софисты, Сократ и другие античные мыслители. Так понимали ее и в Средневековье. В этом значении диалектика представляет собой теорию аргументации, как она  и трактуется в современной западной литературе. Например, в Краткой  философской энциклопедии, базирующейся в основном на материале статей из философских словарей Германии, США  и Англии, диалектика определяется как искусство аргументации, наука  логики.

В другом значении диалектика -- это учение о связи  и развитии, о противоречиях и  единстве противоположностей. Она также  имеет свои корни в античности. Учению материалистов о неизменности бытия Гераклит противопоставил  учение текучести. Это был стихийно диалектический взгляд на мир, и диалектику древних как ее первую историческую форму принято называть стихийной.

Диалектические  идеи развивались на протяжении всей истории философии. Достаточно вспомнить  Н. Кузанского, С. Бруно, Д. Дидро и  других мыслителей. Однако наиболее крупный  вклад в диалектическую концепцию  внесли представители классической немецкой философии, прежде всего Гегель, разра6отавший диалектику как универсальную  теорию и всеобщий метод познания, противопоставив диалектику метафизике как антидиалектике. В системе  Гегеля весь материальный и духовный мир был представлен в виде процесса -- в беспрерывном движении, изменении, развитии в результате борьбы противоположностей. В основу этого  процесса было положено духовное начало -- абсолютная идея. Гегелевская диалектика была, таким образом, идеалистической  по сути. Она рассматривается как  вторая историческая форма диалектики.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение понятия диалектики и ее основных принципов, развитие в философии  и науки, а так же дать определение  понятиям объективная и субъективная диалектика.

 

1. Концепция  развития в диалектической философии  и науки

Категорию развития в учебных пособиях, а иногда и  в специальных исследованиях  обычно определяют как процесс необратимых  изменений системы. Для уточнения  часто добавляют, что этот процесс  состоит в переходе от низшего  уровня организации системы к  высшему уровню и от простого к  сложному.

Как философская  концепция идея развития наиболее развернуто была сформулирована Гегелем, но она, как  известно, имела идеалистический  характер и относилась к развитию объективного духа, абсолютной идеи, существующей независимо от чьего-либо сознания. Если освободить гегелевскую концепцию  от весьма сложных спекулятивно-идеалистических  формулировок, то ее рациональный смысл  сводится к тому, что по законам  диалектики развиваются мысль, система  идей или теория. Поскольку же между  мышлением и бытием в философии  Гегеля постулируется тождество, то тем самым законы диалектики оказываются  применимыми и к бытию.

Наиболее конструктивным принципом гегелевской диалектики считается знаменитая триада, описывающая  общий ход развития мысли. Согласно триаде, развитие начинается с определенного  позитивного утверждения, или тезиса. Затем этот тезис подвергается отрицанию, и таким путем возникает антитезис. Наконец, благодаря сопоставлению  и объединению тезиса и антитезиса появляется их синтез.

Такая форма  развития мысли действительно встречается  в познании, в том числе в  познании научном. Иллюстрацией может  служить развитие учения о природе  света, исходным пунктом которого является тезис, что свет представляет собой  поток корпускул, или мельчайших частиц, испускаемых светящимся телом. Этот тезис встречается еще в  античной науке, но позднее был развит И. Ньютоном в его оптике. Однако уже сам Ньютон сознавал, что явления  интерференции и дифракции света  требуют иного объяснения. Такое  объяснение впоследствии было найдено  с помощью представления о  свете как волновом процессе, которое  выступает как антитезис по отношению  к прежнему тезису. Наконец, в наше время свет рассматривается как  поток фотонов, т.е. элементарных частиц, которые одновременно обладают как  корпускулярными, так и волновыми  свойствами. В этом утверждении корпускулярные и волновые свойства света выступают  в определенном единстве и поэтому  представляют собой синтез тезиса и  антитезиса.

Подобных примеров развития мышления через триаду можно  найти немало в развитии идей и  теорий, но многие критики Гегеля справедливо  указывают, что развитие через триаду нельзя считать универсальным даже по отношению к мышлению, не говоря уже о применении его к реальному  миру природы и общества.

В отличие от идеалистической диалектики в марксистской философии всегда подчеркивался  материалистический характер развития, совершающегося в природе и обществе. Более конкретное представление  о процессе развития дается в законе отрицания отрицания, который отображает поступательный характер развития. В  качестве геометрического образа для  иллюстрации обычно обращались к  фигуре спирали, поскольку она показывает поступательное движение по восходящей линии, в котором происходит повторение на более высокой стадии определенных стадий и моментов развития. Именно такая схема служила для пояснения  категории развития в природе  и обществе, результатом которого является возникновение новых, более  сложных структур и систем. Однако обоснование этого закона наталкивалось  на недостаток убедительных научных  аргументов.

Больше того, гегелевская схема этого закона иногда искусственно накладывалась  на развитие природных и общественных явлений. Такой подход присущ, в частности, Ф. Энгельсу, который популяризировал  этот закон в целом ряде своих  работ. Например, рассматривая развитие растения из ячменного зерна, он, по-видимому, в угоду триадической схеме почему-то ограничивается выделением лишь двух отрицаний. Когда зерно попадет  в благоприятные почвенные условия, оно подвергнется первому отрицанию: оно перестанет существовать как  зерно, и из него возникает растение. Как только созреют новые ячменные зерна, "стебель отмирает, подвергается в свою очередь отрицанию. Как  результат такого "отрицания отрицания" мы здесь имеем снова первоначальное ячменное зерно, но не просто одно зерно, а в десять, двадцать, тридцать раз  большее количество зерен". Остается неясным, почему выбраны здесь только два отрицания, а не три или  большее число соответственно стадиям  развития растения.

Закон перехода количественных изменений в качественные также нуждается в уточнении, так как в идеалистической  системе Гегеля речь идет о переходе одной категории в другую: количества в качество и обратно качества в количество. По-видимому, традиционная формулировка несет в себе остаток  гегелевского определения количества как внешней, безразличной к качеству определенности, а это создает  впечатление об отсутствии изменений  при количественном этапе развития. На самом же деле речь должна идти о  переходе постепенных изменений  в коренные, качественные изменения, ибо постепенность отнюдь не исключает  реальных изменений, хотя и другого  характера. Другими словами, в этом законе устанавливается различие между  количественными и качественными  изменениями, переход первых во вторые в определенный момент развития.

Наконец, говоря о противоречиях, необходимо четко  отличать противоречия развития от противоречий формально-логических, которые запрещаются  логикой. Критики диалектики обычно ссылаются именно на этот аргумент, заявляя, что допущение противоречий приводит к разрушению науки. Следует, однако, не путать формально-логические противоречия с противоречиями развития научного познания. Такие противоречия действительно обнаруживаются в  ходе развития науки и выражаются в несоответствии между старыми  методами объяснения и вновь открытыми  фактами и данными. Когда старые идеи и теории оказываются не в  состоянии понять и объяснить  новые факты, тогда они приходят в противоречие с ними. Такие противоречия представляют собой проблемы для  науки и к их разрешению направлена вся исследовательская деятельность ученых.

Говоря о недостатках  диалектической концепции развития, не следует забывать, что она опиралась  хотя и на крупные естественно-научные  открытия, но совершенные теперь уже  свыше столетия назад. Известно, что  такими достижениями считались три  великих открытия в естествознании. "Первым, из них, - указывал Ф. Энгельс, - было доказательство превращения  энергии... так что данному количеству энергии в одной форме всегда соответствует определенное количество энергии в другой форме". "Вторым - хотя по времени более ранним - открытием  является создание Шванном и Шлейденом  теории клеточного строения живых организмов. Именно из органических клеток, из их размножения  и дифференциации возникают и  вырастают все организмы, за исключением  низших". На вопрос: откуда возникает  бесконечное разнообразие таких  организмов, дало ответ "третье великое  открытие - теория развития, которая  в систематическом виде впервые  была разработана и обоснована Дарвином".

С того времени, когда были сделаны эти открытия, естествознание добилось новых крупнейших достижений не только во всех этих направлениях исследования, но и во многих других, которые коренным образом изменили наши представления о научной картине мира и оказали существенное влияние на философию и научное мировоззрение. Не вдаваясь в подробное их обсуждение, остановимся лишь на тех, которые непосредственно относятся к трем великим открытиям XIX в. и являются прямым их продолжением.

1) Закон сохранения  и превращения энергии, несомненно, имел большое значение для  установления связи между различными  формами движения материи, но  не раскрывал механизма перехода  от одних форм движения к  другим в процессе их организации  и усложнения. Более того, вся  классическая термодинамика, в  рамках которой впервые был  четко сформулирован этот закон,  опиралась на представление о  закрытых и равновесных системах. Однако это представление сильно  упрощает и искажает природу  реальных систем, встречающихся  в природе и обществе. Подавляющее  большинство таких систем являются  открытыми, поскольку они взаимодействуют  с окружающей средой.

2) От изучения  живых организмов на клеточном  уровне биология углубилась до  их анализа на молекулярном  уровне. Это дало ей возможность  широко использовать новейшие  физико-химические методы и средства  исследования, раскрыть тайны наследственности  и расшифровать генетический  код. Результаты этих исследований  не только изменили многие  прежние теоретические представления  о сущности жизни и ее происхождении,  но нашли многочисленные практические  применения в борьбе с наследственными  болезнями в медицине и генной  инженерии по созданию новых  видов растений и пород животных  для сельского хозяйства.

3) Эволюционная  теория Дарвина также подверглась  значительным изменениям и дополнениям.  Это касается прежде всего  пересмотра прежних взглядов  о механизмах наследственности  и особенно роли мутаций в  эволюционном процессе. Все это  привело к появлению синтетической  теории эволюции, в которой было  сохранено основное содержание  дарвиновской теории, в частности  принцип естественного отбора. В  то же время в ней пересмотрены  и изменены представления о  наследственности, микро- и макроэволюции.  Было признано, что эволюция начинается  не с вида, как считал Дарвин, а с популяции как совокупности  организмов, обладающих общим генофондом.

Все эти достижения современного естествознания, бесспорно, приходится учитывать при обсуждении вопроса о развитии систем, ибо  они конкретизируют и уточняют ряд  общих положений, относящихся к  категории развития. Однако для анализа  этой проблемы наибольшее значение приобретают  общие понятия и принципы таких  междисциплинарных направлений  исследования, как парадигма самоорганизации, выдвинутая синергетикой в рамках современной  теории систем. Именно они дают возможность, во-первых, выявить направленный характер изменений в системе, во-вторых, рассмотреть  механизм возникновения порядка  и организации, на которых основаны процессы перехода от одних структур и систем к другим.

 

2. Диалектика  как наука. Принципы диалектики

2.1 Понятие диалектики

Диалектика - учение о наиболее закономерных связях и  становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод  мышления. Слово "диалектика" впервые  применил Сократ, обозначивший им искусство  вести умелый спор, диалог.

Диалектика - противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное  приближение к правильному знанию. Она там, где столкновение противоположностей, борьба идей; перенесенная в последствии  в объективный мир, она означает наличие в нем противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед.

Информация о работе Основные принципы диалектики