Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:08, реферат
В древнегреческом обществе под диалектикой понимали ведение ученой беседы, искусство спора, в ходе которого путем столкновения противоположных мнений достигается истина. Так понимали диалектику элеаты, софисты, Сократ и другие античные мыслители. Так понимали ее и в Средневековье. В этом значении диалектика представляет собой теорию аргументации, как она и трактуется в современной западной литературе. Например, в Краткой философской энциклопедии, базирующейся в основном на материале статей из философских словарей Германии, США и Англии, диалектика определяется как искусство аргументации, наука логики.
1. Концепция развития в диалектической философии и науки
2. Диалектика как наука. Принципы диалектики
2.1 Понятие диалектики
2.2 Основные принципы диалектики
3. Объективная и субъективная диалектика
3.1 Проблема истины как предмет субъективной диалектики
Заключение
Список литературы
Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики.
Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего, т.е. борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.
Всё, что происходит
в мире: изменение, движение и развитие
- подчиняется законам
Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:
1) совокупность
объективных диалектических
2) Субъективная
диалектика, диалектическое мышление.
Она представляет собой
3) Философское
учение о диалектике или
Диалектика может быть материалистической и идеалистической.
Диалектика как
категория имеет ряд
1) Диалектика - наука
о наиболее общих законах
2) Диалектика
как теория развития. Гегель установил,
что истина представляется не
в виде собранных готовых
2.2 Основные принципы диалектики
Принципы - это всеобщие и универсальные, основополагающие и смыслообразующие идеи и установки, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех прочих форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, т.е. задают начальные условия познания, обусловливают его характер, пределы и теоретический потенциал.
В основание современной диалектики положены принципы: субстанционального единства мира; развития; детерминизма; системности. Согласно первому принципу все мировые процессы детерминированы материальной субстанцией.
Принцип развития
требует рассматривать все
1) Процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Например: эволюция звезд.
2) Процессы перехода из одного вида материи к другому.
Развитие - это необратимое, направленное закономерное изменение материальных и идеальных объектов, обусловленное противоречиями системы.
Развитие совершается при наличии всеобщей связи и взаимообусловленности предметов и явлений, их составляющих элементов. Связь - это такое отношение, в котором изменение одной из его сторон (признака, элемента и т.д.) является необходимым и достаточным условием изменения другой его стороны. Связи чаще всего выступают в виде взаимосвязей. Во взаимосвязи элементов предмета происходят определенные изменения. Момент такого изменения есть взаимодействие. Взаимосвязь в природе и обществе носит всеобщий объективный характер. В мире существует бесконечное количество связей между вещами и явлениями.
Всеобщая универсальная взаимосвязь всех явлений - исходная предпосылка принципа детерминизма.
Детерминизм предполагает
наличие разнообразных
Классическая наука опиралась на механический детерминизм, согласно которому значение координат и импульсов всех частиц Вселенной в данный момент времени совершенно однозначно определяет их состояние в любой прошедший или будущий момент времени. Такой подход означал признание лишь динамических закономерностей. Последние являются формой причинной связи, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, причем степень возможности появления нового состояния определяется уже не динамическими, а статистическими закономерностями. Статистическая закономерность - это форма причинной связи, при которой данное состояние системы определяет ее последующее состояние не однозначно, а лишь с определенной вероятностью, являющейся мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения.
Альтернативой
детерминизму выступает индетерминизм
- концепция, которая либо отвергает
причинность вообще, либо отрицает
ее всеобщий характер. Сторонники индетерминизма
утверждали, что к определенным областям,
(например, волевым действиям, процессам,
происходящим в микромире) принцип
причинной обусловленности
Неотъемлемым элементом диалектики является принцип системности, в соответствии с которым любой процесс или явление следует понимать как целостное образование. Эффект системности обнаруживается в появлении у него новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов (атомы водорода и кислорода, например, объединенные в молекулы воды, радикально меняют свое обычное свойство). Другой важной характеристикой системности является иерархичность, субординация - последовательное включение систем низших уровней в системы более высоких уровней. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Системный способ
объединения элементов выражает
их принципиальное единство: благодаря
иерархичному включению систем разных
уровней друг в друга любой
элемент любой системы
Современная диалектика
содержит в себе и другие принципы.
Нет строгого для всех обязательного
перечня принципов диалектики, нет
именно потому, что принцип - это
не столько четко фиксированное
понятие, сколько сам способ рассмотрения
и понимания предметов и
3. Объективная и субъективная диалектика
Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.
Субъективная диалектика или субъективное мышление - это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.
Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.
3.1 Проблема истины
как предмет субъективной
Субъективная диалектика - отражение процессов, царящих в мире, в головах людей. Это движение человеческих мыслей и представлений.
Истина есть
процесс отражения в сознании
человека материального мира и закономерностей
его развития, и в то же время
она выступает как конкретно-
Рассматривая
вопрос с этой точки зрения, мы можем
сказать, что истина связана с
основным, присущим человеческой мысли
свойством соответствовать
Особую сложность
проблема истины и заблуждения приобретает
в научном познании тогда, когда
«из незнания является знание», когда
совершается превращение
Взаимопроникновение
и борьба указанных полярных моментов
процесса познания определяют диалектику
развития истины. В качестве исходного
шага познание постоянно предполагает
обнаружение в объективной
Задача дальнейшего
познания сводится к объяснению особенностей
объекта, отличающих его от подобного
образа, основанного на экстраполяции
старых знаний на новую реальность.
Выявляемое при этом несоответствие
между ними выступает причиной поиска
иных аналогий и образования других
образов (моделей или гипотез), противопоставляемых
исходной. Их борьба, состоящая в
развитии, обосновании, сопоставлении
и взаимоотрицании, и есть борьба
истины и заблуждения, завершающаяся
либо выбором наиболее адекватного
образа из всех имеющихся, либо созданием
нового. Эта борьба заканчивается
созданием теории объекта, объясняющей
его или охватывающей все сведения
об объекте внутренне