Регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:22, реферат

Краткое описание

Россия очень давно вступила в международные экономические отношения. Однако, в зависимости от господствующей в стране социально-политической и экономической системы, роль различных субъектов общества в участии и управлении внешнеэкономической деятельностью менялась. Сегодня в России значение открытости и интеграции в мировое хозяйство бесконечно возрастает. Материальной формой внешнеэкономических отношений является внешнеэкономическая деятельность (ВЭД). ВЭД представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспорто-ориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 37.44 Кб (Скачать)

Введение

 

Россия очень давно  вступила в международные экономические  отношения. Однако, в зависимости  от господствующей в стране социально-политической и экономической системы, роль различных  субъектов общества в участии  и управлении внешнеэкономической  деятельностью менялась. Сегодня  в России значение открытости и интеграции в мировое хозяйство бесконечно возрастает.

Материальной формой внешнеэкономических  отношений является внешнеэкономическая  деятельность (ВЭД). ВЭД представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и  оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

Государственное регулирование  используется в интересах всего  общества. Оно затрагивает интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает  на них огромное влияние.

В основе государственного регулирования — использование  рычагов и методов, прямых и косвенных  регуляторов экономических процессов. Различные аспекты экономической  деятельности государство регулирует через бюджетную, банковскую систему, государственные заказы, таможенную службу. Широко используются планирование, экономическое прогнозирование, контроль и другие функции управления.

Государственное регулирование  устанавливает правила и порядок  экономической деятельности, ответственность  за соблюдение этих правил.

Тема государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности в России, безусловно, очень актуальна  в настоящее время.

Наша страна встала на путь рыночной экономики, поэтому очевидно, что прежние методы регулирования  внешнеэкономической деятельности неэффективно применять в современных условиях. Выработка новых способов регулирования, наиболее эффективных для нашей экономики, до сих пор не завершена. Регулирование внешнеэкономической деятельности по-прежнему не является наиболее оптимальным в России. А тем временем Россия с каждым годом становится всё более интегрирована в международную экономику. Внешнеторговая деятельность является ключевой для экономики России, так как очень большую долю своих потребностей она удовлетворяет за счёт импорта товаров, средства на которые она получает от экспорта других товаров, в наибольшей степени сырьевых ресурсов.

Объектом данной работы является внешнеэкономическая деятельность, а предметом - её регулирование со стороны государства.

Цель данной работы - выявление  проблем оптимизации государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности на федеральном уровне.

Что касается задач данной работы, то они следующие: провести анализ развития внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, а также дать обзор состояния внешнеэкономической деятельности в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Состояние ВЭД в Российской Федерации

 

Понятие внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) в нашей стране появилось в 1987 г. В связи с  необходимостью изменения системы  управления и началом осуществления  внешнеэкономических реформ.

Интеграция России в мировое  хозяйство невозможна без развития национального законодательства в  соответствии с международным. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:

-международными правилами  и нормами, подписанными Российской  Федерацией, международными договорами  России с другими странами;

-национальным законодательством  по внешнеэкономической деятельности, представленным законами, кодексами,  а также подзаконными актами.

К законам, регулирующим внешнеэкономическую  деятельность, относятся следующие:

- «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Настоящий закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД), полномочий Российской Федерации и её субъектов в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации;

- «О валютном регулировании и валютном контроле». Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля);

-«О таможенном тарифе». Настоящий Закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации - инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации;

-«Об иностранных инвестициях». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации;

Также в целях дальнейшего  сотрудничества Российской Федерации  с бывшими союзными республиками утверждена единая форма грузовой таможенной декларации. Кроме этого используются единые правила определения страны происхождения товаров, согласно которым  выдается сертификат, который представляют таможенные органы страны ввоза вместе с грузовой таможенной декларацией  и товаросопроводительными документами.

Согласно российскому  законодательству предприятиям разрешено  самостоятельно осуществлять экономическую  деятельность. Разрешено всем зарегистрированным на территории Российской Федерации  предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление  внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации. Экспорт, стратегически важных сырьевых товаров  осуществляется предприятиями и  организациями, зарегистрированными  Министерством промышленности и  торговли Российской Федерации для  этих целей. Зарегистрированные предприятия  вносятся в специальный реестр, который  публикуется в периодической  печати. Отказ в регистрации и  исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства Российской Федерации или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам.

Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно  или на договорной основе через внешнеэкономические  организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена  либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический  контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия  которых он теряет правовую силу, и  права, из него вытекающие, не могут  быть защищены. Внешнеэкономический  контракт должен содержать полное официальное  наименование сторон и их юридические  адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его  должность, а также указание, на основании  чего осуществляется представительство. Управление внешнеэкономической деятельностью  в Российской Федерации осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная таможенная служба. Регулирование валютных операций производят Правительство, Центральный банк России и Государственный таможенный комитет. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики Российской Федерации.

 

 

 

 

Глава 2.Методы регулирования ВЭД

 

2.1 Тарифное регулирование

 

В рыночной экономике государство  осуществляет регулирование внешнеэкономической  деятельности в целях обеспечения  безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных  органов по регулированию ВЭД  осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы  и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном  мире, внешней и внутренней политики государства.

Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенный тариф и таможенная пошлина, которые по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.

Таможенный тариф в  зависимости от контекста может  определяться как:

а) инструмент торговой политики и государственного регулирования  внутреннего рынка страны при  его взаимодействии с мировым  рынком;

б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный  в соответствии с товарной номенклатурой  ВЭД;

в) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В  этом случае понятие таможенного  тарифа полностью совпадает с  понятием таможенной пошлины.

Обычно таможенный тариф  применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд  стран объединяются в торгово-экономическую  группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового  регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей  схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором  товаров, обращающихся в международной  торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.

Обычно таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и  колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении  товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют  в отношении товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие  взаимное предоставление режима наибольшего  благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку  преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся  стран. Преференциальные пошлины промышленно  развитых стран для товаров развивающихся  государств входят в образованную в рамках ООН общую систему преференций.

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и  систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД. Порядок  формирования и применения таможенного  тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе» Закон РФ от 21 мая 1993г. № 5003 - 1 «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:

- рационализация товарной  структуры ввоза товаров в  РФ;

- поддержание рационального  соотношения вывоза и ввоза  товаров, валютных доходов и  расходов на территории РФ;

- защита экономики РФ  от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции;

- обеспечение условий  для эффективных интеграции РФ  в мировую экономику.

Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость  рассмотрения таможенного тарифа как  неотъемлемой части единой налоговой  системы, это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи  в тесной взаимосвязи с внутренними  налогами, обеспечивая оптимизацию  уровня структуры налогов в целом.

С учетом вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что в современных условиях при  определении уровня таможенно-тарифного  обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

    1. Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.
    2. Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.
    3. Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.
    4. Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.
    5. Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно-тарифного регулирования  необходим учет всех перечисленных  выше факторов.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или  экспорта. Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

Информация о работе Регулирование внешнеэкономической деятельности