Регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:22, реферат

Краткое описание

Россия очень давно вступила в международные экономические отношения. Однако, в зависимости от господствующей в стране социально-политической и экономической системы, роль различных субъектов общества в участии и управлении внешнеэкономической деятельностью менялась. Сегодня в России значение открытости и интеграции в мировое хозяйство бесконечно возрастает. Материальной формой внешнеэкономических отношений является внешнеэкономическая деятельность (ВЭД). ВЭД представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспорто-ориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 37.44 Кб (Скачать)

а) фискальную, которая относится к импортным и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

б) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство  ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

в) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Классификация таможенных пошлин.

По способу взимания:

а) адвалорные - начисляются  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров;

б) специфические -- начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара;

в) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного  обложения.

 

2.2 Нетарифное регулирование

 

Нетарифные методы регулирования  внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, имеющих целью воздействие  на процессы в сфере внешнеэкономической  деятельности, но не относящихся к  таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются  в виде исключения из общего правила  свободной торговли в следующих  случаях:

- введение временных количественных  ограничений экспорта или импорта  отдельных товаров, вызванных  необходимостью защиты национального  рынка;

-реализация разрешительного  порядка экспорта или импорта  отдельных товаров, которые могут  оказать неблагоприятное воздействие  на безопасность государства,  жизнь или здоровье граждан,  имущество физических или юридических  лиц, государственное или муниципальное  имущество, окружающую среду,  жизнь или здоровье животных  и растений;

- выполнение международных  обязательств;

- введение исключительного  права на экспорт или импорт  отдельных товаров;

- введение специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер;

- защита общественной  морали и правопорядка;

- защита культурных ценностей;

- обеспечение национальной  безопасности.

К мерам прямого ограничения  относятся лицензирование и квотирование.

Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных  товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).

Лицензирование в сфере  внешней торговли товарами устанавливается  в следующих случаях:

- введение временных количественных  ограничений экспорта или импорта  отдельных видов товаров;

- реализация разрешительного  порядка экспорта и (или) импорта  отдельных видов товаров, которые  могут оказать неблагоприятное  воздействие на безопасность  государства, жизнь или здоровье  граждан, имущество физических  или юридических лиц, государственное  или муниципальное имущество,  окружающую среду, жизнь или  здоровье животных и растений;

- предоставление исключительного  права на экспорт и (или)  импорт отдельных видов товаров  (например, вооружения, военной техники);

- выполнение Российской  Федерацией международных обязательств.

Другим инструментом прямого  количественного ограничения является квотирование (контингентирование).

Квота - это ограничение  в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт  конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).

В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие  в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта. Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

Каждая страна, исходя из своего исторического опыта, сложившихся  социально-экономических условий, места  в мировой экономике, природно-географического  положения, руководствуясь общенациональными  и геополитическими интересами, определяет для себя цели и задачи развития внешнеэкономических связей.

Таким образом, формы и  методы регулирования внешнеэкономических  связей определяются каждой страной  также с учетом ее особенностей. Но при всех условиях каждая страна должна защищать свои национальные интересы, способствовать социально-экономическому прогрессу своего населения.

В научной литературе и  в практике хозяйствования методы государственного регулирования ВЭД обычно подразделяются на две группы:

-тарифные методы, к которым  относятся ввозные и вывозные  пошлины и таможенные сборы;

-нетарифные методы, к  которым относятся НДС, акциз,  а также методы административного  регулирования ВЭД - квотирование, лицензирование, сертификация товаров  и другие методы.

Выделение тарифных методов  в особую группу в определенной мере оправдано той специфической  ролью, которую играют таможенные тарифы в регулировании ВЭД. Вместе с  тем приведенная выше классификация  методов регулирования ВЭД представляется недостаточно обоснованной в научном  отношении и на практике не способна ориентировать на системное решение  вопросов регулирования ВЭД.

Во-первых, вызывает сомнение целесообразность объединения в  одну группу нетарифных (с помощью  НДС и акциза) и административных методов регулирования (квотирования, лицензирования, и т.п.). НДС, акциз, как  экономические методы управления, по своей природе схожи с тарифными, которые являются также экономическими методами регулирования ВЭД. И те, и другие соответствуют природе рыночных отношений, они относятся к числу важнейших экономических регуляторов экономики, значение которых будет не ослабляться, а усиливаться. Необходим комплексный системный подход к использованию их в качестве регуляторов ВЭД.

Во-вторых, административные методы регулирования ВЭД целесообразно  выделить в особую группу: международные  и региональные организации обычно особенно резко реагируют на применение этих мер и требуют их отмены; с другой стороны, при определенных ситуациях, применение этих мер может стать необходимым, и сами меры незаменимы мерами экономического регулирования.

В свете вышеизложенного  предоставляется наиболее целесообразной следующая классификация методов регулирования ВЭД:

-экономические методы регулирования ВЭД, включающие таможенные пошлины, таможенные сборы, налог на добавленную стоимость, спецналоги и акциз;

-административные методы  регулирования ВЭД, включающие  лицензирование, квотирование, государственную  монополию на экспорт и импорт  отдельных специфических товаров,  сертификацию качества товаров  и тому подобное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

При развитии внешнеторговой деятельности России большое внимание уделяется ее регулированию со стороны  государства. Регулирование внешнеэкономической  деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика  обусловлена необходимостью каждого  государства считаться с международными нормами и принципами мировой  торговли.

Товарооборот России с внешними странами растет, что говорит о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а так же о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России. Однако существует опасность превращения России преимущественно в экспортирующую сырьевую страну, то есть в сырьевой придаток промышленно развитых стран. Необходим решительный поворот к стратегическим задачам, связанным с развитием той части национальной экономики, которая меньше зависит от сырья, опирается на высокие технологии и интеллектуальный потенциал общества. Упор должен быть сделан на сферы, в которых Россия имеет определенные возможности для конкуренции на мировом рынке. К таким отраслям можно отнести образование, культуру, ВПК, фундаментально-конструкторские разработки.

Необходимо развёртывание  целенаправленной поддержки производства и продвижения на международные  рынки конкурентоспособной готовой  продукции. Таким образом, у России как у великой торгующей державы, еще есть шанс, однако, для этого  развитие экспорта и импорта необходимо рассматривать как задачу общенационального  значения, что подразумевает включение  в эту работу органов федеральной  и местной власти, предпринимательских  союзов и общественных организаций, непосредственно экспортеров.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 30 декабря 2008 г.) [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. (ред. от 30 марта 2012 г.) [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. (ред. от 30 марта 2012 г.) [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф
  4. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ (изм. от 6 декабря 2001 г.)
  5. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (изм. от 6 декабря 2011 г.)
  6. О валютном регулировании и валютном контроле: федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (изм. от 6 декабря 2011 г.) //
  7. О таможенном тарифе: федеральный закон от 21 мая 1993 г. № 5003-ФЗ (изм. от 6 декабря 2011 г.)
  8. Таможенный кодекс Таможенного Союза от 28 мая 2003 г. (ред. от 01.05. 2010 г.) [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф
  9. Баканов М. И. Теория экономического анализа: учебник / М. И. Баканов, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет. – 5-е изд. перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2008. – 536 с.
  10. Вологодин А. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности / А. А. Вологодин. – М. : изд-во Высшее образование, 2009. – 425 с.
  11. ВЭД: актуальные вопросы / Наталия Костогрыз // Аудит и налогообложение. - 2009. - №10. - С. 15 - 18.

 


Информация о работе Регулирование внешнеэкономической деятельности