Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование внешнеэкономической политики как инструмента регулирования экономики.
Введение
1 Понятие и цели внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности
2 Политика государственного управления внешнеэкономической сферой
3 Проблемы, тенденции и перспективы развития внешнеэкономических связей республики беларусь, методы их регулирования
Заключение
Список использованных источников
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ
СВЯЗЕЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
2 ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ 16
3 ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ, МЕТОДЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ВВЕДЕНИЕ
Объективной основой усиления роли геополитического знания в формировании внешнеэкономической стратегии явилась принципиальная историческая новизна сценариев, масштабов, глубины и скорости процессов мирового развития в последнее двадцатилетие.
Системный кризис и коллапс «реального социализма», иллюзии и реалии «нового мирового порядка», форсирование неолиберальной глобализации и антиглобализм, девальвация международного права, «залповое» расширение Евросоюза и многомерный «цивилизационный» кризис, ресурсы и перспективы новой многополярности в мире - все это в совокупности требует выработки новых моделей адекватного понимания и интерпретации этих явлений.
Ситуация во внешней торговле ставит под угрозу срыва выполнение программы социально-экономического развития Беларуси на 2011—2015 годы. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами в Беларуси за 2010 год, по данным Национального статистического комитета, составило 9,6423 млрд. долларов. Экономика страны сегодня потребляет значительно больше, чем производит, усугубляя проблему отрицательного сальдо внешнеторгового баланса.
За интеграцией Беларуси в рамках СНГ, с одной стороны, и в рамках союзного государства с Россией, с другой, пристально наблюдают в постсоветском пространстве, и ее позитивные результаты и упущения для внешнеэкономической деятельности достаточно полно отражены в научных публикациях.
Модель устойчивого развития Республики Беларусь, как и всякая другая, представляет собой систему компонентов. Эта модель включает комплекс компонентов, отражающих ключевые аспекты функционирования и взаимодействия социальной, экономической и экологической сфер в логической цепи: стартовые условия - особенности потенциала развития страны - совокупность внешних и внутренних угроз - цели развития по временным горизонтам.
Значительное место в Национальной стратегии отводится внешнеэкономическим отношениям Беларуси, которые, с позиций устойчивого развития национальной экономики, призваны обеспечивать организационное и недискриминационное «встраивание» страны в мировое хозяйство и вместе с тем гарантировать защиту национальных интересов. Акценты на внешнеэкономическую деятельность закономерны, так как Республика Беларусь характеризуется как страна с открытой экономикой: доля экспорта в валовом внутреннем продукте страны составляет около 60%.
Поэтому тема данной курсовой работы: «Основные виды внешнеэкономической деятельности и перспективы их развития» является в настоящее время актуальной.
Целью курсовой работы является исследование внешнеэкономической политики как инструмента регулирования экономики.
Задачами исследования являются:
- изучение понятия и целей внешнеэкономических связей и внешнеэкономической политики;
- изучение государственного регулирования внешнеэкономической политики;
- изучение особенностей и совершенствования внешнеторговой политики Республики Беларусь.
Предмет работы: внешнеторговая политика.
При написании работы применялись такие методы исследования как: анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический.
Курсовая работа разбита на три части, в которых предпринимается попытка эти задачи решить. Кроме этого в структуру курсовой работы входит введение, в котором обосновывается актуальность темы, ставится цель и определяются задачи исследования, и заключение, в котором делаются общие выводы по работе.
При написании работы использовался широкий круг периодической литературы, в том числе такие издания как: Белорусский банковский бюллетень, Мировая экономика и международные отношения, Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование, и другие издания.
Данная тема достаточно хорошо освещена в периодической литературе.
Среди использованных при написании работы источников следует выделить статьи Данильченко А. «Проблемы и перспективы выхода белорусских предприятий на зарубежные рынки», в которой проанализированы проблемы конкурентоспособности белорусской экономики,
В статье Янчук, А.Л. «Методы государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь», проанализированы основные рычаги воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность.
В статье Шимова В. «Многовекторная внешнеэкономическая политика Беларуси в контексте стратегии устойчивого развития», проанализированы возможности диверсификации внешней торговли Республики Беларусь.
В учебном пособии «Макроэкономика: учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т. С. Алексеенко; под ред. Л. П. Зеньковой», изложены в графической форме последствия внешнеторгового регулирования.
В пособии Управление внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь / А.В. Алехновича изучаются методы внешнеторгового регулирования, даётся определение внешнеторговой политики.
1 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Внешнеторговая политика — государственная экономическая политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт [1, с. 6].
Основные цели внешнеторговой политики:
- обеспечение экономической безопасности;
- защита экономических интересов, отраслей экономики, субъектов хозяйствования от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- обеспечение условий для эффективной интеграции в мировую экономику;
- поддержание равновесия платежного баланса страны посредством регулирования импорта товаров;
- продвижение товаров, происходящих из страны, на мировой рынок;
- стимулирование развития национальной экономики;
- обеспечение страны необходимыми энергоресурсами, продовольствием, сырьем, металлом и т.п.;
- оптимальное соотношение структуры экспорта и импорта.
Проводя внешнеэкономическую политику, государство создает для своих субъектов хозяйствования более благоприятные условия с тем, чтобы ограничить ввоз иностранных товаров, услуг на внутренний рынок.
Государство принимает меры по защите внутреннего рынка и интересов товаропроизводителей с учетом международных обязательств, а также содействует продвижению товаров на внешние рынки.
Отношения с иностранными государствами в области внешнеэкономической деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров [1, с. 7].
Основой для исчисления таможенных сборов за таможенное оформление является таможенная стоимость перемещаемых через таможенную границу товаров [3, с. 23].
Всё большая либерализация национальных рынков товаров, услуг и капиталов, отказ правительств от политики защиты своих производителей от иностранной конкуренции с помощью таможенных пошлин на импорт и других ограничений, включая импортные квоты и различные запреты на ввоз товаров из-за рубежа. Политика протекционизма была широко распространена в мире еще в 1960-70гг, но значительно реже применялась в два последних десятилетия. В широком распространении «политики свободной торговли» вместо политики протекционизма важную роль сыграли современные либеральные экономические теории, активно проводимые в экономическую практику такими международными институтами, как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1994 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО). Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. При этом развитие внешнеэкономической деятельности является движущей силой глобализации.
Внешнеэкономическая деятельность может осуществляться в различных видах и классифицируется по ряду признаков. Рассмотрим некоторые из них:
а) в зависимости от объекта внешнеэкономической деятельности ее подразделяют на:
- деятельность резидентов Республики Беларусь, связанную с другими государствами, его субъектами или международными организациями по реализации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности;
- привлечение иностранных инвестиций на территорию Республики Беларусь;
- вывоз капитала за рубеж для приобретения промышленной и иной собственности с целью получения предпринимательской прибыли;
- экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество;
- специализацию и кооперацию в области производства, науки и техники;
- выполнение вспомогательных операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью (валютные, финансово-кредитные и др.) [1, с. 14].
б) по направлению движения товаров и услуг внешнеэкономические операции бывают:
- экспортные - вывоз из страны товаров, работ, услуг, результатов интеллектуального труда с целью постоянного размещения их за ее пределами. Реэкспорт - разновидность экспорта; из страны вывозится товар, ранее ввезенный на ее территорию;
- импортные - ввоз товаров, услуг, работ, результатов интеллектуального труда. Реимпорт — разновидность импорта - ввоз на территорию Республики Беларусь товаров, которые раннее были вывезены с ее территории и не подверглись там изменению;
в) по обязательствам участников внешнеэкономической сделки:
- несвязанные обязательствами, т.е. участники международных коммерческих сделок не принимают на себя никаких обязательств по продолжению коммерческой сделки;
- связанные обязательствами или встречная торговля. Это внешнеторговые операции, условиями которых предусматриваются встречные обязательства экспортера закупить товар у импортера. Основными видами встречных операций могут быть бартерные и компенсационные. Бартер - натуральный обмен определенного количества одного товара на эквивалентное по стоимости количество другого товара без использования механизма валютно-финансовых расчетов. Промышленно-компенсационная сделка - разновидность компенсационной сделки, при которой одна сторона передает другой стороне промышленное оборудование, а вторая сторона производит оплату товарами, изготовленными на этом оборудовании;
г) по характеру взаимоотношений с иностранным партнером:
- сделки, осуществляемые непосредственно между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем);
- сделки через посредников, т.е. через фирмы, независящие от продавца и покупателя. Существуют различные виды посредников: торговые агенты, брокеры, комиссионеры, сбытовые посредники, дилеры, дистрибьюторы, торговые дома и т.д. [1, с. 15].
д) по характеру выполняемых операций:
- купля-продажа товаров. Товары подразделяются на множество признаков: по назначению, происхождению, степени обработки, виду сырья и т.д.;
- купля-продажа услуг. К услугам относятся международный туризм, услуги связи, страхования, технического обслуживания, рекламные, строительные, транспортные, консультативные, коммерческие услуги, арендные отношения, обучение, стажировка и др.;
- купля-продажа объектов интеллектуальной собственности. К объектам интеллектуальной собственности относятся промышленная собственность (изобретения, открытия, промышленные образцы, товарные знаки и др.) и авторское право (произведения литературы, науки, искусства независимо от способа и формы их выражения);
- инвестиционная деятельность как на территории Республики Беларусь (коммерческие предприятия с иностранными инвестициями, концессии), так и за ее пределами (зарубежные инвестиции) [1, с. 16].
Каждый вид внешнеэкономической деятельности в свою очередь подразделяется на множество различных подвидов и в зависимости от этих и других классификационных признаков имеет свои различия, особенности.
Рассмотрим формы ВЭД.
Международная торговля товарами — исторически исходная форма экономических связей между странами. Она представляет собой специфическую сферу, объединяющую внешнеторговые сектора национальных экономик. На ее основе формируется мировой рынок, имеющий отличительные особенности по сравнению с национальными рынками. Если на национальном рынке движение товаров обусловлено лишь экономическими факторами (производственными связями между предприятиями, регионами), то на мировом рынке существенное влияние оказывает и внешнеторговая политика отдельных государств. Некоторые национальные товары вообще не поступают в мировой товарооборот. Кроме того, на мировом рынке существует собственная система цен с разными уровнями: цены по обычным коммерческим сделкам с платежом в свободно конвертируемой валюте и в несвободно конвертируемой валюте; цены по клиринговым соглашениям, которые представляют собой систему безналичных денежных расчетов, основанную на взаимном зачете сторонами требований и обязательств; цены по программам помощи и т.д.
Под международными производственно-техническими связями понимаются отношения между самостоятельными производителями разных стран в области производства, науки, техники, объединенные единством конкретного целевого значения. К международным относятся как внутрифирменные, так и межфирменные связи ТНК. Производственно-технические связи предполагают область и характер взаимодействия между отдельными самостоятельными производителями, которые проявляются в форме обмена материально-вещественными результатами деятельности (в отличие от операций по обмену научно - техническими знаниями и другими услугами). Наконец, термин "связи" предполагает взаимоотношения между производителями, установленные в результате применения организационных форм, которые предусматривают согласование, координацию действий между субъектами.
Информация о работе Основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности