Основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование внешнеэкономической политики как инструмента регулирования экономики.

Оглавление

Введение
1 Понятие и цели внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности
2 Политика государственного управления внешнеэкономической сферой
3 Проблемы, тенденции и перспективы развития внешнеэкономических связей республики беларусь, методы их регулирования
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

347-62-87-курс.doc

— 457.00 Кб (Скачать)


2

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

              ВВЕДЕНИЕ              3

 

1 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ

СВЯЗЕЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ              5

 

2 ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ              16

 

3 ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ, МЕТОДЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ                              26             

              ЗАКЛЮЧЕНИЕ              41

 

              СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ              43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Объективной основой усиления роли геополитического знания в формировании внешнеэкономической стратегии явилась принципиальная историческая новизна сце­нариев, масштабов, глубины и скорости про­цессов мирового развития в последнее двад­цатилетие.

Системный кризис и коллапс «ре­ального социализма», иллюзии и реалии «но­вого мирового порядка», форсирование неолиберальной глобализации и антиглоба­лизм, девальвация международного права, «залповое» расширение Евросоюза и много­мерный «цивилизационный» кризис, ресур­сы и перспективы новой многополярности в мире - все это в совокупности требует вы­работки новых моделей адекватного пони­мания и интерпретации этих явлений.

Ситуация во внешней торговле ставит под угрозу срыва выполнение программы социально-экономического развития Беларуси на 2011—2015 годы. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами в Беларуси за 2010 год, по данным Национального статистического комитета, составило 9,6423 млрд. долларов. Экономика страны сегодня потребляет значительно больше, чем производит, усугубляя проблему отрицательного сальдо внешнеторгового баланса.

За интеграцией Беларуси в рамках СНГ, с одной стороны, и в рамках союзного госу­дарства с Россией, с другой, пристально на­блюдают в постсоветском пространстве, и ее позитивные результаты и упущения для внеш­неэкономической деятельности достаточно полно отражены в научных публикациях.

Модель устойчивого развития Респуб­лики Беларусь, как и всякая другая, пред­ставляет собой систему компонентов. Эта модель включает комплекс компонентов, от­ражающих ключевые аспекты функциониро­вания и взаимодействия социальной, эконо­мической и экологической сфер в логичес­кой цепи: стартовые условия - особенности потенциала развития страны - совокупность внешних и внутренних угроз - цели разви­тия по временным горизонтам.

Значительное место в Национальной стратегии отводится внешнеэкономическим отношениям Беларуси, которые, с позиций устойчивого развития национальной эконо­мики, призваны обеспечивать организацион­ное и недискриминационное «встраивание» страны в мировое хозяйство и вместе с тем гарантировать защиту национальных инте­ресов.  Акценты на внешнеэконо­мическую деятельность закономерны, так как Республика Беларусь характеризуется как страна с открытой экономикой: доля экспорта в валовом внутреннем продукте страны со­ставляет около 60%.

Поэтому тема данной курсовой работы: «Основные виды внешнеэкономической деятельности и перспективы их развития» является в настоящее время актуальной.

              Целью курсовой работы является исследование внешнеэкономической политики как инструмента регулирования экономики.

              Задачами исследования являются:

              - изучение понятия и целей внешнеэкономических связей и внешнеэкономической политики;

              - изучение государственного регулирования внешнеэкономической политики;

              - изучение особенностей и совершенствования внешнеторговой политики Республики Беларусь.

              Предмет работы: внешнеторговая политика.

              При написании работы применялись такие методы исследования как: анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический.

              Курсовая работа разбита на три части, в которых предпринимается попытка эти задачи решить. Кроме этого в структуру курсовой работы входит введение, в котором обосновывается актуальность темы, ставится цель и определяются задачи исследования, и заключение, в котором делаются общие выводы по работе.

              При написании работы использовался широкий круг периодической литературы, в том числе такие издания как: Белорусский банковский бюллетень, Мировая экономика и международные отношения, Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование, и другие издания.

              Данная тема достаточно хорошо освещена в периодической литературе.

Среди использованных при написании работы источников следует выделить статьи Данильченко А. «Проблемы и перспективы выхода белорусских предприятий на зарубежные рынки», в которой проанализированы проблемы конкурентоспособности белорусской экономики,

В статье Янчук, А.Л. «Методы государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь», проанализированы основные рычаги воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность.

В статье Шимова В. «Многовекторная внешнеэкономическая политика Беларуси в контексте стратегии устойчивого развития», проанализированы возможности диверсификации внешней торговли Республики Беларусь.

В учебном пособии «Макроэкономика: учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего   образования   по   экономическим   специальностям   / Т. С. Алексеенко; под ред. Л. П. Зеньковой», изложены в графической форме последствия внешнеторгового регулирования.

В пособии Управление внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь / А.В. Алехновича изучаются методы внешнеторгового регулирования, даётся определение внешнеторговой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Внешнеторговая политика — государственная экономическая политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт [1, с. 6].

Основные цели внешнеторговой политики:

-   обеспечение экономической безопасности;

-   защита экономических интересов, отраслей экономики, субъектов хозяйствования от неблагопри­ятного воздействия иностранной конкуренции;

-   обеспечение условий для эффективной интеграции в мировую экономику;

-   поддержание равновесия платежного баланса страны посредством регулирования импорта товаров;

-   продвижение товаров, происходящих из страны, на мировой рынок;

-   стимулирование развития национальной экономики;

-   обеспечение страны необходимыми энергоресурсами, продовольствием, сырьем, металлом и т.п.;

-   оптимальное соотношение структуры экспорта и импорта.

Проводя внешнеэкономическую политику, государство создает для своих субъектов хозяйствования более благо­приятные условия с тем, чтобы ограничить ввоз иностран­ных товаров, услуг на внутренний рынок.

Государство принимает меры по защите внутреннего рынка и интересов товаропроизводителей с учетом международных обязательств, а также содействует продвижению товаров на внешние рынки.

Отношения с иностранными госу­дарствами в области внешнеэкономической деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принци­пов и норм международного права и обязательств, вытека­ющих из международных договоров [1, с. 7].

Основой для исчисления таможенных сборов за тамо­женное оформление является таможенная стоимость пере­мещаемых через таможенную границу товаров [3, с. 23].

Всё большая либерализация национальных рынков товаров, услуг и капиталов, отказ правительств от политики защи­ты своих производителей от иностранной конкурен­ции с помощью таможенных пошлин на импорт и других ограничений, включая импортные квоты и различные запреты на ввоз товаров из-за рубежа. Политика протекционизма была широко распростра­нена в мире еще в 1960-70гг, но значительно реже применялась в два последних десятилетия. В широ­ком распространении «политики свободной торгов­ли» вместо политики протекционизма важную роль сыграли современные либеральные экономические теории, активно проводимые в экономическую прак­тику такими международными институтами, как Ге­неральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1994 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО). Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. При этом развитие внешнеэкономической деятельности является движущей силой глобализации.

Внешнеэкономическая деятельность может осуществ­ляться в различных видах и классифицируется по ряду признаков. Рассмотрим некоторые из них:

а) в зависимости от объекта внешнеэкономической деятельности ее подразделяют на:

-  деятельность резидентов Республики Беларусь, свя­занную с другими государствами, его субъектами или меж­дународными организациями по реализации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности;

-  привлечение иностранных инвестиций на террито­рию Республики Беларусь;

-  вывоз капитала за рубеж для приобретения промыш­ленной и иной собственности с целью получения предпри­нимательской прибыли;

-  экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество;

-  специализацию и кооперацию в области производ­ства, науки и техники;

-  выполнение вспомогательных операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью (валютные, финан­сово-кредитные и др.) [1, с. 14].

б) по направлению движения товаров и услуг внешне­экономические операции бывают:

-  экспортные - вывоз из страны товаров, работ, услуг, результатов интеллектуального труда с целью постоянного размещения их за ее пределами. Реэкспорт - разновидность экспорта; из страны вывозится товар, ранее ввезенный на ее территорию;

-   импортные - ввоз товаров, услуг, работ, результатов интеллектуального труда. Реимпорт — разновидность им­порта - ввоз на территорию Республики Беларусь товаров, которые раннее были вывезены с ее территории и не подверглись там изменению;

в) по обязательствам участников внешнеэкономи­ческой сделки:

-  несвязанные обязательствами, т.е. участники меж­дународных коммерческих сделок не принимают на себя никаких  обязательств  по  продолжению  коммерческой сделки;

-  связанные обязательствами или встречная торговля. Это внешнеторговые операции, условиями которых предус­матриваются встречные обязательства экспортера заку­пить товар у импортера. Основными видами встречных операций могут быть бартерные и компенсационные. Бар­тер - натуральный обмен определенного количества одного товара на эквивалентное по стоимости количество другого товара без использования механизма валютно-финансовых расчетов. Промышленно-компенсационная сделка - разно­видность компенсационной сделки, при которой одна сторона передает другой стороне промышленное оборудование, а вторая сторона производит оплату товарами, изготовлен­ными на этом оборудовании;

г)  по характеру взаимоотношений с иностранным партнером:

-  сделки, осуществляемые непосредственно между про­давцом (производителем) и покупателем (потребителем);

-  сделки через посредников, т.е. через фирмы, незави­сящие от продавца и покупателя. Существуют различные виды посредников: торговые агенты, брокеры, комиссионе­ры, сбытовые посредники, дилеры, дистрибьюторы, торго­вые дома и т.д. [1, с. 15].

д) по характеру выполняемых операций:

-  купля-продажа товаров. Товары подразделяются на множество признаков: по назначению, происхождению, степени обработки, виду сырья и т.д.;

-  купля-продажа услуг. К услугам относятся междуна­родный туризм, услуги связи, страхования, технического обслуживания, рекламные, строительные, транспортные, консультативные, коммерческие услуги, арендные отноше­ния, обучение, стажировка и др.;

-  купля-продажа объектов интеллектуальной собствен­ности. К объектам интеллектуальной собственности отно­сятся промышленная собственность (изобретения, откры­тия, промышленные образцы, товарные знаки и др.) и авторское право (произведения литературы, науки, искус­ства независимо от способа и формы их выражения);

-  инвестиционная деятельность как на территории Республики Беларусь (коммерческие предприятия с иност­ранными инвестициями, концессии), так и за ее пределами (зарубежные инвестиции) [1, с. 16].

Каждый вид внешнеэкономической деятельности в свою очередь подразделяется на множество различных подвидов и в зависимости от этих и других классификаци­онных признаков имеет свои различия, особенности.

Рассмотрим формы ВЭД.

Международная торговля товарами — исторически ис­ходная форма экономических связей между странами. Она представляет собой специфическую сферу, объединяющую внешнеторговые сектора национальных экономик. На ее осно­ве формируется мировой рынок, имеющий отличительные осо­бенности по сравнению с национальными рынками. Если на национальном рынке движение товаров обусловлено лишь эко­номическими факторами (производственными связями между предприятиями, регионами), то на мировом рынке существен­ное влияние оказывает и внешнеторговая политика отдельных государств. Некоторые национальные товары вообще не посту­пают в мировой товарооборот. Кроме того, на мировом рынке существует собственная система цен с разными уровнями: цены по обычным коммерческим сделкам с платежом в свободно конвертируемой валюте и в несвободно конвертируемой валю­те; цены по клиринговым соглашениям, которые представляют собой систему безналичных денежных расчетов, основанную на взаимном зачете сторонами требований и обязательств; цены по программам помощи и т.д.

Под международными производственно-технически­ми связями понимаются отношения между самостоятельными производителями разных стран в области производ­ства, науки, техники, объединенные единством конкретно­го целевого значения. К международным относятся как внутрифирменные, так и межфирменные связи ТНК. Про­изводственно-технические связи предполагают область и характер  взаимодействия  между  отдельными  самостоя­тельными производителями, которые проявляются в форме обмена материально-вещественными результатами деятель­ности (в отличие от операций по обмену научно - технически­ми знаниями и другими услугами). Наконец, термин "свя­зи" предполагает взаимоотношения между производителя­ми, установленные в результате применения организацион­ных форм, которые предусматривают согласование, коор­динацию действий между субъектами.

Информация о работе Основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности