Основные принципы валютного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 08:36, реферат

Краткое описание

Согласно закона «О валютном регулировании и валютном контроле», основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Файлы: 1 файл

ВРВК 1.docx

— 18.46 Кб (Скачать)

Основные  принципы валютного регулирования

   

 Согласно закона «О валютном регулировании и валютном контроле», основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических  мер в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования;

2) исключение неоправданного  вмешательства государства и  его органов в валютные операции  резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и  внутренней валютной политики  Российской Федерации;

4) единство системы валютного  регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством  защиты прав и экономических  интересов резидентов и нерезидентов  при осуществлении валютных операций.

     Реализация  принципа неоправданного вмешательства  государства и его органов  в валютные операции резидентов  и нерезидентов состоит, прежде  всего, в том, что законодатели  установили, что валютные операции  между резидентами и нерезидентами  осуществляются без ограничений,  за исключением тех, к которым  применяются меры регулирования.  Но меры регулирования валютных  операций действуют только до 01.01.2007 года.

     Закон 173-ФЗ  определяет, что ограничения носят  недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Например, Указанием от 29.12.2004 года №1540-У Центральным Банком РФ были уменьшены суммы зачисляемых денежных средств при применении такой меры регулирования как резервирование. Планируются изменения в валютное законодательство, которые расширяют перечень валютных операций между резидентами.

     Если при  изучении положений и норм  Закона участники валютных отношений  увидели запрет на проведение  валютной операции, то ее нельзя  осуществить в таком виде как она записана в Законе 173-ФЗ. Но есть возможность найти пути решения проблемы. Например, если запрещена валютная операция, которую необходимо провести между резидентами, то эту операцию можно провести в валюте Российской Федерации.

     Провозглашение  принципа обеспечения государством  защиты прав и экономических  интересов резидентов гарантируется  пунктом 6 статьи 4 Закона № 173-ФЗ, согласно которому все неустранимые  сомнения, противоречия и неясности  актов валютного законодательства  Российской Федерации, актов органов  валютного регулирования и актов  органов валютного контроля толкуются  в пользу резидентов и нерезидентов.

     Валютное регулирование  представляет собой комплекс  мер в сфере международных  экономических отношений, направленных  на упорядочение движения валютных  потоков как внутри страны, так  и на мировом валютном рынке.  Валютное регулирование интегрировано  в систему денежно-кредитного  регулирования, и, наряду с  другими мерами государственного  регулирования, должно способствовать  реализации приоритетных направлений  экономической политики государств.

     По своей  сути валютное регулирование  выступает в качестве важного  связующего звена между национальной  экономикой и мировой. Валютное  регулирование играет важную  роль в реализации политики  оптимального участия любой страны  в международном разделении труда.  Проводимые меры валютного регулирования  непосредственно связаны с обеспечением  безопасности национальных государств.

     Составной  частью государственной политики  валютного регулирования являются  валютные ограничения. Под валютными  ограничениями понимается совокупность  мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном  или в административном порядке  и направленных на ограничение  операций с валютой, золотом  и валютными ценностями.

     Валютные ограничения  используются в мировой практике  с целью уравновешивания платежных  балансов, поддержания курсов национальных  валют и концентрации валютных  ресурсов в руках государства.

     Согласно экономической  теории, к валютным ограничениям  относят:

- обязательную продажу  экспортерами государству иностранной  валюты (в обмен на национальную  валюту по официальному курсу);

- запрещение свободной  продажи и купли валютной выручки;

- регулирование платежей  и переводов за границу, вывоза  капитала, репатриации прибылей, золота, денежных знаков и ценных бумаг;

- ограничение прав физических  лиц владеть и распоряжаться  иностранной валютой;

- регулирование получения  внешних займов.

     Следует отметить, что валютные ограничения в  развивающихся странах (в отличие  от развитых) охватывают более  широкий круг внешнеэкономических  операций и характеризуются большей  жестокостью.

     Используемые  в мировой практике валютные  ограничения распространяются на  операции, связанные с движением  капиталов, и текущие операции  платежного баланса. К первой  группе относят такие ограничения,  как:

- государственный контроль  над иностранными инвестициями  и вывозом капитала и прибылей;

- централизованное привлечение  внешних займов национальными  компаниями;

- обязательное получение  разрешения валютных органов  для привлечения внешних займов (где это разрешено производить  самостоятельно хозяйствующим субъектам);

- депонирование определенной  части полученных заемщиками  иностранных кредитов на специальные  счета в центральном банке.  Иногда размеры таких депозитов  дифференцируются в зависимости  от назначения займов, что дает  возможность государству воспрепятствовать  вложению полученных средств в проекты, которые не соответствуют общему направлению экономической стратегии в стране.

     Предоставление  определенных льгот иностранным  инвесторам с целью стимулирования  притока в страну иностранного  капитала: гарантии перевода за  границу всей или части прибыли  в течение установленного периода,  привлечение внешних займов без  специального разрешения валютных  органов и т.д.

     Ко второй  группе ограничений (по текущим  операциям платежного баланса)  следует отнести:

- продажу всей (или части)  валютной выручки уполномоченным  банкам по официальному курсу;

- запрет ввоза и вывоза  валютных ценностей без специальных  разрешений;

- ограничения прав физических  лиц владеть и распоряжаться  средствами в иностранной валюте, переводить за границу личные  доходы и осуществлять платежи;

- лимитирование обмена национальной валюты на иностранную при поездках за границу.

     Многие модели  валютного регулирования построены  на основе фиксированных курсов  обмена. К преимуществам вариантов  валютного регулирования, основанных  на фиксированных курсах, следует  отнести:

- высокую степень предсказуемости  экономической ситуации для экспортеров  и импортеров;

- низкий уровень риса  валютных операций;

- возможность достижения  основных целей валютного регулирования  наиболее простым путем.

     Недостатками в политике фиксированных курсов являются:

- постоянно и органично  присущий дисбаланс между спросом  и предложением валюты;

- противоречие между операциями, осуществляемыми на основе и  не ан основе фиксированного  курса.

     В качестве примеров применения политики фиксированных курсов можно выделить монетарный союз Ганзы, валютную систему плановой экономики и мягкую систему валютных курсов (Бреттон-Вудская система).

     Вторая группа проблем охватывает анализ закономерностей развития процессов регулирования в валютной сфере. За все время развития общества валютные системы стран с рыночной экономикой испытали на себе практически все методы регулирования со стороны государства.

     Современные тенденции валютного регулирования складываются под воздействием целого ряда факторов. К ним относятся различия в уровне экономического развития отдельных стран, особенности развития стран с переходной экономикой, дальнейшая эволюция наднациональных структур, последствия финансового кризиса конца 90-х годов, региональные экономические проблемы и многое другое. Действие этих факторов имеет свою специфику как на уровне отдельных стран, так и на региональном и глобальных уровнях. Далеко не последнюю роль в мировой валютной системе играют процессы валютного регулирования в рамках ЕС.

     Федеральным законом 2003 года отменены ограничения на совершение большинства валютных операций, однако по ряду валютных операций движения капиталов, предусмотрено, что Правительство РФ осуществляет регулирование:

- при расчетах и переводах  между резидентами и нерезидентами  на условиях предоставления резидентами  нерезидентам отсрочки платежа  на срок более трех лет при  экспорте товаров, указанных в  разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ (это касается машин, оборудования, средств наземного, воздушного и водного транспорта, вооружения);

- при расчетах и переводах  между резидентами и нерезидентами  на условиях предоставления резидентами  нерезидентам отсрочки платежа  на срок более пяти лет за  производимые резидентами за  пределами России строительные  и подрядные работы, а также  поставляемые на эти цели товары;

- при расчетах и переводах  между резидентами и нерезидентами  на условиях предоставления резидентами  нерезидентам отсрочки платежа  на срок более 180 календарных  дней в связи с осуществлением  внешнеторговой деятельности;

- при расчетах и переводах  между резидентами и нерезидентами  на условиях предоставления резидентами  нерезидентам отсрочки платежа  на срок более 180 календарных  дней в виде предварительной  оплаты товаров в связи с  осуществлением внешнеторговой  деятельности.

    При предоставлении отсрочки платежа или выдаче коммерческого кредита в указанных выше случаях предусмотрено требование о резервировании резидентом на определенный срок сумм, не превышающих 50% от размеров отсроченного платежа или предоставленного коммерческого кредита до погашения нерезидентом возникших обстоятельств.

- при расчетах и переводах  при приобретении резидентами  у нерезидентов долей, вкладов,  паев в имуществе (уставном  или складочном капитале, паевом  фонде кооператива), причем если такого рода операции производятся в порядке, который устанавливает Правительство РФ по согласованию с Центральным банком РФ.

     Валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами регулируются, в отведенных ему рамках, также Банком России. В целях выполнения им регулирующей функции Центральный банк РФ может потребовать от резидента использования им специального счета (банковского счета по учету прав на ценные бумаги) для регулирования ряда валютных операций, осуществляемых между резидентом и нерезидентом (при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте; операциях с внешними ценными бумагами и другие).

     Банк России может потребовать от нерезидента использования специального счета при регулировании ряда валютных операций, осуществляемых между резидентом и нерезидентом (при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте; операциях с внешними ценными бумагами и другие).

    Банк может устанавливать требование о резервировании резидентами и нерезидентами до 100% суммы осуществляемой валютной операции на срок не более 60 календарных дней в строго установленных случаях (при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте; операциях с внешними ценными бумагами и другие).

     Валютные операции между физическими лицами-резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами) на сумму до 150 тыс. долл. США в течении календарного года осуществляются без ограничений.

     Резиденты без ограничений могут открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и производить по ним расчеты в установленном Банком России порядке, как для юридических, так и физических лиц-резидентов.


Информация о работе Основные принципы валютного регулирования