Основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование внешнеэкономической политики как инструмента регулирования экономики.

Оглавление

Введение
1 Понятие и цели внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности
2 Политика государственного управления внешнеэкономической сферой
3 Проблемы, тенденции и перспективы развития внешнеэкономических связей республики беларусь, методы их регулирования
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

347-62-87-курс.doc

— 457.00 Кб (Скачать)

Во-вторых, необходимы развитие и сти­мулирование импортных закупок определен­ных товаров, прежде всего переход к целе­направленному импорту оборудования, жиз­ненно важного для развития совместных стратегических проектов и программ, ори­ентированных на постиндустриальные тех­нологии. Такого рода оборудование не столько должно стать средством для сборки готовых изделий, сколько ориентироваться на заполнение того вакуума, который обра­зовался в нашей стране в машиностроении, а также в фундаментальной и прикладной науке.

В целях повышения эффективности импорта оборудования целесообразно рас­смотреть все возможные варианты его по­ставки и определить эффективность реали­зации каждого из них. Итак, оборудование импортного производства для собственных нужд предприятие может приобрести а) непосредственно у производителя или б) у оте­чественной фирмы, которая является офи­циальным торговым представителем производителя в Республике Беларусь.

На современном этапе ви­дятся следующие шаги по совер­шенствованию системы внешне­экономического регулирования в Республике Беларусь:

1) определение четких границ между органами государственного управления и государственными предприятиями в регулировании внешнеэкономической деятельнос­ти. Ослабление государственного контроля и расширение маневрен­ности в принятии решений бело­русскими экспортерами. Стимули­рование частного сектора к реше­нию ресурсных и институциональ­ных проблем внешнеэкономичес­кой деятельности Беларуси;

2) недопущение дестабилизации валютной сферы за счет ис­пользования девальвации обмен­ного курса в качестве инструмен­та, создающего конкурентные пре­имущества экспорту. Стабиль­ность белорусского рубля является большим конкурентным преиму­ществом в привлечении иностранных инвестиций, чем стимулом развития белорусского экспорта. В результате девальвации внешне­экономическое неравновесие не улучшится, а ухудшится из-за "от­тока" потенциальных инвесторов, которые еще только рассматрива­ют страну в качестве объекта ка­питаловложений:

3) оптимизация структуры и ге­ографии внешней торговли. Попу­лярной моделью внешнеэкономи­ческого равновесия между двумя странами является «гравитацион­ная модель внешней торговли", со­гласно которой объем торговли между двумя странами прямо про­порционален относительным размерам ВВП и обратно пропорцио­нален расстоянию между торговы­ми партнерами.

4) привлечение иностранных менеджеров на хоздоговорной ос­нове в качестве временных управ­ляющих белорусскими экспортны­ми предприятиями. Целесообраз­но также привлекать менеджеров из развитых стран под конкретные торговые и инвестиционные про­екты с компаниями из этих же стран. Привлечь западного менед­жера можно с помощью предостав­ления процента от прибыли или государственных поощрений.

5) все мероприятия по тамо­женному регулированию, стиму­лированию экспорта и в целом стабилизации внешнеэкономической деятельности целесообразно при­вести в соответствие с нормами ВТО как реализацию одного из го­сударственных приоритетов по вступлению республики в эту орга­низацию;

6) кредитование белорусских экспортеров через кредитование их контрагентов с использованием системы страхования.

7) усилить сочетание экспорт­ной товарной стратегии с инвести­ционной. Улучшить учет эффек­тивности размещения белорусских инвестиций за рубежом. Опреде­лить сравнительную эффектив­ность капиталовложений в добы­вающую отрасль с другими зару­бежными проектами. Открытие белорусских компаний за рубежом будет способствовать внедрению исключительно рыночных меха­низмов в процесс ведения хозяйст­венной деятельности.

8) проведение мероприятий по улучшению целевых показателей, которые используют рейтинговые агентства при повышении суверен­ного кредитного рейтинга, что в итоге будет способствовать улуч­шению инвестиционного климата;

9) условия ведения бизнеса в Бе­ларуси являются единственно важ­ным фактором, который влияет на привлечение прямых иностранных инвестиций. Косвенные меры в сфере налогообложения и таможен­ного регулирования не помогают, а лишь мешают инвесторам ввиду чрезмерной активности государст­венных органов и громоздкости до­кументооборота.

10) привлечение прямых ино­странных инвестиций является ре­альным способом сохранить темпы роста оплаты труда в Республике Беларусь. Социальные обязатель­ства по повышению заработной платы в настоящее время решают­ся путем повышения производи­тельности труда [8, с. 36].

Итак, в настоящее время, несмотря на стремление Республики Беларусь вести многовекторную политику, приоритеты нашей страны находятся в пределах СНГ.  Экономические отношения Беларуси и России характеризуют высоким уровнем хозяйственно-технологической, социокультурной общности, наличием многих сходных задач, составлявших часть единой в прошлом хозяйственного комплекса, взаимосвязанного по своей структуре, размещением производительных сил, используемым технологи и принципам организации производства.

В республике продолжают существовать некоторые нетарифные ограничения. Это касается квот на экспорт сырья, имеющегося в недостаточном количестве. Помимо контроля над экспортом вооружений, наркотиков, радиоактивных или токсических отходов, а также других товаров особого назначения, Беларусь установила экспортные квоты на отдельные виды удобрений, цены на которые внутри страны ограничиваются с целью защиты крестьянских хозяйств, а также на гербициды, лом черных металлов, алюминий, медь и никель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Выбор механизмов стабилиза­ции внешнеэкономического нерав­новесия, как правило, определяет­ся властями исходя из внешнетор­говых и внешнефинансовых источ­ников дисбаланса. Подбор стабилизационных инструментов ис­ключительно на основе выбора между погашением внешнеторго­вого или внешнефинансового де­фицита является поверхностным и возможен лишь в краткосрочном периоде для оперативного реше­ния текущих задач. Стабилизация должна быть заправлена на реше­ние факторных, долгосрочных за­дач выравнивания платежного ба­ланса.

Устойчивое развитие внешнеэкономи­ческой деятельности Беларуси базируется на следующих принципах:

-  многовекторность сотрудничества;

-  опережающее развитие экспорта и ориентация на формирование положитель­ного внешнеторгового сальдо:

-  улучшение структуры и повышение экономической эффективности внешнетор­говых связей;

-  эффективное использование имеюще­гося производственного потенциала и раз­витие перспективных направлении внешне­экономических связей;

-  обеспечение экологических интересов Беларуси во внешнеэкономической деятель­ности;

-  стимулирование поступления в стра­ну экологически ориентированных зарубеж­ных инвестиций;

-  проведение взвешенной политики в решении проблем внешней задолженности.

При плавающем ва­лютном курсе и высокой немобильности капитала денежная политика опять-таки является высокоэффективным средством макроэкономической корректировки. Она усиливается более существенным, чем в предыдущем случае, падением ва­лютного курса, что обеспечивает допол­нение целенаправленного использования денежных инструментов автоматичес­ким эффектом улучшения торгового баланса.

Для поддер­жания фиксированного обменного курса Центральный банк бу­дет проводить интервенции на валютном рынке, продавая иност­ранную валюту и скупая национальную. Денежная масса будет сокращаться, что приведет к уменьшению дохода, росту процен­тной ставки и, следовательно, улучшению состояния платежного баланса.

В условиях свободно плавающего валютного курса внешнеторговая политика не оказывает воздействия на доход, поскольку тенденция роста чистого экспорта в результате проведения протекционистских мер нейтрализуется сни­жением чистого экспорта, вызванным соответствующим ростом обменного курса валюты.

Внешнеэкономическое равнове­сие является индикатором соот­ветствия национальной экономи­ки современным тенденциям раз­вития мирового сообщества. Внут­ренняя устойчивость экономичес­кого развития создает механизмы по защите от внешних шоков. Ре­гулируемая открытость экономи­ки, соответствие внутренних соци­ально-экономических задач внеш­ним условиям их решения долж­ны способствовать достижению внешнеэкономического равнове­сия Республики Беларусь.

Стимулирующее воздействие на экономику может оказать внешнеторговая по­литика, когда государство, вводя ограничения на импорт или поощряя экспорт, целе­направленно изменяет величину чистого экспорта и таким образом способствует уве­личению совокупного спроса. В условиях фиксированного валютного курса такая политика может быть оправданной, последующее увеличение денежной массы приводит к росту совокупного дохода.

Введение таможенных пошлин на импорт будет равнозначно увеличению госрасходов и вызовет сдвиг кривой IS вправо, что в свою очередь приведет к росту реальной внутренней ставки банковского процента, притоку капитала и вследствие этого росту обменного курса национальной валюты. Изменение курса нацио­нальной валюты вызовет обратное движение чистого экспорта. В данном случае произойдет его сокращение, которое по своему отрица­тельному макроэкономическому эффекту полностью нейтрализует сти­мулирующий эффект импортных квот.

Вопреки ожиданиям, в долгосрочном периоде введение протекционистских мер может привести к ухудшению социально – экономического положения в стране.

Инстру­ментарий внешнеэкономического регулирования активно использу­ется Республикой Беларусь. Тем не менее, отдельные направления во внешнеэкономическом регули­ровании имеют резервы для роста и совершенствования. Некоторые проблемные задачи, как, напри­мер, развитие портфельного инвес­тирования, улучшение инвестици­онного климата, начали решаться после получения страной суверен­ного кредитного рейтинга. Другие, как, например, модернизация экс­портных производств, возникли относительно недавно и требуют оперативной реакции государства.

В настоящее время, несмотря на стремление Республики Беларусь вести многовекторную политику, приоритеты нашей страны находятся в пределах СНГ.  Экономические отношения Беларуси и России характеризуют высоким уровнем хозяйственно-технологической, социокультурной общности, наличием многих сходных задач, составлявших часть единой в прошлом хозяйственного комплекса, взаимосвязанного по своей структуре, размещением производительных сил, используемым технологи и принципам организации производства.

В республике продолжают существовать некоторые нетарифные ограничения. Это касается квот на экспорт сырья, имеющегося в недостаточном количестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Алехнович, А.В. Управление внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь: Практическое пособие/ А.В. Алехнович. - Мн.: Амалфея, 2005. - 416 с.

2 Балашевич, М.И. Внешнеторговая политика Республики Беларусь: состояние и направление совершенствования / М.И. Балашевич // Белорусский Экономический Журнал. – 2009. - №1 – С. 87-89.

3 Василенко, И. Инструменты внешнеторговой политики / И. Василенко // Белорусский экономический журнал. – 2009. - №1. – С. 21-23.

4 Забавский, Г.В. Оценка систем тарифного регулирования внешней экономической деятельности в Республике Беларусь и ЕС / Г.В. Забавский // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2009. - №2. – С. 29-37.

5 Мартынов, С.Н. Политическое и торгово – экономическое положение Республики Беларусь в меняющемся мире / С.Н. Мартынов // Бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь – 2009. - №1. – С. 61-67.

6 Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего   образования   по   экономическим   специальностям   / Т. С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л. П. Зеньковой. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 380 с, ил.

7 Осипов, Р. Протекционизм в современном мире / Р. Осипов // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. - №1. – С. 26-28.

8 Политические и экономические взаимоотношения Беларуси со странами мира // Приложение к журналу «Политика». - 2009. - №2/3. – С. 30-35.

9 Разумов, Л.Б. Внешнеэкономические аспекты регионального развития / Л.Б. Разумов // Экономика 21 века. – 2009. - № 11. – С. 41-50.

10 Савченко, А. Нетарифные методы регулирования / А. Савченко // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2004. - №2. – С. 31-33.

11 Соколова, Е. Современные тенденции во внешнеторговой сфере Республики Беларусь // Банкаускi веснiк. - 2011. - №2. – С. 15-19.

12 Статистический ежегодник Республики Беларусь за 2010 год. – Мн., 2010. – 650 с.

13 Шимов, В. Многовекторная внешнеэкономическая политика Беларуси в контексте стратегии устойчивого развития / В. Шимов// Белорусский Экономический Журнал. – 2009. – №4. – С. 4-21.

14 Янчук, А.Л. Методы государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь / А.Л. Янчук // Веснiк Беларускага Дзяржаунага Эканамiчнага Унiверсiтэта. – 2009. - №6. – С. 12-20.

Информация о работе Основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности