Организация службы маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 10:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - показать необходимость отдела маркетинга на примере 3АО "3еленодольский хлебокомбинат" и разработать предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности на этом предприятии. Постановка цели дипломной работы необходимость решения комплекса следующих задач: 1. Изучить основные аспекты организации маркетинга на предприятии 2. Рассмотреть организацию маркетинговой деятельности на примере ЗАО "Зеленодольский хлебокомбинат".

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….
1. Основные аспекты организации маркетинга на предприятий………………
1.1. Принципы организации службы маркетинга………………………………..
1.2. Цели, задачи и функции службы маркетинга………………………………
2. Организация маркетинговой деятельности на ЗАО «Зеленодольский хлебокомбинат»……. …………………………………………………………….
2.1. Характеристика предприятия…………………………………………………
2.2. Организационная структура управления предприятием…………………
2.3. Анализ маркетинговой деятельности предприятия………………………
3. Мероприятия по совершенствованию организации службы сбыта на предприятии …………………………………………………………………….
3.1. Организация аналитической службы маркетинга и сбыта…………………
3.2. Прогнозирование товарооборота как один из путей увеличения его объема ……………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………
Приложение

Файлы: 1 файл

диплом2.doc

— 422.00 Кб (Скачать)

 

 

Таблица 3

Основные должники ЗАО  «Зеленодольский хлебокомбинат» (тыс. руб.)

Наименование предприятия-должника

Размер

Доля, %

 

задолженности

 

000 Т Д «Позис-Омикрон»

                  2287,5

                   21

ЗАО Татгазинвест

831,1

                  7

000 АкБарс Торг

                  1828,6

                   16

000 ТФ «Чулпан»

927,5

                8

ОАО «Универмаг»

723,4

6

000 Промснабсервис-1

620,8

5

000 «Нимет»

3110,9

28

000 «Товары для дома»

329,4

3

000 Т Д «Камилю>

330,8

3

000 Т Д «Диаматик»

335,1

3


По сравнению с 2010 годом дебиторская задолженность увеличилась на 16,9%, оборачиваемость дебиторской задолженности составляет 34 дня. Кредиторская задолженность составляет 24863,тыс.руб.,по сравнении с 2010 годом увеличилась на 21,7 %.        Основные кредиторы представлены в таблице 4

                                                                                                                    Таблица 4

Кредиторы 3АО «3еленодольский  хлебокомбинат» (тыс. руб.)

Наименование предприятия -кредитора 

Сумма

Доли, %

Сельхозпредприятие «Майский» 

1618,2

24

000 «Агропродукт» 

 

1457,7

21

000 «Ак-Каен» 

 

893,6

13

ИП Сергеев А.Р.

 

790,4

12

ип Жуков А.А.

 

688,7

10

ОАО Наб. Челнинский

ХПП

492,8

7

000 Продмонтаж-Сервис 

472,8

7

000 Металлию>

 

392,5

6


Период оборота кредиторской задолженности составляет 48дней. Налоги являются основным источником государственных доходов.   Каждое юридическое и физическое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. В 2011 году начислено налогов в бюджет и внебюджетные фонды всех уровней на сумму 28924,4тыс.руб,перечислено 30761,2 тыс.рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Организационная структура управления предприятием

Организационная структура предприятия построена по линейно функциональному принципу.         Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия; формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.       Коммерческий директор осуществляет руководство финансово хозяйственной деятельностью предприятия в области материально технического обеспечения, заготовки и хранения сырья, сбыта продукции на рынке и по договорам поставки, транспортного и обслуживания, обеспечивая эффективное и целевое использование материальных и финансовых ресурсов, снижение их потерь, ускорение оборачиваемости оборотных средств.         Коммерческому директору подчиняется отдел сбыта и возглавляется начальником отдела сбыта.          В структуру отдела сбыта входят группа по сбыту и группа по коммерческой деятельности. Отдел маркетинга на предприятии отсутствует.  В настоящее время перед отделом сбыта поставлены следующие задачи:             - обеспечение выполнения планов поставки продукции в срок и по номенклатуре в соответствии с договорами;       - организация рекламы и стимулирование сбыта продукции;   - обеспечение требований потребителей специалистами 3АО «3еленодольский хлебокомбинат» до принятия обязательств поставки;   - обеспечение сбора и обработки информации об удовлетворенности потребителей.          Деятельность 3АО «3еленодольский хлебокомбинат» в области сбыта и распределения своей продукции подчинена следующим целям:    - обеспечивать доставку хлебобулочной и кондитерской продукции в необходимом объеме в такое место и в такое время, которые более всего устраивают всех потребителей;         - способствовать привлечению внимания покупателей к продукции 3АО «3еленодольский хлебокомбинат» и всемерно стимулировать расширение ее продажи конечным потребителям.     Начальник планового отдела осуществляет руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленном на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей эффективности работы предприятии. Возглавляет подготовку проектов текущих планов подразделениями предприятия по всем видам деятельности в соответствии с заказами потребителей продукции, работ (услуг) и заключенными договорами, а также обоснований и расчетов к ним. Участвует в разработке стратегии предприятия с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям. Руководит составлением среднесрочных и долгосрочных комплексных планов производственной, финансовой и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия, согласовывает и взаимно увязывает все их разделы. Обеспечивает доведение плановых заданий на начальника отдела снабжения возлагаются следующие функции: руководство работой менеджеров отдела снабжения; руководство и организация закупками товара по всему торговому ассортименту; участие в работе по формированию ассортимента; определение объема закупки и участие в ценообразовании; обеспечение выполнения целевых показателей по марже, при сохранении конкурентоспособности выходных цен фирмы; обеспечение максимальной конкурентоспособности цен и условий на закупаемую продукцию; контроль и организация работ с производителями и поставщиками; работа с документами по работе отдела снабжения; организация, управление и контроль работы с таможней.        Директор по производству возглавляет производственную работу на комбинате; создает оптимальные условия для своевременного и качественного выполнения производственными подразделениями возлагаемых на них повседневных задач; руководит работой по формированию производственной политики и стратегии развития производства; обеспечивает необходимый уровень технической подготовки производства и его постоянный рост, повышение эффективности производства, сокращение издержек (материальных, финансовых, трудовых), рациональное использование производственных ресурсов; руководит разработкой мероприятий по реконструкции и модернизации производственных мощностей комбината.      Начальник отдела технического контроля организует работу по проведению контроля: технического состояния подвижного состава при выезде и по возвращении с линии, качества и полноты выполнения объема работ при производстве всех видов технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава; качества изготавливаемых и восстанавливаемых на предприятии деталей и узлов; качества поступающих на предприятие материалов, запасных частей, а также отремонтированных автомобилей и агрегатов; состояния находящихся в эксплуатации контрольно-измерительных средств, приспособлений, инструмента, технологической оснастки.

2.3 Анализ маркетинговой деятельности предприятия

Анализ маркетинговой деятельности начнем с оценки внешнего окружения  предприятия. для этого рассмотрим рыночную среду, конкурентов, партнеров  и потребителей.       Рынок.          Хлебопекарная отрасль в 2010 г. не ощутила сильных последствий кризиса, это и настораживает хлебопеков. Вокруг действительно все дорожает, растут платежи, расходы, цены на ингредиенты. Зато цена на продукцию "эконом-класса" остается умеренной. [50]    Сегодня в Казани можно купить хлебобулочные изделия девяти предприятий-изготовителей: ОАО "Булочно-кондитерский комбинат", ОАО "Хлебобараночный комбинат",ОАО " Казанский хлебозавод N22", ОАО " Казанский хлебозавод N2 7", ОАО " Казанский хлебозавод N23 ", 000 " Бахетле", 000 " Татлы ", Филиал ОАО "ВАМИН-Татарстан", "Казанская реализационная база хлебопродуктов", ИП "Шахин Н.М.". Всего же в Татарстане 176 хлебопекарен.         По данным управления агропромышленного комплекса Кабинета Министров Татарстана, в прошлом году в республике было произведено и реализовано 173,2 тыс. т хлебобулочных изделий. 39,6% этого объема произвели предприятия ОАО "Объединенная хлебная компания", 17,5% - ОАО "Челны-хлеб", 17,4% - "Татпотребсоюз". Остальное приходится на независимые хлебозаводы, которые расположены в райцентрах республики.  По мнению начальника управления агропромышленного комплекса Кабинета Министров Татарстана Анатолия Краснова, конкуренция в республике настолько велика, что даже некоторые местные хлебозаводы предпочли перепрофилироваться в кондитерские.     Стоит заметить, что с начала 2010 года цены на ингредиенты хлебобулочных изделий пошли в рост. Так, по данным Татарстанстата, на 16 марта 2010 Г. отмечался рост цен на пшеничную муку на 0,4% и сахарный песок на 0,9%.            Кроме того, увеличились и иные расходы, в том числе и на энергоресурсы. Список предприятий-должников по электроэнергии растет, а в это время в список продукции "эконом-класса" вошли шесть наименований хлебо-булочных изделий:          - "Дачный"            - "Рябинушка"           - "Белый 1 сорт"           - "Дарницкий"           - "Сельский"           - "Батон нарезной".         Правительство республики настаивает на сдерживании цен на социально-значимые продукты. Однако на некоторых предприятиях продукция из этого списка занимает более половины всего вырабатываемого объема. Как выживать в этой ситуации - вопрос не риторический.   Выход хлебопеки видят в сокращении перечня этого списка. В соседних регионах под защиту государства попала всего пара наименований. Хотелось бы, чтоб ни население, ни хлебопеки при этом не пострадали.  В настоящее время сильно затруднился доступ к кредитам, которые ко всему еще и подорожали. Для нормальной деятельности хлебозаводам необходимо закупать сырье. И пока придут платежи, а отсрочка у некоторых сетевиков составляет до 60 дней, необходимы кредиты.     За 2010 год предприятий - хлебопроизводителей стало меньше, но, оказалось, причина тому вовсе не кризис. Многочисленные проверки, проведенные контролирующими и надзорными органами в последние несколько лет, выявляли массу нарушений при производстве хлеба и хлебобулочных изделий. Некоторым предприятиям-производителям вынесенные предписания пошли на пользу.       В 2008 году во время проверок предприятий, производящих хлеб и хлебобулочную продукцию, в 76% были выявлены многочисленные нарушения по качеству выпускаемой продукции, несоответствию обязательным требованиям стандартов, несоблюдению санитарных норм и правил. В 2010 году про цент нарушений составил уже 400/0.   Среди самых распространенных нарушений: реализация продукции без упаковки, содержащей необходимую информацию при отсутствии информационных листов в торговом зале. В половине случаев выяснялось, что в товарно-транспортных накладных не указывал ось время выемки изделий из печи, из-за чего невозможно определить конечный срок реализации хлеба, да и хлеб хранился на прилавке навалом в 3-4 ряда, вплотную со стенами помещений, что тоже является грубым нарушением.  Помимо этого проверенные пекарни и мини-пекарни не имели лабораторий. В некоторых отсутствовал входной контроль сырья и контроль за готовой продукцией, не соблюдался технологический режим. Кроме того, производство продукции осуществлял ось в неприспособленных помещениях и в антисанитарных условиях, на морально устаревшем оборудовании, неукомплектованном мукопросеивателем и магнитным уловителем металлических примесей.         Благодаря проверкам в хлебопекарной отрасли в 2011 г. наметились положительные тенденции, практически в два раза снизил ось количество выявляемых нарушений, как в торговле, так и на производстве. Многие предприятия-изготовители усовершенствовали свои технологические процессы, организовали лабораторный и сырьевой контроль, стали оформлять сопроводительную документацию надлежащим образом.  Поставщики.          Основными поставщиками сырья являются:      1. ОАО ХК «Золотой колос». Организация осуществляет как выращивание сельскохозяйственной продукции, так и её дальнейшую переработку. Предприятие оснащено современным оборудованием ведущих отечественных и зарубежных производителей и имеет возможность своевременно проводить техническое перевооружение, что позволяет без потерь собирать, хранить и перерабатывать выращенную сельскохозяйственную продукцию, сохраняя при этом её высокое качество. Основные направления деятельности холдинговой компании «Золотой Колос»:            производство и реализация сельскохозяйственной продукции: зерновые и масличные культуры, картофель, мясо свиней и КРС, молоко, яйцо куриное и продукты его переработки, сахарная свекла, кормовые культуры;  производство гранулированного и реализация сухого жома, муки, сахара-песка, дрожжей, комбикормов, хлебобулочных и кондитерских изделий;             2. Печищенский КХП.          Это зерноперерабатывающее предприятие ОАО «Вамин», занимается выпуском муки и крупяных изделий и имеют возможность использовать производственные линии для фасовки в 5 кг, 1 О кг, 25 кг, 50 кг мешкотару, а также крупы в п/э упаковку весом 750 и 900г. Предприятие полностью обеспечивает потребности собственной агрофирмы в комбикормах и реализует их другим потребителям. Комбикорма вырабатываются по рекомендованным рецептам, рассчитанным по специальной программе и отвечающим по качеству требованиям соответствующих нормативнотехнических документов          3. Компания «Продфактор».         Это предприятие поставляет пакеты, пленку, сырье для пищепрома.  4. МЖК Нижегородский ТД 3АО. Предприятие является лидером среди российских производителей туалетного и хозяйственного мыла, олеохимической продукции: дистиллированный глицерин, стеариновая кислота, мыльная стружка, жирные кислоты, олеиновая кислота, гудрон жировой, пластификатор (мыльный щелок).       5. ОАО «Холод».         Предприятие является поставщиком свежеморозженной продукции.  - индивидуальные предприниматели.       Конкуренты.          Основными конкурентами ЗАО «3еленодольский хлебокомбинат» являются:            ОАО «Казанский хлебозавод № 2»,        ОАО «Казанский хлебозавод № 3»,        ОАО «Васильевский хлебозавод»,        ОАО «Казанский хлебозавод № 7»,        ОАО «Булочно-кондитерский комбинат»,      ОАО «Казанский хлебозавод №5»,        ОАО «Хлебобараночный комбинат»,       ОАО Казанский хлебозавод № 4»,        ОАО «Челны-хлеб»;         Особо следует выделить казанские хлебозаводы, которые являются крупнейшими производителями хлебопекарной отрасли Республики Татарстан, имеют фирменные торговые сети и широкий ассортимент продукции.             7 казанских хлебозаводов входят в состав холдинга ОАО «Объединенная хлебная компания». По отношению к своим предприятиям «Объединенная хлебная компания» осуществляет три функции: технологическую поддержку, юридическую, представительство в органах власти. Кроме того, 25% акций компании, т.е. блокирующий пакет, остались за государством. У руководства прекрасно налажен диалог с правительством республики. Представители соответствующих ведомств постоянно присутствуют с «хлебниками» на заседаниях, анализируют ситуацию на хлебном рынке с целью принятия оптимальных решений.    Серьезным конкурентом является ЗАО «Челны-Хлеб». Это предприятие работает по технологии полного цикла: от выращенного в поле зерна до выпечки хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий в красивой упаковке, которые поступают покупателям через собственную торговую сеть и магазины.            ЗАО "Челны - Хлеб" сегодня это: стабильное производство хлебобулочных и кондитерских изделий; использование только современного оборудования; четкая структура управления; гибкая и надежная система доставки продукции; всегда высокое качество и постоянно расширяющий ассортимент продукции; развитая социальная сфера.  Оценим внутреннюю среду предприятия.       Сбытовая деятельность.       Деятельность 3АО «3еленодольский хлебокомбинат» в области сбыта и распределения своей продукции подчинена следующим целям:    - обеспечивать доставку хлебобулочной и кондитерской продукции в необходимом объеме в такое место и в такое время, которые более всего устраивают всех потребителей;         - способствовать привлечению внимания покупателей к продукции 3АО «3еленодольский хлебокомбинат» и всемерно стимулировать расширение ее продажи конечным потребителям.      В качестве критериев принятия решений при осуществлении мероприятий сбытовой политики в 3АО «3еленодольский хлебокомбинат» принимаются:            - величина товарооборота;         - доля рынка;           - расходы по сбыту;          - степень разветвленности сети распределения;      - имидж каналов сбыта;         - уровень кооперации;          - гибкость и живучесть распределительной сети.    Продукция комбината ежедневно поставляется в 230 торговых точек:  - 000 «Ак Барс-торг», 6 магазинов «Пятерочка»;     - ОАО «Азык», магазин «Курочка Ряба»;       - 000 «Универмаг»;          - 000 «Ирида» (18 магазинов);        - 000 «Восход»;           - 000 «Карина»;           - 000 «Элис»;           - 000 ЦОТ «Зеленый Дол»;         - 000 «Парус» (4 магазина)         - около 100 магазинов индивидуальных предпринимателей.   На сегодняшний день на хлебокомбинате выпускается широкий ассортимент продукции (Приложение). Среднедневная отгрузка составляет 329 т.р.            Производимые товары:          - широкий ассортимент хлебобулочных изделий, включая хлеба лечебно-профилактического назначения;        - мучнистые кондитерские изделия (торты, пряники, кекса, пирожные);  - сахаристые изделия (зефирные шарики);      - сухарные изделия (сухари);         - бараночные изделия (бублики, баранки, сушки);     - концентраты (квас, мука блинная).       За 2010год произведено 6612 тн продукции (табл.5).

Таблица 5

          Выпуск продукции ЗАО «Зеленодольский хлебокомбинат» (в тоннах)

Наименование изделия 

Количество 

Хлеб

4517

Булочные изделия 

1016

Кондитерские изделия 

549

Сахаро-бараночные изделия 

58

Пищевые концентраты 

39

Макаронные изделия 

35

Замороженные полуфабрикаты 

2

Солод и комбикорма

396

Итого

6612


Для достижения и сохранения общей  финансовой устойчивости, повышения конкурентоспособности и эффективности экономики предприятия необходимо, непрерывно улучшать качество продукции, сокращая издержки производства, обновляя основные фонды, наращивая производственные мощности; внедрять передовые технологии в производство, обновлять ассортимент продукции на основе изучения спроса и потребности рынка.         Среднесписочная численность работников составляет 345 человек. (таблица 6). В течение 2010 года принято на работу 113человек, уволено 116 человек. На предприятии достаточно высокая степень текучести кадров, составляет - 30,9%.          Средняя зарплата по заводу составила 11594рублей, увеличение по сравнению с 2008 годом на 4,2%, фонд оплаты труда составил 48170,3тыс. руб., что составляет 25,6 % от себестоимости.

Таблица 6

Среднесписочная численность 

345

Средняя зарплата

11594

Фонд оплаты труда 

48170,3


В 2010 году работникам была выделена материальная помощь к отпуску в сумме 36,6 тыс. рублей.         На юбилеи, праздничные даты, молодым людям, вступающим впервые в брак, предусмотрены денежные вознаграждения, подарки. В 2010 году на эти цели израсходовано 51,9 тыс. рублей.        Ко дню пожилых людей, юбилеям, праздничным датам пенсионеров, труженикам тыла, ветеранам и участникам войн предусмотрены различные виды выплат, подарки. В 2010 году на эти нужды израсходовано 110,8 тыс. рублей.             На проведение новогоднего утренника для детей работников предприятия, приобретение новогодних подарков израсходовано 13,2 тыс. рублей.           Хлебокомбинат оказал в 2010 г. благотворительную помощь различным организациям, предприятиям, инвалидам, военнослужащим на общую сумму 92,9 тыс. рублей.        Забота о здоровье работников завода одна из задач руководства предприятия. Для организации отдыха и лечения работников завода приобретены путевки на санаторно-курортное лечение, оплатой за счет средств завода, на сумму 36,6 тыс. рублей. На летний период дети сотрудников комбината поправили здоровье в детских оздоровительных лагерях. Затраты за счет средств соц. страхования составили 63 тыс.рублей. Добровольным медицинским страхованием охвачено 60% работников. На эти цели израсходовано 1759 тыс. рублей.        В целях обеспечения работников горячим питанием ЗАО содержит столовую. Товарооборот столовой за 2010 год составил 689,6 тыс. рублей. Для удешевления питания работников ежедневно выделялись до 1 О кг хлеба и 3 кг кондитерских изделий. За 2010 год эти расходы составили 1 О 1 ТЫС.р  Общество содержит общежитие, где проживают в основном работники завода и гостиницу. Затраты на содержание этих объектов составили 969,8 тыс. рублей. Возмещено жильцами 516,4 тыс. рублей.     С целью продвижения выпускаемой продукции на рынке Хлебокомбинат постоянно принимает участие в конкурсах как регионального, так и всероссийского уровня. На всероссийском смотре качества кондитерских изделий «Торты и Пирожные -2006 год» Торты «Вдохновение», «Сююмбике», были удостоены серебряной медали.   Хлебокомбинат занял 3-е место и был награжден Дипломами в номинациях «Хлеб» и «Декоративная выпечка» на УН кубке России по хлебопечению - Кубок Луи Лесаффра (отборочный этап по Приволжскому федеральному округу).           На основе приведенных выше данных проведем SWОТ-анализ ЗАО "Зеленодольский хлебокомбинат". Для этого определим сильные и слабые стороны деятельности предприятия, возможности и угрозы его дальнейшего развития. (табл. 7)

                                                                                                                  Таблица 7

Матрица SWОТ-анализа

 

Возможности

Угрозы 

 

- возможности 

- снижение 

 

увеличения объемов 

эффективности

 

производства;

деятельности;

 

- возможности 

- потеря части 

 

увеличения 

запланированной

 

ассортимента 

прибыли;

 

продукции;

- снижение объемов 

 

- увеличение объемов 

производства и 

 

реализации;

реализации;

 

- осуществление 

- отказ покупателей  от 

 

реальных инвестиций

приобретения продукции;

 

в производство И др.

- низкая узнаваем ость 

   

продукции и соотнесение 

   

ее с производителем и др.

Сильные стороны 

Поле 

Поле 

- широкий 

Сила - возможности:

Сила - угрозы:

ассортимент

- увеличение объемов

- отказ покупателей  от 

выпускаемой

производства,

при обретения продукции 

продукции;

изменение

предприятия можно 

- отлаженные каналы 

ассортимента 

исключить за счет

сбыта;

продукции позволит

изменения ассортимента

- высококвалифициро 

предприятию

выпускаемой продукции 

ванные специалисты 

при влечь новых 

и увеличения объемов 

по сбыту;

потребителей;

реализации продукции,

- современные 

- возможность 

пользующейся спросом;

технологии 

выполнять

- устойчивые связи  с 

производства;

спецзаказы 

постоянными

- наличие свободных 

способствует 

покупателями снижают 

финансовых 

заключению новых 

негативный эффект от

ресурсов;

договоров;

низкой узнаваемости

- устойчивые связи  с 

- наличие свободных 

продукции и 

постоянными

финансовых ресурсов

Мало привлекательности

покупателями и др.

позволит 

логотипа 

 

осуществить

 
 

модернизацию 

 
 

производственных 

 
 

мощностей

 

Слабые стороны 

Поле 

Поле 

- неэффективная 

Слабость -

Слабость - угрозы:

организационная

возможности:

Низкие вкусовые

структура

Увеличение доли

качества некоторых 

предприятия и отдела

рынка и заключения

видов продукции,

сбыта;

новых договоров 

снижение объемов 

- низкий уровень 

позволит повысить

потребления

рекламы;

показатели 

хлебобулочной

-мало привлекательный

эффективности

продукции может 

 бренд и товарный 

деятельности, что в 

привести к еще большему

знак;

свою очередь 

снижению объемов 

- снижение объемов 

позволит повысить

производства и сбыта,

сбыта хлебобу-

финансовую

что отрицательно

лочной продукции;

устойчивость и стать

скажется на прибыли 

- низкие вкусовые 

платежеспособным предприятием

предприятия

качества некоторых видов продукции;

- небольшой срок хранения  продукции и др

   

Информация о работе Организация службы маркетинга