Организация и функционирование службы маркетинга на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение организации и функционирования службы маркетинга на предприятии.
Для решения это цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
Определить место маркетинга в системе управления предприятием.
Изучить маркетинговую концепцию формирования оптимальной структуры управления предприятием.
Рассмотреть организацию построения служб маркетинга на предприятии.
Изучить практику организации маркетинга на российском предприятии.

Оглавление

Введение......................................................................................................................3
I. Место маркетинга в системе управления предприятием........................…..5
II. Маркетинговая концепция формирования оптимальной структуры управления предприятием........................................……………....................….11
III. Организационное построение служб маркетинга предприятия.........….16
IV. Практика организации маркетинга на российском предприятии.....….24
V. Контроль маркетинговой деятельности предприятия...........................…30
Заключение...........................................................................................................…35
Список литературы.................................................................................................36

Файлы: 1 файл

Marketing мой курсовик.doc

— 165.00 Кб (Скачать)


Калининградский Государственный Технический Университет

Кафедра Экономики  и Предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Маркетинг»

 

 

Организация

и функционирование службы маркетинга на предприятии

 

 

Выполнила:

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

Калининград

2008

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

Введение......................................................................................................................3

I. Место маркетинга в системе управления предприятием........................…..5

II. Маркетинговая концепция формирования оптимальной структуры управления предприятием........................................……………....................….11

III. Организационное построение служб маркетинга предприятия.........….16

IV. Практика организации маркетинга на российском предприятии.....….24

V. Контроль маркетинговой деятельности предприятия...........................…30

Заключение...........................................................................................................…35

Список  литературы.................................................................................................36

 

 

 

Введение.

 

В наше время  относительно слабо представлены вопросы  функционирования системы планирования и управления предприятием на основе маркетинга. Дело, как правило, ограничивается описанием организационной структуры управления предприятием, изредка – функциональных обязанностей работников службы маркетинга и взаимосвязей маркетинга с другими службами предприятия. На сегодня, наиболее актуальными, являются два направления развития маркетинга на российских предприятиях:

      • инвестиционный маркетинг, связанный с освоением новой продукции и новых рынков, что находит отражение в инвестиционных проектах предприятия;
      • маркетинговое планирование, т.е. разработка концепции формирования маркетингового плана как основы внутрифирменного планирования.

Маркетинг как  система состоит из совокупности следующих элементов: целей, принципов, функций, методов, внутренней и внешней  среды, комплекса маркетинга. Использование  маркетинга как управляющей системы предполагает изыскание возможностей постоянного уменьшения элементов неопределенности и риска в оценках, решениях и действиях.

В процессе маркетинговой  деятельности осуществляется выбор  наиболее подходящих рынка и потребителя  и способа управления ими. Признавая рынок и потребителей объектами управления, надо иметь в виду, что они в значительной мере сами управляют деятельностью предприятия. Следовательно, маркетинг правомерно рассматривать и как управляющую, и как управляемую систему.

Управление  маркетингом затруднено в связи с тем, что на маркетинговую деятельность оказывает влияние большое число факторов, которые довольно сложно предвидеть. И тем не менее благодаря управлению все элементы маркетинга объединяются в систему.

Управление  маркетингом является необходимостью, вызванной разнообразными изменениями в процессе воспроизводства, способствующими возникновению не менее разнообразных проблем руководства. Чем мобильнее маркетинговая деятельность, тем больше потребность в управлении.  

Целью курсовой работы является изучение организации и функционирования службы маркетинга на предприятии.

Для решения  это цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

    1. Определить место маркетинга в системе управления предприятием.
    2. Изучить маркетинговую концепцию формирования оптимальной структуры управления предприятием.
    3. Рассмотреть организацию построения служб маркетинга на предприятии.
    4. Изучить практику организации маркетинга на российском предприятии.

Узнать, каким  образом осуществляется контроль маркетинговой деятельности предприятия. 
Место маркетинга в системе управления предприятием.

 

В современном  развитии производства маркетинг рассматривается  как ведущая функция управления, определяет не только рыночную, но и  производственную политику предприятия. Цель комплексной системы управления, основанной на принципах маркетинга, - обеспечение решения поставленных предприятием задач (научно-технических, производственных, коммерческих и сбытовых) с учетом имеющихся ресурсов (материальных, финансовых, людских и др.). Маркетинг, как система управления, и как особая деятельность в частности должна обеспечивать:

      • надежную, достоверную информацию о рынке, структуре и динамике потребности и спроса, вкусах и желаниях потребителей, то есть информацию о внешних условиях функционирования предприятия;
      • создание такого товара, товарного ассортимента, который соответствует требованиям рынка, лучше, чем товар конкурента удовлетворяет спрос, решает проблему потребителя;
      • необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль над сферой реализации.

Маркетинг, как инструмент повышения  обоснованности принимаемых хозяйственных  решений по различным вопросам производственной, научно-технической, финансовой и сбытовой политики, должен занимать ведущее место в системе управления предприятием.

Маркетинг играет ведущую роль в обеспечении высокого качества продукции, отвечающего требованиям  потребителей. Это предусмотрено  в международных стандартах ИСО  серии 9000 по системе качества, охватывающей все стадии жизненного цикла продукции (в ИСО серии 9000 он называется «петля качества»). Функция маркетинга занимает первое место в «петле качества».

В соответствии с указанными международными стандартами  жизненный цикл продукции включает 11 этапов:

    1. маркетинг, поиск и изучение рынка;
    2. проектирование и разработка технических требований, разработка продукции;
    3. материально-техническое снабжение;
    4. подготовка и разработка производственных процессов;
    5. производство;
    6. контроль, проведение испытаний и обследований;
    7. упаковка и хранение;
    8. реализация и распределение продукции;
    9. монтаж и эксплуатация;
    10. техническая помощь и обслуживание;
    11. утилизация после использования.

Следовательно, система управления любого предприятия должна строиться  в соответствии с этими этапами  жизненного цикла продукции, и ведущее место в системе управления должно быть отведено службам маркетинга.

Являясь первым этапом жизненного цикла продукции, маркетинг вместе с тем функционирует  также на всех других его этапах и, что особенно важно подчеркнуть, включая этапы этого цикла, относящиеся к сфере обращения и потребления продукции. Таким образом, уже на начальном этапе подготовки производства, предприятие обязано ориентироваться только на такую продукцию, которая найдет свой платежеспособный спрос на рынке. Следовательно, с позиции маркетинга при формировании системы управления следует идти от конечной цели к тому, что должно обеспечить ее достижение.

В связи с  этим структура управления должна охватывать весь жизненный цикл выпускаемой  техники – маркетинг, проектирование, производство, ремонт, обеспечение запчастями и прочее обслуживание до снижения в металлолом. Следует исходить из того, что задача удовлетворения потребности народного хозяйства в определенных видах продукции полностью ложится на производителя. А чтобы достичь этого, необходимы определенные изменения в производственной структуре предприятий-производителей.

Первое из них: тот, кто производит, тот и осуществляет техническое обслуживание, а также  торгует этой техникой, иначе происходит отчуждение производителя от произведенной им техники.

Поэтому система  управления должна включать в себя комплексные функции технического обслуживания, что вызывает необходимость  создания дополнительных баз, центров  фирменного технического и ремонтного обслуживания.

Переход на систему  маркетинга означает подчинение задачам  сбыта всех этапов жизненного цикла  продукции, всех сторон деловой активности трудовых коллективов. Из этого вытекает, что в условиях ускоренного обновления продукции с ориентацией на требования рынка, необходимо развитие исследовательской базы производства и интеграции ее наукой, усиление экспериментальной базы и опытного производства, создании научно-технических центров. Следовательно, в структуру предприятий и их объединений следует включать комплексные научно-технические центры или дочерние исследовательские предприятия, или отделения по организации исследовательских и конструкторско-технологических работ. Они обеспечивают объединение всех стадий разработки и внедрения в производство новых изделий в единый процесс, учитывающий требования потребителей и осуществляющих обратную связь с ними.

Комплексный научно-исследовательский  центр (институт) организует исследование и разработку новой продукции, технологическую  подготовку ее производства, разрабатывает прогрессивную технологию, средство механизации и автоматизации производственных процессов, составляет текущие и перспективные планы развития мощностей технического перевооружения и реконструкции производственных единиц.          

Важным условием ускорения постановки новой продукции, а производство является развитие производства специального инструмента и технологической оснастки.

Следовательно, в структуре предприятий и  их объединений должны предусматриваться  специализированные заводы, в частности, специального инструмента и технологической оснастки (СИиТО) и ремонтно-механические (РМЗ); для проведения строительно-монтажных работ – ремонтно-строительные управления (РСУ), которые призваны обеспечить высокое качество ремонта и строительства.

Тенденция развития специализированных производств должны найти свое отражение при формировании организационных структур управления предприятий по следующей модели:

      • транспортно-складское хозяйство;
      • металлургическое производство;
      • прессово-штамповочное производство;
      • механообрабатывающее производство;
      • сборочное производство.

Возможно это будут малые  специализированные предприятия.

Таким образом, в современных условиях просто необходимо, чтобы предприятие (объединение) в  целом создало систему управления своей деятельностью, которая позволила бы наиболее полно использовать его ресурсы и возможности с учетом требований потребителя и рынка. При этом влияние маркетинга на всем жизненном производственном цикле изделия должно быть определяющим. Путем изучения рынка и потребительских свойств товаров, необходимых потребителю, нужно установить и довести до каждого инженера, конструктора, технолога и производственника информацию о потребительских свойствах этого изделия, то есть должны быть использованы принципы маркетинга, которые позволяют оказывать воздействие на проектирование, техническую подготовку производства, ход производственного процесса, сбыт и техническое обслуживание техники. Вместе с тем эти принципы затрагивают и экономический анализ производства с учетом методологии, умения изучать рынок, оценивать качество и конкурентоспособность продукции, разрабатывать и осуществлять стратегию выхода на рынок, систему мер по поддержанию объема производства и продаж как техники, так и запасных частей отдельных узлов на необходимом уровне, для получения прибыли на всех этапах: производства, торговли, технического обслуживания и снабжения.

Таким образом, для обеспечения полного хозяйственного расчета, самофинансирования и развития самостоятельности предприятий  в условиях рыночной экономики, должна быть принципиально изменена система управления ими с тем, чтобы их деятельность была направлена на удовлетворение спроса на ту или иную продукцию с необходимыми потребительскими свойствами. Для этого организационные структуры управления предприятий должны включать элементы, реализующие задачи по изучению спроса, организации оптовой торговли и послепродажного обслуживания техники по схеме: изучение спроса планирование   исполнений (разработка конструкции, технологическая подготовка производтва, изготовление) реклама сбыт техническое обслуживание у потребителя контроль удовлетворения спроса и качества воздействие на проектирование и производство путем обратной связи (системы маркетинга). По существу, новый хозяйственный механизм рождает новые и отбрасывает ненужные функции, а если это так, то должны отмирать элементы старых организационных структур и появляться новые, которые и должны выполнять эти новые функции.

На основе анализа  тенденций развития организационных  структур управления предприятий и  их объединений при внедрении маркетинга можно сделать следующие выводы:

Информация о работе Организация и функционирование службы маркетинга на предприятии