Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 10:39, дипломная работа
Цель работы - показать необходимость отдела маркетинга на примере 3АО "3еленодольский хлебокомбинат" и разработать предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности на этом предприятии. Постановка цели дипломной работы необходимость решения комплекса следующих задач: 1. Изучить основные аспекты организации маркетинга на предприятии 2. Рассмотреть организацию маркетинговой деятельности на примере ЗАО "Зеленодольский хлебокомбинат".
Введение…………………………………………………………………………….
1. Основные аспекты организации маркетинга на предприятий………………
1.1. Принципы организации службы маркетинга………………………………..
1.2. Цели, задачи и функции службы маркетинга………………………………
2. Организация маркетинговой деятельности на ЗАО «Зеленодольский хлебокомбинат»……. …………………………………………………………….
2.1. Характеристика предприятия…………………………………………………
2.2. Организационная структура управления предприятием…………………
2.3. Анализ маркетинговой деятельности предприятия………………………
3. Мероприятия по совершенствованию организации службы сбыта на предприятии …………………………………………………………………….
3.1. Организация аналитической службы маркетинга и сбыта…………………
3.2. Прогнозирование товарооборота как один из путей увеличения его объема ……………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………
Приложение
в результате получим: 9а0 + 60а2 = 197,944; 60а1 = 42,511; 60ао+708а2 = 27079. Отсюда а0 = - 534,486; а1= 0,709; а2 = 83,472. Тогда: уt = - 254,560 + 0,709t + 41 ,483t2
Таким образом, линейная зависимость товарооборота от прогнозируемого периода выражается полученной формулой. Далее с помощью полученных значений рассчитаем выровненный товарооборот и полученные данные занесем в графу 8 табл. 8 Как видно из данных табл.8 в рассматриваемом случае данный метод не подходит для прогнозирования товарооборота предприятия, т.к величина товарооборота не может быть отрицательной величиной. Третий способ прогнозирования осуществим с помощью электронных таблиц Мiсrоsоft Excel. Для этого занесем исходные данные о величине товарооборота за весь анализируемый период - 9 мес. 2011 и 9 мес. 2012 г., кроме этого для создания непрерывного ряда значений добавим данные товарооборота за 4 кв. 2011 г. (табл. 10). Если предположить, что товарооборот будет и впредь расти таким образом, то можно прогнозировать его примерно е увеличение на ближайшие месяцы. Так, товарооборот будет равен: в октябре 2012 Г.: ty22 = 6737,5 * е*0.065 * 22 = 28154 тыс. руб.; в ноябре 2012 г.: ty23 = 6737,5 * е*0.065*23 = 30045 тыс. руб.; в декабре 2012 г.: ty24 = 6737,5 * е*0.065*24 = 32063 тыс. руб.
Таблица 10
Прогнозирование товарооборота
№п/п пп |
Месяц, год |
Фактический товарооборот, тыс. руб. |
Выровненный товарооборот, тыс. руб | ||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
1 |
Январь 2011 |
8621 |
7190 | ||
2 |
Феваль 2011 |
8945 |
7673 | ||
3 |
Март 2011 |
9144 |
8188 | ||
4 |
Апрель 2011 |
8956 |
·8738 | ||
5 |
Май 2011 |
9304 |
9325 | ||
6 |
Июнь 2011 |
9078 |
9951 | ||
7 |
Июль 2011 |
9521 |
10619 | ||
8 |
Август 2011 |
9192 |
11333 | ||
9 |
Сентябрь 2011 |
9602 |
12094 | ||
10 |
Октябрь 2011 |
10362 |
12906 | ||
11 |
Ноябрь 2011 |
10582 |
·13773 | ||
12 |
Декабрь 2011 |
14835 |
14698 | ||
13 |
Январь 2012 |
17759 |
15685 | ||
14 |
Февраль 2012 |
18912 |
16738 | ||
15 |
Март 2012 |
21 813 |
17862 | ||
16 |
Апрель 2012 |
21 078 |
19062 | ||
17 |
Май 2012 |
24 142 |
20342 | ||
18 |
Июнь 2012 |
23 151 |
21708 | ||
19 |
Июль 2012 |
24845 |
23166 | ||
20 |
Август 2012 |
22830 |
24722 | ||
21 |
Сентябрь 2012 |
23414 |
·26382 |
В заключение вопроса следует отметить, что организация прогнозирования деятельности 3АО «3еленодольский хлебокомбинат», про водимой аналитической службой, позволит получать информацию о вероятностных результатах деятельности предприятия, что позволит своевременно принимать обоснованные решения.
Маркетинговые службы могут строиться в соответствии с одним из следующих принципов: функциональная организация (отдел состоит из нескольких функциональных подразделений - рекламы, сбыта, исследования рынка и Т.п.; товарной организации (наряду с функциональным разделением сотрудников отдела их дифференцируют по видам товаров); рыночная организация (при наличии сегментов рынка); товарно-рыночной (матричной) организации (для фирм с широким ассортиментом товаров) Организация службы по функциональному принципу (рис. 1) формируется в тех случаях, когда количество товаров и рынков невелико и они рассматриваются как некоторые однородности. Организация службы маркетинга по товарному принципу используется, когда фирма производит различающиеся товары или товарные группы, требующие особых производства, сбыта, обслуживания, что требует выделения специальных групп специалистов по маркетингу каждого из товаров. При рыночной организации оптимально учитываются потребности покупателей на конкретных сегментах рынка. Основные рынки закрепляются за управляющими по рынкам, последние сотрудничают со специалистами функциональных подразделений в разработке планов по различным направлениям функциональной деятельности. Ограниченность товарной и рыночной организации служб маркетинга преодолевается внедрением товарно-рыночной или матричной схемы Основная цель отдела маркетинга состоит в выработке рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики предприятия, а также координации деятельности в этой области всех подразделений предприятия. Главные задачи отдела маркетинга: оценка конъюнктуры рынка;
выработка целей и стратегий рыночной деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынках в целом и в отношении отдельных видов товарной продукции; разработка для предприятия в целом и отдельных товарных групп долгосрочных и текущих планов маркетинга; оперативное информационное обеспечение маркетинговой деятельности всего предприятия и его подразделений; выработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления предприятием, по установлению контактов с внешними организациями; создание имиджа преуспевающей и надежной фирмы. Основные функции отдела маркетинга: про ведение маркетинговых исследований; сегментация рынков; изучение потребителей; определение позиции продуктов на рынке; изучение конкурентов; исследование окружающей среды предпринимательской. деятельности (правовая, институциональная, экономическая, политическая, культурная); определение номенклатуры выпускаемой продукции и направлений ее развития; разработка товарной марки; разработка упаковки; определение цен на продукцию; оценка и выбор каналов сбыта и торговых посредников; заключение договоров с конечными потребителями и торговыми посредниками; доставка продукции потребителям и торговым посредникам; продвижение продукта; разработка стратегических и оперативных планов маркетинга; разработка бюджета маркетинга; повышение квалификации сотрудников в области маркетинга; проведение внутренней ревизии. 3АО «3еленодольский хлебокомбинат» образовано в 1936 г. 13 февраля 1996 г. предприятие было акционировано. Юридический адрес комбината - г.3еленодольск, ул. 3аикина, 3. Основными видами деятельности 3АО «3еленодольский хлебокомбинат» являются: выработка, производство и реализация хлебобулочных, кондитерских и сухаро-бараночных изделий; торговокоммерческая деятельность; деятельность по производству, реализации и организации потребления продукции общественного питания. Общество располагает собственными складскими помещениями, гаражами, транспортными средствами, цехами по производству хлеба, кондитерских, булочных, макаронных изделий, цехом по производству замороженных мясных полуфабрикатов, цехом по производству солода и комбикормов. Финансовые показатели предприятия следующие: В 2011 г. реализовано товаров, продукции, работ, оказаны услуги на сумму 211532,5 тыс.рублеЙ с НДС. Себестоимость продукции, работ, проданных товаров, оказанных услуг составила 182388 тыс.рублеЙ. Получена прибыль от продаж 6292тыс.рублеЙ, что на 45% ниже прибыли предыдущего года. От осуществления всех видов деятельности получена чистая прибыль в размере 717тыс.руб.,что на 79% меньше прибыли прошлого года. Рентабельность по основной деятельности составила 0,7%. К сильным сторонам следует отнести: широкий ассортимент выпускаемой продукции; отлаженные каналы сбыта; высококвалифицированные специалисты по сбыту; современные технологии производства; наличие свободных финансовых ресурсов; устойчивые связи с постоянными покупателями и др. Слабыми сторонами являются: неэффективная организационная структура предприятия и отдела сбыта; низкий уровень рекламы; малопривлекательный бренд и товарный знак; снижение объемов сбыта хлебобулочной продукции; низкие вкусовые качества некоторых видов продукции; небольшой срок хранения продукции и др. К возможностям предприятия относятся: возможности увеличения объемов производства; возможности увеличения ассортимента продукции; увеличение объемов реализации; осуществление реальных инвестиций в производство и др. Угрозами для 3АО «3еленодольский хлебокомбинат» являются: снижение эффективности деятельности; потеря части запланированной прибыли; снижение объемов производства и реализации; отказ покупателей от приобретения продукции; низкая узнаваемость продукции и соотнесение ее с производителем и др. Следует отметить, что большинство зеленодольских потребителей предпочитают хлебобулочную продукцию, производимую 3АО «3еленодольский хлебокомбинат», что создает благоприятные условия для дальнейшего укрепления позиций на внутреннем рынке. Разумеется, для этого необходимо постоянно обновлять технологию производства, а для увеличения реализации продукции необходимо увеличивать сбытовые функции, а также рекламу и стимулирование продаж. Одно из основных предлагаемых мероприятий это преобразование отдела сбыта в аналитический отдел маркетинга и сбыта. Можно выделить следующие основные причины организации аналитической службы на предприятии: необходимость получения быстрой и достоверной информации о состоянии внешней и внутренней среды предприятия; необходимость анализа отклонен~й фактических показателей от плановых и выявления их причин в оперативном порядке; необходимость получения информации о конкурентах в условиях высококонкурентной среды; быстрое развитие новых рынков; необходимость консолидированного анализа информации на основе данных торговой команды и отдела маркетинга. Функции аналитического отдела: анализ внутренней среды предприятия; анализ внешней среды; маркетинговая разведка; анализ эффективности работы торговой команды предприятия; анализ эффективности работы отдела сбыта; прогнозирование товарооборота; разработка маркетинговой и торговой стратегий предприятия прогнозирование перспективных рынков. Составление прогноза товарооборота - является одной из основных функций аналитиков предлагаемой аналитической службы. Прогноз представляет собой вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах возможного состояния анализируемого явления (объекта) в будущем. Прогнозирование деятельности при этом должно включать в себя разработку следующих видов прогноза: прогноз реализации в целом по предприятию и по товарным группам; прогноз прибыли от торговой деятельности; прогноз расходов на реализацию товаров. Исходными данными для прогнозирования товарооборота должны быть данные о продажах товаров за предыдущие периоды. Для целей прогнозирования эта информация должна использоваться как в целом по организации, так и в разрезе его подразделений, товарных групп и отдельных наименований товаров (товарных позиций). В заключение вопроса следует отметить, что организация прогнозирования деятельности 3АО «3еленодольский хлебокомбинат», про водимой аналитической службой, позволит получать информацию о вероятностных результатах деятельности предприятия, что позволит своевременно принимать обоснованные решения.
Список использованной литературы
1. Абдукаримов И. Т.
Анализ хозяйственной
потребительской кооперации: Учеб. Для вузов. М.: Экономика, 2011.
2. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб. пособие. - М.: Дело и Сервис, 2010.
3. Абчук В.А. Курс предпринимательства. -СПб.: Альфа, 2012.
4. Азоев Г.Л., Михайлова
Е.А. Маркетинговые
Финстатинформ,2012.
5. Алексеев С.В. Маркетинговая деятельность: некоторые правовые аспекты. //Журнал российского права, 2010, N29.
6. Алешин А. Разработка
сбалансированной системы
Практич. руководство с примерами. - М.: Олимп_Бизнес, 2011.
7. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. -М.: ИНФРА-М, 2011
8. Ансофф И. Стратегическое управ
9. Бабич Т. Н., Кузьбожев
Э. Н. Планирование на
КноРус, 2011.
10.Базылев Н.И., Базылева М.Н. Основы бизнеса. -Минск: Мисанта, 2010.
11.Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом.М., 2010.
12.БасовскиЙ Л.Е. Маркетинг. -М.: ИНФРА-М, 2012.
13.Бланк И.А. Торговый менеджмент. - Киев: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2011.
14.ВаЙсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия
менеджмента: 5 факторов успеха. -М.: Экономика, 2010.
15.Виренеев П.И. Маркетинг. -СПб.: Питер, 2010.
16.ВиханскиЙ О.С.
17.Германов М.И.
18.Голубков Е.П.
20.Данько т.п. Управление маркетингом. -М.: ИНФРА-М, 2010 21.Диксон П.Р. Управление маркетингом. -М.: Бином, 2010.
22.Дихтль Е., Хёршен Х. Практический маркетинг. -М.: ИНФРА-М, 2011 23.ДоЙль П. Менеджмент. Стратегия и тактика. -СПб.: Питер, 2011 24.Доронин А. И. Бизнесуазведка. - М.: Ось_89, 2012.
25.Забелин П.В., Моисеева
Н.К. Основы стратегического
Инф.-изд. центр «Маркетинг», 2010.
26.Зубров П.Р. Экономика предпринимательства. -Ростов-на-Дону:
Феникс, 2011
27.Каверин М.А. Современный маркетинг. -М.: ИНФРА-М, 2010.
28.Киров А.П. Маркетинг: теория и практика. -М.: Приор, 2008
29.Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. -М.: Центр
экономики и маркетинга, 2011
30.Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. -СПб.: Питер, 2010.
31.Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. М., СПб., К.: Вильямс, 2011
32.Круглов М.И.
Деловая Литература, 2011.
33.Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. -М.: ЮНИТИ, 2010.
34.Ламбен ж-ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб.: Наука, 2012.
35.Малкольм Секретт.
Бюджеты и прогнозы в
Практич. пособ. по подготовке и оформлению финансовой информации. - М.: Баланс_Клуб, 2010.
36.Маркетинг. тод ред. А.Н. Романова. -М.: ЮНИТИ, 2011.
37.Попов Е.В. Аудит маркетинга. -М.: Финансы и статистика, 2010. 38.Ридинг К. Стратегическое бизнес_планирование. Динамическая
система повышения эффективности и обеспечения конкурентного преимущества. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2010. 39.Савруков А.А. Управление маркетингом. -СПб.: Питер, 2010
40.Смирнов Э.А. Теория организации. -М.: ИНФРА-М, 2007. 41.Терентьев М.В., Савруков Н.Т. Экономика фирмы. -СПб.:
Политехника, 2010
42. Томсон мл. Артур А., Стрикленд III А. ДЖ. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. - М.: Вильямс, 2010.
43.Трушина Г.Н. Экономика предприятия. -М.: Финансы и статистика, 2010
44.Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2011.
45.Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. -М.: ЗАО «Бизнес-школа
«Интел-Синтез»,2011.
46.Харитонов А.А. Организация и планирование. -М.: Приор, 2011
47.Энджел Д.Ф. и др. Поведение потребителей. -СПб.: Питер, 2010. 48.ЮрскиЙ П.Р. Управление маркетингом. -М.: Инфра-М, 2011.
49.Ясин Л.Д. Антикризисное управление. -М.: Финансы и статистика, 2012
Интернет-источники
50.www.dis.ru/электронные
51.www.agro.tatar.ru
Ассортимент продукции ЗАО «Зеленодольский хлебокомбинат»
Наименование продукции |
Средняя |
оптовая |
цена |
изделия, руб. |
|||
Хлеба |
12,4 |
||
Нарезка в упаковке |
15,5 |
||
Булки 1 сорт |
9,44 |
||
Булки высший сорт |
11,2 |
||
Сдобные булки |
9,8 |
||
Сухари |
16,2 |
||
Пряники |
22,6 |
||
Чак-чак |
112,7 |
||
Печенье |
48,2 |
||
Зефир |
46,8 |
||
Пирожное |
29,9 |
||
Мука |
27,5 |
||
Кексы |
39,3 |
||
Торты |
117,9 |