Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:47, доклад
Налоги издревле привлекали обостренное внимание не только правителей всех
стран и народов, но и ученых мужей, особенно когда последние пытались
разобраться в сложных вопросах хозяйственной жизни общества. В дальнейшем
теоретические проблемы налогообложения обернулись составной частью
самостоятельной науки — политической экономии.
Введение.......................................................................3
1. Практика налогообложения....................................................5
1.1. Налоги в античном мире...................................................5
1.2. Налоги древней и средневековой руси......................................10
1.3. Реформа петра I..........................................................17
2. Зарождение учения о налогах................................................20
2.1. Налоги в средневековой европе............................................20
2.2. Россия после петра I.....................................................27
3. Современный налоговый мир..................................................32
Заключение....................................................................34
Литература....................................................................38
В государстве Меровингов данный налог, как правило, вносился деньгами, реже
натурой. Налогоплательщиками являлись все владельцы земли, получающие с нее
доход, а также владельцы домов в городских поселениях. Знатные франки и
высшие сановники церкви нередко получали от короля привилегии не платить
налогов, но само наличие освобождений свидетельствует о всеобщности
обложения.
По мере становления государства в Англии все землевладельцы уплачивали налог
в размере 10% от объявляемого ими самими дохода. Указанные сведения в
отдельных случаях проверялись чиновниками. При этом имелся необлагаемый
минимум в виде дохода до 60 фунтов стерлингов.
Чистый доход для измерения величины налога применялся в германских
государствах. В Пруссии земли были разделены на классы в зависимости от их
качества и месторасположения. Землевладельцы дворяне платили налог 20 или
25% чистого дохода, духовенство — 40 или 45%. В Силезии духовенство вносило
налог в размере 50% чистого дохода, с имений Тевтонского и Мальтийского
орденов взималось 40%, дворяне платили 35,5%, простые люди — 25,5%.
К. поземельным налогам относились также подати с рудников. Одним из наиболее
древних и распространенных является налог со строений. Налог «с дыма»
существовал не только у древних славян.
В Великобритании в средние века взималась подать со строений по количеству
дымов, с каждого дыма по два шиллинга. Затем подать с дыма преобразовалась в
подать с окна, что упростило контроль за ее сбором. Два шиллинга стали
взимать с любого строения, но если оно имело более 10 окон, то налог
увеличивался еще на 4 шиллинга, а с дома с 10-ю и более окнами—на 8
шиллингов. Впоследствии система модернизировалась. Был введен налог 3
шиллинга с дома и 2 пенса с каждого окна в этом доме, если их не больше 7.
Для больших домов добавка постепенно увеличивалась с 2 пенсов до 2 шиллингов
для строений, имеющих 25 и более окон.
Подушный, или поголовный, налог несмотря на свои очевидные недостатки
являлся одной из основных форм налогообложения еще со времен римского
владычества в Европе. В государстве франков вносить подушную подать был
обязан каждый, кто не владел землей или домом, т. е, не платил поземельного
налога. Ею облагались и несовершеннолетние, за которых вносить подать был
обязан глава семьи. Феодалы платили налог за зависимых от них крепостных.
Освобождались от нее вдовы и сироты. Уплата подушной подати в данном случае
свидетельствовала о низком общественном положении человека, об отсутствии у
него имущества.
В Англии положение с поголовным налогом было совсем другое. Существовал он
там с 1379 г. и изменялся в связи с общественным положением человека иначе.
Например, в 1641 г. герцоги платили по 100 фунтов стерлингов, бароны — по 40
фунтов стерлингов, нетитулованные лица — от 5 шиллингов до 5 фунтов
стерлингов.
В Дании еще в середине XVIII в. каждый житель должен был платить ежегодный
подушный налог в 1 талер. От него освобождались лишь солдаты и дети до 12
лет.
В XIII в. во Франции был введен акциз на соль. Оттуда само понятие акцизного
налога перешло в Голландию, где акцизы весьма прижились. Затем перекочевали в
Англию и другие страны Европы. Главным образом облагались ими алкогольные
напитки и табачные изделия, но нередко они распространялись на массу
предметов потребления. Так было в Англии во времена Кромвеля.
Таможенные пошлины отнюдь не всегда взимались на государственных границах. В
описываемые времена, кроме внешних, функционировало множество внутренних
пошлин: мостовой сбор при переезде через мост, причальная пошлина — на
устройство причалов, торговые пошлины. В Англии, например, таможенные
пошлины взимались еще со времен господства римлян. А с 979 г., по сведениям
И. И. Янжула, они стали постоянными. В том году король Этельред повелел
взимать с каждой прибывающей для торговли лодки по полпенни пошлины, а с
большой лодки — 1 пенни.
1187 г. в Англии и во Франции была установлена «саладинова десятина». Это
было ответом на успешные действия султана Садах Ад Дина, разгромившего
основанное крестоносцами Иерусалимское королевство. Налог взимался с имения
тех, кто не принимал личного участия в крестовых походах. В дальнейшем
парламенты весьма часто позволяли королям и правителям пользоваться этой
мерой.
Коммунальные и местные налоги возникли, как говорилось выше, еще в Древнем
Риме. Чаще всего они носили целевой характер, обеспечивая финансирование
определенной потребности общины.
В Англии местное
налогообложение стало
для бедных. Именно
тогда королевским
было возложено на общины. Затем для каждой потребности вводился или новый
налог, или надбавка к налогу на бедных. Постепенно появились дорожный налог,
налог на содержание церквей, на устройство плотин, на очистку рек, на
содержание стражи и освещения, на устройство публичных библиотек и музеев, на
здравоохранение и т.д.
Административно-хозяйственной единицей стал приход. Первоначально он был
связан с церковью. Приходы могли объединяться в округа. Более крупной
административной единицей являлось графство, что сохранилось до сих пор.
Графство могло взимать свои налоги. Одним из важных видов местных налогов
были налоги городов.
Традиционно местное финансовое хозяйство Англии имело высокую степень
независимости от
центральных органов
Другой тип местного налогообложения можно было наблюдать во Франции. У
департаментов и провинций почти не было финансовой самостоятельности.
Источники финансовых ресурсов строго регламентировались сверху. Доходы
общине давали эксплуатация принадлежащих ей имуществ и процентные надбавки к
государственным прямым налогам: поземельному, со строений, личному,
промысловому. Надбавки могли быть общими и целевыми (субвенции), но всегда
определялись вышестоящими органами управления.
Как отмечалось выше государство не имело достаточного количества
квалифицированных чиновников и в результате сборщиком налогов стал, как
правило, откупщик. На откуп обычно отдавались косвенные налоги, чрезвычайные
налоги. Прямые налоги, носившие регулярный характер, чаще всего собирала
община. В странах континентальной Европы практиковался метод, при котором
определенный налог, как только было получено право на его взимание,
выставлялся на торги для сдачи в откуп. Кто предлагал самую высокую цену, тому
он и продавался. Вся сумма немедленно поступала в княжескую или королевскую
казну. А далее откупщик, наделенный уже государственными полномочиями, вместе
со своими помощниками и субарендаторами старался получить прибыль.
Естественно, народ ненавидел откупщиков. Серьезно страдала и государственная
казна. Вот что писал об этом методе Н. Тургенев: «Полагают, что во Франции
издержки собирания налога с соли вместе с выигрышем откупщиков равнялись
доходу, который получало Правительство от сего налога. Сюлли говорит, что в
начале его министерства казна Государственная получала 30 миллионов дохода,
между тем как народ платил 150 миллионов. По смерти Людовика XIV многие
утверждали, что Франция в последние годы царствования сего короля платила 750
миллионов ливров, из коих король получал только 250 миллионов»
[9].
Попытка серьезно ограничить деятельность откупщиков и поставить ее под
контроль государства была предпринята в 60-х годах XVII в. во Франции, когда
экономикой страны управлял Жан Батист Кольбер (1619-1683). В 1662 г. там
законодательно ограничили норму комиссионных по откупам до одной шестой от
цены откупа. Ранее она практически доходила до одной четвертой. После
введения указанного закона в целом по основным откупам при небольшом
повышении общего сбора налогов с 36,7 млн. ливров до 39,4 млн. ливров, или на
7%, чистый доход государства вырос в 1662 г. по сравнению с 1661 г. с 10,9
млн. ливров до 18,5 млн. ливров, или почти на 70%. Расходы на сбор налогов,
куда входили и комиссионные откупщиков, сократились с 25,8 млн. ливров до
20,9 млн. ливров, или более чем на 23%^
Переход от откупов
к государственной системе
становился все более насущным. Отвечал он и интересам налогоплательщиков.
Практические потребности неизбежно должны были породить и научную теорию.
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов,
государственных деятелей различных эпох.
Еще Фома Аквинский (1225 или 1226—1274), известный церковный деятель и
философ, высказывался относительно налогов, определив их как «дозволенную
форму грабежа». Он полагал наиболее богоугодной формой финансирование
государственных расходов за счет богатства знатных людей. Впрочем он не
отрицал необходимости налогов в определенных случаях. Ф. Аквинский писал:
«'Временами случается, что князья не располагают в достаточном объеме
средствами для обороны страны и для решения всех прочих задач, которые они,
руководствуясь здравым смыслом, должны брать на себя. В таком случае будет
справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их общее
благополучие».
Итак, критерий установления налогов по Ф. Аквинскому — это здравый смысл
правителя, направленный на всеобщее благо.
В изданной в 1625 г. книге «Опыты или наставления нравственные и политические»
английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626), лорд-хранитель большой печати при
короле Якове Стюарте, пишет: «Налоги, взимаемые с согласия народа, не так
ослабляют его мужество: примером тому могут служить пошлины в Нидерландах и до
известной степени субсидии в Англии. Заметьте, что речь у нас идет сейчас не о
кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового,
может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа»
[10].