Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:47, доклад
Налоги издревле привлекали обостренное внимание не только правителей всех
стран и народов, но и ученых мужей, особенно когда последние пытались
разобраться в сложных вопросах хозяйственной жизни общества. В дальнейшем
теоретические проблемы налогообложения обернулись составной частью
самостоятельной науки — политической экономии.
Введение.......................................................................3
1. Практика налогообложения....................................................5
1.1. Налоги в античном мире...................................................5
1.2. Налоги древней и средневековой руси......................................10
1.3. Реформа петра I..........................................................17
2. Зарождение учения о налогах................................................20
2.1. Налоги в средневековой европе............................................20
2.2. Россия после петра I.....................................................27
3. Современный налоговый мир..................................................32
Заключение....................................................................34
Литература....................................................................38
имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству
земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.
1.3.
Реформа Петра
I
Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех
сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра Великого (1672—1725).
В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на
увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне
связи с реальным экономическим положением страны. Петр предпринял усилия для
подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления
финансового положения. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы,
велась разработка еще не тронутых богатств. Вводились новые орудия
производства и новые приемы труда во всех отраслях хозяйства. Развивались
горное дело, обрабатывающая промышленность, страна покрывалась сетью заводов
и мануфактур.
Петр начал учреждать казенные фабрики и заводы. Но при этом предусматривал
передачу их в дальнейшем в частные руки. Зачинателям производства давались
значительные денежные ссуды, льготы, к промышленным предприятиям
приписывались населенные пункты, что позволило решить проблему рабочих рук.
Именно в этот период в России возникли металлургия, горнозаводская
промышленность, судостроение, суконное дело, парусное дело.
Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую
политику, в том числе через таможенные пошлины. Занятие заводчиков и
фабрикантов ставилось
наравне с государственной
Промышленное развитие требовало улучшения торговли. Торговлю затрудняло
состояние путей сообщения, и это крайне заботило царя. Он задумал соединить
Балтийское и Каспийское моря посредством системы каналов. При нем был прорыт
канал, соединивший реки Уну и Творцу, начаты работы по сооружению Ладожского
канала. Российским купцам Петр настойчиво предлагал образовывать торговые
компании, объединять капиталы. Все эти меры, давая крупную отдачу в
будущем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов.
Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии,
строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов.
Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские,
рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и
другие налоги. Царь учредил особую должность — прибыльщиков, обязанность
которых «сидеть и чинить государю прибыли», т. е. изобретать новые источники
доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков —
десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с
плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов,
ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования.
Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. До нас дошли
имена прибыльщиков Алексея Курбатова, предложившего применить гербовую, или
орленую, бумагу по примеру Голландии, Степана Вараксина, Василия Ершова,
Алексея Яковлева, Старцова, Акиншина.
Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды.
Было постановлено, что с тех, кто не захочет бриться, брать: с царедворцев и
служилых людей по 60 руб., а с гостей и гостиной сотни первой статьи — по 100
руб., средней и меньшой статьи, с торговых и посадских людей — по 60 руб., с
боярских людей, ямщиков, церковных причетчиков и всяких чинов московских
жителей по 30 руб. ежегодно. С крестьян брали по воротам пошлину по 2 деньги
с бороды при въезде в город и выезде из него. Сибирские жители от этой
пошлины были освобождены.
В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы
налогообложения, а именно переход к подушной подати. До 1678 г. единицей
налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г.
такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов:
дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым
плетнем.
Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной,
единицей обложения стала вместо двора мужская душа.
В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько
этапов до 1724 г. для обложения подушной податью.
В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить, как мы сказали
бы сейчас, справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых
тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем, в первую
очередь, для малоимущих людей. Впрочем, не все придерживались того же
мнения, cовременники отмечали тяжесть подушной подати, возрастание недоимок.
Уже в 1725 г. Екатерина 1 (1684— 1727) снизила оклад с 74 до 70 коп. А
главный недостаток подушной подати, как и любого поголовного налога,
заключается в том, что не принимается во внимание различная доходность труда
в разных местностях и отраслях. Второй недостаток — в том, что количество
ревизских душ есть величина переменная, следовательно, расчет налога носит
достаточно условный характер; третий — налог раскладывали прямо по ревизским
душам, а не по работникам, что фактически утяжеляло его.
Давали доход и оброчные статьи: казенные рыбные ловли, мельницы, соляные
варницы, сенные покосы, огороды, бобровые гоны, бортные ухожья, ледоколы,
публичные бани, кладовые, амбары, воскобойни, винокурни, пивоварни,
солодовни и пр.
Петр I, как можно предположить, близко подошел к идее промыслового налога.
При проведении переписи горожан — купцов, посадских и слободских людей —
описывались не только их дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем
промыслов и наемная плата за помещение. Видимо, предполагалось в дальнейшем
дифференцировать
налогообложение
Петр реорганизовал управление финансами. Наряду с реорганизацией центрального
управления происходили изменения в земских учреждениях. Государство Петра I
еще не имело в достаточном количестве органов, способных осуществлять сбор
питейных, торговых и прочих пошлин. Обычно эта обязанность возлагалась на
представителей купечества и других городских обывателей. Казенные подати
собирали выборные земские старосты под контролем воевод. Указом от 30 января
1699 г. торгово-промышленному
населению городов и
волостей было предоставлено право «буде они похотят» управляться своими
выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и
приказных людей собирать государственные налоги. Это был крупный шаг в
области местного самоуправления. Что касается косвенных налогов, то в
описываемый период
большое распространение
одна попытка Петра упорядочить сбор косвенных налогов. Он попытался поручить
их сбор подобранным для этой цели отставным офицерам и солдатам, однако
успеха это не имело. В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами
земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными
откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских
обязанностей.
Доходы государства постоянно росли. Во второй половине царствования Петра I
Российское государство несмотря на огромные издержки, обходилось
собственными доходами и «не сделало ни копейки долгу».
2. ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЯ О НАЛОГАХ
2.1.
Налоги в средневековой
Европе
В Западной Европе по мере развития государства увеличивались потребности в
денежных ресурсах. Происходила концентрация власти, создавались регулярные
королевские армии, возникала оплачиваемая государственная служба. В средние
века налоги . носили неопределенный и зачастую временный характер. Не
существовало и податного аппарата. Когда королю нужны были деньги, то он
обращался к сословиям и они сами раскладывали между собой необходимую сумму.
В конечном виде налог превращался в поземельное, поимущественное или
подушное обложение. При этом городская община, как правило, несла
ответственность за уплату определенной суммы. Другой формой, перенятой еще
от римлян, была система откупщиков. Существовало огромное количество
разнообразных временных налогов. Например, сборы на содержание королевской
свиты с жителей той провинции, где она в данный момент присутствовала. Налоги
платились при рождении у короля ребенка, при возведении старшего сына короля
— наследника престола в ранг рыцаря, при замужестве королевских дочерей и
т.д.
Главная тяжесть налогов ложилась обычно на людей, принадлежавших к третьему
сословию, а именно
сельских жителей и горожан
Хотя в некоторых странах деления на податные и неподатные сословия не было, и
налоги вносили
все, включая крупных
Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI—XVII
вв. в Европе. Но и это государство еще не имело теории налогов и достаточного
аппарата чиновников для их регулярного сбора. Процветала, вызывая всеобщую
ненависть населения, система откупов.
В качестве основных налогов, практиковавшихся почти во всех странах, можно
назвать поземельные налоги, налоги со строений, подушные (поголовные) налоги,
акцизы, таможенные пошлины, коммунальные или местные налоги.
Поземельный налог выступал в двух формах – в виде уже известной десятины и
в виде налога на доход. Обычно определялся чистый доход с учетом издержек.
Налог на доход мог устанавливаться фиксированным на несколько лет вперед по
усредненным показателям или дифференцированным по годам в соответствии с
реально полученным результатом. Нередко одновременно устанавливались обе
формы налога: первая десятина шла в пользу церкви, вторая — государства.
Поземельный налог взимался еще во Франкском государстве раннего средневековья.