Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:47, доклад
Налоги издревле привлекали обостренное внимание не только правителей всех
стран и народов, но и ученых мужей, особенно когда последние пытались
разобраться в сложных вопросах хозяйственной жизни общества. В дальнейшем
теоретические проблемы налогообложения обернулись составной частью
самостоятельной науки — политической экономии.
Введение.......................................................................3
1. Практика налогообложения....................................................5
1.1. Налоги в античном мире...................................................5
1.2. Налоги древней и средневековой руси......................................10
1.3. Реформа петра I..........................................................17
2. Зарождение учения о налогах................................................20
2.1. Налоги в средневековой европе............................................20
2.2. Россия после петра I.....................................................27
3. Современный налоговый мир..................................................32
Заключение....................................................................34
Литература....................................................................38
купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с
купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в
зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы
попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 руб.. Имевшие
меньший капитал считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную
подать. При капитале от 1 тыс. до 10 тыс. руб. купец входил во вторую
гильдию, а с большим капиталом — в первую. Объявлял о своем капитале каждый
купец сам «по совести». Проверки имущества не производилось, доносы на его
утайку не принимались. Первоначально налог взимался в размере 1% от
объявленного капитала. Через 10 лет было утверждено Городовое положение,
которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную
гильдию. Ставка налога осталась прежней. Однако в дальнейшем она росла и в
конце царствования Александра I составляла 2,5% для купцов третьей гильдии и
4% для купцов первой и второй гильдий.
Что касается сохранявшегося подушного налога на основное население России, то
при Екатерине II это был не совсем тот налог, который ввел Петр 1. По Указу от
3 мая 1783 г. «подати с мещан и крестьян по числу душ полагаются единственно
для удобности
в общем государственном счете»
плательщиков «в способах, ими полагаемых к удобнейшему и соразмерному платежу
податей»[16]. Община могларазверстать
положенный ей подушный налог между своими членами так, как считала необходимым.
А с 1797 г. уже после смерти императрицы российские губернии были разделены на
четыре класса в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственного значения
и для каждого класса были назначены отдельные подушные оклады.
В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по
сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось в 1763 г.
5667 тыс. руб. или 34,3% всех доходов, а в 1796 г.—24 721 тыс. руб. или 36%
доходов.
Косвенные налоги давали 42% в 1764 г. и 43% — в 1796 г. Почти половину этой
суммы приносили питейные налоги.
Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 г. была
создана экспедиция о государственных доходах, разделенная в следующему году
на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами
государства, другая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая —
взысканием недоимок, недоборов и начетов. В губерниях для управления
государственными имуществами, сбора податей, ревизии счетов, заведованиями
другими финансовыми делами были созданы коллегиальные губернские Казенные
палаты. Губернской Казенной палате были подчинены казначейства губернское и
уездные, которые хранили казенные доходы. Казенные палаты просуществовали до
XX в., хотя отдельные
их функции подвергались
Екатерина продолжала курс Петра I на усиление местного самоуправления,
передачу ему новых функций, наделение самостоятельными финансовыми
ресурсами. В этот период укрепляются бюджеты городов, где все большую роль
начинают играть оброчные статьи. Налоги взимались с содержателей плотомоен и
прорубей, с перевозов, с рыбных ловель, с подвижных лодок, за запись в
городовую обывательскую книгу и др. Тогда же появляются и первые заемные
средства в бюджетах городов и проценты со вкладов в банки.
В начале прошлого века политические события в Европе, война с Наполеоном
требовали постоянного напряжения всех ресурсов России, в том числе
финансовых. В 1809 г. расходы государственного бюджета в два раза превышали
доходы. В это время была разработана программа финансовых преобразований —
«план финансов», связанная с именем крупного государственного деятеля М.М.
Сперанского (1772—1839). Программа предлагала проведение ряда неотложных мер
по упорядочению доходов и расходов. План М.М. Сперанского был во многом
основан на увеличении налогов в два и даже в три раза. Эти и другие меры
позволили в течение 1810—1812 гг. удвоить доходную часть государственного
бюджета. Одновременно производилось сокращение государственных расходов.
Думается, что до сих пор не потеряли актуальности основные правила
расходования государственных средств, предложенные М.М.Сперанским и
утвержденные Государственным Советом России в августе 1810 г. Они заключаются
в следующем.
Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может
быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему источник дохода. Расходы
должны разделяться:
1) по ведомствам;
2) по степени нужды в них — необходимые, без коих внутренняя и внешняя
безопасность существовать не могут; полезные — кои принадлежат к
гражданскому
роскоши и великолепию государства; излишние и бесполезные — кои
употребляются на предметы для правительства посторонние;
3) по пространству
— общие государственные,
Никакой сбор не должен существовать без ведома Правительства, потому что
Правительство должно знать все, что собирается с народа и обращается в
расходы;
4) по предметному назначению — обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для
чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения;
5) по степени постоянства — стабильные и меняющиеся издержки[17].
Через несколько лет после «плана финансов» появился в России первый крупный
труд в области налогообложения: «Опыт теории налогов» Николая Тургенева (1818
г.). Книга свидетельствует, что в России хорошо знали работы западных
экономистов, практику налогообложения. Имелся и отечественный опыт. Все
богатства народные, — считает Н. Тургенев, — проистекают из двух главных
источников, кои суть: силы Природы и силы человеческие. Но для извлечения
богатства из сих источников нужны средства. Сии средства состоят в различных
орудиях, строениях, деньгах и так далее. Ценность сих орудий, строений,
денег называется капиталом. Все налоги вообще проистекают из трех источников
дохода общественного, а именно: 1) из дохода от земли, 2) из дохода от
капиталов, 3) из дохода от работы.
Налог должен быть всегда взимаемым с дохода и притом с чистого дохода, а не с
самого капитала;
дабы источники доходов
постулат Н. Тургенев считает общим правилом при взимании налогов, которое
должно дополнить основополагающие принципы А.Смита.
Говоря о сознании народного богатства, автор подчеркивает, что «выгоды
владельцев земли всегда тесно соединены с выгодами всего государства; почему
Правительства при введении перемен, касающихся до благосостояния всего народа,
должны более всего сообразовываться с выгодами помещиков и земледельцев»
[18].
Впрочем ему кажется, что правительства в таких случаях более сообразуются с
выгодами купцов, которые не только что не всегда соединены с пользою
государственной, но могут даже иногда быть совершенно ей противны.
В подтверждение мысли об интересах купцов, Н. Тургенев приводит такой случай.
Однажды Кольбер, желая сделать некоторые преобразования по части финансов,
просил, в рассуждении сего, совета у одного из знатнейших купцов парижских.
Сей благородный человек отвечал министру:
«Лучший совет, который я могу Вам дать, состоит в том, чтобы Вы никогда не
спрашивали у купцов советов касательно финансов».
Н. Тургенев выдвигает новую в условиях России того времени задачу. Он
требует заранее изучать и прогнозировать возможные последствия от введения
или изменения налогов. Требование, которое является актуальнейшим для нашей
экономики, для конца XX столетия. Он пишет:
«От недостатка предварительного исследования выбор налогов бывает часто
невыгоден для Правительства. Желая наложить подать на одного, Правительство
налагает оную на самом деле на другого. Желая введением подати ограничить
прибыль купца, оно вместо того только заставляет потребителя платить за
покупаемые товары дороже, выигрыш же купца не уменьшается. Иногда
Правительство, налагая большие подати на предметы роскоши, думает, что сии
подати не причинят вреда никому кроме богатых и роскошных людей, но сии богатые
люди без труда, отказываются от потребления таких предметов, те же, кои
занимались перерабатыванием и продажею оных, вследствие уничтоженного
требования, должны оставлять свои занятия, приниматься за другие или приходить
в разорение»[19].
Н. Тургенев призывает к крайне осторожному обращению с налогами. Он постоянно
напоминает, что налоги уменьшают народное богатство, ибо часть дохода
издерживается, не умножая сего дохода. Отнимая у промышленности часть
капиталов, налоги сдерживают ее развитие. Высокие налоги болезненно
сказываются даже на семьях со средними достатками. Исходя из этого, говоря о
налогах на потребление, он считает желательным, чтобы предметы, необходимые
для жизни, были всегда свободны от налогов. «Но сего никогда не бывает», —
добавляет автор
Некоторое время спустя, в 1845 г. в Казани вышла книга: Теория финансов»
Ивана Городова, посвященная общей теории налогообложения, монопольным доходам
и государственному кредиту.
3.
СОВРЕМЕННЫЙ НАЛОГОВЫЙ
МИР
Как же выглядит сегодня многоликий налоговый мир? В развитых странах
сложилась довольно схожая структура налогообложения, состоящая обычно из
таких платежей, как подоходный налог с населения, налог на корпорации,
акцизы, налоги на предметы потребления, взносы на социальное страхование,
разнообразные другие сборы.
В 80-е годы в этих странах все более заметным становится снижение уровня
прогрессивного
подоходного налогообложения