Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:47, доклад
Налоги издревле привлекали обостренное внимание не только правителей всех
стран и народов, но и ученых мужей, особенно когда последние пытались
разобраться в сложных вопросах хозяйственной жизни общества. В дальнейшем
теоретические проблемы налогообложения обернулись составной частью
самостоятельной науки — политической экономии.
Введение.......................................................................3
1. Практика налогообложения....................................................5
1.1. Налоги в античном мире...................................................5
1.2. Налоги древней и средневековой руси......................................10
1.3. Реформа петра I..........................................................17
2. Зарождение учения о налогах................................................20
2.1. Налоги в средневековой европе............................................20
2.2. Россия после петра I.....................................................27
3. Современный налоговый мир..................................................32
Заключение....................................................................34
Литература....................................................................38
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1. Практика налогообложения......
1.1. Налоги в
античном мире.................
1.2. Налоги древней
и средневековой руси..........
1.3. Реформа петра
I.............................
2. Зарождение учения
о налогах.....................
2.1. Налоги в
средневековой европе..........
2.2. Россия после
петра I.......................
3. Современный
налоговый мир.................
Заключение....................
Литература....................
ВВЕДЕНИЕ
И всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит
Господу: это святыня Господня.
«"Пятикнижие Моисея". Левит», 27, строфа 30.
Это ужасно взволнует его (Бисмарка). Вы же знаете, что он думает о налогах. И
вообще, почему не отнестись с пониманием к такому человеку, как он. Кстати
говоря, «наверху» согласны с таким подходом.
Хельмут фон Герлах, правительственный асессор, по долгу службы
занимавшийся налоговыми декларациями Бисмарка. Ландрат дал ему указание
не подвергать никакому сомнению налоговые декларации Бисмарка, как бы
неверны они ни были.
Библейский бог на горе Синай не ограничился тем, что продиктовал Моисею свое
исключительное право на монопольное религиозное представительство («Да не
будет у тебя других богов перед лицом моим»), но и проявил достаточную
хозяйственную дальновидность, чтобы обеспечить торжественное соблюдение
завета и в финансовом плане — в форме жертвоприношений. Сомнения вызывает
лишь его право на авторский приоритет данной комбинации, поскольку еще до
авторов Библии первые властители древности с такой же ясностью поняли, что
их божественное происхождение само по себе не обеспечит им физическую
неприкосновенность и что культ их торжественного обожествления нуждается в
финансовых средствах, которые соответственно должны быть канонизированы в
«жертве». Уже на ранней стадии возникновения культовых жертвоприношений и в
самой библейской формулировке «десятины» для обоснования налогов было
необходимо ни много ни мало как возвести их в ранг святыни—несомненное
доказательство полной профанации этого понятия. Ведь банально-архаический
инстинкт человека без какой-либо ответной услуги добраться до кармана
ближнего, чтобы укрепить свое господство и тем самым подчинить себе других
людей за их же собственные деньги, требовал по крайней мере в античные
времена религиозной завуалированности, которая благодаря христианству была
сохранена в Европе на следующие полторы тысячи лет.
Этот эпизод описывает появление и «узаконивание» по сути первого вида налога
и далее в течение веков происходило эволюционное развитие и совершенствование
системы налогообложения, отмечаясь множеством ярких эпизодов в истории,
которые можно сопроводить небезынтересными, порой спорными рассуждениями о
«налоговой морали», «налоговой культуре» и, даже, можно сказать, о «налоговой
философии».
Став объектом многопланового изучения, налог как бы выходит из естественной
среды своего обитания, то есть из сферы перераспределения национального
дохода, и становится чрезвычайно важным элементом внутренней структуры
человеческого общества ее политических, экономических и социальных ипостасей.
Отсюда и наше представление о налогах, возвысившись над обыденной конкретикой
их образования, получения и использования, превращается в неотъемлемую часть
политического, экономического и социального мышления.
Со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном
экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Более
100 лет назад
К. Маркс писал: «В налогах
воплощено экономически
существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы,
школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный
лист и табель о рангах—все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном
общем семени — в налогах»[1].
Налоги издревле привлекали обостренное внимание не только правителей всех
стран и народов, но и ученых мужей, особенно когда последние пытались
разобраться в сложных вопросах хозяйственной жизни общества. В дальнейшем
теоретические проблемы налогообложения обернулись составной частью
самостоятельной науки — политической экономии.
Основной целью данной работы является рассмотрение истории налогообложения,
не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстрактные налоговые
предписания, а также показать на тесное переплетение социальных, военных,
религиозных и
не в последнюю очередь
для состояния эпохи, показать налогообложение в ходе исторического развития,
то есть то, как злоупотребление налогами может стать средством унижения
индивида, и одновременно отметить, как разумное налогообложение служит
прогрессу науки, архитектуры, транспорта, медицины, целям социальной
справедливости, короче говоря, всей цивилизации. Подобная «разрез» в
положительном смысле обнажает целый пласт культуры в историческом процессе.
Целью данной работы является не полнота и точность изображения исторического
развития налогообложения, а приведение характерных примеров того, как
человек из на первых порах примитивного «одноклеточного» жертвоприношения
сумел на протяжении
существования налогов
множество видов налогов, а также показ того, до каких «высот» налоги
выросли, будучи прямым фактором экономической мощи.
1. ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1.
Налоги в античном
мире
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с
момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного
устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В
современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов
государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм
используется для экономического воздействия государства на общественное
производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического
прогресса.
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их
появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа.
На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков
государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов.
Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор
налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи
откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть
государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет
часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом
сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль
откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий,
современный, этап — государство берет в свои руки все функции установления и
взимания налогов, ибо правота обложения успели выработаться. Региональные
органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или
иную степень самостоятельности.
На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой
налогообложения
можно считать
было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было
неписаным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или
сбором. Причем процентная ставка сбора была достаточно определенной. В
Пятикнижии Моисея сказано: и всякая десятина на земле из семени земли и из
плодов дерева принадлежит Господу.
После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы
и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее
сообщение:
«Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле
Русьстей: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а
и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от
всякого жита.»
Итак, первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов.
По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась
в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика
существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего
Египта до средневековой Европы. В древнейшие времена в Египте взимался
поземельный налог, причем он достиг сложного развития и отличался высокой
точностью. Во времена Страбона в Египте существовали два нилометра,
посредством которых производились наблюдения за уровнем воды, лежавшие в
основе расчета будущего налога. За XII веков до Рождества Христова в Китае,
Вавилоне, Персии уже известен поголовный, или подушный, налог.
В Древней Греции в VII—IV вв. до Р.Х. представители знати, закладывая основы
государства, ввели налоги на доходы в размере одной десятой или одной
двадцатой части доходов. Были и акцизы в виде привратных сборов (т. е. у
ворот города). Это позволяло концентрировать и расходовать средства на