Налогооблажение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 14:13, лекция

Краткое описание

Тема № 1. Основы и принципы налогообложения.
Тема № 2. Особенности налоговой системы Великобритании.
Тема № 3. Особенности французской налоговой системы.
Тема № 4. Налоговая система Румынии.
Тема.№ 5 Налоговая система России

Файлы: 1 файл

налогообложение 1.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Тема  № 1. Основы и принципы налогообложения. 

  1. Общая характеристика налогов и налоговой системы.
  2. Организация налоговых служб и контроль за уплатой налогов.
  3. Налоги и международная торговля.
  4. Международные налоговые соглашения.
 

Вопрос 1. Общая характеристика налогов и налоговой системы. 

Функции и цели налогообложения одинаковы в  большинстве стран. Однако конкретные формы могут существенно различаться. Это касается содержания конкретных элементов каждого налога в той  или иной стране, т.к. не существует единых норм того, что, например, следует брать за базу при исчислении налога на прибыль корпорации или в каком объеме устанавливать необлагаемый минимум подоходного налога с физических лиц.

Налоговые системы  развитых стран складывались под  воздействием разных экономических, политических и социальных условий. Естественно, они не оптимальны, что дало повод экономистам разработать ряд требований для создания оптимальной системы.

  1. распределение налогового бремени должно быть равным, т.е. каждый должен вносить свою справедливую долю в государственные доходы;
  2. при использовании налоговой политики для достижения социально-экономических целей необходимо свести к минимуму нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения;
  3. налоговая система должна быть справедливой, не допускать произвольного толкования, быть понятной налогоплательщикам;
  4. административные издержки по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Законодательством большинства стран предусматривается, что налог может быть установлен, изменен или отменен только на основе закона. Обычно законы принимаются парламентом, однако в Швеции и Израиле допускается практика принятия налогового акта в форме решения парламентской комиссии.

Общепризнанным  является принцип юридического равенства граждан перед налоговым законом. Принцип справедливого обложения налогами также закреплен в большинстве стран на конституционном уровне. При этом в ряде стран (Италия) подчеркивается необходимость соблюдения прогрессивного характера налогообложения. Конституции многих стран закрепляют уплату налогов в качестве конституционной обязанности граждан (Франция, Германия).

Налоговые поступления, как правило, не предназначены для  покрытия конкретных государственных  расходов. Однако зарубежное законодательство допускает учреждение целевых или специальных налогов, с помощью которых формируются средства для финансирования определенных программ. Также в налоговых законодательствах предусматривается и ответственность за совершение налоговых правонарушений (просрочку платежей, предоставление ложных сведений и другие). 

Вопрос 2. Организация налоговых  служб и контроль за уплатой налогов. 

В структуре  налогового контроля зарубежных стран  условно можно выделить две подсистемы – государственных органов и  общественных институтов. К последним можно отнести профсоюзы, которые имеют право требовать необходимую информацию о предприятии. Государственные органы, участвующие в налоговом контроле, также делятся на две группы – органы общей и специальной (налоговой) контрольной компетенции. Первые представлены счетными палатами, государственными советами, парламентами и различными министерствами, которые имеют в своей структуре специальные контрольные подразделения. Но основную нагрузку при осуществлении налогового контроля несут специально созданные для этого органы – налоговые управления (отделы, дирекции). В различных странах существуют разные варианты организации и подчиненности налогового аппарата. В одних случаях этот аппарат обособлен от министерства финансов (Япония), в других – является его структурным подразделением (США, Великобритания). Однако везде налоговый аппарат преследует одну и ту же цель – постоянный и эффективный контроль за взиманием платежей в бюджет и во внебюджетные фонды. Наряду с центральными органами налоговый контроль осуществляют и местные налоговые инспекции. В США Бюро внутренних доходов при министерстве финансов выполняет основную работу по координации налогового контроля на государственном уровне. На местах же существуют территориальные отделения Бюро.

В законодательстве зарубежных стран по вопросам налоговых  санкций выделяются два подхода. Первый – американский – характеризуется  жесткими санкциями. Так, опоздание  с подачей налоговой декларации может квалифицироваться как  уголовное преступление и наказываться лишением свободы или наложением штрафа. Европейский подход отличается более гуманным обхождением с нарушителем налоговых норм. В последнее время для европейского законодательства стала характерной декриминализация ряда санкций за налоговые правонарушения, т.е. выделение их из сферы уголовного права. При этом уголовные санкции часто заменяются системой платежей (доплат к налогам), взыскиваемых не судами, а иными государственными органами. 

Вопрос 3. Налоги и международная  торговля. 

Налоги – одно из наиболее эффективных средств государственного регулирования в сфере международных экономических отношений. Этому способствует рост влияния транснациональных корпораций на мировую экономику, усиление специализации и кооперации производства в международном масштабе. Поэтому изучение и анализ налоговых факторов в международных отношениях приобретает все большее значение для повышения эффективности внешнеэкономических связей.

В области внешней  торговли налоги выполняют и фискальную, и регулирующую функцию. Они воздействуют на ввоз или вывоз тех или иных нужных для страны товаров и услуг посредством манипулирования ставками таможенных пошлин, тарифных льгот или протекционистских мер. Политика протекционизма во многих странах направлена на поддержку новых отраслей, создание дополнительных рабочих мест, защиту национальной безопасности. Но протекционизм также может привести к замедлению НТП, т.к. у производителей снижаются побудительные мотивы поиска новых технологий для снижения издержек производства.

В настоящее  время наметилась устойчивая тенденция  к снижению общего уровня таможенных тарифов в разных странах. Она  стала возможной благодаря деятельности ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам  и торговле) – международной организации, действующей на базе межправительственного соглашения и регламентирующей торговую и тарифную политику стран-участниц. ГАТТ внесла существенный вклад в развитие тенденции либерализации торговли. К настоящему времени в результате переговоров средний уровень ставок таможенных пошлин стал ниже 5 %. В последнее время в сферу деятельности этой организации включены и вопросы торговли услугами, вопросы режима инвестиций, защиты интеллектуальной собственности и другие. С 1995 года ГАТТ преобразовано во ВТО (всемирную торговую организацию. В 2001 году РМ стала 142 членом ВТО.

Решение вопросов, связанных с регулированием налогообложения  в разных странах, основывается на двух критериях: резидентства и территориальности. Критерий резидентства предусматривает, что все резиденты данной страны подлежат в ней налогообложению в отношении абсолютно всех своих доходов, как получаемых на территории этой страны, так и за ее пределами (полная или неограниченная налоговая ответственность), а нерезиденты обязаны платить налоги только с тех доходов, которые получают от источников в этой стране (ограниченная ответственность).

Критерий территориальности  предусматривает, что налогообложению  в данной стране подлежат те доходы, которые получены на ее территории, а все доходы, полученные за рубежом, налогообложению в данной стране не подлежат. Отдельные страны применяют различные сочетания этих критериев. США, Великобритания берут за основу критерий резидентства, который может дополняться критерием территориальности. Франция, Швейцария устанавливают налоговую юрисдикцию на основе преимущественно критерия территориальности. 

Вопрос 4. Международные  налоговые соглашения. 

Существуют следующие  виды налоговых соглашений: общие  налоговые соглашения, специальные  налоговые соглашения, соглашения об оказании административной помощи, по налогообложению даров и наследств, по международным перевозкам, по таможенным пошлинам, по льготному налоговому режиму, по социальному страхованию и другие.

Основная цель налоговых соглашений – устранение всех возможных случаев двойного налогообложения, которые могут возникнуть в отношениях стран-партнеров.

С помощью налоговых  соглашений достигается разграничение  налоговой юрисдикции в отношении  доходов юридических и физических лиц между налоговыми властями стран-партнеров, устраняется возможность неправомерного применения в одностороннем порядке национального режима налогообложения.

Широкое распространение  получили соглашения о пограничных  налоговых льготах, когда жители пограничных районов разных стран  могут посещать своих родственников, живущих по разные стороны границы.

Соглашения могут  быть составлены на двусторонней или  многосторонней основе. Соглашения между  двумя государствами – наиболее распространенный вид международных  соглашений. В них, как правило, существует положение о налоговой недискриминации, т.е. о предоставлении гражданам и компаниям другой страны такого же налогового режима, как и местным гражданам и учреждениям. К двусторонним можно отнести соглашения между дипломатическими представительствами. В этих соглашениях оговариваются налоговые льготы для дипломатических миссий и их сотрудников. К двусторонним соглашениям относятся также и торговые соглашения, и договоры, которые предусматривают режимы наибольшего благоприятствования в отношении товаров и услуг, ввозимых на территорию стран-партнеров. Эти соглашения обычно распространяются на таможенные пошлины. Существуют и чисто таможенные соглашения между странами-партнерами. Эти соглашения могут быть составлены и на многосторонней основе.

Налоговые соглашения могут заключаться в форме односторонне принимаемых мер в рамках так называемой налоговой гармонизации. Налоговая гармонизация предусматривает согласованное изменение рядом стран своего внутреннего налогового законодательства, чтобы облегчить урегулирование взаимных отношений стран-партнеров. Например, страны ЕС договорились о введении единого НДС и о принципах его взимания, об ограничении налогового субсидирования экспорта и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 

Тема  № 2. Особенности  налоговой системы  Великобритании. 

Налоговая система  Великобритании сложилась в 19 веке, но в 1980-е годы были осуществлены значительные изменения. В рамках налоговой реформы были проведены следующие мероприятия:

  1. снижена нижняя ставка подоходного налога с 27 до 20 %;
  2. устранена многоступенчатая шкала подоходного налога с физических лиц. Осталось только три ставки: 20, 24 и 40 %;
  3. введено раздельное налогообложение доходов супругов.

Но это не привело к тому, что система  стала справедливее. По оценке английских экономистов, в результате налоговых  мероприятий среднестатистический британский налогоплательщик платит такую же долю дохода государству, что и раньше. При этом средняя ставка для рабочего со средним доходом возросла с 14 до 16 %, а для богатых снизилась с 52 до 35 %. В результате, например, женатый человек со средним заработком, имеющий двух детей, выплачивает 34 % своей зарплаты в виде налога (включая и соцстрах), по сравнению с 26 % в США и 23 % в Японии.

Современная система  налогов ВБ включает центральные  налоги (подоходный налог с населения, подоходный налог с корпораций, налог на доходы от нефти, налог с наследства, НДС, пошлины и акцизы) и местные налоги на имущество. Налоги играют главную роль в формировании доходов бюджета (90%). В 1997 году действовали следующие ставки налогов:

  • подоходный налог с населения – 20, 24 и 40 %;
  • подоходный налог с корпораций – 33 %;
  • подоходный налог с малого бизнеса (компании с прибылью до 300000 ф.с.) – 24 %;
  • налог с наследства – 0 и 40 %;
  • НДС – 0, 8, 17.5 %.

Личный подоходный налог уплачивает все население  Великобритании, получающее доход, причем резиденты облагаются по всем доходам, независимо от источников, а нерезиденты – только по доходам, полученным на территории ВБ. Лицо, находящееся в ВБ в течении 6 и более месяцев в любом налоговом году, считается резидентом. Если же менее 6 месяцев, то решение вопроса о его резидентстве зависит от ряда других факторов.

Подоходный налог  с физических лиц взимается не по совокупному доходу, а по частям – шедулам. Обложение производится по шести различным шедулам:

  1. А – доходы от собственности на землю и строения;
  2. В – доходы от лесных массивов, используемых в коммерческих целях;
  3. С – доходы от правительственных ценных бумаг;
  4. D – прибыль от производственно-коммерческой деятельности, доходы лиц свободных профессий, доходы от ценных бумаг, проценты по займам;
  5. Е – трудовые доходы: зарплата, жалованье служащих и пенсии;
  6. F – дивиденды и другие распределяемые доходы компаний.

Информация о работе Налогооблажение