Налогооблажение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 14:13, лекция

Краткое описание

Тема № 1. Основы и принципы налогообложения.
Тема № 2. Особенности налоговой системы Великобритании.
Тема № 3. Особенности французской налоговой системы.
Тема № 4. Налоговая система Румынии.
Тема.№ 5 Налоговая система России

Файлы: 1 файл

налогообложение 1.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     сигареты 1 класса 50,0%

     сигареты 2 и 3 классов 25,0%

     - грузовые автомобили грузоподъемностью до 1,25т 25,0%

     - легковые автомобили (кроме марки  “Ока”) 35,0%

     - легковые автомобили марки “Ока”  25,0%

     - ювелирные изделия 20,0%

     - меховые изделия (кроме изделий  детского ассортимента):

     пальто, полупальто, жакеты, куртки, палантины, горжеты, косынки, пелерины 35,0%

     головные  уборы цельномеховые 20,0%

     - изделия из хрусталя 20,0%

     - ковры и ковровые изделия машинного  производства 45,0%

     - одежда из натуральной кожи 35,0% 

     В соответствии с рассматриваемым  законом, а также Законом о  недрах Правительство Российской Федерации с 1 ноября 1992 г. пополнило перечень товаров, облагаемых акцизами, установив акцизный сбор также на нефть и газовый конденсат. Ставки акциза дифференцированы по нефтегазодобывающим предприятиям и составляют от 5 до 30% в отпускной цене на эти виды сырья.

     Порядок уплаты акцизов отличен от действующего для НДС. Акцизы на винно-водочные изделия  должны вноситься в бюджет на третий день по их реализации. При этом днем реализации считается день поступления  денежных средств за подакцизные товары на счет предприятия в банке, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу. Акцизы по другим видам продукции предприятия уплачивают ежеквартально в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. 

     Внешнеторговые пошлины.

     С помощью внешнеторговых пошлин государство  изымает в свою пользу часть того дохода экспортеров и импортеров, который образуется в силу различий в уровнях внешнеторговых (пересчитанных  в рубли по рыночному курсу  Центрального Банка России) и внутренних цен России на вывозимые и ввозимые товары. Соответственно данный налог уплачивают те предприятия, которые осуществляют внешнеторговые операции.

     Экспортные  пошлины установлены на сырьевые товары, энергоносители, металлы и  изделия из них, сельскохозяйственное сырье и продукты. Они исчислены в ЭКЮ за единицу веса или объема вывозимого товара, однако уплачиваются в рублях. Пересчет ЭКЮ в рубли осуществляется по курсу, устанавливаемому Центральным Банком Российской Федерации, который действует на дату взимания таможенной пошлины.

     При осуществлении бартерных сделок ставки экспортной пошлины увеличиваются  на 30% по сравнению с базовыми, установленными Правительством или Таможенным комитетом  России. А с 1 января 1993 г. разрыв между  базовыми ставками экспортной пошлины и ставками, применяемыми к бартерным операциям, составляет 50%.

     Импортные пошлины, взимаемые на территории России, исчисляются в процентах от таможенной стоимости импортируемых товаров. Для большинства товаров базовые  сделки установлены на уровне 15%. Исключение составляют легковые автомобили и другие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, видеоаппаратура, ленты и другие носители информации, по которым пошлины повышена до 25%, и винно-водочные изделия, по которым пошлина установлена на уровне 20-50% таможенной стоимости.

     Базовые ставки импортных пошлин применяются  к товарам, ввозимым из стран, которые  пользуются в России режимом наибольшего  благоприятствования. Если же товар  импортируется из страны, не пользующейся в Российской Федерации таким режимом, то импортная пошлина взимается по удвоенной базовой ставке. Пошлина уменьшается вдвое, если товар ввозится из развивающихся стран. Товары, ввозимые из наименее развитых стран, освобождены от пошлины. Импортные пошлины не взимаются с ввозимых из любой страны книг, газет, другой полиграфической продукции, детской одежды, медицинского оборудования, а также продовольственных товаров и медикаментов по перечню, определяемому Правительством России.

     Импортные пошлины выплачиваются в рублях с пересчетом таможенной стоимости товара по курсу рубля, котируемому Центральным Банком Российской Федерации на день таможенного оформления. Импортер может также платить пошлину в свободно конвертируемой валюте.Импортная пошлина взимается не только с предприятий, ввозящих товары в Россию, но и с граждан. Беспошлинно гражданин вправе импортировать товары общей стоимостью до 10 тыс. долл. в сопровождаемом багаже ( за исключением транспортных средств ), а также товары для личного пользования в количествах, определяемых Государственным таможенным комитетом России.

     Взимание  пошлин осуществляется органами Государственного таможенного контроля России на основе грузовой таможенной декларации, представляемой экспортерами и импортерами товаров.

     Наряду с пошлиной предприятия при осуществлении экспортно-импортных операций уплачивают таможенным органам сбор за осуществление таможенных процедур. 

     Налоги  на имущество.

     В качестве одного из существенных источников бюджетных доходов, значение которого с течением времени будет, несомненно возрастать, государство рассматривает налог, взимаемый с владельцев собственности. В России ставка налога на имущество предприятий может достигать 1% от его остаточной стоимости. За находящиеся в собственности строения, помещения и сооружения государство взимает налог по ставке 0,1% от их инвентаризационной стоимости. Облагаются налогом и транспортные средства граждан.

     Весьма  необычный принцип предложен  для взимания налога на наследство и дарения. Его ставки установлены  к стоимости имущества, исчисленного в минимальных заработных платах. Такой метод определения налогооблагаемой базы эффективен в условиях инфляции, поскольку позволяет сохранить относительное бремя налога на прежнем уровне, разумеется, если изменение минимальной заработной платы соответствует темпу инфляции.

     Закон предусматривает в качестве льготы освобождение от данного налога в  довольно распространенных случаях: когда  имущество наследуется супругом, или переходит от супруга к  супругу в порядке дарения, или  когда дома (квартиры) наследуются теми, кто проживал в этих домах совместно с наследователем на день открытия наследства.Поскольку налог на наследство и дарения взимается с весьма крупных состояний и по прогрессивной шкале, то он играет определенную социальную роль: уменьшает возможности наследников (одаряемых) жить за счет наследодателей (дарителей) и одновременно расширяет возможности государства оказывать социальную помощь малоимущим.Налог на имущество предприятий вносится из прибыли предприятия. Уплата налога производится поквартально.

     Налог на имущество физических лиц исчисляется  налоговыми органами по месту нахождения (регистрации) имущества. За просрочку  платежей налогов на имущество физических лиц начисляется пеня в размере 0,2% с суммы недоимки за каждый день просрочки. 

     Платежи за использование  природных ресурсов.

     Платность - один из основных принципов природопользования. Платежи за право пользования  природными ресурсами в пределах установленных лимитов и за сверхлимитное  и нерациональное их использование относятся к важнейшим видам налогов, составляющих современную налоговую систему. Предприятия, использующие природные ресурсы, обязаны отчислять часть своих доходов на их воспроизводство и охрану. Предприятия должны платить также за загрязнение окружающей природной среды. Цель введения всех этих налогов - стимулировать рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды и получить средства для финансирования мер по воспроизводству и охране природных ресурсов.

     С начала 1992 г. в Росси стало платным использование одного из важнейших природных ресурсов - земли. Плата за землю установлена в трех формах: земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли. Земельный налог уплачивают собственники земли, землевладельцы и землепользователи, за исключением арендаторов. Последние вносят собственнику земли арендную плату. Плата в форме нормативной цены земли взимается при покупке земельных участков у государства, а также учитывается при дарении земли, передаче по наследству, получении банковского кредита под залог земли. Нормативная цена земли характеризует ее стоимость, исчисленную исходя из потенциального дохода, который она могла бы приносить. Уровень налоговой ставки зависит от качества и местоположения земельного участка: она тем выше, чем лучше качество земли и экономически более выгодно расположен земельный участок. Налог на земли лесного фонда на период лесопользования составляет 5% от таксовой стоимости древесины, отпускаемой на корню. Налог на земли водного фонда вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам налога административного района на земли сельскохозяйственного назначения.

     Земельный налог уплачивается равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября каждого года. Источником воспроизводства полезных ископаемых служат платежи за право пользования недрами и отчисления на геологоразведочные работы. Эти отчисления производят предприятия и иные юридические лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых на территории Российской Федерации. Назначение платы за загрязнение окружающей среды - компенсировать экономический ущерб, наносимый таким загрязнением. Порядок определения платы за загрязнение природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия установлен Правительством России. Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от возмещения в полном объеме вреда, причиненного природе, здоровью и имуществу граждан. 

     С самого начала построения налоговой системы России был взят фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли. Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения - фискальной, распределительной и регулирующей.

     Основной  целью российской налоговой системы  была определена прежде всего ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита.

     Основной  недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована  на устранение дефицитности бюджета  изъятием доходов предприятий. Нет  достаточной увязки налоговой системы  с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения.

     Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - “чем больше ставка, тем  лучше для государства и построения рыночной экономики”. В итоге - недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятия в развитии производства.

     Налоговая система России не учитывает и то, что она функционирует в условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует “вздувание” цен. И такое явление вполне закономерно - ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров - население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить большую массу прибыли для собственного использования. В России доля косвенных налогов в налогообложении возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления “любой ценой”. А цена такой политики высока - экономическая стагнация, инфляция, многократный (в тысячи раз) рост цен на потребительские товары.

     Налоговая система должна соответствовать элементарным требованиям теории налогообложения. В России же базой налога на добавленную стоимость является не только прибыль и заработная плата (реальные элементы вновь созданной стоимости), но и амортизационные отчисления. Кроме того, в базу этого налога включаются акциз, а также таможенные пошлины, которые никакого отношения к добавленной стоимости не имеют. Необоснованно и то, что одним налогом (НДС) облагается другой налоговый платеж - акциз. Вследствие этого налог на добавленную стоимость теряет свое действительное содержание и практически превращается в налог с продаж (своеобразный многократный налог с оборота), выступающий в условиях монопольного рынка в качестве элемента цены на товар и косвенного налога, значительно увеличивающего цену. Часть налоговых платежей из прибыли предприятий также перекладывается на потребителя, имея возможность компенсировать уплату налогов ростом свободных цен. Это можно отнести и к другим налоговым платежам, а также тем начислениям на фонд заработной платы, которые включаются в себестоимость продукции (платежи в пенсионный фонд, в фонды социального и медицинского страхования и другие фонды).

Информация о работе Налогооблажение