Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:29, дипломная работа
Целью настоящего исследования является разработка методики для оценки потенциала выхода российских компаний на зарубежные рынки и ее апробация.
Объектом исследования являются транснациональные корпорации, а предметом исследования – российские компании, обладающие потенциалом транснационализации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
изучить феномен, понятие и сущность транснациональных корпораций;
исследовать историю возникновения и развития ТНК;
проанализировать место, роль и тенденции развития ТНК в системе мирового хозяйства;
дать характеристику источников эффективной деятельности транснациональных корпораций;
оценить основные показатели деятельности крупнейших ТНК;
проанализировать роль института ТНК в современной экономике России;
Введение 3
1. Теоретические основы исследования транснациональных корпораций 5
1.1. Понятие, сущность и тенденции развития ТНК 5
1.2. Основные методологические подходы к оценке деятельности ТНК.. 10
1.3. Оценка основных показателей деятельности крупнейших ТНК 14
2. Методологические основы оценки потенциала транснационализации 22
2.1. Источники эффективной деятельности ТНК……………………………………….. 22
2.2. Деловая среда как один из важнейших факторов транснационализации................26
2.3. Разработка методики оценки потенциала транснационализации компании...........30
3. Оценка потенциала транснационализации российских компаний…………………….38
3.1. Специфика транснационализации в России………………………………….……...38
3.2. Оценка потенциала транснационализации ОАО «Транснефть»……..…………….43
3.3. Разработка рекомендаций российским компаниям по повышению
потенциала транснационализации……………………...……….……………………...48
Заключение...................................................................................................................................51
Библиографический список........................................................................................................53
Приложение 1. Структура валовой добавленной стоимости по группам стран….………...56
Приложение 2. Рейтинг немецких ТНК..……………………………………………………...57
Приложение 3. Активы 10 крупнейших нефинансовых ТНК мира.………………………...58
Приложение 4. Группы финансовых коэффициентов…...…………………………………...59
Приложение 5. Финансовые показатели деятельности ОАО «Транснефть» в 2009 году....60
Приложение 6. Показатели для оценки кредитоспособности ОАО «Транснефть»...……...61
Приложение 7. Структура активов ОАО «Транснефть»……...……………………………...62
Приложение 8. Структура капитала ОАО «Транснефть»….………………………………...63
Д) Технологическая компонента.
Анализ технологической
Отслеживание процесса развития технологий
важно не только в связи с тем,
что необходимо вовремя начать использование
новых технологических
Однако возникает закономерный вопрос: каким образом изучать и проводить анализ данных компонент? В целом данный анализ подразумевает реализацию в свободной форме. Однако существуют определенные особенности, принципы данного анализа в рамках разрабатываемой методики для получения наиболее точно результата. Поэтому далее мы рассмотрим принципы, которым необходимо следовать при проведении анализа.
Изучая различные компоненты макроокружения, очень важно всегда иметь в виду следующие два момента. Первое – это то, что все компоненты макроокружения сильно влияют друг на друга. Изменения в одной из компонент обязательно приводят к тому, что происходят изменения в других компонентах макроокружения. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно, с отслеживанием не только собственно изменений в отдельной компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения.
Второе — это то, что степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные организации различна. В частности, степень влияния зависит от нынешнего размера организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.п. Считается, что крупные организации испытывают большую зависимость от макроокружения, чем мелкие. Чтобы учитывать это при изучении макроокружения, организация должна определить для себя, какие из внешних факторов, относящихся к каждой из компонент макроокружения, оказывают значительное влияние на ее деятельность. Кроме того, организация должна составить список тех внешних факторов, которые являются потенциальными носителями угроз для организации. Также необходимо иметь список тех внешних факторов, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для организации.
Для результативного изучения состояния компонент макроокружения в организации создается специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдения являются:
• анализ материалов, опубликованных в периодической печати, книгах, других информационных изданиях;
• участие в профессиональных конференциях;
• анализ опыта деятельности организации;
• изучение мнения сотрудников организации;
• проведение собраний и обсуждений внутри организации.
Изучение компонент
Система анализа макроокружения дает необходимый эффект, если она поддерживается высшим руководством и обеспечивает его необходимой информацией, если она тесно связана с системой планирования в организации и, наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации и оценить эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации.
Шаг 2: Анализ непосредственного окружения компании. Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы52.
Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения транснационализации. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, то есть определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.
Изучение непосредственного
А) Клиенты / Заказчики / Покупатели
Анализ клиентов как компоненты непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Изучая клиента, фирма уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Если, например, клиент имеет ограниченную возможность выбора поставщика нужного ему товара, то его сила при торге существенно ниже. Торговая сила клиента зависит, например, также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции.
Существует ряд факторов, определяющих торговую силу клиента, которые обязательно должны быть раскрыты и изучены в процессе анализа. К числу таких факторов относятся:
• соотношение степени зависимости клиента от поставщика со степенью зависимости продавца от покупателя;
• объем закупок, осуществляемых клиентом;
• уровень информированности
• наличие замещающих продуктов/изделий/услуг;
• стоимость для клиента перехода к другому продавцу;
• чувствительность клиента к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, от его ориентации на определенную марку, от наличия определенных требований к качеству продукта, от величины его дохода.
При измерении показателя важно обращать внимание на то, кто платит, кто покупает и кто потребляет, так как необязательно все три функции выполняет одно и то же лицо.
Б) Поставщики
Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.
Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой конкурентной силой, могут поставить организацию в очень высокую зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал, с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. Конкурентная сила поставщика зависит от следующих факторов:
• уровень специализации
• величина стоимости для поставщика переключения на других клиентов;
• степень специализации
• концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;
• важность для поставщика объема продаж.
При изучении поставщиков материалов и комплектующих в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:
• стоимость поставляемого
• гарантия качества поставляемого товара;
• временной график поставки товаров;
• пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.
В) Конкуренты
Изучение конкурентов, то есть тех,
с кем организации приходится
бороться за клиента и за ресурсы,
которые она стремится получить из внешней
среды, чтобы обеспечить свое существование,
занимает особое и очень важное место
в стратегическом управлении. Такое изучение
направлено на то, чтобы выявить слабые
и сильные стороны конкурентов и на базе
этого построить свою стратегию конкурентной
борьбы.
Конкурентная среда формируется не только
внутриотраслевыми конкурентами, производящими
аналогичную продукцию и реализующими
ее на одном и том же рынке. Субъектами
конкурентной среды являются и те фирмы,
которые могут войти на рынок, а также
те, которые производят замещающий продукт.
Кроме них на конкурентную среду организации
оказывают заметное влияние покупатели
ее продукта и поставщики, которые, обладая
силой к торгу, могут заметно ослабить
позицию организации.
Многие фирмы не уделяют должного внимания
возможной угрозе со стороны вновь пришедших
на их рынок и поэтому проигрывают в конкурентной
борьбе именно им. Об этом очень важно
помнить и заранее создавать барьеры на
пути вхождения потенциальных пришельцев.
Такими барьерами могут быть углубленная
специализация в производстве продукта,
низкие издержки за счет эффекта масштаба
производства, контроль над каналами распределения,
использование местных особенностей,
дающих преимущество в конкуренции, и
тому подобное. Однако очень важно хорошо
знать то, какие барьеры могут остановить
или помешать потенциальному пришельцу
выйти на рынок, и воздвигать именно эти
барьеры.
Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Особенность трансформации рынка в случае с появлением замещающего продукта состоит в том, что, если им был убит рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь достаточный потенциал для перехода к созданию продукта нового типа.
Г) Рынок рабочей силы
Анализ рынка рабочей силы направлен
на то, чтобы выявить его
Шаг 3: Анализ внутренней среды компании. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям53:
Этап 4: Анализ финансовых показателей деятельности компании с целью определения возможности транснационализации. Деловая среда характеризует лишь условия, в которых компания функционирует и позволяет оценить лишь определенную долю потенциала транснационализации. Поэтому следующим элементом анализа, который позволит в полной мере дополнить анализ деловой среды является анализ финансовых показателей.
Общее количество финансовых коэффициентов, которые могут быть применены для анализа деятельности компании, - порядка двухсот. Обычно используется лишь небольшое число основных коэффициентов и показателей и соответственно основные выводы, которые на их основе можно сделать54.
Как вариант, возможно упорядочение и анализ финансовых показателей по группам, характеризующим основные свойства деятельности компании: ликвидность и платежеспособность; эффективность менеджмента компании; прибыльность (рентабельность) деятельности. Разделение финансовых показателей на группы, характеризующие особенности деятельности предприятия приведено в приложении 255.