Место и роль ТНК в современной экономике и оценка потенциала транснационализации российских компаний.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:29, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является разработка методики для оценки потенциала выхода российских компаний на зарубежные рынки и ее апробация.
Объектом исследования являются транснациональные корпорации, а предметом исследования – российские компании, обладающие потенциалом транснационализации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
изучить феномен, понятие и сущность транснациональных корпораций;
исследовать историю возникновения и развития ТНК;
проанализировать место, роль и тенденции развития ТНК в системе мирового хозяйства;
дать характеристику источников эффективной деятельности транснациональных корпораций;
оценить основные показатели деятельности крупнейших ТНК;
проанализировать роль института ТНК в современной экономике России;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы исследования транснациональных корпораций 5
1.1. Понятие, сущность и тенденции развития ТНК 5
1.2. Основные методологические подходы к оценке деятельности ТНК.. 10
1.3. Оценка основных показателей деятельности крупнейших ТНК 14
2. Методологические основы оценки потенциала транснационализации 22
2.1. Источники эффективной деятельности ТНК……………………………………….. 22
2.2. Деловая среда как один из важнейших факторов транснационализации................26
2.3. Разработка методики оценки потенциала транснационализации компании...........30
3. Оценка потенциала транснационализации российских компаний…………………….38
3.1. Специфика транснационализации в России………………………………….……...38
3.2. Оценка потенциала транснационализации ОАО «Транснефть»……..…………….43
3.3. Разработка рекомендаций российским компаниям по повышению
потенциала транснационализации……………………...……….……………………...48
Заключение...................................................................................................................................51
Библиографический список........................................................................................................53
Приложение 1. Структура валовой добавленной стоимости по группам стран….………...56
Приложение 2. Рейтинг немецких ТНК..……………………………………………………...57
Приложение 3. Активы 10 крупнейших нефинансовых ТНК мира.………………………...58
Приложение 4. Группы финансовых коэффициентов…...…………………………………...59
Приложение 5. Финансовые показатели деятельности ОАО «Транснефть» в 2009 году....60
Приложение 6. Показатели для оценки кредитоспособности ОАО «Транснефть»...……...61
Приложение 7. Структура активов ОАО «Транснефть»……...……………………………...62
Приложение 8. Структура капитала ОАО «Транснефть»….………………………………...63

Файлы: 1 файл

0629543_51CEB_mesto_i_rol_tnk_v_sovremennoy_ekonomike_i_ocenka_potenciala.doc

— 865.00 Кб (Скачать)

Латинская Америка и  Карибский бассейн. Бразилия, Мексика, Аргентина и Чили традиционно привлекательны для иностранного капитала, они останутся такими и далее, за ними на пятом месте в рейтинге стоит Венесуэла.

Африка. Большинство ТНК ожидает, что потоки их капитала в странах континента останутся устойчивыми и не изменятся. В этом регионе многие иностранные ТНК предпочитают использовать иные варианты вложения капитала, поскольку, как правило, работают в регионе на принципах неравного сотрудничества.

Центральная и Восточная  Европа. Из стран региона первое место по инвестиционной привлекательности занимает Польша, которая опережает Россию. Частично это следствие вступления Польши в ЕС. Высокие рейтинги Венгрии и Чешской Республики также могут быть до некоторой степени объяснены их вступлением в ЕС.

Развитые страны. США считаются наиболее привлекательной страной для инвестирования. За США следуют Великобритания. Канада, Германия и Япония тоже числятся среди наиболее привлекательных для капитала ТНК развитых стран. Трансграничные приобретения ТНК с большой вероятностью останутся преобладающей формой их экспансии в развитых странах.

В качестве основных мероприятий по повышению эффективности производства на зарубежных предприятиях ТНК приводятся следующие40:

  1. постоянная модернизация оборудования и технологических процессов на основании непрерывного сопоставления показателей своей деятельности с состоянием производства у конкурентов;
  2. применение информационных систем для анализа функционирования всех звеньев производственного процесса;
  3. создание временных многофункциональных групп экспертов из разных стран для расшивки «узких мест» в технологическом цикле;
  4. периодическая перестановка руководителей всех рангов с привлечением в высшие эшелоны управления национальных специалистов принимающих стран.

Такого рода мероприятия охватывают практически весь спектр деятельности компании по повышению эффективности производства, позволяя вовремя реагировать и вносить изменения, которые могут принести в будущем положительный эффект..

К производственной и коммерческой стратегиям ТНК с целью сохранения уровня конкурентоспособности исследователи относят41:

  1. мероприятия по обеспечению лидерства на избранных рынках;
  2. стандартизация продукции и унификация компонентов;
  3. концентрация производственных мощностей и НИОКР в странах – основных потребителях продукции;
  4. стремление к удовлетворению спроса в принимающих странах с учетом его специфики;
  5. координация действий системы всех зарубежных филиалов ТНК по сохранению уровня конкурентоспособности на мировом рынке.

Как уже было отмечено выше в данной работе, современная деятельность ТНК развилась до уровня, когда большую долю в успешность компании вносит транснациональная деятельность. Соответственно, именно ей стоит уделять наибольшее внимание, постоянно координируя и контролируя ее. Ведь зарубежные рынки для компании являются наиболее сложными в деятельности и требуют глубокого анализа. Вышеперечисленные мероприятия позволяют учесть все возможности достижения лидерства на рынке.

Конина Н. высказывает мнение42, для успеха в современной конкурентной борьбе не так важно, какими материальными благами обладает компания в данный момент. Важно то, с какой скоростью она может приобретать или создавать необходимые активы и развивать их. Более сложным и трудоемким процессом является не процесс создания стратегии, а ее претворение в жизнь. Автор выделяет две проблемы на пути успешной реализации конкурентной стратегии: 1) управление рисками в условиях неопределенности; 2) обеспечение поддержки стратегических решений персоналом компании.

Транснациональные корпорации превращают мировую экономику в международное производство, обеспечивая ускорение научно-технического прогресса во всех его направлениях – технический уровень и качество продукции, эффективность производства, совершенствование форм менеджмента, управления предприятиями.

Оптимальная структура управления ТНК должна обеспечивать бесперебойное  руководство компании своими зарубежными филиалами и в то же время давать возможность менеджерами  зарубежных филиалов самостоятельно принимать решения  по удовлетворению спроса потребителей с учётом специфики местного рынка и в соответствии с Законодательством принимающей стороны. Проблемы совершенствования структуры управления руководство ТНК решает в зависимости от ассортимента товаров и услуг, с которыми они выходят на мировой рынок.

Подводя итог текущему разделу  работы, можно сделать следующие  выводы. Основной фактор эффективной деятельности ТНК – международное производство товаров и услуг, которое представляет собой выпуск продукции материнскими компаниями ТНК и их зарубежными филиалами на базе интернационализации производства. Кроме того источниками эффективной деятельности транснациональных структур являются: использование преимуществ владения природными ресурсами, капиталом и знаниями; возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом различных факторов; возможность аккумулирования капитала в рамках всей системы; постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах; рациональная организационная структура; опыт международного менеджмента. На сегодняшний день ТНК являются не только той опорой, на которой базируется народное хозяйство стран развитой экономики, но и, превратившись в крупнейшие транснациональные группы, включающие в свою структуру многочисленные заграничные филиалы производственного, научно-исследовательского, снабженческого и сбытового характера, все активнее действуют на международной арене, став главной силой мировой экономики.

 

2.2. Деловая среда как  один из важнейших факторов  транснационализации

 

Целью параграфа является определение  важности деловой среды в процессе транснационализации компании. Для достижения цели необходимо определить наиболее важные составляющие деловой среды, оказывающие влияние на процесс транснационализации компании, а также привести способы оценки данных составляющих с точки зрения их благоприятности для потенциала ТНК.

Проблему возможности перехода российских компаний в разряд ТНК  целесообразно начать решать с позиций исследования окружающей деловой среды и влияния ее факторов на параметры деловой активности, состояние и поведение российских компаний.

Под внешней деловой окружающей средой понимается совокупность социально-эколого-экономических  факторов, воздействующих на предприятие  и оказывающих влияние на эффективность его функционирования. При этом, описывая природу деловой окружающей среды, следует обратить внимание на динамизм и сложность.

Динамизм окружающей среды определяется как функция частоты, с которой происходят изменения во внутренних процессах соответствующих элементов, как степень различий внутри каждого изменения и степень нерегулярности в общей схеме происходящих модификаций. Для окружающей среды характерно огромное количество переменных, создающих неопределенность в стратегическом плане. В свою очередь, эта неопределенность влияет на исполнителей, так как это функция опыта, накопленного в рамках отрасли, и свойств отдельной личности. Менеджеры с большим опытом работы, которые думают, что они могут позитивно влиять на события, обычно работают очень хорошо и в условиях неопределенности. В то же время менее опытные управленцы или те, кто думает, что они не могут повлиять на ход развития событий, оказываются не в состоянии успешно справиться с неопределенностью, обусловленной изменениями во внешнем окружении.

Некоторые из общих переменных, предназначенных  для измерения неопределенности или динамизма окружающей деловой среды43:

    • Степень изменения цен поставщиков;
    • Степень изменения цен конкурентов;
    • Степень изменений в предложении труда;
    • Степень изменения в кривой спроса на продукт;
    • Степень изменения цены капитала;
    • Степень изменений в возможностях финансирования;
    • Степень изменения в методах конкуренции;
    • Степень изменений в политике регулирования рынка;
    • Уровень продаж в отрасли по результатам выхода на рынок с новой продукцией;
    • Уровень активности, обусловленной новыми конкурентами, появившимися на рынке;
    • Степень изменений в результате отклонений от нормы жизненного цикла товара;
    • Степень изменений в результате влияния новой технологии, появившейся в отрасли.

Таким образом, комплексный анализ вышеперечисленных показателей  позволяет наилучшим образом  оценить неопределенность и динамизм окружающей деловой среды, рассматривая весь спектр факторов, влияющих на данные два показателя. Однако также следует учитывать такие региональные показатели44:

    • Степень развития инфраструктуры, в регионе, где действует компания;
    • Качество экологической ситуации в регионе;
    • Наполнение бюджета региона;
    • Степень развития сети социальных объектов в регионе.

Внутреннюю среду можно охарактеризовать двумя основными показателями:

  • Качество маркетинговой политики;
  • Уровень профессионализма менеджеров компании.

Анализ внутренней среды все  же предоставляет лишь часть информации о сложившейся ситуации. Поэтому также следует провести анализ внешней среды, который в полной мере дополнит внутренний.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры и тому подобное.

Сложность внешней окружающей среды  определяется рядом переменных, оказывающих косвенное либо прямое влияние на отрасль. Чем больше число переменных, тем больше сложность и неоднозначность окружающей среды, в которой существует фирма (отрасль). Вообще говоря, сложность измеряется степенью географической дисперсии, или концентрации, таких элементов окружающей среды фирмы, как конкуренты, поставщики и регулирующие органы. Можно перечислить ряд элементов, которые определяют сложность окружающей среды45:

  • Количество различных поставщиков одной категории материалов в определенной рыночной нише.
  • Уровень географической концентрации/дисперсии поставщиков в определенном секторе рынка.
  • Уровень географической концентрации/дисперсии труда в определенном секторе рынка.
  • Уровень географической концентрации/дисперсии отраслевых продаж в определенном секторе рынка.
  • Уровень продуктовой дифференциации по сегментам отрасли внутри определенного сектора рынка.
  • Уровень географической концентрации/дисперсии компаний-конкурентов в определенном секторе рынка.
  • Уровень социокультурной диверсификации в рыночной нише.
  • Уровень диверсификации всех форм бизнеса в рыночной нише.
  • Уровень технологической диверсификации

Внешнюю деловую окружающую среду обычно подразделяют на:

  • общую (дальнюю) окружающую среду;
  • специфическую (ближнюю) окружающую среду.

Воспользуемся проведенным делением для более подробного рассмотрения исследуемого явления.

  1. Анализ общей (дальней) окружающей среды включает в себя экономические, социополитические и технологические прогнозы (так называемая система PEST) для определения долгосрочных возможностей предприятия в условиях прогнозируемых возмущений среды. За рубежом такие прогнозы разрабатываются государственными учреждениями, общественными (неприбыльными) организациями и частными фирмами, занимающимися консалтинговой деятельностью. Часть прогнозов публикуется в периодической печати, часть — покупается фирмами за определенную плату. Наличие нескольких прогнозов по определенной теме исследования, выполняемых независимо друг от друга разными организациями, позволяет получить более полную информацию и принимать более достоверное решение.

В нашей стране организация таких  центров консалтинговой помощи, связанных с разработкой указанных прогнозов, должна рассматриваться как одна из составляющих рыночной инфраструктуры, позволяющей компенсировать элементы стихийности рынка и сделать развитие национальной экономики более устойчивым.

Любой бизнес всегда функционирует  в условиях определенной окружающей среды. При этом под окружающей средой следует понимать не только природные ресурсы, но и правовое поле, финансовую среду, нормативную базу и т.д. Неопределенность является как источником прибыли для бизнеса, так и источником риска для предприятия, прежде всего риска банкротства.

Чтобы более полно, с учетом влияния  окружающей среды, оценить степень  финансовой устойчивости предприятия, авторами статьи предлагается использовать модифицированную с учетом воздействий окружающей среды и рыночных механизмов Z-модель, имеющую следующий вид46:

, где                   (2.1)                 

R —  рейтинговое число; 

Х1 — коэффициент обеспеченности предприятия собственными средствами (отношение собственных оборотных активов к общей сумме активов);

Х2 — коэффициент текущей ликвидности;

Х3 — рентабельность собственного капитала;

Х4 — коэффициент капитализации предприятия (отношение рыночной стоимости собственного капитала к балансовой стоимости заемных средств);

Х5 — показатель общей платежеспособности, определяемый как отношение рыночной стоимости активов ко всем обязательствам предприятия;

Информация о работе Место и роль ТНК в современной экономике и оценка потенциала транснационализации российских компаний.