Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:29, дипломная работа
Целью настоящего исследования является разработка методики для оценки потенциала выхода российских компаний на зарубежные рынки и ее апробация.
Объектом исследования являются транснациональные корпорации, а предметом исследования – российские компании, обладающие потенциалом транснационализации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
изучить феномен, понятие и сущность транснациональных корпораций;
исследовать историю возникновения и развития ТНК;
проанализировать место, роль и тенденции развития ТНК в системе мирового хозяйства;
дать характеристику источников эффективной деятельности транснациональных корпораций;
оценить основные показатели деятельности крупнейших ТНК;
проанализировать роль института ТНК в современной экономике России;
Введение 3
1. Теоретические основы исследования транснациональных корпораций 5
1.1. Понятие, сущность и тенденции развития ТНК 5
1.2. Основные методологические подходы к оценке деятельности ТНК.. 10
1.3. Оценка основных показателей деятельности крупнейших ТНК 14
2. Методологические основы оценки потенциала транснационализации 22
2.1. Источники эффективной деятельности ТНК……………………………………….. 22
2.2. Деловая среда как один из важнейших факторов транснационализации................26
2.3. Разработка методики оценки потенциала транснационализации компании...........30
3. Оценка потенциала транснационализации российских компаний…………………….38
3.1. Специфика транснационализации в России………………………………….……...38
3.2. Оценка потенциала транснационализации ОАО «Транснефть»……..…………….43
3.3. Разработка рекомендаций российским компаниям по повышению
потенциала транснационализации……………………...……….……………………...48
Заключение...................................................................................................................................51
Библиографический список........................................................................................................53
Приложение 1. Структура валовой добавленной стоимости по группам стран….………...56
Приложение 2. Рейтинг немецких ТНК..……………………………………………………...57
Приложение 3. Активы 10 крупнейших нефинансовых ТНК мира.………………………...58
Приложение 4. Группы финансовых коэффициентов…...…………………………………...59
Приложение 5. Финансовые показатели деятельности ОАО «Транснефть» в 2009 году....60
Приложение 6. Показатели для оценки кредитоспособности ОАО «Транснефть»...……...61
Приложение 7. Структура активов ОАО «Транснефть»……...……………………………...62
Приложение 8. Структура капитала ОАО «Транснефть»….………………………………...63
Шаг 1: Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости компании. Платежеспособность - это возможность организации вовремя оплачивать свои долги. Это основной показатель стабильности ее финансового состояния. Иногда вместо термина "платежеспособность" говорят, и это в целом правильно, о ликвидности, то есть возможности тех или иных объектов, составляющих актив баланса, быть проданными. Это наиболее широкое определение платежеспособности.
Шаг 2: Анализ кредитоспособности компании. Кредитоспособность предприятия – это способность предприятия в срок выполнять принятые им обязательства. На данном шаге основное внимание следует уделить показателям текущей и общей ликвидности, отражающим кредитоспособность предприятия в наибольшей степени. Для расчета показателей будут использованы следующие формулы:
Коэффициент общей ликвидности =
Коэффициент срочной (текущей) ликвидности =
Шаг 3: Анализ структуры активов компании. Анализ данной структуры позволит определить, насколько эффективно менеджмент компании управляет активами, доверенными ему владельцами компании. По балансу можно судить о характере используемых компанией активов. При этом важно помнить, что данные показатели весьма приблизительны, так как в балансах большинства компаний самые разные активы, приобретенные в разное время, указываются по первоначальной стоимости. Поэтому при анализе, желательно стремиться к разделению финансовых показателей по определенным видам деятельности компании или по видам продукции. В процессе транснационализации данные показатели позволят определить эффективность управления финансами в компании, профессионализм и квалификацию топ-менеджеров.
Шаг 4: Анализ структуры капитала компании. С помощью этого анализа возможно проанализировать степень риска банкротства компании в связи с использованием заемных финансовых ресурсов. При увеличении доли заемного капитала увеличивается риск банкротства, так как возрастает объем обязательств компании. Данная группа коэффициентов интересует в первую очередь существующих и потенциальных кредиторов компании. Руководство и собственники оценивают компанию как непрерывно действующий хозяйствующий объект, у кредиторов двоякий подход. С одной стороны кредиторы заинтересованы в финансировании деятельности успешно работающей компании, развитие которой будет соответствовать ожиданиям; с другой стороны, кредиторы оценивают, насколько весомым будет требование о возмещении долга, если компания будет испытывать значительные затруднения при возвращении долгосрочного займа. Отдельную группу образуют финансовые показатели, характеризующие возможность компании по обслуживанию долга за счет средств, получаемых от текущих операций. Положительное или отрицательное воздействие финансового рычага возрастает пропорционально сумме заемного капитала, используемого компанией. Риск кредитора возрастает совместно с ростом риска собственников. Данные показатели также отражают возможность займа для компании в случае транснационализации. При этом займы являются достаточно частым источником финансовых средств для организации деятельности на иностранных рынках. Именно поэтому данному показателю следует уделять повышенное внимание.
Этап 5: Выводы о полученных результатах в ходе применения методики оценки потенциала транснационализации компании и разработка рекомендаций для улучшения перспектив транснационализации.
Итак, мы рассмотрели методику оценки потенциала, состоящей из нескольких этапов. Выполнение представленной методики поэтапно позволит обеспечить необходимую информацию для оценки потенциала транснационализации рассмотренной нами фирмы. Методика состоит из 5 этапов и охватывает разные сферы, обеспечивающие эффективную деятельность компании.
Таким образом, в данной главе были рассмотрены основные показатели позволяющие определить потенциал транснационализации рынка. Мы выяснили, что одну из важнейших ролей в определении данного показателя играет анализ деловой среды, оказывающей сильное влияние на процесс транснационализации. В соответствии с данными выводами, нами была разработана методика, позволяющая учитывать не только показатели деятельности самой фирмы, но и особенности деловой среды. Практическому применению данной методики посвящена третья глава данной работы.
3. ОЦЕНКА потенциала транснационализации российских компаний
Во второй главе данной работы нами была разработана методика оценки потенциала транснационализации компании. Далее необходимо провести тестирование методики. Третья глава посвящена практическому применению данной методики и анализу потенциала транснационализации российских компаний. В ходе апробации разработанной методики необходимо рассмотреть специфику процесса транснационализации российских компаний, провести анализ состояния российских компаний, их специфических черт. По результатам апробации методики будут даны рекомендации российским компаниям по повышению потенциала транснационализации.
Этап 1: Сбор и обработка информации. В целях апробирования разработанной нами методики преимущественно для сбора информации были использованы периодические издания и Интернет. Вся собранная информация в целом объективна и достаточна для применения методики и получения результата.
3.1. Специфика транснационализации в России
Этап 2: Изучение особенностей транснационализации в «домашнем» для компании регионе. Именно данному этапу посвящен параграф.
Одним из основных параметров, которые являются основополагающими в вопросе о выходе компании на уровень ТНК можно выделить экономическую среду. Для того чтобы понять, что движет компаниями, выбирающими ту или иную стратегию поведения, предполагающую выбор между инвестированием внутри страны или выводом части бизнеса (производства) за пределы России, важно проанализировать параметры экономической среды. Данное понятие можно трактовать довольно широко. В работе автор включает в него факторы условий ведения бизнеса, а также параметры цикла и сопряженные с ним факторы.
Перейдем к анализу параметров экономического цикла и сопряженных с ним факторов. Современной фазе цикла, которую можно охарактеризовать как выход из рецессии, предшествовал период глубокого кризиса и падения производства, охвативших период с последнего квартала 2008 года по 2009 год включительно. Докризисный период 1999–2007 года был чрезвычайно успешным для нашей экономики, но при этом он не был неизменным с точки зрения экономических условий (состояния экономической среды).
Падение производства и изменение курса национальной валюты – российского рубля, произошедшие после августа 1998 года стали поводом для формирования стратегии импортозамещения. Капитал постепенно стал притекать в российское производство. Особенно заметно это было в первые 2–3 года после кризиса 1998 года: компании – лидеры сырьевого сектора пытались выстраивать производственные цепочки внутри страны, машиностроительные заводы были обеспечены заказами на несколько лет вперед, вагоностроительные мощности не успевали штамповать железнодорожные цистерны для нефтяников, платформы и вагоны – для металлургов, угольщиков и прочих. Стратегии российских компаний хорошо отражаются в российской статистике. Данные по инвестициям в основной капитал показывают среднегодовой рост данного показателя в период 2000–2007 гг. свыше 11,5 %, темпы роста ВВП – 6,8 % в год (см. табл. 3.1).
Однако при сохранении положительных и весьма высоких показателей инвестиционной активности российских компаний к середине «нулевых» лет взгляды и планы российского бизнеса все пристальнее стали обращаться на Запад (или, более широко, - за пределы России). «Газпром» высказывал намерения превратиться в трансконтинентального транспортировщика газа, пытаясь построить либо контролировать ключевые газовые артерии Евразии. «ЛУКойл» и «ЮКОС» (до 2003 г.) развернули мощную экспансию в Европу, Азию и даже США56. Зарубежную экспансию на просторах СНГ развернули лидеры потребительского сектора экономики (например, «Вимм-Билль-Данн»). Готовность же российских нефинансовых компаний вкладываться в отечественную экономику оказывалась относительно низкой (в качестве объекта для сравнения можно было бы взять страны, причисляемые к развивающимся рынкам, такие, как Индия и Китай). Избыток свободных средств компании (нефтяного сектора, цветной металлургии и пр.) пытались перенаправить за рубеж.
Таблица 3.1
Объем инвестиций в основной капитал
Годы |
Инвестиции в основной капитал |
ВВП | ||
Млн руб. |
В % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) |
Млрд. руб. |
В % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) | |
2002 |
1762 407 |
102,8 |
10831 |
104,7 |
2004 |
2865 014 |
113,7 |
17048 |
107,2 |
2006 |
4580 481 |
113,7 |
26781 |
106,7 |
2007 |
6716 000 |
122,7 |
33258 |
108,1 |
2008 |
8782 000 |
109,9 |
41445 |
105,6 |
2009 |
7530 000 |
83,8 |
39064 |
92,1 |
Источник: Россия в цифрах 2007-2010 // федеральная служба государственной статистики РФ: официальный сайт. – www.gks.ru.
В результате в 2004–2006 гг. Россия начала входить в число стран – лидеров по размерам легального экспорта капитала национальных компаний. По сведениям ЮНКТАД, в 2005 г. она заняла 15-е место по размерам годовых прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и к началу 2006 г. вышла на 17-е место до объему накопленных прямых капиталовложений за рубежом57.
Проанализируем факторы, способствовавшие
транснационализации
1. узость и низкая емкость российского рынка – как потребительского, так и инвестиционного,
2. отсутствие выгодных вариантов вложений средств внутри страны (норма альтернативной доходности от вложений за рубежом оказывалась выше доходности внутрироссийских вложений с учетом поправок на риск),
3. налоговый климат,
4. административные барьеры.
5. коррупция.
Вопрос о рекомендациях по расширению трансграничной активности российских компаний может быть воспринят весьма двусмысленно. Причина в том, что в условиях экономической среды (без учета фактора цикла), которые поддерживаются в России в течение, по меньшей мере, последних 10 лет российский бизнес часто вынужден (под давлением отрицательных факторов) искать способы приложения капитала за рубежом. Вполне ясно, что мы не можем рассматривать в качестве рекомендаций «усиление коррупции» или ужесточение налогового бремени. Также вне нашей компетенции оказываются такие факторы, как улучшение условий ведения бизнеса в принимающей стране (как фактор повышения инвестиционной привлекательности данной страны и мотивировки вывода в эту страну капитала (производства).
Также стоит отметить, что российская экономика по-прежнему остается сырьевой. Россия обладает крупнейшими в мире разведанными запасами природного газа, а также является крупнейшим его производителем. Кроме того, Россия разделяет первое место по объёму добываемой нефти, а по объёму её экспорта занимает второе место. Крупные месторождения угля имеются в Республике Коми, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Россия также богата железной рудой, бокситами, никелем, оловом, золотом, алмазами, платиной, свинцом, цинком. Многие из этих ресурсов находятся в Сибири, где большие расстояния, слабая населённость, суровый климат и многолетняя мерзлота создают значительные трудности для экономически эффективной добычи и транспортировки сырья к местам переработки и потребления.
Данные факторы обуславливают тот факт, что наиболее крупными компаниями, способными к транснационализации являются ресурсодобывающие компании. В частности, из наиболее крупных можно выделить компании, занимающиеся добычней нефти, газа, алюминия и других природных ресурсов.
Таким образом, можно сделать вывод, что на данный момент наиболее перспективными для транснационализации компаниями являются сырьевые.
Теперь рассмотрим набор факторов противоположного влияния. То есть, нас интересует, что препятствует выводу производств и отечественного капитала за пределы России.
В данной части работы нас будет главным образом интересовать то, что лежит в компетенции самих компаний. Институциональные факторы будут рассмотрены несколько позже.
Итак, к сдерживающим ПИИ российских компаний факторам и обстоятельствам мы отнесем59:
1. Низкую конкурентоспособность отечественного бизнеса.
2. Российский бизнес не обладает достаточно представительной линейкой продуктов, с которыми можно было бы осуществить экспансию на внешние рынки, поэтому в качестве примеров российских прямых инвестиций за рубежом мы видим традиционное горизонтальное или вертикальной расширение компаний, например, металлургической отрасли.
3. Неверный выбор отраслевой направленности компании. Так, например, компания может производить продукцию, для которой оказываются велики затраты на доставку сырья и на транспортировку готовой продукции потребителю и тому подобное.
Выделенная нами тенденция начала «нулевых» – выхода российских компаний на рынок зарубежных инвестиций – была прервана в 2008 году. Разразившийся общемировой финансовый кризис ослабил или вовсе лишил финансовых возможностей всех игроков (не только российских). Кредитный рынок пребывал (и в определенной мере пребывает до настоящего времени) в состоянии паралича. В результате объем мировых и российских инвестиций снизился. Треть позиций потерял рынок международных слияний и поглощений. Многие уже объявленные сделки не были завершены. Некоторые проекты крупных компаний (например, Русала) оказались под большим давлением со стороны кредиторов.
2009 год оказался наиболее трудным
и показал падение многих