Место и роль ТНК в современной экономике и оценка потенциала транснационализации российских компаний.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:29, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является разработка методики для оценки потенциала выхода российских компаний на зарубежные рынки и ее апробация.
Объектом исследования являются транснациональные корпорации, а предметом исследования – российские компании, обладающие потенциалом транснационализации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
изучить феномен, понятие и сущность транснациональных корпораций;
исследовать историю возникновения и развития ТНК;
проанализировать место, роль и тенденции развития ТНК в системе мирового хозяйства;
дать характеристику источников эффективной деятельности транснациональных корпораций;
оценить основные показатели деятельности крупнейших ТНК;
проанализировать роль института ТНК в современной экономике России;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы исследования транснациональных корпораций 5
1.1. Понятие, сущность и тенденции развития ТНК 5
1.2. Основные методологические подходы к оценке деятельности ТНК.. 10
1.3. Оценка основных показателей деятельности крупнейших ТНК 14
2. Методологические основы оценки потенциала транснационализации 22
2.1. Источники эффективной деятельности ТНК……………………………………….. 22
2.2. Деловая среда как один из важнейших факторов транснационализации................26
2.3. Разработка методики оценки потенциала транснационализации компании...........30
3. Оценка потенциала транснационализации российских компаний…………………….38
3.1. Специфика транснационализации в России………………………………….……...38
3.2. Оценка потенциала транснационализации ОАО «Транснефть»……..…………….43
3.3. Разработка рекомендаций российским компаниям по повышению
потенциала транснационализации……………………...……….……………………...48
Заключение...................................................................................................................................51
Библиографический список........................................................................................................53
Приложение 1. Структура валовой добавленной стоимости по группам стран….………...56
Приложение 2. Рейтинг немецких ТНК..……………………………………………………...57
Приложение 3. Активы 10 крупнейших нефинансовых ТНК мира.………………………...58
Приложение 4. Группы финансовых коэффициентов…...…………………………………...59
Приложение 5. Финансовые показатели деятельности ОАО «Транснефть» в 2009 году....60
Приложение 6. Показатели для оценки кредитоспособности ОАО «Транснефть»...……...61
Приложение 7. Структура активов ОАО «Транснефть»……...……………………………...62
Приложение 8. Структура капитала ОАО «Транснефть»….………………………………...63

Файлы: 1 файл

0629543_51CEB_mesto_i_rol_tnk_v_sovremennoy_ekonomike_i_ocenka_potenciala.doc

— 865.00 Кб (Скачать)

Выполненное в текущем разделе  работы исследование позволяет сделать  ряд выводов. Транснациональные корпорации стали важнейшими действующими субъектами в современном мировом хозяйстве, они все в большей степени становятся определяющим фактором определения места той или иной страны в международной системе экономических связей. Основные тенденций развития ТНК следующие: увеличение доли их участия в производстве ВВП; ТНК определяют и направляют мировое производство природного сырья, современной техники, технологических знаний, информации; ТНК носят инновационно-инвестиционный характер; ТНК увеличивают степень концентрации и централизации капитала, процессы слияний и поглощений корпораций становятся более интенсивными. Наблюдается усиление влияния ТНК в глобализационных процессах, а также увеличение участия ТНК в интеграционных процессах.

 

    1. Основные методологические подходы к оценке деятельности ТНК

 

Целью данного параграфа является анализ основных методологических подходов к оценке эффективности деятельности различных ТНК, на основании которых в дальнейшем будет построена методика оценки потенциала транснационализации. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть разработанные современные подходы к оценке деятельности ТНК, основные показатели их деятельности.

Обзор литературы показал наличие  некоторых мотивов создания зарубежных филиалов, которые базируются на преимуществах места размещения прямых инвестиций, проявляются по-разному у ТНК различных стратегий:

А) ТНК, ориентирующиеся на местные рынки сбыта зарубежных стран, в качестве главных мотивов имеют размер рынка зарубежной страны и доход в ней на душу населения, динамика рынка, возможности поставок товаров и услуг из этой страны на рынки соседних стран и на мировой рынок, особенности потребительского спроса на местном рынке и его структура. Большие рынки помогают фирме реализовать эффект масштаба. Быстрые темпы роста рынка стимулируют как внутренние, так и иностранные инвестиции.

Б) для ТНК, нацеленных на эффективное использование местных ресурсов, главными мотивами являются наличие и стоимость природных ресурсов, производственной инфраструктуры, рабочей силы, кроме того наличие в стране ресурсов знаний.

В) определяющие мотивы для ТНК, ориентирующихся на повышение экономической эффективности в рамках всей своей хозяйственной сети (родительская компания и ее зарубежные филиалы), – стоимость сырья, рабочей силы, наличие в странах размещения зарубежных филиалов производственной инфраструктуры, знаний, а также величина расходов на транспорт, связь с этими странами и внутри них, участие той или иной страны в региональной интеграции с точки зрения возможностей создания региональной сети зарубежных филиалов.

Существует различные методологические подходы, позволяющие определить уровень транснационализации компании. Отмечая главную особенность ТНК – наличие зарубежных филиалов по производству и сбыту товаров и услуг на основе прямых инвестиций, исследователи транснациональных корпораций разработали ряд моделей прямых иностранных инвестиций12.

  1. Модель монополистических (уникальных) преимуществ разработана С. Хаймером и далее развита Ч.П. Киндлебергером, Р. Е. Кэйвзом и другими. Согласно этой модели, иностранный инвестор находится в менее выгодном положении по сравнению с местным: он хуже знает рынок страны, у него недостаточно связей, он несет дополнительные транспортные издержки и у него больше рисков. Поэтому иностранный инвестор нуждается в дополнительны преимуществах перед местными компаниями, за счет которых он мог бы получить более высокую прибыль. Это премия за инвестиционный риск, получаемая за счет преимуществ, которые возникают в ходе монополистической конкуренции. Таких преимуществ можно достичь за счет использования оригинальной продукции, новейшей технологии, своего предпринимательского опыта, преимущества в масштабах и др.
  2. Модель жизненного цикла продукции разработана Р. Верноном. За основу была взята теория роста фирмы13. Согласно этой модели продукт проходит четыре цикла своей жизни:

I. внедрение на рынок;

II. рост продаж;

III. зрелость;

IV. спад продаж.

Международный цикл жизни  продукта для фирмы, впервые наладившей его производство, выглядит несколько иначе:

I. монопольное производство и экспорт нового продукта;

II. появление у иностранных конкурентов аналогичного продукта и их внедрение на рынки;

III. выход конкурентов на рынки третьих стран и соответственно сокращение экспорта продукта их страны-пионера;

IV. выход конкурентов на рынок страны-пионера.

При усилении угрозы экспорту компания может наладить производство продукции за рубежом, это продлит его жизненный цикл. На стадиях роста и зрелости издержки, как правило, снижаются, что ведет к снижению цены продукта, и к увеличению возможностей для расширения экспорта и для увеличения зарубежного производства.  По сравнению с экспортом производство за рубежом обычно более выгодно из-за более низких переменных издержек, возможности обойти таможенные барьеры. Кроме того, происходит усиление позиций в борьбе с другими ТНК.

  1. В большинстве ТНК представляют собой крупные предприятия олигопольного или монопольного типа с диверсифицированной, горизонтальной или вертикальной интеграцией производства, они контролируют изготовление и сбыт продукции и предоставление услуг как в стране базирования, так и вне ее пределов. Используя идею Р. Коуза о том, что внутри большой корпорации между ее подразделениями действует особый регулируемый руководством корпорации внутренний рынок, английские экономисты П. Бакли, М. Кэссон, Дж. Макманус и др. создали модель интернационализации, в соответствии с которой значительная часть международных экономических операций является фактически внутрифирменными операциями между подразделениями больших хозяйственных комплексов. Все элементы интернациональной структуры корпорации функционируют как единый, согласованный механизм в соответствии с глобальной стратегией головной компании, направленной на достижение главной цели деятельности ТНК — получение прибыли от функционирования комплекса предприятий в целом, а не каждого из его звеньев.
  2. Марксистская модель базируется на постулате избыточного капитала. Во второй половине 20 века избыток капитала вывозили крупнейшие монополии в основном через прямые инвестиции. При этом монополии, которые стали международными через вывоз прямых инвестиций, обладали преимуществами перед местными конкурентами благодаря своей производственной, финансовой и технологической мощи.
  3. Многие из вышеописанных моделей характеризуются однобокостью и узостью взгляда на комплексную проблему транснациональных корпораций. Английский экономист Дж. Даннинг разработал эклектическую модель, вобравшую в себя из других моделей то, что прошло проверку реальной практикой. Согласно этой модели фирма начинает производство товаров и услуг за рубежом при условии совпадения трех предпосылок14:

1) наличие конкурентных (монополистических)  преимуществ по сравнению с  другими фирмами в принимающей стране (специфические преимущества собственника);

2) условия в принимающей  стране способствуют организации там производства товаров и услуг вместо их экспорта (преимущества интернационализации производства);

3) возможность использовать  производственные ресурсы в принимающей стране более эффективно, чем у себя дома (преимущества месторасположения).

В настоящее время эклектическая модель пользуется наибольшей популярностью.

Мировая система ТНК  постоянно меняет свою структуру  из-за слияния и поглощения корпораций; отмечается устойчивая тенденция к концентрации капитала. В большинстве случаев крупные ТНК либо приобретают меньшие зарубежные компании, включая транснациональные, либо объединяются с другими ТНК, базирующимися в своей стране. Во втором случае сделка зачастую приводит к включению названий ее участников и наименование новой корпорации.

В современных условиях ТНК прибегают не только к слияниям и поглощениям, но к стратегическим альянсам и другим межфирменным кооперационным соглашениям15, которые помогают им использовать конкурентные преимущества всех участников таких союзов без дорогостоящих затрат на покупку их активов.

Для оценки уровня транснационализации  корпорации используют индекс транснационализации, который представляет собой среднее значение следующих показателей: отношение зарубежных активов к общему объему активов, зарубежных продаж к общему объему продаж, численности работников за рубежом к общему числу занятых в компании.

Расчет индекса транснационализации  ведется по следующей формуле16:

                                                                                                              (1.1)

где: А3 - зарубежные активы;

А0 - общие активы;

П3 - объем продаж зарубежным филиалам;

П0 - общий объем продаж ТНК;

Ш3 - зарубежный штат;

Ш0 - общий штат работников ТНК.

Помимо индекса транснационализации, по методологии ЮНКТАД, экономическая деятельность ТНК в целом и ее зарубежной составляющей в отдельности описывается с помощью еще двух индексов17:

Индекс интернационализации:

, где                                                                                                    (1.2)

FAF – количество зарубежных филиалов ТНК;

TAF – общее число филиалов ТНК в мире (включая дочерние компании в стане базирования).

Индекс широты филиальной сети:

, где

 – количество стран, где имеются филиалы ТНК;

- количество стран мира, принимавших  любые ПИИ.

Недостаток индексов транснационализации  и интернационализации заключается  в том, что они не учитывают  степень диверсификации зарубежной сети: размещены ли филиалы только в нескольких странах или разбросаны по всему миру. Индексы интернационализации и широты филиальной сети не дают представление о зарубежных активах, уровне продажи и занятости. Для устранения этих недостатков некоторые исследователи предлагали применять сумму индексов транснационализации и широты филиальной сети, которая является более точной характеристикой степени транснационализации компании18.

Одной из главных черт транснациональной  экономики является вывоз капитала, который в свою очередь  выступает одной из главных форм интернационализации капитала национальных корпораций. По мере вывоза капитала хозяйствующие субъекты превращаются в совокупность корпораций, действующих в различных странах мира. Интернационализация производства прибавочной стоимости представляет существенную форму проявления интернационализации капитала международной корпорации.

В данном параграфе были рассмотрены  пять основных моделей прямых инвестиций: монополистических преимуществ, жизненного цикла продукции,  интернализации, марксистская модель, эклектическая модель. В настоящее время эклектическая модель пользуется наибольшей популярностью. Существуют различные мотивы, которыми руководствуются ТНК при создании и расширении своих зарубежных филиалов. Современные ТНК имеют значительные технологические преимуществами - ресурсы знаний, высокая квалификация управленческого персонала, огромные ресурсы капитала. Наличие этих преимуществ позволяет компаниям открывать филиалы за рубежом. Методология ЮНКТАД описывает экономическую деятельность ТНК с помощью трех показателей: индекс транснационализации, индекс интернационализации, индекс широты филиальной сети. Этот метод имеет некоторые недостатки, для их устранения рекомендуется применять сумму индексов транснационализации и широты филиальной сети, которая является более точной характеристикой степени транснационализации компании.

 

    1. Оценка основных показателей деятельности крупнейших ТНК

 

Целью данного параграфа является определение наиболее важных показателей  деятельности крупнейших ТНК, что позволит также определить показатели потенциала транснационализации компаний. Для достижения поставленной цели будут рассмотрены и оценены основные показатели деятельности крупнейших ТНК США и Европы. Также будет рассмотрен и проанализирован рейтинг крупнейших ТНК мира.

Деятельность ТНК может быть оценена по различным показателям. В частности, рассматриваются как  стандартные показатели деятельности любой компании (рентабельность и прочее), так и специфичные для ТНК показатели. В данном параграфе будет рассмотрена именно вторая группа показателей, среди которых наиболее важными являются:

  1. Объем и структура прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Данный показатель является одним из важнейших при оценке деятельности любой ТНК. Он позволяет оценить степень транснационализации компании. Сохраняя единые центры управления в материнских государствах, ТНК повышают рентабельность предпринимательской деятельности как за счет реализации сравнительных преимуществ стран и территорий, принимающих ПИИ, так и вследствие освоения новых рынков сбыта продукции.

Так, например, важнейшую роль в развитии и диверсификации хозяйства США играют внешнеэкономические связи, в особенности связи, реализуемые в форме организации зарубежного бизнеса с участием американского производительного капитала. Сеть зарубежных филиалов ТНК США, созданную посредством ПИИ и органично интегрированную с хозяйственными объектами на территории материнской страны, принято называть «второй экономикой» США19.

Бюро экономического анализа Министерства торговли США (БЭА) организует статистический учет широкого круга экономических показателей, включая данные о деятельности ТНК и движении ПИИ. Следует отметить, что американские исследователи внесли существенный вклад в совершенствование методологии расчета таких величин, которая впоследствии стала применяться в международной практике, в частности, при подготовке аналитических обзоров ЮНКТАД.

Объемы ПИИ, накопленные США  за рубежом, постоянно увеличивались  вплоть до кризиса 2008 года, и к концу 2005 г, составляли 2,1 трлн. долл. (табл. 1.2)20.

В кризисный период объемы ПИИ достаточно сильно снизились, однако уже в 2009 году данный показатель уверенно рос и  составил 2,4 трлн. долл. Эта величина выражена в остаточной стоимости – по такому методу ЮНКТАД оценивает запасы ПИИ. Стоит отметить, что, несмотря на то, что доля США в объеме общемировых накопленных ПИИ сократилась с 24% в 1990 г. до 18% в 2009 г. Однако США сохраняют лидерство как крупнейший прямой зарубежный инвестор, опережая Великобританию и Германию со значениями указанного показателя. По своему производственному, финансовому и научно-техническому потенциалу американская «вторая экономика» существенно превосходит зарубежные сегменты транснациональных воспроизводственных систем Западной Европы и Японии.

Информация о работе Место и роль ТНК в современной экономике и оценка потенциала транснационализации российских компаний.