Место и роль ТНК в современной экономике и оценка потенциала транснационализации российских компаний.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:29, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является разработка методики для оценки потенциала выхода российских компаний на зарубежные рынки и ее апробация.
Объектом исследования являются транснациональные корпорации, а предметом исследования – российские компании, обладающие потенциалом транснационализации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
изучить феномен, понятие и сущность транснациональных корпораций;
исследовать историю возникновения и развития ТНК;
проанализировать место, роль и тенденции развития ТНК в системе мирового хозяйства;
дать характеристику источников эффективной деятельности транснациональных корпораций;
оценить основные показатели деятельности крупнейших ТНК;
проанализировать роль института ТНК в современной экономике России;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы исследования транснациональных корпораций 5
1.1. Понятие, сущность и тенденции развития ТНК 5
1.2. Основные методологические подходы к оценке деятельности ТНК.. 10
1.3. Оценка основных показателей деятельности крупнейших ТНК 14
2. Методологические основы оценки потенциала транснационализации 22
2.1. Источники эффективной деятельности ТНК……………………………………….. 22
2.2. Деловая среда как один из важнейших факторов транснационализации................26
2.3. Разработка методики оценки потенциала транснационализации компании...........30
3. Оценка потенциала транснационализации российских компаний…………………….38
3.1. Специфика транснационализации в России………………………………….……...38
3.2. Оценка потенциала транснационализации ОАО «Транснефть»……..…………….43
3.3. Разработка рекомендаций российским компаниям по повышению
потенциала транснационализации……………………...……….……………………...48
Заключение...................................................................................................................................51
Библиографический список........................................................................................................53
Приложение 1. Структура валовой добавленной стоимости по группам стран….………...56
Приложение 2. Рейтинг немецких ТНК..……………………………………………………...57
Приложение 3. Активы 10 крупнейших нефинансовых ТНК мира.………………………...58
Приложение 4. Группы финансовых коэффициентов…...…………………………………...59
Приложение 5. Финансовые показатели деятельности ОАО «Транснефть» в 2009 году....60
Приложение 6. Показатели для оценки кредитоспособности ОАО «Транснефть»...……...61
Приложение 7. Структура активов ОАО «Транснефть»……...……………………………...62
Приложение 8. Структура капитала ОАО «Транснефть»….………………………………...63

Файлы: 1 файл

0629543_51CEB_mesto_i_rol_tnk_v_sovremennoy_ekonomike_i_ocenka_potenciala.doc

— 865.00 Кб (Скачать)

Для сравнения рассмотрим также  деятельность основных ТНК Германии. Германские корпорации занимают ключевые позиции во многих отраслях мирового хозяйства35. Так, 37 из них вошли в перечень крупнейших ТНК «Fortune 500» за 2005 г., приводимый американским деловым журналом: «ДаймлерКрайслер» занимает шестую позицию с доходом 177 млрд долл., страховой концерн «Альянц» расположился на четырнадцатой строке (119 млрд долл.), «Фольксваген»- на пятнадцатом месте, «Сименс» – на двадцать первом, «Е.Он» на шестьдесят девятом.

Если обратиться к списку сотни  ведущих транснациональных корпораций 2005 года, публикуемом UNCTAD, в него вошли 14 германских ТНК, среди них на 13 и 15 местах оказались конкурирующие энергетические компании «Е.Он» и «РВЕ»; строку между ними занял телекоммуникационный концерн «Дойче Телеком», а в первую треть списка вошли автомобильные гиганты «Фольксваген Груп», «БМВ АГ» и «ДаймлерКрайслер АГ». Рассмотрение отраслевой принадлежности крупнейших германских корпораций показывает, что наибольшее их количество относится к автомобильной промышленности, далее следует энергетическая промышленность, медиа- и телекоммуникационные корпорации и производители электроники и оборудования, кроме того, в список вошли корпорации химической и фармакологической отрасли, металлообрабатывающая, транспортная компании и «Метро АГ» - известная сеть оптовой торговли.

Крупнейшие немецкие концерны, вступающие в конкурентную борьбу в «супертяжелой весовой категории», принадлежат к тем отраслям, в которых, как указывалось ранее, наиболее распространена - практика осуществления сделок слияния и поглощения (Прил. 2).

Сумма трансграничных сделок СиП, в  которых германские корпорации выступали  в качестве продавцов, в 2003 г. составила 25,1 млрд. долл. (8,5% от совокупной суммы), а в 2004 г. 35,9 млрд. долл. (9,5%). Приобретая зарубежные компании, немецкие корпорации затратили соответственно 19,7 и 18,6 млрд. долл. Среди приобретаемых компаний преобладали американские, также присутствовали швейцарские фирмы, фирмы, базирующиеся в Великобритании, Франции, Австрии, Нидерландах, Италии, Польше и некоторых других странах.

Обратимся к примерам нескольких крупнейших трансакций слияния с участием немецкого  капитала: насколько экономически оправданным оказался предпринятый шаг?

В 1998 г. гигант автомобильной индустрии немецкая компания «Даймлер-Бенц» объявила об осуществлении сделки, признанной экспертами крупнейшей в финансовой истории Германии; в сентябре того же года ее акционеры подавляющим большинством одобрили слияние с американской «Крайслер» (чьи акционеры также поддержали сделку). Стоимость вновь образованной компании оценивалась в 92 млрд. долл., ежегодные продажи планировались на уровне 130 млрд. долл., или 4,4 миллиона автомобилей36.

Несмотря на то, что в результате объединения в руках «Даймлер» сосредоточилось 57% акций компании, созданная корпорация все же стала носить название «ДаймлерКрайслер», а сделка, образовавшая ее, признавалась «слиянием интересов».

«Крайслер» на тот момент являлся третьим по величине американским автопроизводителем, компания насчитывала 94300 занятых, и на нее приходилось 16% продаж автомобилей в США, что уступало лишь результатам «Дженерал Моторс» и «Форд», 31% и 24% соответственно. «Крайслер» специализировался на производстве спортивных и недорогих автомобилей что позволило «Даймлер-Бенц» существенно диверсифицировать производство и охватить более широкий спектр рынка. Ранее немецкий производитель, в особенности «Мерседес», дочерняя фирма концерна, контролировал значительную часть противоположного рыночного сегмента  дорогостоящих автомобилей класса люкс, и слияние также должно было обеспечить распределение издержек на производство сложной электроники, которой оснащались данные автомобили.

Кроме того, осуществление трансграничной сделки позволяло «Крайслер» увеличить свое присутствие в Европе, чему ранее препятствовали его более мощные конкуренты из США, а также соперники из Японии и Европы. «Даймлер» же, в свою очередь, намеревался реализовать амбиции на американском рынке.

Рейтинг компаний представлен по данным на 2007 год. В анализе использовались данные официального сайта UNCTAD. Последняя доступная информация – данные за 2007 год, по мнению автора, это может быть связано с кризисным периодом.

Автором данной работы были рассмотрены статистические материалы по транснациональным компаниям General Electric, Royal Dutch Shell Group, British Petroleum Company, Toyota Motor Corp., Total, Electricite de France, Ford Motor Company, E.ON AG. Данные материалы демонстрируют, что средние темпы роста активов за рубежом для указанных компаний располагаются в интервале значений от 108,93% до 130,82%. (рис. 1.1).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Динамика темпов роста зарубежных активов 10 крупнейших нефинансовых ТНК мира

Источник: составлен автором на основе прил. 3.

 

Средние темпы роста общих активов для тех же компаний занимают более узкий интервал от 100,17% до 116,04% (см. рис. 1.1) и эти темпы роста несколько ниже, чем темпы роста зарубежных активов. Последнее можно объяснить либо усилением экспорта активов из страны базирования компании, либо усилением развития зарубежных отделений.

Наличие значительных технологических  преимуществ позволяет компаниям  открывать филиалы за рубежом. Методология ЮНКТАД описывает экономическую деятельность ТНК с помощью трех показателей: индекс транснационализации, индекс интернационализации, индекс широты филиальной сети. Этот метод имеет некоторые недостатки, для их устранения рекомендуется применять сумму индексов транснационализации и широты филиальной сети. В ходе работы был проведен динамический анализ зарубежных и общих активов крупнейших ТНК мира. Графики, иллюстрирующие темпы роста их активов не имеют резко выраженных тенденций, что может свидетельствовать о стабильном и приблизительно одинаковом  положении этих ТНК в мировом экономическом пространстве.

В текущей главе были рассмотрены феномен и понятие ТНК, раскрыты сущность их деятельности, изучена история возникновения и развития ТНК. Также в данной главе были проанализированы роль и тенденции развития ТНК в системе мирового хозяйства. В результате выполненного исследования были сделаны следующие выводы. В настоящее время существует проблема формулирования точного определения транснациональной корпорации. Она  связана  с  тем,  что  прежде всего     необходимо     разделить     понятия     «многонациональная»     и «транснациональная»  корпорация. В работе был сделан вывод,  что многонациональные корпорации – это корпорации,  которые  осуществляют   определенную деятельность в других странах, но  она  не  оказывает качественно большого влияния на политические и экономические процессы, протекающие в этих странах. Транснациоанальные  корпорации – это предприятия,  деятельность  которых   носит   наднациональный, надгосударственный характер и ведет к созданию и управлению связей,  стоящих над  государствами.

Что касается истории возникновения  и развития ТНК, то они прошли в  своем развитии ряд этапов, которые можно условно разделить на пять поколений. Основные направления тенденций развития ТНК:

  • становление качественно новых «глобальных компаний» пятого поколения и перестройка старых ТНК;
  • формирование узкоспециализированных агрессивных ТНК в традиционных отраслях;
  • попытка трансформации переживающих кризис ТНК путем слияний с иностранными компаниями;
  • создание традиционных ТНК на базе национальных финансово-промышленных групп;
  • усиление зарубежной экспансии большого числа средних и малых фирм.

Глобальные ТНК формируют финансовый центр экономики, который глобально  воздействует на функционирование и  развитие мирового производства продуктов, услуг, знаний, информации, интеллектуального капитала, глобального рынка рабочей силы.

Транснациональные корпорации XXI века - это сложные социально-экономические  системы, объединяющие финансовые, производственные, научно-технологические, торгово-сервисные и управляющие структуры, активность которых в качестве лидирующих субъектов мировой экономики в сферах характеризуется глобальным масштабом.

 

 

 

 

 

 

 

2. Методологические основы оценки потенциала транснационализации

 

На современном этапе ТНК  стали важнейшими субъектами мирового хозяйства, играя огромную роль в  системе международных экономических  отношений (МЭО). Развитие транснационального бизнеса оказывает глубокое влияние на экономику отдельных государств, как промышленно развитых, так и развивающихся. Данное влияние может носить позитивный и негативный характер.

Комиссия ООН по ТНК выделила ряд признаков, по которым в современных  условиях следует распознавать ТНК37. К ним относятся:

  • годовой оборот (объем продаж) более 1 млрд. долл.,
  • наличие филиалов не менее чем в 6 странах,
  • доля зарубежных активов должна составлять 25 – 30% в общей стоимости всех активов компании,
  • 1/5 – 1/3 всего объема оборота компании должна приходиться на внешние операции, то есть реализоваться за пределами страны резиденции.

Однако далеко не каждая компания способная стать транснациональной, далеко не каждая компания сможет достичь  таких показателей, если вообще удержится  на международном рынке. Поэтому, прежде всего, необходимо ответить на вопрос: какая компания имеет возможность стать транснациональной? Целью данного параграфа является разработка методики оценки потенциала транснационализации компании. Для достижения поставленной цели необходимо определить источники эффективной деятельности ТНК, рассмотреть наиболее важные факторы и показатели при оценке потенциала транснационализации компании, а также определить роль каждого из них в процессе транснационализации.

 

2.1. Источники эффективной деятельности ТНК

 

Целью параграфа является определение  и анализ источников эффективной  деятельности ТНК. Для достижения поставленной цели необходимо выделить факторы, оказывающие влияние на деятельность ТНК, определить их значимость и роль в эффективности ТНК.

Современные концепции ТНК базируются на теории фирмы как предприятия  для организации производства и  сбыта товаров и услуг. Большинство  международных компаний начинало свою деятельность с обслуживания национальных рынков. Затем, используя сравнительные преимущества страны базирования и конкурентные преимущества своей компании, они расширяли масштабы своего функционирования на международных рынках, вывозя продукцию за границу или осуществляя зарубежные инвестиции с целью организации производства в принимающих странах.

Основным фактором эффективной  деятельности ТНК выступает международное  производство товаров и услуг, которое  представляет собой выпуск продукции  материнскими компаниями ТНК и их зарубежными филиалами на базе интернационализации производства.

Более подробный анализ деятельности ТНК и теорий прямых иностранных  инвестиций позволяет выделить ряд основных источников эффективной деятельности ТНК (по сравнению с чисто национальными компаниями)38.

  1. Использование преимуществ владения природными ресурсами (или доступа к ним), капиталом и знаниями, особенно результатами НИОКР, перед фирмами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность в одной стране и удовлетворяющими свои потребности в заграничных ресурсах только путем экспортно-импортных сделок.
  2. Возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом размеров их внутреннего рынка, темпов экономического роста, цены и квалификации рабочей силы, цен и доступности остальных экономических ресурсов, развитости инфраструктуры, а также политико-правовых факторов, среди которых важнейшим является политическая стабильность.
  3. Возможность аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК, включая заемные средства в странах расположения зарубежных филиалов, и приложение его в наиболее выгодных для компании обстоятельствах и местах.
  4. Использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира. Так, по данным Министерства торговли США, общие активы зарубежных филиалов американских корпораций в середине 1990-х гг. оценивались почти в 2 трлн. долларов.

 

Рис. 2.1. Источники финансирования зарубежных филиалов американских компаний

Источник: World Investment Report 1997. Transnational Corporations. Market Structure and Competition Policy. – P. 270.

 

Источниками их финансирования выступают не только и не столько головные американские компании, сколько физические и юридические лица из принимающих третьих стран (рис. 2.1). Для этого зарубежные филиалы ТНК широко используют займы коммерческих и финансовых институтов принимающего государства и третьих стран, а не только стран базирования материнской компании.

  1. Постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно переводить потоки капиталов в те государства, где складываются условия для получения максимальной прибыли, и одновременно распределять финансовые ресурсы с минимальными рисками (включая риски от колебания курсов национальных валют).
  2. Рациональная организационная структура, которая находится под пристальным вниманием руководства ТНК, постоянно совершенствуется. Организационные структуры ТНК, базирующиеся на связях с головной компании со своими зарубежными филиалами, обеспечивают более оперативное налаживание производства и сбыта в принимающих странах по сравнению с фирмами, сосредоточившими свою активность только на рынке одной страны. В частности, ТНК могут быстро и экономично обеспечивать свои зарубежные предприятия капиталом, технологиями и компонентами из исследовательских центров и производственных филиалов, расположенных в других странах. Такими возможностями национальные фирмы обычно  не  располагают.
  3. Опыт международного менеджмента, включая оптимальную организацию производства и сбыта, поддержание высокой репутации фирмы. Источники эффективной деятельности этого типа динамичны: они обычно увеличиваются по мере роста активов компании и диверсификации ее деятельности. При этом необходимыми условиями реализации этих источников выступают надежная и недорогая связь головной компании с зарубежными филиалами, широкая сеть деловых контактов зарубежного филиала с местными фирмами принимающей страны, умелое использование им возможностей, предоставляемых законодательством этой страны.

ТНК одинаково интенсивно используют в своей экспансии три способа вложения капитала - слияние компаний, их приобретение, создание предприятий «с нуля» и другие способы. Но стратегии их, как показывают исследования39, отличаются в зависимости от региона.

Азия и Тихоокеанский  регион. ТНК оптимистично настроены относительно перспектив этого региона. Китай рассматривается в качестве главного источника их притяжения, далеко обгоняя в этом остальные страны. Индия занимает в рейтинге второе место, за ней следует Таиланд.

Информация о работе Место и роль ТНК в современной экономике и оценка потенциала транснационализации российских компаний.