Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:29, дипломная работа
Целью настоящего исследования является разработка методики для оценки потенциала выхода российских компаний на зарубежные рынки и ее апробация.
Объектом исследования являются транснациональные корпорации, а предметом исследования – российские компании, обладающие потенциалом транснационализации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
изучить феномен, понятие и сущность транснациональных корпораций;
исследовать историю возникновения и развития ТНК;
проанализировать место, роль и тенденции развития ТНК в системе мирового хозяйства;
дать характеристику источников эффективной деятельности транснациональных корпораций;
оценить основные показатели деятельности крупнейших ТНК;
проанализировать роль института ТНК в современной экономике России;
Введение 3
1. Теоретические основы исследования транснациональных корпораций 5
1.1. Понятие, сущность и тенденции развития ТНК 5
1.2. Основные методологические подходы к оценке деятельности ТНК.. 10
1.3. Оценка основных показателей деятельности крупнейших ТНК 14
2. Методологические основы оценки потенциала транснационализации 22
2.1. Источники эффективной деятельности ТНК……………………………………….. 22
2.2. Деловая среда как один из важнейших факторов транснационализации................26
2.3. Разработка методики оценки потенциала транснационализации компании...........30
3. Оценка потенциала транснационализации российских компаний…………………….38
3.1. Специфика транснационализации в России………………………………….……...38
3.2. Оценка потенциала транснационализации ОАО «Транснефть»……..…………….43
3.3. Разработка рекомендаций российским компаниям по повышению
потенциала транснационализации……………………...……….……………………...48
Заключение...................................................................................................................................51
Библиографический список........................................................................................................53
Приложение 1. Структура валовой добавленной стоимости по группам стран….………...56
Приложение 2. Рейтинг немецких ТНК..……………………………………………………...57
Приложение 3. Активы 10 крупнейших нефинансовых ТНК мира.………………………...58
Приложение 4. Группы финансовых коэффициентов…...…………………………………...59
Приложение 5. Финансовые показатели деятельности ОАО «Транснефть» в 2009 году....60
Приложение 6. Показатели для оценки кредитоспособности ОАО «Транснефть»...……...61
Приложение 7. Структура активов ОАО «Транснефть»……...……………………………...62
Приложение 8. Структура капитала ОАО «Транснефть»….………………………………...63
Для сравнения рассмотрим также деятельность основных ТНК Германии. Германские корпорации занимают ключевые позиции во многих отраслях мирового хозяйства35. Так, 37 из них вошли в перечень крупнейших ТНК «Fortune 500» за 2005 г., приводимый американским деловым журналом: «ДаймлерКрайслер» занимает шестую позицию с доходом 177 млрд долл., страховой концерн «Альянц» расположился на четырнадцатой строке (119 млрд долл.), «Фольксваген»- на пятнадцатом месте, «Сименс» – на двадцать первом, «Е.Он» на шестьдесят девятом.
Если обратиться к списку сотни ведущих транснациональных корпораций 2005 года, публикуемом UNCTAD, в него вошли 14 германских ТНК, среди них на 13 и 15 местах оказались конкурирующие энергетические компании «Е.Он» и «РВЕ»; строку между ними занял телекоммуникационный концерн «Дойче Телеком», а в первую треть списка вошли автомобильные гиганты «Фольксваген Груп», «БМВ АГ» и «ДаймлерКрайслер АГ». Рассмотрение отраслевой принадлежности крупнейших германских корпораций показывает, что наибольшее их количество относится к автомобильной промышленности, далее следует энергетическая промышленность, медиа- и телекоммуникационные корпорации и производители электроники и оборудования, кроме того, в список вошли корпорации химической и фармакологической отрасли, металлообрабатывающая, транспортная компании и «Метро АГ» - известная сеть оптовой торговли.
Крупнейшие немецкие концерны, вступающие в конкурентную борьбу в «супертяжелой весовой категории», принадлежат к тем отраслям, в которых, как указывалось ранее, наиболее распространена - практика осуществления сделок слияния и поглощения (Прил. 2).
Сумма трансграничных сделок СиП, в которых германские корпорации выступали в качестве продавцов, в 2003 г. составила 25,1 млрд. долл. (8,5% от совокупной суммы), а в 2004 г. 35,9 млрд. долл. (9,5%). Приобретая зарубежные компании, немецкие корпорации затратили соответственно 19,7 и 18,6 млрд. долл. Среди приобретаемых компаний преобладали американские, также присутствовали швейцарские фирмы, фирмы, базирующиеся в Великобритании, Франции, Австрии, Нидерландах, Италии, Польше и некоторых других странах.
Обратимся к примерам нескольких крупнейших трансакций слияния с участием немецкого капитала: насколько экономически оправданным оказался предпринятый шаг?
В 1998 г. гигант автомобильной индустрии немецкая компания «Даймлер-Бенц» объявила об осуществлении сделки, признанной экспертами крупнейшей в финансовой истории Германии; в сентябре того же года ее акционеры подавляющим большинством одобрили слияние с американской «Крайслер» (чьи акционеры также поддержали сделку). Стоимость вновь образованной компании оценивалась в 92 млрд. долл., ежегодные продажи планировались на уровне 130 млрд. долл., или 4,4 миллиона автомобилей36.
Несмотря на то, что в результате объединения в руках «Даймлер» сосредоточилось 57% акций компании, созданная корпорация все же стала носить название «ДаймлерКрайслер», а сделка, образовавшая ее, признавалась «слиянием интересов».
«Крайслер» на тот момент являлся третьим по величине американским автопроизводителем, компания насчитывала 94300 занятых, и на нее приходилось 16% продаж автомобилей в США, что уступало лишь результатам «Дженерал Моторс» и «Форд», 31% и 24% соответственно. «Крайслер» специализировался на производстве спортивных и недорогих автомобилей что позволило «Даймлер-Бенц» существенно диверсифицировать производство и охватить более широкий спектр рынка. Ранее немецкий производитель, в особенности «Мерседес», дочерняя фирма концерна, контролировал значительную часть противоположного рыночного сегмента дорогостоящих автомобилей класса люкс, и слияние также должно было обеспечить распределение издержек на производство сложной электроники, которой оснащались данные автомобили.
Кроме того, осуществление трансграничной сделки позволяло «Крайслер» увеличить свое присутствие в Европе, чему ранее препятствовали его более мощные конкуренты из США, а также соперники из Японии и Европы. «Даймлер» же, в свою очередь, намеревался реализовать амбиции на американском рынке.
Рейтинг компаний представлен по данным на 2007 год. В анализе использовались данные официального сайта UNCTAD. Последняя доступная информация – данные за 2007 год, по мнению автора, это может быть связано с кризисным периодом.
Автором данной работы были рассмотрены статистические материалы по транснациональным компаниям General Electric, Royal Dutch Shell Group, British Petroleum Company, Toyota Motor Corp., Total, Electricite de France, Ford Motor Company, E.ON AG. Данные материалы демонстрируют, что средние темпы роста активов за рубежом для указанных компаний располагаются в интервале значений от 108,93% до 130,82%. (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Динамика темпов роста зарубежных активов 10 крупнейших нефинансовых ТНК мира
Источник: составлен автором на основе прил. 3.
Средние темпы роста общих активов для тех же компаний занимают более узкий интервал от 100,17% до 116,04% (см. рис. 1.1) и эти темпы роста несколько ниже, чем темпы роста зарубежных активов. Последнее можно объяснить либо усилением экспорта активов из страны базирования компании, либо усилением развития зарубежных отделений.
Наличие значительных технологических
преимуществ позволяет
В текущей главе были рассмотрены феномен и понятие ТНК, раскрыты сущность их деятельности, изучена история возникновения и развития ТНК. Также в данной главе были проанализированы роль и тенденции развития ТНК в системе мирового хозяйства. В результате выполненного исследования были сделаны следующие выводы. В настоящее время существует проблема формулирования точного определения транснациональной корпорации. Она связана с тем, что прежде всего необходимо разделить понятия «многонациональная» и «транснациональная» корпорация. В работе был сделан вывод, что многонациональные корпорации – это корпорации, которые осуществляют определенную деятельность в других странах, но она не оказывает качественно большого влияния на политические и экономические процессы, протекающие в этих странах. Транснациоанальные корпорации – это предприятия, деятельность которых носит наднациональный, надгосударственный характер и ведет к созданию и управлению связей, стоящих над государствами.
Что касается истории возникновения и развития ТНК, то они прошли в своем развитии ряд этапов, которые можно условно разделить на пять поколений. Основные направления тенденций развития ТНК:
Глобальные ТНК формируют
Транснациональные корпорации XXI века
- это сложные социально-
2. Методологические основы оценки потенциала транснационализации
На современном этапе ТНК
стали важнейшими субъектами мирового
хозяйства, играя огромную роль в
системе международных
Комиссия ООН по ТНК выделила ряд признаков, по которым в современных условиях следует распознавать ТНК37. К ним относятся:
Однако далеко не каждая компания
способная стать
2.1. Источники эффективной деятельности ТНК
Целью параграфа является определение и анализ источников эффективной деятельности ТНК. Для достижения поставленной цели необходимо выделить факторы, оказывающие влияние на деятельность ТНК, определить их значимость и роль в эффективности ТНК.
Современные концепции ТНК базируются на теории фирмы как предприятия для организации производства и сбыта товаров и услуг. Большинство международных компаний начинало свою деятельность с обслуживания национальных рынков. Затем, используя сравнительные преимущества страны базирования и конкурентные преимущества своей компании, они расширяли масштабы своего функционирования на международных рынках, вывозя продукцию за границу или осуществляя зарубежные инвестиции с целью организации производства в принимающих странах.
Основным фактором эффективной деятельности ТНК выступает международное производство товаров и услуг, которое представляет собой выпуск продукции материнскими компаниями ТНК и их зарубежными филиалами на базе интернационализации производства.
Более подробный анализ деятельности ТНК и теорий прямых иностранных инвестиций позволяет выделить ряд основных источников эффективной деятельности ТНК (по сравнению с чисто национальными компаниями)38.
Рис. 2.1. Источники финансирования зарубежных филиалов американских компаний
Источник: World Investment Report 1997. Transnational Corporations. Market Structure and Competition Policy. – P. 270.
Источниками их финансирования выступают не только и не столько головные американские компании, сколько физические и юридические лица из принимающих третьих стран (рис. 2.1). Для этого зарубежные филиалы ТНК широко используют займы коммерческих и финансовых институтов принимающего государства и третьих стран, а не только стран базирования материнской компании.
ТНК одинаково интенсивно используют в своей экспансии три способа вложения капитала - слияние компаний, их приобретение, создание предприятий «с нуля» и другие способы. Но стратегии их, как показывают исследования39, отличаются в зависимости от региона.
Азия и Тихоокеанский регион. ТНК оптимистично настроены относительно перспектив этого региона. Китай рассматривается в качестве главного источника их притяжения, далеко обгоняя в этом остальные страны. Индия занимает в рейтинге второе место, за ней следует Таиланд.