Место и роль ТНК в современной экономике и оценка потенциала транснационализации российских компаний.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:29, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является разработка методики для оценки потенциала выхода российских компаний на зарубежные рынки и ее апробация.
Объектом исследования являются транснациональные корпорации, а предметом исследования – российские компании, обладающие потенциалом транснационализации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
изучить феномен, понятие и сущность транснациональных корпораций;
исследовать историю возникновения и развития ТНК;
проанализировать место, роль и тенденции развития ТНК в системе мирового хозяйства;
дать характеристику источников эффективной деятельности транснациональных корпораций;
оценить основные показатели деятельности крупнейших ТНК;
проанализировать роль института ТНК в современной экономике России;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы исследования транснациональных корпораций 5
1.1. Понятие, сущность и тенденции развития ТНК 5
1.2. Основные методологические подходы к оценке деятельности ТНК.. 10
1.3. Оценка основных показателей деятельности крупнейших ТНК 14
2. Методологические основы оценки потенциала транснационализации 22
2.1. Источники эффективной деятельности ТНК……………………………………….. 22
2.2. Деловая среда как один из важнейших факторов транснационализации................26
2.3. Разработка методики оценки потенциала транснационализации компании...........30
3. Оценка потенциала транснационализации российских компаний…………………….38
3.1. Специфика транснационализации в России………………………………….……...38
3.2. Оценка потенциала транснационализации ОАО «Транснефть»……..…………….43
3.3. Разработка рекомендаций российским компаниям по повышению
потенциала транснационализации……………………...……….……………………...48
Заключение...................................................................................................................................51
Библиографический список........................................................................................................53
Приложение 1. Структура валовой добавленной стоимости по группам стран….………...56
Приложение 2. Рейтинг немецких ТНК..……………………………………………………...57
Приложение 3. Активы 10 крупнейших нефинансовых ТНК мира.………………………...58
Приложение 4. Группы финансовых коэффициентов…...…………………………………...59
Приложение 5. Финансовые показатели деятельности ОАО «Транснефть» в 2009 году....60
Приложение 6. Показатели для оценки кредитоспособности ОАО «Транснефть»...……...61
Приложение 7. Структура активов ОАО «Транснефть»……...……………………………...62
Приложение 8. Структура капитала ОАО «Транснефть»….………………………………...63

Файлы: 1 файл

0629543_51CEB_mesto_i_rol_tnk_v_sovremennoy_ekonomike_i_ocenka_potenciala.doc

— 865.00 Кб (Скачать)

Х6 — коэффициент менеджмента, определяемый как отношение выручки от реализации к величине текущих обязательств предприятия;

А1, А2, А3, А4, А5, А6 — индексы значимости каждого фактора модели.

Коэффициенты  являются показателями хозяйственной деятельности предприятия и степени его финансовой устойчивости. Они численно выражают риск неблагоприятного развития финансовой ситуации на предприятии.

Рейтинговое число R представляет собой численное  выражение реакции предприятия на воздействие окружающей среды. Получившаяся величина R позволяет оценивать степень финансового риска данного предприятия при работе в условиях априорно враждебной окружающей среды бизнеса. При расчете R за несколько последовательных временных периодов мы получаем динамику изменения финансовой устойчивости предприятия, что позволяет анализировать влияние на него окружающей среды и тенденции дальнейшей динамики финансовой устойчивости предприятия47.

При помощи анализа внешней среды  организация может создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Наиболее распространенными способами наблюдения за состоянием внешней среды являются48:

  • анализ материалов, опубликованных в периодической печати, книгах и других информационных изданиях;
  • участие в профессиональных конференциях;
  • анализ опыта деятельности организации;
  • изучение мнения сотрудников организации;
  • проведение собраний и обсуждений внутри организации

Анализ среды обычно считается  исходным процессом стратегического  управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.

Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:

  • получение ресурсов из внешней среды (вход);
  • превращение ресурсов в продукт (преобразование);
  • передача продукта во внешнюю среду (выход).

Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь стагнации. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды.

Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих49:

  • макроокружения;
  • непосредственного окружения;
  • внутренней среды организации.

Только постоянный и квалифицированный  анализ экономической среды позволит российским компаниям успешно выходить на зарубежные рынки и, тем самым, создавать реальные условия для трансформации в ТНК. При проведении технологического анализа и составлении прогноза общей окружающей среды на перспективу чаще всего используются следующие характеристики:

  • государственные расходы на НИОКР;
  • выбор приоритетов государства и финансово-промышленных групп на определенных направлениях технологических усилий;
  • новые открытия и изобретения (национальные и мировые);
  • скорость передачи технологий (длина цепочки «исследование — производство»);
  • скорость выхода продукции на рынок (длина первых стадий жизненного цикла изделий).

В заключение следует отметить, что  в условиях жесткого централизованного управления и директивного планирования анализ общей окружающей среды в нашей стране не требовался, так как предприятию при помощи спущенного сверху плана определялись как условия производства, так и сама номенклатура производимой продукции и способы ее реализации. В условиях рыночной экономики анализ общей окружающей среды позволяет предприятию действовать более эффективно, заранее готовясь к возможным негативным изменениям и, наоборот, стремясь максимально использовать положительные тенденции народнохозяйственного развития.

За рубежом фирмы уделяют анализу общей окружающей среды приоритетное внимание. Так, в США уже в середине 70-х годов 73% компаний анализировали общую окружающую среду в полном объе ме, 15% — анализировали ее лишь частично и только 12% компаний вообще не занимались данной деятельностью50.


Существующее положение дел  не особенно благоприятно для сотрудничества принимающих стран с российскими компаниями. Это объясняется тем, что зарубежные компании неохотно идут на размещение активов российских предприятий. Действительно, в случае российской валютной интервенции, возникает возможность приобретения крупных пакетов акций зарубежных компаний. Кроме того, у такого гиганта как Газпром, существует возможность приобретения элементов инфраструктуры, связанных с транспортировкой и реализацией газа зарубежным партнерам. Эти обстоятельства, естественно, ограничивают возможности создания новых российских ТНК.

 

2.3. Разработка методики оценки потенциала транснационализации компании

 

В связи с тем, что общепризнанная универсальная методика оценки потенциала транснационализации компании отсутствует, мы сочли необходимым разработать ее. Целью данного параграфа является разработка методики оценки потенциала транснационализации компании. Для ее разработки необходимо выделить этапы методики, определить способы и методы оценки показателей на каждом из этапов, а также рассмотреть подробно каждый из составляющих элементов, оказывающих влияние на потенциал транснационализации.

Оценка потенциала транснационализации  компании является достаточно сложным  процессом, требующим высокой квалификации и достаточно обширного объема данных. При разработке методики оценки в первую очередь необходимо определить основы и фундамент ее построения. Разработанная нами методика основывается на анализе деловой среды и показателей деятельности компании, позволяющих опеределить возможность создания источников эффективной деятельности будущей ТНК, рассмотренных в п. 2.1 данной работы. Для начала дадим общую характеристику методики.

Методика состоит из 5 основных этапов:

Этап 1: Сбор и обработка информации. На данном этапе при анализе потенциала транснационализации компании требуется определить источники получения информации, а также обеспечить достаточность информации на каждом последующем этапе методики. Вся собранная информация должна быть оценена с точки зрения ее объективности и достаточности для анализа.

Этап 2: Изучение особенностей транснационализации в «домашнем» для компании регионе. На данном этапе необходимо определить специфику транснационализации местных компаний.

Шаг 1: Краткая характеристика региональных ТНК. На данном шаге наиболее важной является информация о практике транснационализации в регионе уже успешных ТНК, особенностях процесса выхода данных компаний на международные рынки, его успешность и наиболее «транснационализированные» отрасли региональной экономики.

Шаг 2: Определение и  оценка отраслевой направленности экономики. Здесь требуется определить наиболее развитые отрасли экономики «домашнего» для компании государства, оценить перспективы развития других отраслей.

Шаг 3: Анализ роли государства  в процессе транснационализации  компании. На данном шаге требуется определить правовые особенности деятельности компаний и ТНК в регионе; оценить степень влияния государства на процесс транснационализации экономики и долю государственных предприятий в наиболее развитых отраслях экономики, а также определить барьеры, создаваемые законодательством страны.

Шаг 4: PEST-анализ. Является в большей степени результирующим шагом, объединяющим в единую таблицу собранные ранее данные с добавлением анализа политической, социальной и технологической составляющих экономики. Включает в себя построение таблицы, имеющей следующий вид (табл. 2.1):

Этап 3: Анализ деловой  среды компании. В разработанной нами методике наибольшее внимание уделяется анализу деловой среды компании, как одного из наиболее важных факторов оценки потенциала транснационализации компании.

 

 

Таблица 2.1.

Таблица, составляемая для проведения PEST-анализа (макет)

 

Политические факторы

Экономические факторы

1

2

Социальные факторы

Технологические факторы

3

4


Источник: составлена автором.

 

Анализ среды в данной методике считается исходным процессом оценки потенциала транснационализации компании. Ведь деловая среда является одним из важнейших факторов влияния на деятельность фирмы и при этом включает множество элементов, оказать влияние на которые фирма зачастую не в состоянии, что, несомненно, влияет на показатель потенциала транснационализации.

Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:

  • макроокружения;
  • непосредственного окружения;
  • внутренней среды организации.

Шаг 1: Анализ макросреды компании. Анализ макросреды направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно проведет работу по транснационализации, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение. 
Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и тому подобного.

Макроокружение создает общие  условия нахождения организации  во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительно к отдельно взятой организации, однако степень влияния состояния макроокружения на отдельные организации различна, и это связано с различиями как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом организаций.

В целом анализ макроокружения можно разделить на несколько  основных компонент51:

А) Экономическая компонента. Для транснационализации при изучении экономических показателей и факторов представляют интерес не значения показателей как таковые, а в первую очередь то, какие возможности и угрозы для данного процесса это дает. Анализ экономической компоненты ни в коем случае не должен сводиться к анализу отдельных ее составляющих. Он должен быть направлен на комплексную оценку ее состояния. В первую очередь, это фиксация уровня риска, степень напряженности конкуренции и уровень деловой привлекательности.

Б) Правовая компонента. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.  
При изучении правовой компоненты макроокружения для анализа потенциала транснационализации наиболее интересны степень правовой защищенности, динамизм правовой среды, уровень общественного контроля за деятельностью правовой системы общества. Очень важными являются выяснение степени обязательности действия правовых норм, а также того, распространяется ли их действие на все организации или же существуют исключения из правил, и, наконец, уяснение того, насколько неотвратимо применение санкций к организации в случае нарушения ею правовых норм.

В) Политическая компонента. Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.  
При этом важно уяснить базовые характеристики политической системы: какая идеология определяет политику правительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры.

Г) Социальная компонента.

Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, как существующие в обществе обычаи и верования, как разделяемые людьми ценности, как демографическая структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и т.п. Особенность социальной компоненты состоит в том, что она влияет как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Еще одной отличительной особенностью социальных процессов является то, что они изменяются относительно медленно, но приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении организации.

Информация о работе Место и роль ТНК в современной экономике и оценка потенциала транснационализации российских компаний.