Роль государства в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:46, реферат

Краткое описание

Вопрос о месте и роли государства в современной экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Экономические учения о роли государства в экономике…………….4
Глава 2. Место государства в современной экономической системе…………8
2.1. Сущность государственного регулирования экономики……………9
Глава 3. Роль государства в современной экономике…………………………14
3.1. Экономические цели регулирования государством рынка.
Экономические функции государства………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Роль государства в современной экономике.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

имени А.Г. и Н.Г. Столетовых»

Кафедра «Экономика и  управление инвестициями и инновациями»

 

 

 

Реферат

по дисциплине:

«Экономическая теория»

на тему:

«Роль государства в  современной экономике»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

ст. гр. ЭУС-110

В.В. Миронова

 

Проверил:

док. эк. наук, доц.

Смирнов В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир, 2011

Содержание:

 

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Экономические  учения о роли государства в экономике…………….4

Глава 2. Место государства в современной экономической системе…………8

2.1. Сущность государственного регулирования экономики……………9

Глава 3. Роль государства  в современной экономике…………………………14

3.1. Экономические цели  регулирования государством рынка.

       Экономические  функции государства………………………………19

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопрос о месте и  роли государства в современной  экономике является одним из центральных  как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению  данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы. Дать однозначный ответ на вопрос об оптимальных масштабах государственного регулирования очень сложно. В истории разных стран были периоды превалирования как первой, так и второй точки зрения.

Тему о роли государства в экономике подымали  Вотский К.П., Водянский В.А. в своей монографии « История эволюции представлений о роли государства в экономике» и Папава В. «Роль государства в современной экономической системе». Они не только проследили эволюцию взглядов, но и обратили внимание на то, что процесс изменения взглядов на роль государства в экономике происходило не постепенно, а скачками: экономические кризисы и проблемы заставляли экономистов с каждым разом увеличивать роль и значение государства.

О необходимости государственного регулирования, необходимости контроля развития инфраструктуры говорят авторы работ «Современная экономика» и «Основы  экономики».

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Экономические учения о  роли государства в экономике

 

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

Следующей ступенью развития представлений  о роли государства стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил» (принцип"laissez faire") создает гармоничное устройство.1

Многие видные экономисты XIX и начала XX веков, которые вошли в историю  экономической мысли как классики (Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл и др.), полагали, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике. С точки зрения классиков, такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, с другой стороны, способны поддерживать полную занятость и, что действуя совместно, эти два механизма регулирования превратили полную занятость имеющихся ресурсов в неизбежность. Капитализм стал восприниматься ими как саморегулирующаяся экономика, в которой полная занятость считается нормой. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней и даже вредной. Логика классической теории подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

Признавалось, что иногда могут возникать ненормальные обстоятельства, такие, как войны, политические перевороты, засухи, биржевые крахи, золотая лихорадка и т.д., которые уводят экономику с пути полной занятости. Но при этом утверждалось, что присущая рыночной системе способность к автоматическому саморегулированию вскоре восстанавливает в экономике уровень производства при полной занятости ресурсов. Если и произойдет временное сокращение общих расходов, то оно будет компенсировано снижением цен и заработной платы, так что реальный доход и занятость не снизятся. Считалось, что денежный рынок, и в частности ставки процента, автоматически приводят в соответствие планы домохозяев по сбережениям и инвестиционные планы предприятий.

Классическая экономическая теория занятости имеет своих приверженцев во многих странах, в том числе и у нас. И это несмотря на то, что сама теория плохо состыковывается с имеющими место фактами длительных спадов в производстве, безработицей и инфляцией.

В 1936 г. крупнейший английский экономист Джон Мейнард Кейнс после окончания "Великой депрессии" 30-х годов выдвинул новое объяснение уровня занятости в капиталистической экономике. Согласно этой теории, при капитализме просто не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость, полная занятость скорее случайна, а не закономерна, капитализм не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию.

Кейнсианской теорией  занятости отвергается положение о том, что ставка процента уравнивает сбережения и инвестиции. Субъекты сбережений и инвесторы - это разные группы населения. В условиях здоровой экономики население сберегает значительные суммы во время ее процветания. При этом по собственной инициативе. Корпорации и фирмы, располагая сбережениями в виде нераспределенных прибылей, принимают инвестиционные решения исходя из: а) ожидаемой нормы чистой прибыли и б) реальной ставки процента. Кейнсианцы ставят под сомнение положение об эластичности цен и заработной платы.2

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

- высокая доля национального  дохода, перераспределяемая через  госбюджет;

- создание обширной  зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

- широкое использование  бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель  государственного регулирования, предложенная   Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования. 

Теоретической основой  неоконсервативной модели послужили  концепции неоклассического направления  экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение.

Таким образом, государству  отводится огромная роль в экономике. Это и видно из того, что в экономической науке существует четыре точки зрения. Их объединяет то, что они признают необходимым вмешательство государства в экономику, а различают задачи, которые авторы экономических учений возлагают на него. Так, меркантилисты отводят государству роль защитника отечественного производителя, а последователи  А. Смита отводят государству роль – арбитра в экономике. В отличии от них Кейнс, считает что государство должно взять на себя планирование и проведение антикризисных мероприятий. 

Последователи неоклассической  мысли, наоборот отводят государству  роль  создателя условий для экономической свободы накопление капитала.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Место государства  в современной экономической  системе

 

Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Сущность государственного регулирования экономики

 

Государство выполняет  свои функции, применяя различные методы государственного регулирования.

Государственное регулирование экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

В современной экономике  государственное регулирование  осуществляется через систему особых методов – административно-правовых и экономических регуляторов. Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ экономики. Они применяются на уровне не только центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов. Экономическое регулирование используется как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования (схема 1). 5

Схема 1

Прямое  регулирование  приводит  к  созданию  государственного  сектора  производства  товаров  и  услуг. Исторически  обусловлено, что  прямое  вмешательство государства  в  экономику  происходит, прежде  всего, в  отраслях, которые  создают общественные  блага, т. е. блага, нужные  всем  без  исключения  для  нормальной повседневной  жизни. Эти  отрасли, или  сфера  деятельности, называются инфраструктурой.

Инфраструктура - это  основа  любой  экономики.

Выделение  инфраструктуры  как  крупной сферы  народного  хозяйства  базируется на  различии  между  особенными  и  общими  условиями  производства.

К  особенным условиям  относятся  конкретные  формы  технологического  процесса, присущие каждому  виду производства, будь  оно  промышленным  или  сельскохозяйственным.

Общие  условия  охватывают  те, без  которых  не  может  функционировать  никакое производство, точнее, эффективно  функционировать. Иначе  говоря, общие  условия не  связаны  с  технологией  конкретного  вида  производства, они  существуют независимо  от  нее.

Общие условия производства создаются в результате производственной деятельности таких отраслей народного  хозяйства, как информатика, транспорт, связь, электроэнергетика, коммунальное хозяйство, и некоторых других. Все эти отрасли в совокупности образуют производственную инфраструктуру. Они обладают единым свойством - обеспечивать взаимосвязь всех фаз воспроизводственного процесса: производства, обмена, распределения и потребления.

Поскольку функцией инфраструктуры является обеспечение всего процесса воспроизводства, то ее можно рассматривать  на трех уровнях: микро-, мезо- и макро-.

На микроуровне инфраструктуру понимают как совокупность материально-вещественных условий, или инженерно-технических сооружений, необходимых для функционирования отдельного предприятия либо отрасли. В этом случае речь идет об инфраструктуре сельского хозяйства, транспорта, связи, материально-технического снабжения, науки и т. д. На транспорте, например, к инфраструктуре относятся сооружения, обслуживающие движение транспортных средств: насыпи, траншеи, подземные тоннели, дорожные станции, портовые сооружения, системы сигнализации и т. п. Инфраструктура науки и образования - это разного рода сооружения, необходимые для осуществления научной и общеобразовательной деятельности, накопленные фонды научной информации, а также средства, служащие для их передачи, и т. д.

На мезоуровне инфраструктура анализируется применительно к  определенному району или региону. Она представляет собой системы сооружений, материально-вещественных элементов, обеспечивающих непрерывную и эффективную связь предприятий основного производства в пределах данной территории и нормальную жизнедеятельность населения данного региона. Региональная инфраструктура призвана способствовать формированию и развитию крупных территориально-производственных комплексов.

Информация о работе Роль государства в современной экономике