Роль государства в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:46, реферат

Краткое описание

Вопрос о месте и роли государства в современной экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Экономические учения о роли государства в экономике…………….4
Глава 2. Место государства в современной экономической системе…………8
2.1. Сущность государственного регулирования экономики……………9
Глава 3. Роль государства в современной экономике…………………………14
3.1. Экономические цели регулирования государством рынка.
Экономические функции государства………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Роль государства в современной экономике.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих  экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие материального производства страны в целом и удовлетворяющих коллективные потребности всех членов общества. Эти общие условия и создаются за счет функционирования отраслей общего назначения, специфика которых состоит в том, что они нужны всем без исключения видам производств и человеку.

В результате исследований установлено, что во всех развитых странах  вмешательство государства в  экономику начиналось и прочно удерживается в сфере инфраструктуры, как производственной, так и социальной.

Государственные расходы  на отрасли инфраструктуры возрастают быстрее, чем на другие отрасли национального  производства.6

 

Косвенное, или административное, государственное регулирование  происходит через распределение  законодательной и исполнительной власти, создание законов (декретов) по регулированию экономической деятельности. Такое регулирование осуществляется без инвестиций, без денег. Косвенное регулирование охватывает бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную сферы.

Государственное регулирование в долгосрочном аспекте выступает как экономическое программирование или прогнозирование развития отдельных экономических систем (например, энергетических или транспортных) либо экономики в целом.

Большой опыт программирования был накоплен в странах с национализированным сектором экономики. Это, прежде всего Франция, Италия, Англия. Позже программирование и особенно прогнозирование стало широко применяться в Японии и США. Например, в США была составлена программа развития американской экономики после ядерных взрывов.

Государственное вмешательство  в экономику может осуществляться через государственный бюджет.

Государственный бюджет состоит из двух частей: доходов  и расходов.

Основными источниками  формирования доходов являются следующие  налоги:

- личный подоходный;

- на прибыль;

- на заработную плату;

- поимущественный;

- на добавленную стоимость;

- акцизы или налоги  на продажу и т. д.

Основные статьи расходов государственного бюджета - это расходы  на:

- национальную оборону;

- государственные закупки товаров и услуг;

- образование;

- здравоохранение;

- социальное обеспечение;

- общественную безопасность и т. д.7

Если расходы бюджета  больше доходов, возникает дефицит  бюджета.

Как избавиться от дефицита государственного бюджета? Для этого необходимо увеличить доходы или сократить расходы.

Увеличить доходы можно следующим  образом:

1) изменить налоговую  систему (увеличить налоговые  ставки);

2) обеспечить выпуск ценных государственных  бумаг (облигаций);

3) увеличить выпуск (эмиссию) денег.

Увеличение ставок налогов  может лишь временно повысить доход  государства, так как рост налоговой  ставки уменьшает доход предпринимателя  и потребителя, а, следовательно, возможности  дальнейшего расширения производства. А если сократится производство, то уменьшится прибыль и, следовательно, поступления в бюджет. Сокращение налоговых поступлений при высоких ставках налогов называется эффектом Лаффера.8

 

 

 

 

 

Глава 3.

Роль государства  в современной экономике

 

Масштабы огосударствления различны в разных странах и в разное время и зависят от конкретных обстоятельств.

Государство, обладая  значительной собственностью, стало  субъектом хозяйствования: самым  крупным продавцом и покупателем.

Общепризнано, что  современная   рыночная   экономика  не  может  существовать без  государственной,  хозяйственной деятельности. Дискутируются  лишь  масштабы вмешательства  государства  в  экономику.

Экономическая  роль  государства  в  той  или  иной  стране  определяется  долей национального  дохода, сосредоточенного  «в  руках»  государства.

Если  государству  принадлежит  почти  весь  национальный  доход, то  это  чисто государственная  экономика. В  таком  случае  управление  осуществляется  из  единого центра, а  экономическую  систему  называют  административно-командной, или тоталитарной. Подобная  экономика  имела  место  в  Советском  Союзе, в  других социалистических  странах.

В  экономике  социалистических  стран  свободный  рынок  отсутствовал. Переход к  рыночной  системе  означает, грубо  говоря, «отъем»  национального  дохода («национального  пирога»)  у государства и передачу  его в частное (индивидуальное  или    групповое) владение, распоряжение  и использование. Этот  переход государственной собственности в частную может происходить или насильно (революционным  путем), или  добровольно (эволюционным  путем), например, как  это  произошло  в результате  приватизации  государственной  собственности  в  России  через  ваучеры.

Таким  образом, исторический  процесс  развития  экономики  зависит  от  решения вопроса: какова  доля  государства  в  экономической  деятельности?

Если  государство  распоряжается  10-50 %  национального  дохода, то  такая экономика  является  смешанной, т. е. одна  часть  национального  дохода  сосредоточена  в  руках  государства, а  другая - в  руках  частных  владельцев.

Доля  национального  дохода, которой  распоряжается  государство, может  колебаться  под  влиянием  внешних  обстоятельств, например  войны. Так, в  США  в  1929-1940 гг.  доля  государства  в  национальном  доходе  колебалась  в  пределах  10-13 %, затем  стремительно  выросла  во  время  второй  мировой  войны (до 45 %). Однако  с начала  50-х  годов  эта  доля  колебалась  на  уровне  15- 30 %  национального  дохода.

Почему  растет  государственный  сектор? Главными  причинами  являются:

- рост расходов на  оборону и военно-космические  исследования;

- рост народонаселения;

- решение проблем окружающей  среды и инфраструктуры;

- решение социальных  проблем: безработицы, медицинской  помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения, нищеты.

Таким образом, вмешательство  государства  в  экономику,  вызвано  стремлением  правительства смягчить  неэффективность  и  «несправедливость», связанные  с  функционированием  рыночной  экономики.

В  нынешних годах  наблюдался  как  бы  обратный  процесс: усилился  интерес  к  рыночному  механизму. Причиной  явилось  снижение  эффективности государственного  сектора. Однако  это  не  означает, что  происходит  полное  свертывание  государственного  вмешательства. Государство всегда будет иметь свою долю в рыночной экономике.9

Место и роль государства  в экономической теории и на практике обычно рассматриваются исходя из его  взаимодействия с рыночным механизмом. Необходимость государственного регулирования  экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. Иными словами, что государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов. Такие ситуации именуются “провалами” рынка. Обычно к их числу относятся:

1. принятие законодательства  и контроль за его исполнением,  обеспечение соблюдения прав  собственности и договорных обязательств;

2. предоставление так  называемых “общественных благ”,  распределения ресурсов для их  производства. Для общественных  благ характерны два свойства:

• во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;

• во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно.

Характерным примером общественного  блага является национальная оборона, выгоды от которой достаются каждому  члену общества независимо ни от размера  уплаченных им налогов в бюджет государства, ни от численности населения страны, ни от каких-либо других факторов. Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государство;

3. наличие внешних  эффектов частной предпринимательской деятельности. Примером внешних эффектов может служить загрязнение окружающей среды. Загрязнение влечет за собой дополнительные издержки для общества, выражающиеся в ухудшении условий жизни, росте заболеваемости и сокращении продолжительности жизни населения на прилегающей территории. Однако, с точки зрения предприятия строительство очистных сооружений означает непроизводительные затраты, и проведение специальных природоохранных мероприятий возможно только при применении регулирующих мер со стороны государства;

4. несовершенная конкуренция  и информационная асимметрия. Тенденция  к повышению уровня концентрации  производства объективно присуща  рыночной системе. Поскольку рынок  сам по себе не может ограничить  процесс возникновения монополий,  задача его регулирования возлагается на государственных структуры;

5. перераспределения  в целях обеспечения социально-экономической  справедливости. Рыночное распределение  доходов может порождать большее  социальное неравенство, чем это  желательно для общества. Следовательно, задачей государственного регулирования является обеспечение достойного уровня жизни для тех слоев населения, которые имеют недостаточные доходы в рамках рыночной системы или не имеют их вообще (например, для пенсионеров и инвалидов);

6. регулирование общеэкономического равновесия, предотвращение резких циклических изменений в экономике страны.10

Следует отметить, что  неэффективность присуща не только рыночным механизмам, но и государственному вмешательству в экономику. Расширение регулирующих функций государства и объема подконтрольных ему ресурсов выше определенного предела негативно сказывается на экономической ситуации. К числу подобных “провалов” государственного сектора относятся: неполная информированность государства о реальных процессах, происходящих в экономике (прежде всего, на микроуровне); искажающее воздействие государственного воздействия на рыночные процессы; бюрократизация процесса принятия решений, ограниченный контроль над бюрократией и недостаточный уровень ответственности чиновников; ограничения, связанные с политическим процессом; неполный учет общественных приоритетов и др.

Расширение государственного регулирования экономики оправдано  до тех пор, пока его издержки не превышают потери, возникающие вследствие “провалов” рынка. Размеры государственного сектора должны соответствовать спросу на общественные блага, масштабам внешних эффектов, а также реальным возможностям государства по управлению находящимися в его распоряжении ресурсами. Необходимо четкое определение границ между государственным и рыночным секторами экономики.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Экономические  цели регулирования государством  рынка. Экономические функции государства.

 

Регулирование  государством  рынка  направлено  на  достижение  следующих  экономических  целей:

1. Экономический рост.

Эта  цель  предполагает  увеличение  объемов  производства  материальных  благ, улучшение  их  качества, обеспечение  более  высокого  уровня  жизни.

2. Экономическая  эффективность.

Эта  цель  требует  получения  наибольших (наилучших) результатов  при  минимальных  затратах  имеющихся  ограниченных  производственных  ресурсов.

3. Полная  занятость   трудоспособного  населения.

Реализация  этой  цели  позволит  обеспечить  всех, кто  может  и  желает  работать, занятием (рабочим  местом) в  соответствии  с  их  потребностями  и  квалификацией.

4.Стабильный уровень  цен.

Значительное  повышение  или  снижение  общего  уровня  цен                    дестабилизирует  экономику  в  целом, возникают  напряжение, различного  рода  сложности  в  экономической деятельности (инфляция  и дефляция), которых крайне  важно избегать.

5. Экономическая  свобода.

Предприниматели, хозяйствующие  субъекты  рыночной  экономики  должны  обладать  в  своей  экономической  деятельности  высокой  степенью  свободы.

6. Справедливое  распределение   доходов.

С  позиции  рыночной  экономики  доходы, полученные  в  результате  конкурентной  борьбы, справедливы. Принцип: «На  равный  капитал - равная  прибыль» действует  как  тенденция. Уравнительное  распределение  недопустимо. В то  же время ни  одна  группа  граждан в цивилизованном  обществе  не  должна  пребывать в нищете, когда другие  купаются  в роскоши.

7. Экономическая обеспеченность.

В  обществе, к  сожалению, существуют  хронически  больные, нетрудоспособные, престарелые  и  другие  иждивенцы. Необходимо  обеспечить  их  нормальное существование  за  счет  средств  государственного  бюджета  и  различных  социальных  и благотворительных  фондов.

8. Торговый баланс.

Предполагается  поддержание  разумного  соотношения  экспорта  и  импорта внешней  торговли  национальной  экономики, а  также  баланс  международных  финансовых  сделок.

Этот  перечень  можно  дополнить  и  другими  целями, например  улучшением охраны  окружающей  среды  и  т. д.

Анализ  перечисленных целей позволяет отметить, что некоторые из  них могут противоречить другим  или взаимно исключать друг  друга. Например, экономический рост  и полная  занятость могут вызвать повышение цен и породить инфляцию. Стремление  обеспечить  равенство  в  распределении  может  снизить мотивацию  к  творческому, рискованному  труду  и  тем  самым  замедлить экономический  рост.

Информация о работе Роль государства в современной экономике