Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 22:09, курсовая работа
Цель исследования - на основании исследования литературных источников закрепить, углубить и расширить теоретические знания в области государственного регулирования на примере земельных отношений.
Введение……………………………………………………………….…..……..4
Глава 1 Сущность и формы государственного регулирования земельных отношений………………..………...6
1.1 Принципы государственного регулирования земельных отношений…....... 11
1.2 Экономический механизм регулирования земельных отношений……….…15
1.3 Методы государственного управления земельными ресурсами …………....20
Глава 2 Особенности государственного регулирования земельных отношений в странах с рыночной экономикой на примере США, Германии………..……. ……….29
2.1 Особенности государственного регулирования земельных отношений на примере США……………………………………………………………..………..29
2.2 Позитивный опыт Германии в сфере использования собственности на землю на этапе перехода от плановой к рыночной экономике…… …………………....33
Глава 3 Особенности государственного регулирования земельных отношений в Республике беларусь………..…...38
Заключение… ……………………………………………………………….44
Список используемых источников……………………..……..46
Выкуп земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд производится по их кадастровой стоимости на момент выкупа в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь [22].
Хотелось бы особо отметить вытекающие из зарубежного опыта ряд выводов, по-прежнему актуальных для Беларуси:
- альтернативы реальной полномасштабной и комплексной земельной реформе в Беларуси в современных условиях развития мировой экономики не существует. Чем быстрее страна адаптируется к рыночным условиям, тем скорее будет создана база для последующей стабилизации и устойчивого экономического роста в долгосрочном периоде, тем выше шансы достижения высоких социальных ориентиров и установления стандартов жизни населения;
- в ходе рыночных преобразований земельная политика рассматривается как составляющая экономической политики страны в целом. Реформирование отрасли невозможно без создания соответствующей политико-экономической среды. В основе данного процесса лежит, прежде всего, трансформация прав собственности и изменения на этой базе экономических отношений. Наиболее важными элементами формирования земельной политики на макроуровне выступают: политика обменного курса, банковский процент и фискальная политика государства; на секторальном уровне - система кредитования, налогообложения, субсидирования, рост доступности потребления общественных благ;
-земельные реформы неизбежно сопряжены со спадом сельскохозяйственного производства. Это объяснимо тенденциями стагнации доставшиеся в наследство от последних лет социализма, сложностью ломки его устоев и перехода к новым экономическим отношениям;
-
ключевым условием успешности земельных
реформ во все времена и во всех странах
была актуализация института права частной
собственности на землю. Игнорирование
этого положения ведет к снижению мотивационного
лага, достигаемого изменениями организационно-
- одним из базовых условий реформы, формирующих ее последующее развитие, независимо от географического, экономического, социального, культурного, исторического и т.д. положения страны переходного типа была и есть либерализация макроэкономической среды. Независимо от того, как она проводилась постепенно (градуалистически) или рывкообразно (шоковая терапия) она предполагала: либерализацию цен, торговли, исключение прямого государственного вмешательства на сельскохозяйственных рынках, реформу системы государственной поддержки, валютную, финансовую и налоговую реформу. Применительно к условиям Беларуси следует поставить под сомнение необходимость сохранения ряда ценовых ограничений;
- в процессе реформ государство не самоустраняется от своих функций в сфере земельных отношений, однако постепенно отходит от прямого администрирования и вмешательства в вопросы внутренней компетенции субъектов предпринимательской деятельности к регулированию отношений. Производство, технологии, вопросы внутренней организации и управления каждого конкретного предприятия не должны быть объектом мелочной опеки государственных и местных органов власти [11, c. 92].
Земельная реформа требует
В целях дальнейшей либерализации экономики страны, защиты интересов населения, повышения деловой активности субъектов хозяйствования, создания благоприятного инвестиционного климата в средних и малых городах, сельских населенных пунктах, включая агрогородки, Главой государства постоянно принимается ряд нормативных правовых актов в области регулирования земельных отношений.
Заключение
Данная курсовая работа была посвящена рассмотрению государственного регулирования земельных отношений в условии рыночной и трансформационной экономики. Данный аспект рассматривался со стороны отечественного и зарубежного опыта на примере США и Германии. Экономические и правовые меры регулирования рыночных отношений осуществляются различными путями, в том числе в виде прямой товарной интервенции на земельном рынке, организации государственных и коммерческих структур рынка, контроля со стороны действующего законодательства за деятельностью рыночных структур для предотвращения монополизации и недобросовестной конкуренции, вовлечения в рыночные отношения частных структур. Для поддержания стабильности рыночных отношений создаются фонды стабилизации, закупается продовольствие за рубежом, реализуемое затем на аграрном рынке.
Вместе с тем в развитии законодательства в этой области имеются недостатки. Если за долгие годы социалистического развития рыночные отношения постоянно сдерживались законодательством, то в настоящее время последнее во многом ориентирует на саморегулирование рынка, на рыночную экономику, которая должна все отрегулировать сама. Государство занимает выжидательную позицию, не вмешиваясь в процессы рыночных отношений. В результате вместо цивилизованного рынка с четкой инфраструктурой мы имеем стихийный рынок с теневой экономикой, во многом дезорганизующей отношения на рынке с землей. Мало регулируется конкуренция между продавцом и покупателем, не до конца отрегулирована не только практика, но и теория ценообразования, не решены вопросы о размерах государственной интервенции в рыночные отношения и многие другие правила работы рынка. Во многом это вытекает из неясности общей проблемы: стоит ли помогать сельскому хозяйству и в какой мере в период перехода на рыночные отношения или дать событиям развиваться стихийно.
Специфику регулирования рыночных земельных отношений определяют: во-первых, разнообразие природно-климатических факторов, которые требуют формирования системы правовых мер, направленных на защиту сельскохозяйственных производителей от риска, вызываемого стихийными обстоятельствами, — страхование сельскохозяйственного производства; во-вторых, нестабильность цен на сельскохозяйственную продукцию, во многом зависящих от природных факторов, экономических условий сельскохозяйственного рынка, его конъюнктуры; в-третьих, относительно слабая привлекательность инвестиций в сельскохозяйственное производство в силу продолжительности цикла производства.
Как показывает опыт ряда зарубежных стран, вопросы земельного законодательства регулируются в них не кодексами, а отдельными законами, главным образом, в рамках гражданского законодательства. Практически ни в одной стране мира нет единого всеобъемлющего свода земельных законов, полной кодификации земельного законодательства.
В случае, когда государство выступает и как собственник земли и как орган власти, государственное регулирование земельных отношений может затрагивать вопросы внутрихозяйственной деятельности землепользователей в большей степени, поскольку государство является хозяином земли, то есть ее собственником. Таким образом, государственные органы проявляют свою деятельность по-разному, сообразуя собственные действия с правомочиями владельца и органа власти.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Аксененок, Г. Критика современных буржуазных аграрноправовых теорий. М., 1972.
2
Бобылев А.И. Рецензия книги
Земельное право. Учебник для
вузов. Под редакцией С.А.
3 Бринчук, М.М. Рецензия книги Б.В. Ерофеева Земельное право. Учебник для вузов // Государство и право. 1998. № 9.
4 Быстрой, Г.Е. Право собственности в аграрном законодательстве зарубежных стран. - Уфа: БГУ, 1994г.
5
Васильев Е.Н.Формы и типы
6 Веденин Н.Н. Роль права в сельскохозяйственной рыночной экономике США // Государство и право. 1992. № 10.
7 Гэлбрейт Д. Экономическая теория и цели общества. М., 1979.
8Земельное законодательство зарубежных стран. Под редакцией Г. А. Аксененка, Н. И. Краснова, Л. П. Фоминой. М., 1982.
9 Земельное право. Учебник для вузов. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор - С.А. Боголюбов. М., 1998.
10 Ефимова Г. Методологические основы извлечения рентных доходов // АПК: экономика, управление.-2005.-№4.
11 Иконицкая И.А. Земельная реформа и право. // Общественная наука и современность. 1996. № 4.
12 Кодекс Республики Беларусь о земле, 23.07.2008. №425-3.
13 Краснов, Н. И. О соотношении земельного и гражданского права при переходе к рыночной экономике // Государство и право 1994. № 7.
14 Налоговый Кодекс Республики Беларусь (общая часть), 19.12.2002.№ 166-3.
15 Налоговый Кодекс Республики Беларусь (особенная часть), 29.12.2009.№ 71-3.
16 О проблемах реформирования агропромышленного комплекса в странах с переходной экономикой. //Информационно-аналитический бюллетень: "Мир: события, факты, комментарии", №10. Институт социально-политических исследований при Администрации Президента РБ, Минск, 2000г.
17 Приказ Государственного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам РБ от 14 июля 1995 г. № 69 «О мерах по соблюдению земельного законодательства при предоставлении и отводе земельных участков гражданам и юридическим лицам в городах и населенных пунктах».
18 Приказ Государственного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам РБ от 26 сентября 1997 г. № 128.
19 Серова, Е. В. Реформы в переходных экономиках: общие цели и различные траектории. //Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. РАСХН, Москва, 2000г.
20 Сотников, С.В. Реформирование сельскохозяйственного сектора Республики Беларусь: достижения и нерешенные проблемы. Технический документ Всемирного Банка № 475R, 2000г.
21 Современные Соединенные Штаты Америки. Энциклопедический справочник. М., 1988.
22 Указ Президента Республики Беларусь № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»
23 Указ Президента Республики Беларусь № 130 «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».
24 Указ Президента Республики Беларусь № 662 «О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за использованием земель».
25 Файзуллин, Г.Г. Башкортостан, Россия, зарубежные страны: развитие конституционных основ права частной собственности на землю // Московский журнал международного права. 1997. № 2.
10.02.2010г.