Государственное регулирование земельных отношений в условиях рыночной и трансформационной экономики: зарубежный и отечественный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - на основании исследования литературных источников закрепить, углубить и расширить теоретические знания в области государственного регулирования на примере земельных отношений.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…..……..4
Глава 1 Сущность и формы государственного регулирования земельных отношений………………..………...6
1.1 Принципы государственного регулирования земельных отношений…....... 11
1.2 Экономический механизм регулирования земельных отношений……….…15
1.3 Методы государственного управления земельными ресурсами …………....20
Глава 2 Особенности государственного регулирования земельных отношений в странах с рыночной экономикой на примере США, Германии………..……. ……….29
2.1 Особенности государственного регулирования земельных отношений на примере США……………………………………………………………..………..29
2.2 Позитивный опыт Германии в сфере использования собственности на землю на этапе перехода от плановой к рыночной экономике…… …………………....33
Глава 3 Особенности государственного регулирования земельных отношений в Республике беларусь………..…...38
Заключение… ……………………………………………………………….44
Список используемых источников……………………..……..46

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА ГАЛИНЕ.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

     Выкуп земельных участков, находящихся  в частной собственности, для  государственных нужд производится по их кадастровой стоимости на момент выкупа в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь [22].

     Хотелось  бы особо отметить вытекающие из зарубежного  опыта ряд выводов, по-прежнему актуальных для Беларуси:

      - альтернативы реальной полномасштабной и комплексной земельной реформе в Беларуси в современных условиях развития мировой экономики не существует. Чем быстрее страна адаптируется к рыночным условиям, тем скорее будет создана база для последующей стабилизации и устойчивого экономического роста в долгосрочном периоде, тем выше шансы достижения высоких социальных ориентиров и установления стандартов жизни населения;

      -  в ходе рыночных преобразований земельная политика рассматривается как составляющая экономической политики страны в целом. Реформирование отрасли невозможно без создания соответствующей политико-экономической среды. В основе данного процесса лежит, прежде всего, трансформация прав собственности и изменения на этой базе экономических отношений. Наиболее важными элементами формирования земельной политики на макроуровне выступают: политика обменного курса, банковский процент и фискальная политика государства; на секторальном уровне - система кредитования, налогообложения, субсидирования, рост доступности потребления общественных благ;

      -земельные реформы неизбежно сопряжены со спадом сельскохозяйственного производства. Это объяснимо тенденциями стагнации доставшиеся в наследство от последних лет социализма, сложностью ломки его устоев и перехода к новым экономическим отношениям;

     - ключевым условием успешности земельных реформ во все времена и во всех странах была актуализация института права частной собственности на землю. Игнорирование этого положения ведет к снижению мотивационного лага, достигаемого изменениями организационно-производственных отношений, экономической реформой в целом. Для Беларуси вопрос урегулирования земельных отношений с позиций необходимости конструктивных преобразований остается открытым ввиду конституционального закрепления государственного права собственности на землю сельскохозяйственного назначения. Применительно к условиям Республики выходом из сложившейся ситуации, рассматриваемым как временная альтернатива, своего рода суррогат права собственности, может стать долгосрочная аренда. Данный подход не противоречит Гражданскому Кодексу Республики Беларусь и не запрещен Земельным кодексом. Следовало бы, на первом этапе, урегулировать отношения производителей сельскохозяйственной продукции с местными властями на основе договоров аренды вместо актов землепользования. Права аренды на землю должны рассматриваться как объект купли, продажи, залога и т.д;

     - одним из базовых условий реформы, формирующих ее последующее развитие, независимо от географического, экономического, социального, культурного, исторического и т.д. положения страны переходного типа была и есть либерализация макроэкономической среды. Независимо от того, как она проводилась постепенно (градуалистически) или рывкообразно (шоковая терапия) она предполагала: либерализацию цен, торговли, исключение прямого государственного вмешательства на сельскохозяйственных рынках, реформу системы государственной поддержки, валютную, финансовую и налоговую реформу. Применительно к условиям Беларуси следует поставить под сомнение необходимость сохранения ряда ценовых ограничений;

     - в процессе реформ государство не самоустраняется от своих функций в сфере земельных отношений, однако постепенно отходит от прямого администрирования и вмешательства в вопросы внутренней компетенции субъектов предпринимательской деятельности к регулированию отношений. Производство, технологии, вопросы внутренней организации и управления каждого конкретного предприятия не должны быть объектом мелочной опеки государственных и местных органов власти [11, c. 92].

       Земельная реформа требует формирования  новой институциональной среды,  т.е. принятия адекватного рынку  законодательства с учетом изменения  отношений собственности, основанного  на реформе органов государственного  управления и местного самоуправления, формирования рыночной и социальной инфраструктуры сектора. Деятельность Министерства, других государственных органов управления должна быть переориентирована с производства на формирование отраслевой стратегии и политики, стимулирование развития экономики предприятий и защиту их интересов, инициирование и принятие соответствующие нормативных актов по сопровождению реформ, создание рыночной инфраструктуры, устранение несостоятельности отдельных институтов и их последующую корректировку с учетом хода земельной реформы, т.е. всего того, что в совокупности является государственным регулированием.

     В целях дальнейшей либерализации  экономики страны, защиты интересов  населения, повышения деловой активности субъектов хозяйствования, создания благоприятного инвестиционного климата в средних и малых городах, сельских населенных пунктах, включая агрогородки, Главой государства постоянно принимается ряд нормативных правовых актов в области регулирования земельных отношений.

 

Заключение 

     Данная курсовая работа была посвящена рассмотрению государственного регулирования земельных отношений в  условии рыночной и трансформационной экономики. Данный аспект рассматривался со стороны отечественного и зарубежного опыта на примере США и Германии. Экономические и правовые меры регулирования рыночных отношений осуществляются различными путями, в том числе в виде прямой товарной интервенции на земельном рынке, организации государственных и коммерческих структур рынка, контроля со стороны действующего законодательства за деятельностью рыночных структур для предотвращения монополизации и недобросовестной конкуренции, вовлечения в рыночные отношения частных структур. Для поддержания стабильности рыночных отношений создаются фонды стабилизации, закупается продовольствие за рубежом, реализуемое затем на аграрном рынке.

     Вместе  с тем в развитии законодательства в этой области имеются недостатки. Если за долгие годы социалистического  развития рыночные отношения постоянно  сдерживались законодательством, то в  настоящее время последнее во многом ориентирует на саморегулирование рынка, на рыночную экономику, которая должна все отрегулировать сама. Государство занимает выжидательную позицию, не вмешиваясь в процессы рыночных отношений. В результате вместо цивилизованного рынка с четкой инфраструктурой мы имеем стихийный рынок с теневой экономикой, во многом дезорганизующей отношения на рынке с землей. Мало регулируется конкуренция между продавцом и покупателем, не до конца отрегулирована не только практика, но и теория ценообразования, не решены вопросы о размерах государственной интервенции в рыночные отношения и многие другие правила работы рынка. Во многом это вытекает из неясности общей проблемы: стоит ли помогать сельскому хозяйству и в какой мере в период перехода на рыночные отношения или дать событиям развиваться стихийно.

     Специфику регулирования рыночных земельных  отношений определяют: во-первых, разнообразие природно-климатических факторов, которые требуют формирования системы правовых мер, направленных на защиту сельскохозяйственных производителей от риска, вызываемого стихийными обстоятельствами, — страхование сельскохозяйственного производства; во-вторых, нестабильность цен на сельскохозяйственную продукцию, во многом зависящих от природных факторов, экономических условий сельскохозяйственного рынка, его конъюнктуры; в-третьих, относительно слабая привлекательность инвестиций в сельскохозяйственное производство в силу продолжительности цикла производства.

     Как показывает опыт ряда зарубежных стран, вопросы земельного законодательства регулируются в них не кодексами, а отдельными законами, главным образом, в рамках гражданского законодательства. Практически ни в одной стране мира нет единого всеобъемлющего свода земельных законов, полной кодификации земельного законодательства.

     В случае, когда государство выступает и как собственник земли и как орган власти, государственное регулирование земельных отношений может затрагивать вопросы внутрихозяйственной деятельности землепользователей в большей степени, поскольку государство является хозяином земли, то есть ее собственником. Таким образом, государственные органы проявляют свою деятельность по-разному, сообразуя собственные действия с правомочиями владельца и органа власти.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

     1 Аксененок, Г. Критика современных буржуазных аграрноправовых теорий. М., 1972.

     2 Бобылев А.И. Рецензия книги  Земельное право. Учебник для  вузов. Под редакцией С.А. Боголюбова// Государство и право. 1998. № 9.

     3 Бринчук, М.М. Рецензия книги Б.В. Ерофеева Земельное право. Учебник для вузов // Государство и право. 1998. № 9.

     4  Быстрой,  Г.Е. Право  собственности   в  аграрном законодательстве  зарубежных стран. - Уфа: БГУ, 1994г.

     5 Васильев Е.Н.Формы и типы арендных  отношений в США // США: экономика,  политика и идеология. 1991. № 8.

     6 Веденин Н.Н. Роль права в  сельскохозяйственной рыночной  экономике США // Государство и  право. 1992. № 10.

     7 Гэлбрейт Д. Экономическая теория и цели общества. М., 1979.

     8Земельное законодательство зарубежных стран. Под редакцией Г. А. Аксененка, Н. И. Краснова, Л. П. Фоминой. М., 1982.

     9 Земельное право. Учебник   для  вузов. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор - С.А. Боголюбов. М., 1998.

     10 Ефимова Г. Методологические основы  извлечения рентных доходов // АПК: экономика, управление.-2005.-№4.

     11 Иконицкая И.А. Земельная реформа и право. // Общественная наука и современность. 1996. № 4.

     12 Кодекс Республики Беларусь о земле, 23.07.2008. №425-3.

     13 Краснов, Н. И. О соотношении земельного и гражданского права при переходе к рыночной экономике // Государство и право    1994. № 7.

     14 Налоговый Кодекс Республики Беларусь (общая часть), 19.12.2002.№ 166-3.

     15 Налоговый Кодекс Республики Беларусь (особенная часть), 29.12.2009.№ 71-3.

     16 О проблемах реформирования агропромышленного комплекса в странах с переходной экономикой. //Информационно-аналитический бюллетень: "Мир: события, факты, комментарии", №10. Институт социально-политических исследований при Администрации Президента РБ, Минск, 2000г.

     17 Приказ Государственного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам РБ от 14 июля 1995 г. № 69 «О мерах по соблюдению земельного законодательства при предоставлении и отводе земельных участков гражданам и юридическим лицам в городах и населенных пунктах».

     18 Приказ Государственного комитета по земельной реформе и    земельным ресурсам РБ от 26 сентября 1997 г. № 128.

     19 Серова, Е. В. Реформы в переходных экономиках: общие цели и различные траектории. //Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. РАСХН, Москва, 2000г.

     20 Сотников, С.В. Реформирование сельскохозяйственного сектора Республики Беларусь: достижения и нерешенные проблемы. Технический документ Всемирного Банка № 475R, 2000г.

     21 Современные   Соединенные   Штаты   Америки.   Энциклопедический справочник. М., 1988.

     22 Указ Президента Республики Беларусь № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»

     23 Указ Президента Республики Беларусь № 130 «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».

     24 Указ Президента Республики Беларусь № 662 «О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за  использованием земель».

     25 Файзуллин, Г.Г. Башкортостан, Россия, зарубежные страны: развитие конституционных  основ права частной собственности на землю // Московский журнал международного права. 1997. № 2.

10.02.2010г.                              Г.Н.Царюк     
 

Информация о работе Государственное регулирование земельных отношений в условиях рыночной и трансформационной экономики: зарубежный и отечественный опыт