Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 08:53, реферат
Государственное регулирование земельных отношений является одним из важнейших институтов земельного права, обеспечивающим организацию рационального использования земель и их охрану посредством экономико-правовых методов Оно направлено на развитие экономики, на эффективное использование земельных ресурсов в интересах укрепления экономической базы Республики Казахстан
Государственное
регулирование земельных
Государственное регулирование
земельных отношений является одним
из важнейших институтов земельного
права, обеспечивающим организацию
рационального использования
Юридическим основанием государственного
регулирования земельных
Государственное регулирование
земельных отношений представляет собой
исполнительно-
Органами общей компетенции
являются исполнительные органы республики,
компетенция которых в области
регулирования земельных
Органами специальной
компетенции являются исполнительно-распорядительные
органы, компетенция которых в
области регулирования
Основными функциями государственного
регулирования земельных
Понятие государственного регулирования земельных отношений
Новое земельное законодательство,
как уже было сказано выше, предоставляет
широкую хозяйственную
Таким образом, можно выделить несколько видов (форм) управления: государственное, общественное, муниципальное, внутрихозяйственное. Государственное управление в области рационального использования и охраны земель означает, что государство в лице своих компетентных органов устанавливает определенные правила и нормы по организации использования как всех земельных ресурсов страны, так и отдельных его частей (категорий земель, видов землепользования, различных землепользователей, собственников, арендаторов). Важная роль государства проявляется при организации проведения земельной реформы в стране, создании новых правовых институтов в сфере землепользования (частной собственности на землю, аренды, рынка земли и т. д.). При этом государственное управление приобретает разное содержание. Оно может выражаться в двух принципиально различных качествах:
1) управление государства
— собственника земли,
2) управление государства
— органа власти, т. е. суверена,
обладающего территориальным
Когда осуществляется управление в области землепользования со стороны государства в лице его компетентных представительных органов власти или органов исполнительной власти, то оно, как правило, выражается в обязательных властных предписаниях, адресованных землепользователям (например, при установлении земельного налога, при государственном контроле и экологических требованиях, ведении земельного кадастра, выявлении правонарушений и т. п.). Правовые же решения, исходящие от органов государства (например, органов местной администрации), которые решают чисто хозяйственные вопросы в части земли-имущества, принимаются ими не как органами государственной власти, а как хозяйствующими субъектами (например, при заключении договоров аренды земли, организации торгов, заключении сделок с землей, при договорах о проведении внутрихозяйственного землеустройства и т. д.). Таким образом, с одной стороны, земля выступает как объект, на который распространяются властные функции государства, с другой — как объект хозяйственной деятельности. Отсюда различия в методах регулирования отношений, возникающих по поводу осуществления властных функций государства и по поводу хозяйственных отношений, связанных с использованием и охраной земель.
В первом случае применяется метод власти и подчинения, который проявляется как правовой императив (от лат. imperativus — повелительный). Во втором — метод, не допускающий, как правило, императива, который выражается в согласованиях и учете волеизъявления землепользователя при формировании тех или иных решений в органах государственного управления земельными ресурсами. Безусловно, требуются, например, согласования при выборе объектов мелиорации угодий и способов ее проведения, применении химизации, выявлении оптимального варианта изъятия земли для государственных или общественных нужд и т. п. Данный метод осуществления правомочий управления может выражаться также в невмешательстве в вопросы внутрихозяйственного использования угодий, в частности агротехнической культуры земледелия, организации внутрихозяйственной дисциплины труда и т. д.
Однако наблюдение государства
— собственника земли в лице его
компетентных органов за поведением
землепользователя, действующего в
условиях «хозяйственной свободы», может
смениться методом правового
императива. Так, в силу права государственной
собственности на землю отвод
земли для хозяйственных
В этих действиях проявляется «власть» собственника над своим имуществом, а не власть государства-суверена.
Этот вопрос для практики
очень важен, и он заслуживает
пояснения. Административно-правовому
методу регулирования общественных
отношений характерно, безусловно,
проявление «власти - подчинения». Этот
метод не исключен в земельных
отношениях. Участники таких отношений
не равноправны, ибо один дает обязательные
для исполнения предписания, а другой
обязан их точно и вовремя исполнять.
Но властный, административно-правовой
метод применяется тогда, когда
в этом есть необходимость, т. е. когда
в земельных отношениях присутствует
общегосударственный интерес; он применим
даже при межхозяйственном и внутрихозяйственном
землеустройстве, но опять-таки только
в той части, в какой органы,
осуществляющие землеустройство, по закону
правомочны давать обязательные предписания
землепользователям. Если это забывается,
то неизбежны нарушения
С особенной силой
Административно-правовой метод
регулирования земельных
И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела владельцев земли, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв, защите других государственных и общественных интересов.
Таким образом, если в одних
случаях допускается метод
Информация о работе Государственное регулирование земельных отношений