Государственное регулирование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:20, реферат

Краткое описание

Проблема государственного вмешательства в экономику явля-
ется, по моему мнению, является основной для любого госу-
дарства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же
распределительная. В распределительной экономике все проще:
государство берет на себя все права и обязанности по произ-
водству и распределению товаров и услуг. То есть о регулирова-
нии говорить не приходится: государству просто некого регули-
ровать. В таком случае речь идет о замещением всего многообра-
зия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что,как и
для кого производить?" одной единственной формой собственности
- государственной, а ответ на основной экономический вопрос -
строгой централизацией и распределением.

Оглавление

Введение..............................................3
1. История эволюции представлений о роли
государства в экономике...............................5
Меркантелисты.............................5
Классическая теория.......................5
Кейнсианская теория.......................6
Неоклассическая теория....................8
2. Функции государства в экономике....................9
антитрестовское регулирование.............11
3. Методы государственного воздействия на рынок.......14
государственные расходы...................14
налогообложение...........................15
государственное регулирование.............16
государственное предпринимательство.......17
4. Проблемы и ограничения государственного
вмешательства......................................20
дерегулирование и приватизация............22
государственное регулирование в сельском
хозяйстве.................................24
Заключение............................................27
Список использованной литературы......................29

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.28 Кб (Скачать)

Введение..............................................3

1. История  эволюции представлений о роли 

 государства  в экономике...............................5

 Меркантелисты.............................5

 Классическая  теория.......................5

 Кейнсианская теория.......................6

 Неоклассическая  теория....................8

2. Функции  государства в экономике....................9

 антитрестовское  регулирование.............11

3. Методы  государственного воздействия на  рынок.......14

 государственные  расходы...................14

 налогообложение...........................15

 государственное  регулирование.............16

 государственное  предпринимательство.......17

4. Проблемы  и ограничения государственного 

 вмешательства......................................20

 дерегулирование и приватизация............22

 государственное  регулирование в сельском

 хозяйстве.................................24

 Заключение............................................27

 Список  использованной литературы......................29  
 

- 3 -  
 

_ 3Введение.  

 Проблема  государственного вмешательства  в экономику явля-

 ется, по моему мнению, является основной для любого госу-

 дарства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же

 распределительная.  В распределительной экономике  все проще: 

 государство  берет на себя все права  и обязанности по произ-

 водству и распределению товаров и услуг. То есть о регулирова-

 нии говорить не приходится: государству просто некого регули-

 ровать. В таком случае речь идет о замещением всего многообра-

 зия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что,как и

 для  кого производить?" одной единственной  формой собственности 

- государственной, а ответ на основной экономический вопрос -

 строгой  централизацией и распределением. Однако такая система 

 на  деле показала свою неэффективность.  Остается рыночный путь 

 развития. Но в рыночном хозяйстве государству  приходится 

 постоянно  корректировать глубину влияния.  Перед государством 

 не  стоят такие задачи, как непосредственное  производство и 

 распределение  ресурсов, товаров и услуг. Но  оно не имеет и 

 права  свободно распоряжаться ресурсами,  капиталом и произве-

 денными  товарами, как это делается в распределительной эконо-

 мике. По моему мнению, государство должно постоянно балансиро-

 вать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыноч-

 ная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии

 решений  как со стороны как потребителей, так и со стороны про-  
 

- 4 -

 изводителей. Государственная политика просто не имеет права

 отставать  от изменений в рыночной системе,  иначе оно превра-

 тится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократи-

 ческую надстройку, тормозящую развитие экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- 5 -  

_ 31. ИСТОРИЯ  ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ  ГОСУДАРСТВА В

_ 3ЭКОНОМИКЕ.  

 _ 3а) Меркантелисты.  

 История  государственного регулирования  восходит к концу 

 средневековья.  В то время основной экономической  школой была 

 школа  меркантелистов. Она провозглашала активное вмешательство

 государства  в экономику. Меркантелисты утверждали, что главный

 показатель  богатства страны-количество золота. В связи с этим

 они  призывали поощрять экспорт и  сдерживать импорт.  

 _ 3б) Классическая теория.  

 Следующей  ступенью развития представлений  о роли госу-

 дарства стала работа А.Смита "Исследование о природе и причи-

 нах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная

 игра  рыночных сил"(принцип"laissez faire") создает гармоничное

 устройство" (Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве.

 МЭиМО N11, 1992г.,стр.131).

 В  соответствии с классическим  подходом государство должно 

 обеспечивать  безопасность жизни человека  и его собственность, 

 разрешать  споры, иными словами, делать  то, что индивидуум либо 

 не  в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэф-

 фективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам

 Смит  доказывал, что именно стремление  предпринимателя к дости-  
 

- 6 -

 жению своих частных интересов является главной движущей силой

 экономического  развития, увеличивая в конечном  итоге бла-

 госостояние как его самого, так и общества в целом.

 Главное  заключалось в том, что для  всех субъектов хо-

 зяйственной деятельности должны быть гарантированы основные

 экономические  свободы, а именно свобода выбора  сферы деятель- 

 ности, свобода конкуренции и свобода торговли.  
 

 _ 3в) Кейнсианская теория.  

 В  30-е года нашего века, после  глубочайшего спада эконо-

 мики США, Дж.Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг

 взгляды  классиков на роль государства.  Теорию Кейнса можно

 назвать  "кризисной" так как он  рассматривает экономику в

 состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно

 вмешиваться  в экономику по причине отсутствия  у свободного

 рынка  механизмов, которые по-настоящему  обеспечивали бы выход 

 экономики  из кризиса. Кейнс считал, что государство должно

 воздействовать  на рынок в целях увеличения  спроса, так как 

 причина  капиталистических кризисов - перепроизводство  товаров. 

 Он  предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-де-

 нежная  политика, новая бюджетно-финансовая  политика и др. Гиб- 

 кая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через

 один  из серьезнейших барьеров - неэластичность  заработной пла-

 ты. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества

 денег  в обращении. При увеличении  денежной массы реальная  
 

- 7 -

 зарплата  уменьшится, что будет стимулировать  инвестиционный 

 спрос  и рост занятости. С помощью  бюджетно-финансовой политики 

 Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за

 счет  этих средств финансировать нерентабельные  предприятия. 

 Это  не только уменьшит безработицу,  но и снимет социальную 

 напряженность. 

 Главными  чертами кейнсианской модели регулирования явля-

 ются:

- высокая  доля национального дохода, перераспределяемая 

 через  госбюджет; 

- создание  обширной зоны государственного предпринима-

 тельства на основе образования государственных и смешанных

 предприятий; 

- широкое  использование бюджетно-финансовых и кредит-

 но-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъ-

 юнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высо-

 ких темпов роста и высокого уровня занятости.

 Модель  государственного регулирования,  предложенная 

 Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение

 более  чем двух послевоенных десятилетий.  Однако примерно с на-

 чала 70-х гг. стало проявляться несоответствие  между возмож-

 ностями государственного регулирования и объективными экономи-

 ческими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой

 только  в условиях высоких темпов  роста. Высокие темпы роста 

 национального  дохода создавали возможность  перераспределения 

 без  ущерба накоплению капитала. Однако  в 70-е года условия 

 воспроизводства  резко ухудшились. Был опровергнут закон Фил-  
 

- 8 -

 липса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти

 одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раск-

 ручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса

 произошла  кардинальная перестройка системы  государственного

 регулирования  и сложилась новая, неоконсервативная модель ре-

 гулирования.  

 _ 3г) Неоклассическая теория.  

 Теоретической  основой неоконсервативной модели послужили

 концепции  неоклассического направления экономической  мысли. 

 Трансформация  модели государственного регулирования  заключа-

 лась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а

 вместо  этого - использование косвенных  мер воздействия на

 предложение.  Сторонники экономики предложения  считают необхо-

 димым воссоздать классический механизм накопления и возродить

Информация о работе Государственное регулирование в рыночной экономике