Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:20, реферат
Проблема государственного вмешательства в экономику явля-
ется, по моему мнению, является основной для любого госу-
дарства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же
распределительная. В распределительной экономике все проще:
государство берет на себя все права и обязанности по произ-
водству и распределению товаров и услуг. То есть о регулирова-
нии говорить не приходится: государству просто некого регули-
ровать. В таком случае речь идет о замещением всего многообра-
зия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что,как и
для кого производить?" одной единственной формой собственности
- государственной, а ответ на основной экономический вопрос -
строгой централизацией и распределением.
Введение..............................................3
1. История эволюции представлений о роли
государства в экономике...............................5
Меркантелисты.............................5
Классическая теория.......................5
Кейнсианская теория.......................6
Неоклассическая теория....................8
2. Функции государства в экономике....................9
антитрестовское регулирование.............11
3. Методы государственного воздействия на рынок.......14
государственные расходы...................14
налогообложение...........................15
государственное регулирование.............16
государственное предпринимательство.......17
4. Проблемы и ограничения государственного
вмешательства......................................20
дерегулирование и приватизация............22
государственное регулирование в сельском
хозяйстве.................................24
Заключение............................................27
Список использованной литературы......................29
Таким
образом, государство
торый избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотноше-
ние между монополиями и конкурентными отраслями. В различные
периоды истории для различных стран это соотношение было раз-
ным, корректируемым под особенности развития экономики, и
государство должно умело и эффективно использовать этот меха-
низм.
- 14 -
_ 33. МЕТОДЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Государство
оказывает воздействие на
через
1свои расходы,
1дарственное предпринимательство.
_ 3Государственные расходы . 0считаются одним из важных элемен-
тов макроэкономической политики. Они влияют на распределение
как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из
государственных
закупок и трансфертных
ные закупки представляют собой, как правило, приобретение об-
щественных товаров (затраты на оборону, строительство и содер-
жание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные
платежи
- это выплаты,
полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям
населения
в виде пособий по безработице,
валидностью и т.д. Нужно заметить, что государственные закупки
вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют
ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не
связаны с производством. Государственные закупки приводят к
перераспределению ресурсов от частного к общественному потреб-
лению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться об-
щественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значе-
ние: они изменяют структуру производства товаров индивидуаль-
ного потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев
населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназнача-
ются
трансферты, тратят эти деньги на иные
товары, чем и
- 15 -
достигается
изменение структуры
Другим
важным инструментом
ется _ 3налогообложение . 0. Налоги - основной источник бюджетных
средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются раз-
личные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, нап-
ример подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку
накладываются
на производителей сырьевых
действуют
на домохозяйства косвенным
ких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и
фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы
(например в США около 30 процентов всей стоимости производимых
товаров и услуг).
Одна из основных проблем - справедливость распределения
налогового
бремени. Существует три
ные на понятии 2прогрессивности 0налогообложения - отношения
суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника
к величине этого дохода.
-пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна до-
ходу работника);
-регрессивный налог (в процентном отношении налог взима-
ется тем ниже, чем выше доход работника);
-прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше до-
ход, тем выше налог).
Как мне представляется, наиболее справедливым является
прогрессивный налог, однако процентное повышение налога не
должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к труду,
а следовательно
- к большим заработкам. Как правило, подоход-
- 16 -
ный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с
продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными,
так как они в большинстве случаев перекладываются на потреби-
телей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную
долю.
Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы
обеспечить
потребности бюджета и
вольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых
ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На
современном этапе в России происходит именно такая ситуация.
Государству
не хватает средств, оно
ниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в
бюджет
идет все меньше средств.
логи. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуа-
ции резонно понизить налоги. Это уменьшит стимулы к неуплате,
сделает
3честное 0предпринимательство
к
большим доходам государства
и снизит уровень
бизнеса.
_ 3Государственное регулирование . 0призвано координировать
экономические процессы и увязывать частные и общественные ин-
тересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кре-
дитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулиро-
вания регламентирует деятельность предпринимателей. Примером
могут
служить антимонопольные
формы регулирования предусматривают использование налогов и
кредитов
для воздействия на
Изменяя
налоговые ставки и льготы, правительство
воздействует
- 17 -
на
сужение или расширение
кредитования
государство влияет на
объема производства.
Субвенционная форма регулирования предполагает предостав-
ление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным
отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли,
формирующие
общие условия для
тала(инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться
поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в
решении социальных программ. Существуют также и специальные,
или целевые субсидии, которые предусматривают расходование
средств
бюджета по строго
венций в ВНП развитых стран составляет 5-10 процентов. Выделяя
субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изме-
няет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают
возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по
рыночных ценах.
_ 3Государственное предпринимательство . 0осуществляется в тех
областях, где хозяйственность противоречит природе частных
фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основ-
ное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что
первоочередная
цель государственного
состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономи-
ческих задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста,
сглаживание
циклических колебаний,
мулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма
регулирования
обеспечивает поддержку
- 18 -
ятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспро-
изводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструк-
туры(энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым
государственным предпринимательством, относятся также пре-
доставление населению льгот в различных областях социальной
инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким
отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прог-
ресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хо-
зяйстве, проведение региональной политики - строительство в
экономически отсталых районах промышленных предприятий, созда-
ние рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения бе-
зотходных технологий, строительства очистных сооружений, раз-
витие фундаментальных научных исследований, производство това-
ров, являющееся по закону государственной монополией.
Я
считаю, что государственное
развиваться 2только 0в тех сферах, где просто нет иного выхода.
Дело в том, что по сравнению с частными государственные предп-
риятия являются менее эффективными. Государственное предприя-
тие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и от-
Информация о работе Государственное регулирование в рыночной экономике