Государственное регулирование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:20, реферат

Краткое описание

Проблема государственного вмешательства в экономику явля-
ется, по моему мнению, является основной для любого госу-
дарства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же
распределительная. В распределительной экономике все проще:
государство берет на себя все права и обязанности по произ-
водству и распределению товаров и услуг. То есть о регулирова-
нии говорить не приходится: государству просто некого регули-
ровать. В таком случае речь идет о замещением всего многообра-
зия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что,как и
для кого производить?" одной единственной формой собственности
- государственной, а ответ на основной экономический вопрос -
строгой централизацией и распределением.

Оглавление

Введение..............................................3
1. История эволюции представлений о роли
государства в экономике...............................5
Меркантелисты.............................5
Классическая теория.......................5
Кейнсианская теория.......................6
Неоклассическая теория....................8
2. Функции государства в экономике....................9
антитрестовское регулирование.............11
3. Методы государственного воздействия на рынок.......14
государственные расходы...................14
налогообложение...........................15
государственное регулирование.............16
государственное предпринимательство.......17
4. Проблемы и ограничения государственного
вмешательства......................................20
дерегулирование и приватизация............22
государственное регулирование в сельском
хозяйстве.................................24
Заключение............................................27
Список использованной литературы......................29

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.28 Кб (Скачать)

 Таким  образом, государство выступает  в роли арбитра, ко-

 торый избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотноше-

 ние между монополиями и конкурентными отраслями. В различные

 периоды  истории для различных стран  это соотношение было раз- 

 ным, корректируемым под особенности развития экономики, и

 государство  должно умело и эффективно  использовать этот меха-

 низм.  
 

- 14 -  

_ 33. МЕТОДЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА  РЫНОК.  

 Государство  оказывает воздействие на рыночный  механизм 

 через  1свои расходы, налогообложение,  регулирование и госу-

1дарственное  предпринимательство. 

_ 3Государственные  расходы . 0считаются одним из  важных элемен-

 тов макроэкономической политики. Они влияют на распределение

 как  дохода, так и ресурсов. Государственные  расходы состоят из

 государственных  закупок и трансфертных платежей. Государствен-

 ные закупки представляют собой, как правило, приобретение об-

 щественных товаров (затраты на оборону, строительство и содер-

 жание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные

 платежи  - это выплаты, перераспределяющие  налоговые доходы,

 полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям

 населения  в виде пособий по безработице,  выплат в связи с ин-

 валидностью и т.д. Нужно заметить, что государственные закупки

 вносят  вклад в национальный доход  и непосредственно используют 

 ресурсы,  в то время как трансферты  не используют ресурсы и не 

 связаны с производством. Государственные закупки приводят к

 перераспределению  ресурсов от частного к общественному потреб-

 лению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться об-

 щественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значе-

 ние: они изменяют структуру производства товаров индивидуаль-

 ного потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев

 населения,  выплачиваются другим. Однако те, кому предназнача-

 ются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и  
 

- 15 -

 достигается  изменение структуры потребления. 

 Другим  важным инструментом государственной  политики явля-

 ется _ 3налогообложение . 0. Налоги - основной источник бюджетных

 средств.  В государствах с рыночной  экономикой взимаются раз- 

 личные  виды налогов. Одни из них  носят видимый характер, нап-

 ример подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку

 накладываются  на производителей сырьевых ресурсов  и воз- 

 действуют  на домохозяйства косвенным путем  в виде более высо-

 ких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и

 фирмы.  В виде налогов в бюджет  попадают значительные суммы 

(например в США около 30 процентов всей стоимости производимых

 товаров  и услуг).

 Одна  из основных проблем - справедливость  распределения 

 налогового  бремени. Существует три основные  системы, основан- 

 ные на понятии 2прогрессивности 0налогообложения - отношения

 суммы,  взимаемой в виде налога с  дохода конкретного работника 

 к  величине этого дохода.

 -пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна до-

 ходу  работника);

 -регрессивный налог (в процентном отношении налог взима-

 ется тем ниже, чем выше доход работника);

-прогрессивный  налог (в процентном отношении чем выше до-

 ход,  тем выше налог).

 Как  мне представляется, наиболее справедливым  является 

 прогрессивный  налог, однако процентное повышение налога не

 должно  быть значительным, чтобы не ослаблять  стимулы к труду, 

 а следовательно - к большим заработкам. Как правило, подоход-  
 

- 16 -

 ный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с

 продаж  и акцизные налоги являются  фактически регрессивными, 

 так  как они в большинстве случаев  перекладываются на потреби-

 телей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную

 долю.

 Задача  государства - собрать налоги  таким образом, чтобы 

 обеспечить  потребности бюджета и одновременно  не вызвать недо-

 вольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых

 ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На

 современном  этапе в России происходит именно такая ситуация.

 Государству  не хватает средств, оно повышает  налоги, предпри-

 ниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в

 бюджет  идет все меньше средств. Государство  опять повышает на-

 логи. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуа-

 ции резонно понизить налоги. Это уменьшит стимулы к неуплате,

 сделает  3честное 0предпринимательство более  прибыльным, приведет 

 к  большим доходам государства  и снизит уровень криминализации 

 бизнеса. 

_ 3Государственное  регулирование . 0призвано координировать 

 экономические процессы и увязывать частные и общественные ин-

 тересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кре-

 дитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулиро-

 вания регламентирует деятельность предпринимателей. Примером

 могут  служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная 

 формы  регулирования предусматривают  использование налогов и 

 кредитов  для воздействия на национальный  объем производства.

 Изменяя  налоговые ставки и льготы, правительство  воздействует  
 

- 17 -

 на  сужение или расширение производства. При изменении условий 

 кредитования  государство влияет на уменьшение  или увеличение 

 объема  производства.

 Субвенционная форма регулирования предполагает предостав-

 ление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным

 отраслям  либо предприятиям. К их числу  обычно относят отрасли, 

 формирующие  общие условия для формирования  общественного капи-

 тала(инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться

 поддержка  и в сфере науки, образования,  подготовки кадров, и в

 решении социальных программ. Существуют также и специальные,

 или  целевые субсидии, которые предусматривают  расходование 

 средств  бюджета по строго определенным  программам. Доля суб-

 венций в ВНП развитых стран составляет 5-10 процентов. Выделяя

 субсидии, снижая налоговые ставки, государство  тем самым изме-

 няет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают

 возможность  возмещать издержки, которые невозможно  покрыть по

 рыночных  ценах.

_ 3Государственное  предпринимательство . 0осуществляется  в тех 

 областях, где хозяйственность противоречит природе частных

 фирм  или же требуются огромные  вложения средств и риск. Основ- 

 ное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что

 первоочередная  цель государственного предпринимательства 

 состоит  не в получении дохода, а в  решении социально-экономи-

 ческих задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста,

 сглаживание  циклических колебаний, поддержание  занятости, сти-

 мулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма

 регулирования  обеспечивает поддержку малорентабельных предпри-  
 

- 18 -

 ятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспро-

 изводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструк-

 туры(энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым

 государственным  предпринимательством, относятся также  пре-

 доставление  населению льгот в различных  областях социальной

 инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким

 отраслям  экономики в целях ускорения  научно-технического прог-

 ресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хо-

 зяйстве, проведение региональной политики - строительство в

 экономически  отсталых районах промышленных предприятий, созда-

 ние рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения бе-

 зотходных технологий, строительства очистных сооружений, раз-

 витие фундаментальных научных исследований, производство това-

 ров,  являющееся по закону государственной монополией.

 Я  считаю, что государственное предпринимательство  должно 

 развиваться  2только 0в тех сферах, где просто  нет иного выхода.

 Дело  в том, что по сравнению с  частными государственные предп-

 риятия являются менее эффективными. Государственное предприя-

 тие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и от-

Информация о работе Государственное регулирование в рыночной экономике