Роль и место государства в рыночной экономике. Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:45, реферат

Краткое описание

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто – либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых и социальных отношений.

Оглавление

Введение …………………………………………………….……….…..стр. 3
Роль и место государства в рыночной экономике………………….…стр. 5
Цели, направления и методы государственного регулирования…..…стр. 10
Заключение………………………………………………………………стр. 15
Список литературы………………………………………………….….. стр. 17

Файлы: 1 файл

Роль государства в рыночной экономике.docx

— 33.97 Кб (Скачать)

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет управления персоналом

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине эконом. теория:

«Роль и место государства в рыночной экономике. Государственное регулирование»

 

 

 

 

                                                                      Выполнил: Белов Александр

                                                                     студент группы 110861

                                                                     заочная форма обучения

                                                                      Проверила: ассистент кафедры

                                                                      экономики и статистики

                                                                      Лыщикова Ю.В.

                                 Белгород, 2009

 

Содержание:

Введение …………………………………………………….……….…..стр. 3

Роль и место государства  в рыночной экономике………………….…стр. 5

Цели, направления и методы государственного регулирования…..…стр. 10

Заключение………………………………………………………………стр. 15

Список литературы………………………………………………….….. стр. 17                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение экономической  роли государства – неотъемлемая часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто – либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых и социальных  отношений.

Проблема государственного вмешательства в экономику является, основной  для  любого  государства,  независимо от того, рыночная ли это  экономика или же распределительная. Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться  государственное  и рыночное регулирование, и  каковы границы и направления государственного вмешательства,  существует достаточно широкий  спектр  теоретических  воззрений и соответствующих  им практических подходов - от полного  государственного монополизма в  управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается,  что эффективной  может быть  только  экономика  в условиях ничем не ограниченного  частного предпринимательства. Между  этими крайними вариантами есть ряд  промежуточных.

Разновидность хозяйства,  в котором существовала  крайне  высокая степень государственного монополизма,  была построенная в  нашей стране - централизованно управляемая  экономика.  В ее основе лежало планирование,  т.е. централизованное решение вопросов о том,  в каком количестве и  что производить,  какие при  этом  должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и  капитал, какова должна быть оплата труда  и т.д.  Здесь о регулировании  говорить не приходится:  государству  просто некого регулировать. В таком  случае речь идет о замещении всего  многообразия  форм собственности  и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?", одной единственной формой собственности - государственной,  а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Задача составления сбалансированного плана практически неразрешима уже в силу своей колоссальной размерности и статичности. Но даже  в маловероятном случае появления сбалансированного плана - система, где все действия  экономических  субъектов  расписываются  на пять лет вперед,  оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся к изменениям. 

Остается рыночный путь развития.  Но  в  рыночном  хозяйстве  государству  приходится постоянно  корректировать свое влияние.  Перед государством не стоят такие  задачи,  как  непосредственное  производство  и распределение  ресурсов,  товаров  и услуг.  Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами,  капиталом  и  произведенными товарами,  как  это делается в распределительной  экономике. По моему мнению, государство  должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства.

Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в  принятии решений, как со стороны  потребителей, так и со стороны  производителей.  Государственная  политика просто не  имеет  права  отставать  от изменений в рыночной системе,  иначе она превратится  из эффективного стабилизатора и  регулятора в  бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

     

 

                                          

 

 

 

 

Роль и место государства  в рыночной экономике

В обеспечении  нормального функционирования любой  современной экономической системы  важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории  своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации  национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В  современных условиях любое государство  осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в  нее.

Особенно возрастает роль государственного регулирования  в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход  из кризиса возможен лишь при жесткой  централизации государственной  власти и проведении мер по обеспечению  экономического роста.

Государство должно вмешиваться в рыночную экономику, поскольку  реальный рынок далек  от абстрактной модели совершенной  конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Государственное регулирование  играет вспомогательную роль. Оно  строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны.

К первой сфере  вмешательства государства относится  удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах  и превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а  их  игнорирование  абсолютно  немыслимо. Никакое общество не может  обходиться без национальной системы  обороны, народного образования, единой  энергетической системы, охраны общественного  порядка, аппарата управления государством и т. п.  Поскольку речь идёт о  товарах и услугах, которыми  поровну  пользуются все граждане страны, они  получили название «общественных» (или  «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком  вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета  за счёт налогов на доходы предприятий  и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением  страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь  малым коллективом  коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на  «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.

Вторая сфера  или проблема, лежащая за пределами  досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми  «внешними  эффектами». Суть  их в  том, что деятельность предприятий  рыночного типа может иметь как  отрицательные, так и положительные  последствия, не имеющие, но реально  влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к  примеру, внешние  эффекты, связанные с  загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных  запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение  региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно  же, рыночный механизм «сам по себе»  не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует  экономику исключительно на постоянно  возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних  эффектов по необходимости должно взять  на себя государство. Ликвидация негативных внешних эффектов возможна путём  прямого администрирования, т.е. запрета  эксплуатации части невосполнимых  природных ресурсов, применения вредных  технологий, производства товаров и  услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении  таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит  возможные выгоды производителя. В  своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная  пресса, институты представительной демократии.

Всё это даёт возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.

Третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь ввиду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Но роль государства в этой сфере отношений вовсе и не сводится к этой цели, так  как это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в другом – в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью социальных выплат людям, не по своей утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п.

Еще одной проблемой  является не состоятельность рынка  гарантировать человеку право на достойное существование. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом. Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. К таким людям относятся дети, безработные, люди преклонного возраста. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешиваться в перераспределение доходов.

Существуют и  требуют государственного вмешательства  и иные проблемы, которые рынок  также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, несулящие скорой прибыли  и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом.

Помимо этого  государству принадлежит важная роль в развитее составных частей рыночной экономики, таких как-рыночный спрос и предложение, а так  же цена. Государство может осуществлять либерализацию цен, тем самым  создавая благоприятные условия  для малого бизнеса. А так же оно  может регулировать уровень цен, при этом используя такие методы как: косвенные (с помощью ставки  процента), с помощью замораживания  цен на как правило товары первой необходимости или установление цен волевым решением.

Воздействие государства  на спрос носит положительный  характер особенно во время спада  производства, так как при его  увеличение происходит соответственное  увеличение предложения, что создает  возможность для экономического роста.

Так же государство  должно проводить реализацию национальных интересов в мировой экономике, через проведение соответствующей  внешнеторговой политики, вести контроль над международной миграцией  капиталов и рабочей силы, воздействовать на валютные ресурсы, управлять платежными балансами и др.

Однако чрезмерное вмешательство государства  экономику  так же не допустимо. Если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживать административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защиту населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым избавление экономики от чрезмерной государственной активности, что сопровождается негативными последствиями. Появляются так называемые изъяны или «провалы» государства. Изъян государства - это его неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответственно социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.

 Итак, с одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный способ хозяйственной организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии социально-приоритетными ценностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели, направления и методы государственного регулирования экономики

Деятельность  государства направлена на достижение главной цели – блага человека, его благополучие и максимальной защищенности.

Государство выполняет  определенные функции, каждая из которых  имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для  достижения той или иной цели.

Одна из важнейших  функций — стабилизация экономики  и стимулирование сбалансированного экономического роста. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки.

Информация о работе Роль и место государства в рыночной экономике. Государственное регулирование