Роль и место государства в рыночной экономике. Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:45, реферат

Краткое описание

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто – либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых и социальных отношений.

Оглавление

Введение …………………………………………………….……….…..стр. 3
Роль и место государства в рыночной экономике………………….…стр. 5
Цели, направления и методы государственного регулирования…..…стр. 10
Заключение………………………………………………………………стр. 15
Список литературы………………………………………………….….. стр. 17

Файлы: 1 файл

Роль государства в рыночной экономике.docx

— 33.97 Кб (Скачать)

Следует выделить функцию обеспечения занятости. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Обязанностью государства становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.

Одной из функций  государства является регулирование  цен. Государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др.

Важной функций  государства является  создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы. Например, в США действует Комиссия по проблемам безопасности товаров широкого потребления, Управление по контролю над качеством продуктов питания, медикаментов и косметических средств и т.п.

Так же государство  осуществляет функцию распределения  ресурсов. Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.       Важная роль отводится государственному регулированию рынка труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д.

 Обеспечение  социальной защиты – одна из  функций государства. Она гарантирует  минимум заработной платы, пенсии  по старости, инвалидности, пособие  по безработице, различные виды  помощи малоимущим, осуществляет  индексацию фиксированных доходов  в связи с ростом цен и  т.д.

 Государство  проводит региональную политику, так это тоже входит в его  функции, решая проблемы, возникающие  при воздействии на рыночную  экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных  факторов.

Таким образом, основными направлениями экономической  деятельности государства являются:

1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

2. Выполнение  функций, очерченных минимально  необходимыми и максимально допустимыми  границами вмешательства государства  в экономику. В решении этих  экономических проблем рыночный  механизм обнаруживает свою несостоятельность  или неэффективность.

3. Разработка, принятие  и организация выполнения хозяйственного  законодательства, т.е. правовой  основы предпринимательства, налогообложения,  банковской системы и др.     

Государство выполняя свои функции, применяет разнообразные  методы воздействия на экономику. Выделяют административные (прямые) и экономические (косвенные) методы.

Поскольку рынок  представляет собой во многом самонастраивающуюся  систему, влиять на него можно в основном лишь косвенными экономическими методами. Отсюда, однако, не следует, что развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют право на существование. В целом ряде случаев  их применение не только допустимо, но и абсолютно необходимо.

Жестокое разграничение  экономических и административных методов несостоятельно. С одной  стороны элементы администрирования  несет в себе любой экономический  регулятор. Хотя бы потому, что контролируется той или иной государственной  службой, которая переключает его  после принятия соответствующего политического  решения. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто  экономическое  в том смысле, что  он косвенно сказывается на поведении  участников экономического процесса.

Хотя экономические  и административные методы имеют  некоторое сходство, они существенно  отличаются друг от друга. В частности, административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а  порой вообще сводят ее к нулю. Такое  случается там, где администрирование  экономически не обосновано, запредельно, обретает черты тотальности, перерождается  в командно-распределительную систему. В этих условиях государственный  контроль становится всеобъемлющим, охватывая  размеры производства, его структуру, цены, потребительные качества продукции, издержки, заработную плату, прибыль  и ее распределение, связи с поставщиками и потребителями, словом весь хозяйственный  процесс.

Экономические методы нисколько не ограничивают свободу  выбора, а иной раз даже расширяют  ее. Появляется стимул, на который субъект  может либо отреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом  случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.

Необходим прямой государственный контроль над монопольными рынками. Монополиста трудно обуздать с помощью регуляторов косвенного воздействия и здесь допустимо  даже государственное регулирование  цен.

Вторая область  преимущественно административного  регулирования – побочные эффекты  рыночных процессов. И в этой сфере  экономические регуляторы недостаточны, а иногда вообще неэффективны. Необходимы жесткие стандарты хозяйственной  деятельности, гарантирующие населению  экологическую безопасность.

Еще одна область  административного метода это определение  и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения. Имеется  в виду пособия по безработице, выплаты  многодетным семьям, гарантированный  минимум заработной платы и т.п.

Среди экономических  методов так же следует выделить денежно-кредитную политику, с помощью  которой государство может оказывать  влияние на инвестиционные и  инфляционные процессы. Важную роль следует отнести и налоговой политики, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. Так же следует отметить государственное предпринимательство. Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь.

Однако применение любого из методов имеет свою специфику, так как их применение должно не нарушать, а наоборот дополнять работу рыночного механизма, иначе это  может привезти к нежелательным  результатам. Поэтому государство  должно использовать тот метод который  принесет наибольший положительный  эффект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Очень часто  государство является первопричиной  изменений экономического поведения  предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и распределением экономических благ используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Конечно, вмешательство  государства в экономические  отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть  излишне  административно «зарегулирована», так как  это ущемляет экономическую  свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой  экономики. Государство не должно вмешиваться  в те сферы экономики, где его  вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в  экономике. Оно создает условия  для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в  экономике дает ему и некоторые  преимущества. Главное из них –  возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые  ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных  проблем (строительство крупных  промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения. Государственное  вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.

В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Макроэкономика: Учебное пособие /  Под ред. И.П. Николаевой.  –М.: ЮНИТИ , 2000.

2. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2007.

3. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики М., Экономика 2002 .

4. Экономическая теория- Учебник для вузов. Сажина М.А. .Чибриков Г.Г - М.:НОРМА- ИНФРА-М,2001.

5. Макроэкономика: Учебник / Под ред. К.А. Хубиева. – М.: ТЕИС, 2004.

6. Мосейкин Ю.Н. Экономическая политика государства: учебное пособие / Ю.Н. Мосейкин – М.: Издательство РУДН, 2006.

7. Прогнозирование последствий проектируемых государственных политик / В. Макаров, В. Якунин, А. Бахтизин, С. Сулакшин // Власть. - 2006.- № 6.

8. Вольский А. Рыночная экономика - главная составляющая стратегического курса России / А. Вольский // Проблемы теории и практики управления. - 2001.- № 1.

9. Белоусов А.Р. Эффективный экономический рост в 2001 - 2010 гг.: условия и организация / А. Р. Белоусов // Проблемы прогнозирования. - 2001.- № 1.

10. Клинов В. Экономическая политика России: история и перспективы / В. Клинов // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 3.

 

 

 




Информация о работе Роль и место государства в рыночной экономике. Государственное регулирование