Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:20, реферат
Проблема государственного вмешательства в экономику явля-
ется, по моему мнению, является основной для любого госу-
дарства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же
распределительная. В распределительной экономике все проще:
государство берет на себя все права и обязанности по произ-
водству и распределению товаров и услуг. То есть о регулирова-
нии говорить не приходится: государству просто некого регули-
ровать. В таком случае речь идет о замещением всего многообра-
зия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что,как и
для кого производить?" одной единственной формой собственности
- государственной, а ответ на основной экономический вопрос -
строгой централизацией и распределением.
Введение..............................................3
1. История эволюции представлений о роли
государства в экономике...............................5
Меркантелисты.............................5
Классическая теория.......................5
Кейнсианская теория.......................6
Неоклассическая теория....................8
2. Функции государства в экономике....................9
антитрестовское регулирование.............11
3. Методы государственного воздействия на рынок.......14
государственные расходы...................14
налогообложение...........................15
государственное регулирование.............16
государственное предпринимательство.......17
4. Проблемы и ограничения государственного
вмешательства......................................20
дерегулирование и приватизация............22
государственное регулирование в сельском
хозяйстве.................................24
Заключение............................................27
Список использованной литературы......................29
свободу
частного предпринимательства.
рассматривается как функция от накопления капитала, которое
осуществляется из двух источников: за счет собственных
средств,
т.е. капитализации части
средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией
государство должно обеспечить условия для процесса накопления
капитала
и повышения
Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфля-
ция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инф-
ляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование
заемных
средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы
пред-
- 9 -
ложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе ре-
комендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот
предпринимателям.
Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета
и
увеличит его дефицит, что
довательно, следующим шагом станет сокращение государственных
расходов,
отказ от использования
спроса
и осуществления
Сюда
можно отнести и политику
собственности.
Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулиро-
вания. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и зара-
ботной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского зако-
нодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.
Таким образом, в неоконсервативной модели государство мо-
жет лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реа-
лизации экономического развития страны отводится рыночным си-
лам.
_ 32. ФУНКЦИИ
ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ.
Вмешательство
государства в экономику
ленные
функции. Как правило, оно
шенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он
сам
либо справиться не в состоянии
, либо это решение неэффек-
- 10 -
тивно. Государство берет на себя ответственность за создание
равных
условий для соперничества
тивной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также
заботится о производстве достаточного количества общественных
товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии
должным
образом удовлетворять
Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем,
что
рынок не обеспечивает
дохода.
Государству надлежит
щих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных на-
учных разработок. Это необходимо потому что для предпринимате-
лей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило,
не
приносит быстрых доходов.
право на труд, государству приходится регулировать рынок тру-
да, принимать меры по сокращению безработицы.
В целом государство реализует политические и социаль-
но-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно ак-
тивно участвует в формировании макроэкономических рыночных
процессов.
Роль
государства в рыночной
следующие важнейшие функции:
а) создание правовой основы для принятия экономических
решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регули-
рующие предпринимательскую деятельность, определяет права и
обязанности граждан;
б)
стабилизация экономики.
жетно-налоговую
и кредитно-денежную политику для преодоления
- 11 -
спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безра-
ботицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной ва-
люты;
в)
социально-ориентированное
Государство
организует производство
не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития
сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на
оборону, на науку, формирует программы развития образования,
здравоохранения и т.д.;
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.
Государство
гарантирует минимум
старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды
помощи
малоимущим и т.д.
_ 3Антитрестовское
регулирование.
Антимонопольная
деятельность государства
из важнейших областей приложения государственного вмешательст-
ва. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех нем-
ногих рынках, где условия препятствуют эффективному функциони-
рованию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых
_естественных монополиях ., государством создаются общественные
регулирующие органы для контроля за их экономическим поведени-
ем. На большинстве других рынков, где монополия не стала необ-
ходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольно-
го законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регу-
лирования
деятельности естественных монополий.
- 12 -
Естественная монополия существует в тех случаях, когда
одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие
издержки
на единицу продукции,
Это
характерно для предприятий
для
достижения низкой цены
тельность.
Для
обеспечения приемлемого
гут использоваться два варианта: государственная собственность
и
государственное регулирование.
Для естественных монополий обычно устанавливается "спра-
ведливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издерж-
кам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия
к снижению издержек.
Таким
образом, цель отраслевого
том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных
монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но
необходимо
использовать прямое
это
не приводит к снижению
рование не должно применяться в случаях, когда конкуренция мо-
жет обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.
Другим
видом контроля являются
Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890г. был принят
знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и лю-
бые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако эта фор-
мулировка была довольно размыта, что не позволяло четко опре-
делить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от
1914г.
В принципе он был
- 13 -
уточнял некоторые его пункты.
В том же году была создана Федеральная торговая комиссия.
В
ее компетенцию входил
законов,
а также расследовать
циативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапа-
зон
незаконного поведения и
рестовскому органу полномочия для проведения расследований.
Большое
количество антимонопольных
уточнений к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов
для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть
может принести существенные убытки обществу применением не-
честной
конкуренции, что вызовет
телей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и
плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом
прогрессе и много других негативных последствий. Но, с другой
стороны,
антимонопольные законы не
изводителей, не использующих незаконных методов конкурентной
борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринима-
телей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие
более сильным и выпускать больше продукции.
Информация о работе Государственное регулирование в рыночной экономике