Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – общее описание темы внешних положительных и отрицательных эффектов, государственных субсидий и налогов, связанных с регулированием этих эффектов, их цели и назначения.
Задачи:
Рассмотреть сущность Внешних эффектов;
Выявить особенность положительных и отрицательных эффектов;
Проанализировать проблемы связанные с внешними эффектами;
Определить методы решения;
Предложить пути решения проблем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
1.1. Понятие внешних эффектов.
1.2. Отрицательные внешних эффектов.
1.3. Положительные внешние эффекты.
1.4. Государственное регулирование внешних эффектов.
7
10
11
13
2. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ 16
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Файлы: 1 файл

Курсач 1.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

     Кафедра экономической теории  
 

Специальность

Государственное управление и экономика

Специализация

Государственное регулирование национальной экономики 
 
 
 

     КУРСОВАЯ РАБОТА 

Внешние эффекты в рыночной экономике  и их государственное регулирование  
 
 
 
 

     Автор работы

ГРНЭзв-3, курс 2                                                                        А. В. Лагутин

группа, курс                                      (подпись)                      (инициалы, фамилия) 
 

     Руководитель

     ____________________                 _________                     ___________________

ученая  степень, звание                      (подпись)                    (инициалы, фамилия)

                               
 
 
 
 

     МИНСК 2011

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

  ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
  1.1. Понятие внешних  эффектов. 

1.2. Отрицательные внешних эффектов. 

1.3. Положительные внешние эффекты. 

1.4. Государственное  регулирование внешних  эффектов.

7

10

11

13

2. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ  ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ 16
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ 21
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
  СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
 

 

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность  курсовой работы заключается в том, что в современных условиях возникла необходимость более глубокого рассмотрения вопроса внешних эффектов и затрат, а так же методов и возможностей их регулирования со стороны государства.

    Цель  данной курсовой работы – общее  описание темы внешних положительных и отрицательных эффектов, государственных субсидий и налогов, связанных с регулированием этих эффектов, их цели и назначения.

    Задачи:

    Рассмотреть сущность Внешних эффектов;

    Выявить особенность положительных и  отрицательных эффектов;

    Проанализировать проблемы связанные с внешними эффектами;

    Определить  методы решения;

    Предложить  пути решения проблем.

    Объект  исследования: Предприятия химической промышленности на территории Республики Беларусь.

    Предмет исследования: Теоретические и методические аспекты и проблемы внешних эффектов и субсидий, связанных с их регулированием.

    Рынок как механизм распределения и  использования ограниченных ресурсов основан не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене. Следовательно, он имеет ряд преимуществ. Но было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и

противоречий. Перечислим основные: 
. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия – это неустойчивые темпы экономического роста; циклический характер развития экономки; недоиспользование ресурсов и неполная занятость; нестабильность уровня цен и инфляция. 
. Одним из обязательных элементов рыночного механизма, его движущей силой является конкуренция, однако, внутри самой рыночной системы происходят процессы, которые могут существенно ослабить силы конкуренции. 
. В любом обществе существуют достаточно многочисленные социально уязвленные слои: больные, инвалиды, сироты и т.д., которые объективно не могут участвовать в конкурентной борьбе. Рыночная система сама по себе не заботится об этих людях и может оставить их без средств к существованию. 
. Рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. 
Однако, рынок – это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Следовательно, эффективность распределения денег достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в ценах. Существуют так называемые внешние эффекты, что затрудняет функционирование рыночной системы. 
. Если в результате существования внешних эффектов рынок дает неточную денежную оценку издержек и выгод и распределяет ресурсы неэффективно, то так называемые общественные блага рыночная система вообще не намерена производить, т.к. не может дать им денежной оценки.

    Но  далеко не всегда государство вмешивалось  в экономику. Развитие экономической мысли подтверждает этот тезис. Уже первобытные люди владели зачатками экономических знаний, имели определенные представления об отношениях, складывающихся между членами первобытной общины по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. С возникновением первых классовых обществ на древнем Востоке в центре внимания экономической мысли оказались проблемы организации и управления государственным хозяйством. Экономика возникла в античном обществе как наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан. Например, Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: экономию – хозяйство ради самообеспечения и хрематистику – хозяйство с целью обогащения. В произведениях раннего христианства и в трудах Аристотеля встречается идея равенства и тесно связанное с ней утверждение всеобщей обязанности труда: труд является основой жизни людей, поэтому и распределение должно осуществляться по труду. Моральному осуждению в раннехристианской литературе подвергаются социальное неравенство и ростовщичество. Таким образом, на раннем этапе развития экономической мысли идеи равенства и справедливости, честного распределения экономических благ трактовались с точки зрения морали и религии. Главенствующей целью было создание справедливого общества, эти идеи отразились в социальных утопиях позднего средневековья (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.).

    Позднее «равенство» и «справедливость» в отношениях между людьми трансформировалось в идею эквивалентности обмена товаров, а «честный труд» 
- в обоснование буржуазного предпринимательства. Появляется первая школа в политической экономии – меркантилизм, выражавшая интересы купечества, которые в свою очередь стремились выдать за общегосударственные. То есть, в этот период проблема общественного благосостояния сводилась к активной роли торговли.

    Классическая  политическая экономика сложилась  как философия рыночного хозяйства. Представители КПЭ считали принцип невмешательства государства в экономику крайне важным, а также видели в свободной конкуренции решение многих проблем, связанных как с производством, так и распределением товаров. Классики политической экономики (Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо и т.д.) в центр внимания брали не сам общественный процесс производства, а в основном лишь его внешний результат – капиталистическое богатство. 
Экономические кризисы перепроизводства, однако, обострение классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией все настойчивее ставили вопрос о внутренних противоречиях капитализма. Феодальный, мелкобуржуазный, «истинный», консервативный и критически-утопический варианты социализма предлагали свои рецепты решения конфликта между неудовлетворенной и ищущей личностью, отчужденной от общества, и буржуазной социальной средой.

    Во  второй половине XIX века разработка общих принципов политической экономии сменяется исследованием различных проблем экономической практики. 
Джон Мейнард Кейнс отказывается от постулатов неоклассиков (А. Маршалл, Й. Шумпетер), в частности от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующегося механизма, и считал необходимым государственное стимулирование. Так и посткейнсианцы (Дж. Робинсон, П. Сраффа, Н. Калдор и др.) выступали за более уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, проведение системы мер для эффективной борьбы с инфляцией. Монетаристы (М. Фридмен) рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему и выступали против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Сторонники новой классической экономики (А. Лаффер, Дж. Гилдер, М. Эванс, М. Фелдстайн и др.) считали необходимым снижение налогов и предоставление льгот корпорациям, государство должно осуществлять функцию оздоровления экономики. Приверженцы теории общественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, М. Олсон и др.) ставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику, считая, что люди действуют лишь в своих интересах. Ученые этой школы последовательно разоблачают миф о государстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об общественных интересах.

    С появлением институционализма появляется идея о том, что реальная действительность гораздо сложнее. Объектом исследований должен быть не 
«экономический человек», а всесторонне развитая личность.

    В данной работе я хотел бы подробнее  рассмотреть суть внешних эффектов, а  так же сущность государственного регулирования в области внешних эффектов и общественных благ. А это невозможно без раскрытия последних. Я попытаюсь раскрыть понятие общественных товаров, исходя из классификации экономических благ, затем необходимо будет осветить проблему внешних эффектов и их государственное регулирование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    ГЛАВА 1

    Внешние эффекты в рыночной экономике

    1.1 Понятие внешних  эффектов

    Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Одни из них имеются в  почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.

    Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.). Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд - самолет - автомобиль), сферы досуга (кино - театр - цирк) и т. д. Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Экономические блага также могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

    Согласно  теории Маркса, стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда, т.е. труда, совершаемого при средних общественно-нормальных условиях производства и средней интенсивности труда. Согласно неоклассическим воззрениям, ценность благ зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить. При этом предполагается, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей. Если q1,q2,…,qn - совокупность определенных количеств каждого из n благ, а р1,р2,…,рn - их цены, то стоимость совокупного набора благ может быть записана как: S*рi*qi, где i=1,…,n.

    Классифицируя экономические блага более подробно, необходимо определить различные критерии их разграничения и производимые этими критериями разделения благ по различным видам, разумеется, в зависимости от особенностей классифицируемых таким образом объектов микроэкономического анализа:

    1.Конкурентность  различных сравниваемых благ  в потреблении. 
Конкурентными в потреблении блага будут в том случае, когда получение выгод от потребления данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношении от того же самого блага каким-либо другим экономическим субъектом. Неконкурентными же в потреблении являются такие блага, получение выгод от потребления которых данным экономическим субъектом содержит в себе возможность для других экономических субъектов получения от подобного блага таких же выгод в том же самом отношении.

    Например, если один потребитель не даст другому яблоко, а будет есть его сам, то второй потребитель сможет получать удовольствие от вида данного румяного плода, может быть, его запаха, - но это не будет означать неконкурентности данного яблока: ведь все указанные выгоды в потреблении могут быть получены только в другом отношении, а не в отношении вкуса данного яблока и получения соответствующих содержащихся в яблоке полезных веществ. А вот регулирующий уличное движение инспектор ГАИ, задерживающий движение по одной из улиц перекрестка и одновременно разрешающий проезд по поперечной улице, оказывает данную услугу сразу нескольким водителям, проезжающим по такой улице. Выгода от возможности проехать по такой улице, полученная одним экономическим субъектом, не означает невозможности извлечь точно такую же выгоду от того же самого движения регулировщика остальным водителям, проезжающим по той же самой дороге. Таким образом, услуга регулирующего дорожное движение инспектора ГАИ оказывается неконкурентной в потреблении водителей автотранспорта, проезжающих по данной улице.

Информация о работе Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование