Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – общее описание темы внешних положительных и отрицательных эффектов, государственных субсидий и налогов, связанных с регулированием этих эффектов, их цели и назначения.
Задачи:
Рассмотреть сущность Внешних эффектов;
Выявить особенность положительных и отрицательных эффектов;
Проанализировать проблемы связанные с внешними эффектами;
Определить методы решения;
Предложить пути решения проблем.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
1.1. Понятие внешних эффектов.
1.2. Отрицательные внешних эффектов.
1.3. Положительные внешние эффекты.
1.4. Государственное регулирование внешних эффектов.
7
10
11
13
2. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ 16
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
2.Исключаемость
из потребления различных
А
вот если благо не обладает хоть
в какой-то степени исключаемостью
из потребления, сама проблема его распределения
может стать неактуальной.
Вместо этого на первый план выходит проблема
обеспечения ими возможных потребителей.
Ведь существенным свойством исключаемых
из потребления благ является невозможность
(или высокая стоимость) запрещения кому-либо
участвовать в потреблении подобных благ.
Это сильно затрудняет производство и
реализацию таких благ на обычных рыночных
началах.
Следовательно, настоятельная потребность
в исключаемых благах приводит к необходимости
поиска иных путей обеспечения ими всех
желающих.
Традиционным примером таких благ являются
услуги органов правопорядка. Тот уровень
защиты личных и общественных прав, который
обеспечивается данными органами на данной
территории в данное время, распространяется
на всех находящихся в данном месте (в
данной стране и т.п.), и потребление этих
услуг каким-либо лицом ничуть не препятствует
остальным получать те же самые услуги.
Равным образом отсутствие должного правопорядка
будет распространяться на всех данных
субъектов, страдающих от этого. Конечно,
одного данного человека можно, например,
выдворить за пределы данной страны, в
результате чего он лишится услуг органов
власти, ответственных за охрану правопорядка.
Но данное исключение, как известно, лишь
подтверждает общее правило: ведь все
оставшиеся продолжают беспрепятственно
получать данные услуги, а выдворить все
население, по крайней мере, экономически
нецелесообразно. Способы же получения
необходимых для финансирования деятельности
правоохранительных органов средств,
разумеется, конечно, отличаются от рыночных.
Итак, мы выявили, по крайней мере, четыре класса экономических благ, различающихся по своим принципиальным характерным признакам. Результаты этого анализа удобно свести в простую матрицу 2x2:
|Неконкурентные
|Конкурентные и
|
|исключаемые блага |исключаемые
блага |
|Неконкурентные и
|Конкурентные и
|
|неисключаемые блага |неисключаемые блага
|
Конечно, это лишь первое приближение к пониманию различий в основных характеристиках экономических благ. Но уже оно даст представление о многомерности "мира благ" и необходимости в связи с этим различать особенности способов координации экономической деятельности, обеспечивающей потребителей этих различных видов благ.
Очевидно,
что одновременно конкурентные и
исключаемые блага обладают свойствами,
делающими их максимально приспособленными
для обращения в рыночном кругообороте.
Именно поэтому подобные блага называют
частными.
Потребление данного частного блага каким-либо
экономическим субъектом делает практически
невозможным для всех остальных субъектов
потребление этого же блага в том же отношении
без разрешения его владельца.
Частные (внутренние) издержки характеризуют все внутренние для данного производства затраты производителей данного блага. Внешние издержки характеризуют затраты всех третьих лиц (экономических субъектов, не являющихся продавцами или покупателями данного товара и поэтому не принимающих участия и сделке по его купле-продаже), вызванные производством и потреблением блага. Социальные (общественные) издержки характеризуют совокупные затраты как производителей, так и всех третьих лиц, связанные с производством и потреблением данного продукта:
(T)SC=(Т)РС+(Т)ЕС, где
('I')SC - (общие) социальные издержки;
(Т)PC - (общие) частные издержки;
(T)ЕС – (общие) внешние издержки.
ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (экстерналии) – это воздействие экономических субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участия в сделке; факторы, которые не учитываются при определении валового национального продукта, но оказывают влияние на благосостояние людей.
Различают
положительные и отрицательные
внешние эффекты.
1.2 Отрицательные внешние эффекты
Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) – это негативное воздействие участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта.
Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом и производства, и потребления товаров, обмениваемых на рынке. Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и/или для рыбной ловли и купания. Чем больше объем сброса отходов в реку, тем больше вред, наносимый полезности, связанной с использованием реки.
Выделяют следующие виды отрицательных внешних издержек:
Совокупные внешние издержки (ТЕС) это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются.
Предельные внешние издержки (МЕС) это дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц.
Предельные индивидуальные издержки (МРС) это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют. Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты. При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных.
Предельные общественные издержки (MSC) это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек.
Отрицательный внешний эффект иллюстрируется на рисунке. 1.1.
На рисунке 1.1 видно, что эффективные объем выпуска и цена достигаются в точке, в которой предельные общественные издержки равны предельной общественной полезности.
Рисунок 1.1- Отрицательный внешний эффект
Предельная общественная полезность (MSB) дополнительная полезность, извлекаемая при производстве еще одной единицы продукции.
При
существовании отрицательного внешнего
эффекта общее условие
МРС + МЕС = MSC = MSB.
При суммировании предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек последние поднимаются до уровня предельных общественных издержек. В условиях свободной конкуренции и при наличии отрицательного внешнего эффекта происходит занижение цены в сравнении с эффективной и завышение объема производства в сравнении с эффективным:
Qp>Os;Pp<Ps.
1.3 Положительные внешние эффекты
Положительные внешние эффекты это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах.
При положительном внешнем эффекте предельная общественная полезность превышает предельную индивидуальную полезность.
В связи с тем, что извлекающие внешние выгоды третьи лица не принимают участия в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не берутся во внимание при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цены и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при подобном учете. Отсюда результатом положительных внешних эффектов являются недостаточный выпуск и занижение цены данного продукта, что приводит к снижению эффективности экономики. Поэтому, чтобы обеспечить эффективный объем выпуска, необходим такой механизм, благодаря которому третьи лица, использующие внешний эффект, вносили бы свой вклад в его получение и потребление. При этом одна часть вклада третьих лиц направлялась бы на снижение цены, уплачиваемой потребителями с тем, чтобы стимулировать рост их потребления, а другая часть использовалась бы для компенсации любого увеличения предельных издержек с тем, чтобы поощрять производителей увеличить выпуск продукции.
Выделяют следующие виды положительных внешних эффектов:
Предельная индивидуальная полезность (МРВ) товара – предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара. Чтобы извлечь связанную с данным объемом товара предельную общественную полезность, необходимо к предельной индивидуальной полезности прибавить предельную полезность, извлекаемую третьими лицами.
Предельная внешняя полезность (МЕВ) товара это предельный выигрыш, извлекаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями данного товара.
Совокупная внешняя полезность (TEB) равна произведению полезности единицы товара на количество потребленных единиц.
Положительный
внешний эффект изображен на рисунке
1.2
Рисунок 1.2- Положительный внешний эффект
На
рис. 1 и 2 потери обозначены заштрихованными
площадями (DWL), что свидетельствует об
отрицательном влиянии на экономику как
положительных, так и отрицательных внешних
эффектов.
1.4 Государственное регулирование внешних эффектов.
Поскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство. Выделяют следующие формы государственного регулирования:
Административно-командные методы, которые сводятся к прямым запретам или требованиям выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных и токсичных веществ и облекают их в форму административных приказов.
Однако административно-командные методы регулирования внешних эффектов не приводят к оптимальному размещению ресурсов.
Корректирующие налоги. Корректирующий налог (налог Пигу) – налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к сокращению производства.
Налог Пигу устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:
Т = МЕС,
где Т – размер корректирующего налога; МЕС – предельные внешние издержки.
Тогда МРВ + Т =MSC и кривая предельных
индивидуальных издержек с учетом налога
Пигу совпадает с кривой предельных
общественных издержек, что ведет
к уменьшению выпуска продукции с отрицательными
внешними эффектами до оптимального уровня
(рисунок 1.3).
Рисунок 1.3-Внешние эффекты с учетом налога Пигу
Корректирующие субсидии. Корректирующие субсидии – это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такие субсидии предназначены для интернализации внешнего эффекта посредством оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его производства до эффективного уровня.
Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней полезности на каждую единицу выпускаемой продукции с положительным внешним эффектом:
Ср = МЕВ,
где Ср – размер корректирующей субсидии; МЕВ – предельная внешняя полезность.
Тогда МРВ + G = MSB, и кривая предельной
индивидуальной полезности с учетом
такой субсидии будут совпадать
с кривой предельной общественной полезности,
что приведет к увеличению выпуска
продукции с позитивными
Информация о работе Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование