Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:55, контрольная работа
Главная цель государственного регулирования рыночной экономики состоит в обеспечении экономической и политической стабильности существующего общественного строя. Она реализуется через достижение множества частных целей, среди которых:
создание благоприятной экономической конъюнктуры в стране;
повышение реальных доходов населения;
структурная перестройка экономики
Общая характеристика системы государственного регулирования рыночной экономики 3
Методы государственного регулирования рыночной экономики 5
Направления экономической политики государства 7
Опыт государственного регулирования рыночной экономики. 9
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Федеральное агентство связи
Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики
Межрегиональный центр переподготовки специалистов
История экономики
тема:
«Опыт государственного регулирования рыночной экономики
на примере Франции»
Выполнил:
Группа:
Вариант: II
Проверил:
Новосибирск, 2011г
Содержание:
Общая характеристика системы государственного регулирования рыночной экономики
Система государственного регулирования рыночной экономики прошла длительный этап становления и развития. Впервые регулирование широко применили развитые страны в годы Первой мировой войны. Необходимость этих мер была связана с потребностями милитаризации экономики. Однако данный этап оказался непродолжительным. После окончания войны масштабы вмешательства государства в экономику резко уменьшились. Благоприятная экономическая конъюнктура 1920-х гг. на Западе делала непопулярными идеи о вмешательстве государства в экономическую жизнь. Положение принципиально изменилось в ходе Великой депрессии 1929-1933 гг. Этот самый глубокий за всю историю капитализма кризис поставил вопрос об усилении вмешательства государства в экономику, о формировании системы государственного регулирования последней.
В 1930-е гг. начинается второй этап в становлении системы государственного регулирования экономики. Он, в частности, связан с политикой нового курса Ф.Рузвельта в США, с созданием жесткой системы государственного регулирования экономики в фашистской Германии.
Третий, современный этап в развитии системы государственного регулирования экономики начался после Второй мировой войны и продолжается до сих пор. Именно на этом этапе сложилась современная система государственного регулирования, практически опробованы многие его инструменты, доказавшие свою эффективность.
В системе целей государственного регулирования рыночной экономики следует выделить главную и частные.
Главная цель государственного регулирования рыночной экономики состоит в обеспечении экономической и политической стабильности существующего общественного строя. Она реализуется через достижение множества частных целей, среди которых:
В практике государственного
регулирования современной
Методы государственного регулирования рыночной экономики
В практике государственного регулирования рыночной экономики используется целая система методов, которые подразделяются на экономические (косвенные) и административные (прямые).
Экономические (косвенные) методы предполагают воздействие органов государственного управления на экономические интересы субъектов экономики. Государство устанавливает определенные «правила игры», с помощью которых оно делает наиболее выгодными для этих субъектов именно такие действия, которые способствуют достижению поставленных государством целей. К числу экономических методов относятся: налоговая, кредитная политика, политика амортизационных отчислений и т.д.
Административные методы государственного регулирования — это прямые команды, распоряжения, которые органы государственного управления доводят до экономических субъектов (законы, постановления, распоряжения органов государственной власти, обязательные задания для государственных предприятий и др.).
В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы государственного регулирования. Однако административные методы также играют важную роль.
Особенно широкое распространение методы административного регулирования получили в Японии, где действует система «Гэсей Сидо». Существует четыре формы этой системы: рекомендации; требования; посредничество; советы.
Частный бизнес в Японии проявляет исключительную дисциплинированность в выполнении требований государства. В Южной Корее административные рычаги государственного регулирования экономики применяются еще более широко, чем в Японии.
При всем различии экономических и административных методов их нельзя противопоставлять друг другу. Дело в том, что современное государство, постоянно расширяя масштабы своего вмешательства в экономику, является субъектом не только надстроечных (политических, правовых, идеологических), но и базисных (экономических) отношений. Следовательно, даже используя административные методы воздействия, государство активно действует как экономический субъект. Поэтому экономические и административные методы тесно связаны друг с другом.
Направления экономической политики государства
В условиях государственного регулирования рыночной экономики выделяется множество направлений в экономической деятельности государства. Однако все они могут быть сведены к трем укрупненным направлениям: конъюнктурному, структурному и региональному.
Конъюнктурное направление возникло раньше других. Необходимость его возникновения связана с развитием системы антикризисного регулирования экономики, т.е. поиском путей предотвращения экономических кризисов, либо (в том случае, если их не удалось предотвратить) с поиском путей смягчения их последствий. В дальнейшем, в послевоенный период, рамки конъюнктурного направления экономической политики расширяются. Оно теперь уже не ограничивается краткосрочными интервалами времени и ориентируется на выработку решений долгосрочного характера, т.е. на обеспечение стабильно высоких темпов экономического роста.
Структурное направление получает особенно широкое распространение после Второй мировой войны, в условиях развертывающейся НТР, требующей крупномасштабной структурной перестройки экономики. НТР вызвала к жизни широкий круг новых прогрессивных отраслей, ускоренное развитие которых обеспечивало повышение конкурентоспособности экономики страны, ее высокий технический уровень и военное могущество. Эта структурная перестройка потребовала такого объема инвестиций, который был не под силу частному бизнесу. Поэтому государство принимало активное участие в финансировании программ структурной перестройки экономики. Велика роль государства и в регулировании ее социальных последствий, что, в частности, было связано с созданием рабочих мест для высвобождающихся работников из старых отраслей.
Мировой опыт развития рыночной экономики свидетельствует о том, что существует два принципиально возможных пути осуществления структурной перестройки экономики: американский и японский.
Для американского пути
характерно слабое вмешательство государства
в процесс структурной
Японский путь предполагает активное, постоянное вмешательство государства в этот процесс, использование не только косвенных, но и прямых методов. В частности, государство дает жесткие обязательные задания частному бизнесу по перестройке экономики. Органы государственного регулирования разрабатывают перспективные программы ускоренного развития одних отраслей и свертывания других. Жизнь показала, что японский путь более эффективен. При нем достигается ускорение темпов структурной перестройки экономики при ее минимальных социальных издержках (низкий уровень безработицы и др.).
Необходимость регионального направления связана с важнейшей особенностью рыночной экономики — с неравномерностью ее развития в разрезе отдельных регионов страны. Даже в наиболее богатых, развитых странах такая неравномерность достаточно ощутима. Она порождает множество острых социальных проблем, поэтому во многих странах принимаются и осуществляются широкомасштабные программы развития отстающих регионов. Это позволяет обеспечивать комплексное экономическое развитие этих территорий, создавать новые рабочие места, повышать уровень жизни населения и в результате нивелировать уровни экономического развития различных территорий, областей, регионов и т.д.
Опыт государственного регулирования
рыночной экономики.
Экономика Франции основана на принципе свободного предпринимательства и торговли. Франция живет в условиях рыночного хозяйственного механизма, однако степень свободы ценообразования задается объективными экономическими законами, а также государственным регулированием. Государство во Франции может прямо регулировать цены на некоторые товары и услуги, также осуществлять контроль за ценами в условиях конкуренции. Государственный сектор в экономике Франции включает в себя:
Франция является промышленно развитой капиталистической страной, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохранился до настоящего времени.
Во Франции на протяжении почти 30 лет (1947-1986) государственное регулирование цен являлось составной частью политики "дирижизма" (Дирижизм-политика активного вмешательства в управление экономикой со стороны государства. Во Франции в результате этой политики был создан в стране большой сектор государственной экономики, включающий в себя ряд отраслей промышленности и кредитно-финансовых учреждений). Начало французской системы регулирования цен было положено законами от июня 1945 года, которые провозгласили принцип блокирования цен на уровне 1 сентября 1939 года.
Сложная экономическая ситуация в стране в послевоенный период, резкое снижение покупательной способности французского франка обусловили необходимость принятия решительных мер по контролю за ценами. В январе-феврале государство снизило цены на 10% на довольно широкую группу товаров.
В конце 1947 года, с учетом некоторого повышения темпов восстановления экономики, была заимствована политика "контролируемого роста цен", в соответствии с которой предприниматели получили право повышать цены, предупредив об этом государственные органы, которые могли отменить эти изменения. Однако уже в начале 1948 года цены на товары были переведены в режим полной или частичной свободы их установления. В течение восьми последующих лет правительством Франции были приняты 6 законов о блокировке цен, которые привели к постоянному ужесточению ценового контроля. В 1960-1962годах была проведена почти полная либерализация цен на промышленные товары. Однако уже с середины 1963 года правительство Франции приняло решение о новой блокировке цен на уровне 31 августа 1963 года в связи с новой экономической политикой "развитие без инфляции". Одновременно были заморожены цены на некоторые продукты питания и услуги.
В период с 1965 по 1972 государственное
регулирование цен
В первой половине 70-х годов правительство проводило жесткую политику ограничения доходов во всех секторах экономики. В соответствии с этой политикой в государственном секторе не возобновлялись контракты, предусматривающие увеличение зарплаты, а в частном секторе зарплата служащих не должна превышать зарплату государственных служащих.
С середины 70-х годов
экономическое положение Франци
Информация о работе Опыт государственного регулирования рыночной экономики на примере Франции