Опыт государственного регулирования рыночной экономики на примере Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:55, контрольная работа

Краткое описание

Главная цель государственного регулирования рыночной экономики состоит в обеспечении экономической и политической стабильности существующего общественного строя. Она реализуется через достижение множества частных целей, среди которых:
создание благоприятной экономической конъюнктуры в стране;
повышение реальных доходов населения;
структурная перестройка экономики

Оглавление

Общая характеристика системы государственного регулирования рыночной экономики 3
Методы государственного регулирования рыночной экономики 5
Направления экономической политики государства 7
Опыт государственного регулирования рыночной экономики. 9
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

В этот период стало ясно, что система жесткого контроля за ценами с использованием принципа их блокировки исчерпала себя. Подобный контроль за ценами делает рынок негибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капитала, мобильность рынка труда, товаров и услуг. Предприятия, которые в связи с блокировкой цен не могли их повысить на контролируемых рынках, терпели убытки и не имели достаточно средств на  возобновление производства и увеличение инвестиций.

Контроль за ценами в  тот период привел к переливу капиталов в США, Швейцарию и другие страны, где существовала возможность получения большей прибыли на единицу вложенного капитала.

Контроль за ценами привел также к росту импорта, так как стало выгоднее покупать некоторые товары за границей, чем производить их во Франции. Ослабились позиций французских предприятий в конкурентной борьбе с филиалами, которые часто продавали свои товары дешевле для завоевания рынка.

В 1973г. правительство Франции либерализовало цены (сняло ограничения) на промышленную продукции. Однако программа либерализации осуществлялась достаточно осторожно. На первом этапе были отобраны:

  • отрасли где имелась сильная международная конкуренция (часовая и шарикоподшипниковая промышленности);
  • отрасли где в силу специфики не наблюдались резкие скачки цен (пищевая промышленность);
  • отрасли которые из-за социального обеспечения имели стабильный рынок (фармацевтическая промышленность).

Безусловно,  жесткий  контроль за ценами в течение почти 30 лет способствовал стабилизации экономики. Однако любое административное вмешательство в ценообразование в рыночной экономике приводит к нарушению законов ценообразования. Блокировка цен, устраняя на некоторое время противоречия в сфере обращения, вызывает противоречия в сфере производства. В этих условиях государство вынуждено на определенном этапе "дирижисткого" регулирования цен прибегнуть к защите конкуренции с целью достижения оптимального сочетания монопольных и конкурентных сил на тех или иных товарных рынках.

Постановление Совета Министров  Франции от 1 декабря 1986г. ввело практически полную свободу цен на товары и услуги. Правительство не имело право в любой момент вмешиваться в процесс ценообразования, что означало свободное формирование цен в процессе конкуренции.

Исключение из свободного ценообразования составляют отрасли, где регламентация необходима (здравоохранение, общественный транспорт). Вмешательство администрации в процесс формирование цен допускается при кризисной ситуации, чрезвычайных обстоятельствах, национальном бедствии, а также при внезапных и резкий нарушениях ценообразования, требующих срочных мер для исправления положения. Срок, в течение которого общественные власти в лице Государственного совета Франции правомочны вмешиваться, ограничен шестью месяцами. В стране законодательно определены общие принципы свободного ценообразования и основные условия, при которых они могут реально осуществляться. Первым и важнейшим условием является наличие свободы выбора товара или услуги и продавца. Должна быть обеспечена и достоверная информация о продаваемых товарах. Либерализация цен не означает полного невмешательства государства в процесс ценообразования. Переход от политики прямого вмешательства на микроуровне к системе глобального регулирования для экономики Франции означает лишь изменение формы вмешательства, переход от жесткого "дирижизма" к методам косвенного воздействия на рынок и цены (государство устанавливает определенные правила игры). Было принято постановление о ценовой конкуренции в  промышленности, в соответствии с которым запрещалось создание любых союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев. Запрещались также заключения любых соглашений о "минимальных ценах", либо о "рекомендуемых ценах" на товары. Либерализация цен привела к необходимости изменения структуры государственных регулирующих органов. До 1986 г. в составе Министерства  планирования и финансов органы ценообразования были представлены самостоятельным департаментом, а после 1986 г. он был преобразован в Совет по конкуренции, куда вошли на правах отдела органы по государственному регулированию цен и ценовой  конкуренции. На Совет возложена обязанность:

  • оценивать правильность экономических поступков предприятий;
  • определять их соответствие нормам законодательства;
  • следить за соблюдением правил конкуренции и ценообразования.

Совет по конкуренции может применять следующие санкции:

  • предписать предприятию или лицу прекратить инкриминируемую деятельность в течение определенного срока;
  • наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5% торгового оборота предприятия-нарушителя;
  • потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах.

Все эти меры могут  применяться в комплексе, они  не являются взаимоисключающими. Меры, применяемые Советом по конкуренции, можно назвать общественными мерами. Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в суд.

В настоящее время  во Франции имеется около трех тысяч государственных контролеров по ценам. Их основная задача - контроль за государственной дисциплиной цен. Существует разветвленная система общественного контроля за качеством товаров и  ценами. Общества потребителей работают несколько частных институтов по экспертизе различных товаров. За период либерализации цен инфляция в экономике Франции находилась на нормальном уровне. Французская экономика в состоянии сама себя регулировать, то есть государственное вмешательство не несет на себе основную нагрузку по поддержанию темпов экономического роста.

 

Заключение

 

Основным институтом политической структуры общества является государство. Во все времена государство  оказывало значительное влияние  на развитие общества. Первоначально, в условиях господства свободного рынка, государство практически не вмешивалось в экономику, ограничиваясь правовым регулированием некоторых сторон хозяйственной деятельности, прежде всего внешнеэкономической, и выполняло роль «ночного сторожа».

К концу XIX века, по мере развития процессов акционирования, монополизации  производства и становления несовершенно конкурентного рынка разрастаются инфляционные процессы, безработица, углубляются кризисы перепроизводства. Рынок оказывается не в состоянии преодолеть действие этих факторов и их разрушительные последствия. После кризиса мировой капиталистической системы 1929–1933 гг. государство начинает активно вмешиваться в экономическую жизнь.

К основным функциям государства  в современной рыночной экономике  относятся:

  • создание правовой основы функционирования рыночного механизма;
  • организация денежного обращения;
  • поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация производства;
  • управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука и т.д.);
  • стабилизация экономики, то есть преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции;
  • обеспечение социальной защиты и социальной гарантии членам общества.

Воздействие государства  на рыночный механизм обеспечивается двумя основными формами: прямого  и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических. При этом приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, неразрушающим систему рыночных отношений и не противоречащим им.

Прямое регулирование рынка проявляется, прежде всего, в законодательной деятельности государства, а также в расширении государственных заказов, государственных закупок и развития госсектора в экономике.

Косвенное регулирование  рынка осуществляется с помощью  методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Политика стабилизации направлена на сглаживание циклических  колебаний, в фазе кризиса все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, а в фазе подъема – на ее сдерживание. В области налогово-бюджетной политики это означает: увеличение государственных расходов, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции в фазе кризиса и обратные мероприятия в условиях экономического подъема.

Инструменты кредитно-денежной политики: уровень процентных ставок по ссудам, размеры кредитных ресурсов банков. В период экономического кризиса проводится политика «дешевых денег», когда снижаются процентные ставки и увеличиваются кредитные ресурсы банков. В период экономического роста, наоборот, проводится политика «дорогих денег»: повышается уровень процентных ставок, сокращается кредитные ресурсы.

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Трунин, Сергей Николаевич. 
        Макроэкономика : учебное пособие для вузов по специальности "Прикладная информатика (в экономике)" : доп. М-вом образования и науки РФ / С. Н. Трунин, Г. Г. Вукович.  - Москва : Финансы и статистика, 2008. - 312 с. : табл., граф. - Библиогр.: с. 308-309. - ISBN 978-5-279-03189-4.
  2. Государственное регулирование рыночной экономики : учебник для вузов / под общ. ред. В. И. Кушлина ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации.  - Москва : РАГС, 2008. - 616 с. - (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации). - Словарь: c. 595-615. - ISBN 978-5-7729-0310-0.
  3. Экономическая история зарубежных стран : учебное пособие для вузов по экономическим специальностям : рек. М-вом общего и проф. образования РФ  / Н. И. Полетаева, В. И. Голубович, Л. Ф. Пашкевич и др. ; под ред. В. И. Голубовича.  - Минск : Интерпрессервис : Экоперспектива, 2002. - 592 с. - Библиогр.: с. 574-589. - ISBN 985-6656-23-0. - ISBN 985-469-016-4. 
  4. Экономическая история зарубежных стран : учебное пособие для вузов по экон. специальностям и направлениям : рек. М-вом общего и проф. образования РФ / Н. И. Полетаева, В. И. Голубович, Л. Ф. Пашкевич и др. ; под ред. В. И. Голубовича.  - Минск : Экоперспектива, 2000. - 462 с. : табл. - Библиогр.: с. 456-460. - ISBN 985-6598-05-2.
  5. Витвер, Иван Александрович. 
        Современная Франция / И. А. Витвер, А. Е. Слука, Г. П. Черников.  - Москва : Мысль, 1969. - 430 с. : карты, табл. - Библиогр.: с. 424-427.

 

 




Информация о работе Опыт государственного регулирования рыночной экономики на примере Франции