Государственное регулирование земельных отношений в условиях рыночной и трансформационной экономики: зарубежный и отечественный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - на основании исследования литературных источников закрепить, углубить и расширить теоретические знания в области государственного регулирования на примере земельных отношений.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…..……..4
Глава 1 Сущность и формы государственного регулирования земельных отношений………………..………...6
1.1 Принципы государственного регулирования земельных отношений…....... 11
1.2 Экономический механизм регулирования земельных отношений……….…15
1.3 Методы государственного управления земельными ресурсами …………....20
Глава 2 Особенности государственного регулирования земельных отношений в странах с рыночной экономикой на примере США, Германии………..……. ……….29
2.1 Особенности государственного регулирования земельных отношений на примере США……………………………………………………………..………..29
2.2 Позитивный опыт Германии в сфере использования собственности на землю на этапе перехода от плановой к рыночной экономике…… …………………....33
Глава 3 Особенности государственного регулирования земельных отношений в Республике беларусь………..…...38
Заключение… ……………………………………………………………….44
Список используемых источников……………………..……..46

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА ГАЛИНЕ.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

     7.  Развитие  экологических  методов   регулирования  земельных   отношений должно осуществляться путем совершенствования  платности  землепользования, рентных отношений,  стимулирования  земледельцев  и  землепользователей  за рациональное,  эффективное   использование   земли,   создания   источников налоговых поступлений в республиканский и местные бюджеты.

     8.   Государственное    регулирование    земельных    отношений    должно осуществляться  на  основе  научно  обоснованных  концепций   и   прогнозов экономического  развития  страны  и  ее  регионов,  отраслей  производства, использования ресурсов, в том числе и земельных,  на  основе  действующей законодательной и нормативной базы и механизмов регулирования.

     9.   Управление   земельными   ресурсами   включает    планирование    их использования,    зонирование     земель,     природно-сельскохозяйственное  районирование,  землеустройство,  мониторинг   земель и государственный  земельный кадастр. Планирование  развития  территорий  и  их  хозяйственного использования  базируется  на  решениях  органов   исполнительной   власти.  Долгосрочная перспектива их  развития  определяется  на  основе  социально- программ, землеустроительной,  градостроительной   и   иной документации.

       10.  Государство  должно  обеспечить  использование и охрану земель  сельскохозяйственного назначения  в соответствии с их природно-сельскохозяйственным  районированием.

       11. Земельные отношения  должны  регулироваться  на  основе  достоверных, открытых и своевременных сведений о природном,  хозяйственном и правовом положении земель, местоположении и размерах  земельных участков, их количественных характеристиках, правовом  режиме,  стоимостной оценке и иных необходимых сведений, то есть исходя  из данных земельного кадастра, являющихся основой для организации  использования  земли  всеми участниками земельных отношений.

     12. Регулирование    правовых, организационных,  экономических, технологических  и других мероприятий по использованию  и охране  земельных ресурсов, сохранению и повышению плодородия почв,    недопущению необоснованного изъятия наиболее ценных земель из  сельскохозяйственного  и лесохозяйственного оборота.

     13. Соблюдение земельного законодательства, прав и обязанностей субъектов  земельных отношений, установленных норм,  правил,  нормативов;  выполнение мероприятий  по  использованию  и  охране  земель  органами  государственной власти и местного самоуправления,  юридическими  и  должностными  лицами, а также гражданами [16, c. 46]. 

     1.2 Экономический механизм  регулирования земельных  отношений 

     В условиях перехода к  рыночной  экономике  особое  значение  приобретают  проблемы механизма экономического регулирования  земельных 

отношений,  его содержания на конкретных этапах земельной реформы.

     Экономические интересы государства, землевладельцев  и  землепользователей реализуются  в процессе государственного и рыночного  регулирования земельных отношений. Государственное регулирование  создает организационный и правовой базис, регламентирует экономические действия  и  ответственность  субъектов земельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основе спроса  и предложения на земельные участки, а также на труд, средства производства  и результаты труда [20, c. 73].

     Механизм  экономического регулирования земельных отношений характеризуется системой мер экономического  воздействия,  направленных   на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав   землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рациональной, и эффективного  землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование  и  ухудшение экологического   состояния   земельных   участков,    на    защиту    земель сельскохозяйственного  назначения  от  порчи,  снижения   плодородия   почв, Система экономических регуляторов земельных отношений в условиях перехода от транснациональной экономики к рыночной включает:

     -земельный  налог;

     -арендную  плату за землю;

     -рыночную  цену земли;

     -залоговую  цену земли;

     -компенсационные  платежи при изъятии земель;

     -компенсационные  выплаты при консервации земель;

     -платежи  за повышение качества земли;

     -штрафные  платежи за экологический ущерб;

     -налоговое  обложение при гражданском земельном  обороте;

     -плату  за право аренды и т. д.

     Экономический механизм регулирования земельных  отношений должен  отвечать следующим  требованиям:

     -обеспечение  относительно равных стартовых  возможностей по  осуществлению  воспроизводственного процесса  для всех субъектов земельных отношений;

     -разграничение  объективных и субъективных факторов  этого процесса;

     -использование  земельной ренты в качестве  основы для формирования системы  экономических регуляторов, взаимодействие  рентных  регуляторов  с   другими экономическими рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т. д.);

     -учет  интересов и равноправие различных  социальных групп  населения   в реализации прав земельной  собственности и различных форм  землепользования;

     -стимулирование  рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства;

     -усиление  экологической защиты земельных  угодий.

     Одним из основных рычагов экономического регулирования   земельных отношений  является механизм платы  за  землю.  С  его  помощью  государство  воздействует на экономические интересы землевладельцев и землепользователей, побуждая их повышать эффективность использования земли, находящейся в их распоряжении. С экономической точки зрения плата за  землю является особым видом издержек, связанным с получением дохода в виде ренты [18].

     Рента — устойчивый доход, прямо не связанный  с предпринимательской деятельностью. Известно несколько видов рент, в  том, числе  государственная и  банковская, связанных с займами, по которым выплачиваются рентные  доходы в виде процента. Земельная рента имеет иную природу.

     Как известно, земельный собственник  может вести хозяйство самостоятельно, но  может   и   передать   свое   право   использования   земли   в   аренду предпринимателю. Условиями арендного договора  последний  временно  получает право монопольного хозяйствования на данном участке, за  что и выплачивает землевладельцу  арендную  плату.  Превращение части прибыли арендатора  в земельную ренту обусловлено именно данной монополией.

     Предприниматель берется за дело, когда рассчитывает  получить  не  только среднюю прибыль, но и добавочный доход, который будет выплачен  собственнику земли в качестве земельной  ренты.  Следовательно,  земельная  рента  —  это форма  экономической  реализации  собственности  на  землю.  В  ее   составе различают дифференциальную и абсолютную ренту, а также монопольную ренту.

     Дифференциальная (разностная) рента  возникает  на  основе  монополии на землю как  объект хозяйствования, ибо каждый предприниматель получает в свое распоряжение конкретный, ограниченный в натуре  участок.  По  качеству  они могут значительно различаться  и  при  равновеликих  затратах  обеспечивать получение разного количества продукции, а следовательно, и прибыли.

     С увеличением спроса на сельскохозяйственную  продукцию  в  хозяйственный оборот  вовлекаются  худшие  участки  земли,  с  которых  получают  обычную прибыль, а на средних и лучших — более высокую.  Дополнительная  прибыль  и превращается затем в дифференциальную ренту.

     Наличие частной собственности на землю  обусловливает   возникновение абсолютной   ренты   как   части   прибавочной   стоимости,   присваиваемой государством и другими землевладельцами в силу монополии собственности на землю. Источником ее образования является излишек прибавочной стоимости над средней прибылью, которая образуется в сельском хозяйстве по причине  более низкого органического состава  капитала,  трудности  перелива  капитала  из промышленности в сельское хозяйство, межотраслевой конкуренции, уравнивания нормы прибыли капитала сельскохозяйственных  товаропроизводителей  с  общей нормой прибыли. Поэтому, а также по причине ограниченности лучших и средних по качеству и местоположению земель как  объекта  хозяйствования,  цены  на продукты сельскохозяйственных товаропроизводителей определяются  условиями производства  на  худших  участках,  то  есть  эти  цены  выше  обшей  цены производства.

     Получаемая  разница между стоимостью и ценой  производства  (добавочная прибыль) должна передаваться в форме абсолютной ренты государству и  другим собственникам земли.

     Абсолютная  рента получается со всех земель независимо  от  их  качества, местоположения и производительности добавочных вложений.    Мелкие землевладельцы не имеют возможности  получать абсолютную ренту, так  как  их издержки на производство сельскохозяйственных  продуктов  значительно  выше складывающегося общественно нормального уровня издержек.

     Абсолютная  рента увеличивает размер платы  за землю и  является  одной  из причин возникновения противоречий между землевладельцами  и землепользователями, в том числе и арендаторами, и государством.  При этом не имеет значения  общественное  (официальное)  признание или непризнание существования абсолютной  ренты,  так как ее  величина  и изъятие могут маскироваться и закладываться в общий размер платы за землю. Национализация земли ликвидирует монополию частной собственности на землю  и  связанную  с ней абсолютную ренту, но не решает  проблем  эффективного  и  рационального землепользования.

     При  экономическом регулировании земельных  отношений этот   аспект необходимо учитывать с той или иной степенью полноты.

     Другим  важным аспектом экономического регулирования  земельных  отношений является дифференциальная рента, представляющая собой часть  прибавочной стоимости, которая  присваивается землевладельцами по   причине их монопольного права на землю как на объект хозяйствования.

     Экономической причиной ее образования является излишек   прибавочной стоимости  над  средней  прибылью. Он создается благодаря  более  высокой производительности труда  работников сельского хозяйства и дополнительно вложенному капиталу на относительно лучших  и средних по плодородию и местоположению земельных участках. В условиях ограниченности  вовлекаемых в общественное производство лучших и средних по  плодородию  и местоположению земель используются и худшие  массивы земель. Это обусловливается ростом населения и его потребностей   в  сельскохозяйственных продуктах, необходимостью удовлетворения промышленности в сельскохозяйственном сырье [10].

     Монополия на землю как объект хозяйствования обусловливает  особенности ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в условиях ограниченности площадей лучших и средних по качеству земельных массивов при  вовлечении  в  использование худших из них. Для  обеспечения возможности хозяйствования землепользователь должен   иметь  индивидуальную цену производства, складывающуюся из индивидуальных  издержек и средней прибыли (иначе становится бессмысленным процесс  производства на худших участках и их использование прекращается). Поэтому землепользователь —  арендатор  худших земель — претендует на получение средней прибыли, а  ведущий  хозяйство на лучших и средних земельных участках — на получение добавочной прибыли сверх средней (за счет более производительного использования труда и капитала). 

     1.3 Методы государственного управления земельными ресурсами  

     К основными методам государственного управления земельными  ресурсами  относятся землеустройство, государственный  земельный  кадастр,  мониторинг земель и государственный контроль за использованием и охраной земель.

     Землеустройство представляет собой систему мероприятий,  направленных на регулирование земельных  отношений, организацию использования  земель, учет и оценку земельных  ресурсов, составление     территориальных  и внутрихозяйственных  планов.  Основные  направления   землеустроительной деятельности включают:

Информация о работе Государственное регулирование земельных отношений в условиях рыночной и трансформационной экономики: зарубежный и отечественный опыт