Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:38, реферат
Для характеристики отрасли права вообще и земельного права в частности наряду с предметом важно выявление особенностей методов регулирования земельных отношений. Под методом отрасли права понимается способ воздействия норм данной отрасли права на поведение участников общественных отношений, т. е. земельных отношений.
1)
2)
Для характеристики отрасли
права вообще и земельного права
в частности наряду с предметом
важно выявление особенностей методов
регулирования земельных
Различия в методах
правового регулирования. При наличии
государственной собственности
на землю предоставление и продажа
земли для хозяйственных нужд
производится на основании решения
(постановления) компетентного государственного
органа. Те же госорганы выносят
решения об изъятии земли или
каких-либо изменениях в праве землепользования.
Таким образом, возникновение, изменение
или прекращение земельных
Выявляя правовую природу
вышеназванных решений
Глава I. Метод и принципы регулирования земельных отношений
Классификация отраслей советского социалистического
права обусловлена двумя
В ходе дискуссий наметилась правильная, на наш взгляд, точка зрения о роли и значении метода правового регулирования, которая заключается в том, что каждому предмету регулирования с учетом его свойств, присущ свой, особый метод регулирования. Органическая связь предмета и метода регулирования дает возможность определить и научно объяснить систему советского права и ее отдельные отрасли.
Если предмет правового
1. Предметом регулирования
2. Отношения по использованию
земли, ее недр и других
3. Метод регулирования земельных
отношений характеризуется, в
частности, использованием
Глава II. Принципы правового регулирования земельных отношений
В неразрывной связи с методом регулирования находится вопрос о принципах земельного права. Проблема правовых принципов как советского права в целом, так и его отдельных отраслей до сих пор не изучена. Наша литература содержит самые разнообразные и противоречивые рассуждения о принципах права. В литературе по земельному праву до недавнего времени вопрос о принципах даже не ставился. Лишь авторы учебников последних лет обращаются к вопросу о принципах.
Принцип — это руководящая идея, правильно отражающая существенные свойства общественных явлений и общественные отношения, направляющая поведение людей в соответствии с объективной закономерностью исторического развития.9 Конкретизированная применительно к той или иной области общественных отношений и закрепленная в законодательном порядке руководящая идея становится правовым принципом.
Таким образом, правовой метод есть не что иное, как специфически присущий для данной отрасли права способ воздействия на общественные отношения, содержанием которого является проведение в жизнь руководящих идей, направляющих поведение людей в конкретной области общественных отношений.
Важнейшей руководящей идеей, положенной
в основу регулирования земельных
отношений, является идея о том, что
только советское социалистическое
государство может быть собственником
земли, ее недр, лесов, вод и других
объектов природы. Закрепленная в нормах
земельного права, эта идея получила
свое выражение в принципе исключительности
права государственной
Специфически свойственным советскому
земельному праву является принцип
безвозмездности земельных
Идея безвозмездности
Было бы неправильным поэтому считать строго целевое использование земли, ее недр и других объектов природы особым и самостоятельным принципом земельного права. Целевое использование объектов природы есть не что иное как проявление принципа плановости в земельном праве.
Заключение
Методы земельного права.
Этот вопрос заслуживает пояснения.
Административно-правовому
Участники административных правоотношений не равноправны, ибо один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять. Так, административно-правовым методом регулируются предоставление и изъятие земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения, например в области государственного контроля за правильным использованием земель; при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования — в той части этих отношений, в которой присутствует общегосударственный интерес; при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве — опять-таки в той части, в какой органы землеустройства правомочны давать обязательные предписания землепользователям; при разрешении земельных споров и т. п.
Важно, однако, всегда иметь
в виду, что административный метод,
будучи закрепленным в законе, распространяется
не на все виды земельных отношений,
а лишь на те, где он является необходимым
и полезным для практики. Если это
забывалось, то неизбежны были нарушения
законности, масштабы которых возрастали
по мере искажений в понимании
методов регулирования
Современное российское законодательство расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от административно-правового метода здесь применяется метод свободного дозволения, т. е. свободного усмотрения землепользователей и принятия ими своих собственных решений. Земельный закон дает правомочие землепользователю (или по терминологии теории права — «управомочивает») свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв и т. п.
В экономически развитых
странах кадастр земель и
Учитывая современные
технические возможности по
Конечным продуктом
при ведении государственных
кадастров должны быть банки
кадастровой информации. Пользователями
информации, хранящейся в таких
банках данных, могут быть органы
управления территориями, администрации
городов, областей, краев, республик
в составе Российской
Для того, чтобы эффективно
возможности банков данных
1. Любой банк кадастровых
данных должен содержать
2. Доступ заинтересованных
служб к кадастровой
3. Форматы и классификаторы банков данных всех объектов кадастровой информации должны быть едиными.
В настоящее время
отмечается