Регулирование земельных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:38, реферат

Краткое описание

Для характеристики отрасли права вообще и земельного права в частности наряду с предметом важно выявление особенностей методов регулирования земельных отношений. Под методом отрасли права понимается способ воздействия норм данной отрасли права на поведение участников общественных отношений, т. е. земельных отношений.

Файлы: 1 файл

5.docx

— 412.96 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)

2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для характеристики отрасли  права вообще и земельного права  в частности наряду с предметом  важно выявление особенностей методов  регулирования земельных отношений. Под методом отрасли права  понимается способ воздействия норм данной отрасли права на поведение  участников общественных отношений, т. е. земельных отношений.

Различия в методах  правового регулирования. При наличии  государственной собственности  на землю предоставление и продажа  земли для хозяйственных нужд производится на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же госорганы выносят  решения об изъятии земли или  каких-либо изменениях в праве землепользования. Таким образом, возникновение, изменение  или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового  акта — решения (постановления) государственного органа. Однако в этом случае данный государственный орган выступает  и качестве хозяйствующего субъекта, иными словами, «управляющего государственным  земельным имуществом», а не как  «власть». И хотя уполномоченный орган  государства может предоставить (продать) земельный участок, а может, если к этому имеются основания, и отказать или решить вопрос не так, как желает проситель, возникающие  отношения следует рассматривать  как управленческие земельные имущественные, а не как административные отношения.

Выявляя правовую природу  вышеназванных решений государственного органа — распорядителя государственного земельного имущества, необходимо учитывать, что действия государства — собственника земли не всегда принимают рыночный характер. Получается так потому, что госорган — продавец земли не выделяет из своей системы государственного управления специальное хозяйственное подразделение, которое самостоятельно выступало бы на рынке земли как равноправный партнер с другими участниками земельных отношений, т. е. частными юридическими и физическими лицами. Так, например, земельные комитеты, если они не имеют хозяйственной структуры, выступают на рынке земли не только как продавцы земельных участков, но и как уполномоченные представители органов государственной власти. Это порождает ненужное администрирование в хозяйственных земельных отношениях.

Глава I. Метод и принципы регулирования земельных отношений

Классификация отраслей советского социалистического  права обусловлена двумя критериями: предметом и методом регулирования. В прошедших дискуссиях и обсуждениях  по системе права и его отраслях центром спора всегда оказывались, как правило, две отрасли права: советское гражданское и административное. Остальные отрасли советского права  затрагивались лишь «попутно», по ходу рассуждений, без попытки какого-либо глубокого анализа их особенностей, исключая разве колхозное право. Это и понятно, так как гражданское  право и административное право  представляют собой такие отрасли  советского права, где ярко виден  противоположный характер метода регулирования  общественных отношении.

В ходе дискуссий наметилась правильная, на наш взгляд, точка зрения о  роли и значении метода правового  регулирования, которая заключается  в том, что каждому предмету регулирования  с учетом его свойств, присущ свой, особый метод регулирования. Органическая связь предмета и метода регулирования  дает возможность определить и научно объяснить систему советского права  и ее отдельные отрасли.

Если предмет правового регулирования  является единым классификационным  критерием, то метод регулирования  представляет собою «второочередной», но также необходимый, характеризующий  данную отрасль советского права  признак. Раскрыть особенности метода, индивидуализировать его — значит выявить эту вторую особенность  отрасли права.

1. Предметом регулирования советского  земельного права являются земельные  отношения социалистического общества  как особая самостоятельная группа  общественных отношений, возникших  в результате национализации  земли.

2. Отношения по использованию  земли, ее недр и других объектов  природы возникают у нас на  основе проведенной национализации  всех природных ресурсов. Государство  как единственный собственник  их получило неограниченные возможности  воздействия на земельные (в  широком понимании, включая лесные, водные и др.) отношения.

3. Метод регулирования земельных  отношений характеризуется, в  частности, использованием договора. Различные отрасли советского  права применяют договор как  правовое средство регулирования  общественных отношений, но роль  и значение его наиболее подробно  изучены пока в гражданском  праве. Это и понятно, так  как специфической особенностью  гражданско-правового метода регулирования является равноправное положение участников правоотношений, основанное на их имущественной самостоятельности, а лучшей правовой формой таких взаимоотношений может быть договор. Учение о договоре поэтому представляет собой одну из главных проблем гражданско-правового метода регулирования имущественных отношений.

Глава II. Принципы правового регулирования земельных отношений

В неразрывной связи с методом  регулирования находится вопрос о принципах земельного права. Проблема правовых принципов как советского права в целом, так и его  отдельных отраслей до сих пор  не изучена. Наша литература содержит самые разнообразные и противоречивые рассуждения о принципах права. В литературе по земельному праву до недавнего времени вопрос о принципах даже не ставился. Лишь авторы учебников последних лет обращаются к вопросу о принципах.

Принцип — это руководящая идея, правильно отражающая существенные свойства общественных явлений и  общественные отношения, направляющая поведение людей в соответствии с объективной закономерностью  исторического развития.9 Конкретизированная применительно к той или иной области общественных отношений  и закрепленная в законодательном  порядке руководящая идея становится правовым принципом.

Таким образом, правовой метод есть не что иное, как специфически присущий для данной отрасли права способ воздействия на общественные отношения, содержанием которого является проведение в жизнь руководящих идей, направляющих поведение людей в конкретной области общественных отношений.

Важнейшей руководящей идеей, положенной в основу регулирования земельных  отношений, является идея о том, что  только советское социалистическое государство может быть собственником  земли, ее недр, лесов, вод и других объектов природы. Закрепленная в нормах земельного права, эта идея получила свое выражение в принципе исключительности права государственной социалистической собственности на землю, ее недра, леса, воды и другие объекты природы  и неуклонно проводится в жизнь.

Специфически свойственным советскому земельному праву является принцип  безвозмездности земельных отношений, неразрывно связанный с принципом  исключения объектов природы из сферы  гражданского оборота.

Идея безвозмездности земельных  отношений, закрепленная в земельном  законодательстве, находит свое объяснение в том, что объекты природы, как  материальные предметы, имеют потребительную стоимость, но не имеют стоимости. Поскольку они могут или непосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ — по поводу их возникают общественные отношения имущественного характера. Но будучи лишенными стоимости объекты природы делают эти отношения безвозмездными. В условиях социалистического способа производства земельные отношения впервые приобретают свое естественное состояние.

Было бы неправильным поэтому считать  строго целевое использование земли, ее недр и других объектов природы  особым и самостоятельным принципом  земельного права. Целевое использование  объектов природы есть не что иное как проявление принципа плановости в земельном праве.

 

Заключение

Методы земельного права. Этот вопрос заслуживает пояснения. Административно-правовому методу регулирования общественных отношений  характерно проявление «власти и  подчинения». Этот метод не исключен и в земельных отношениях. Но когда, в каких случаях он применим?

Участники административных правоотношений не равноправны, ибо  один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно  и вовремя исполнять. Так, административно-правовым методом регулируются предоставление и изъятие земли для целей  обороны, охраны природы, прокладки  коммуникаций, а также некоторые  другие отношения, например в области  государственного контроля за правильным использованием земель; при регулировании  отношений первичного и вторичного землепользования — в той части  этих отношений, в которой присутствует общегосударственный интерес; при  межхозяйственном и внутрихозяйственном  землеустройстве — опять-таки в  той части, в какой органы землеустройства  правомочны давать обязательные предписания  землепользователям; при разрешении земельных споров и т. п.

Важно, однако, всегда иметь  в виду, что административный метод, будучи закрепленным в законе, распространяется не на все виды земельных отношений, а лишь на те, где он является необходимым  и полезным для практики. Если это  забывалось, то неизбежны были нарушения  законности, масштабы которых возрастали по мере искажений в понимании  методов регулирования земельных  отношений. Так, на стадии предоставления земли в долевую собственность  граждан при реорганизации колхозов и совхозов может применяться  административный метод, поскольку  государство, решая важные социально-экономические  проблемы, выступает не только как  собственник земли, но в первую очередь  как орган власти. Однако на следующей  за этим стадии — при внутрихозяйственном  планировании и организации использования  земли — применение этого метода значительно ограничено или вовсе  недопустимо, что видно на примере  сельского хозяйства.

Современное российское законодательство расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную  деятельность. В отличие от административно-правового метода здесь применяется метод свободного дозволения, т. е. свободного усмотрения землепользователей и принятия ими своих собственных решений. Земельный закон дает правомочие землепользователю (или по терминологии теории права — «управомочивает») свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв и т. п.

 

 В экономически развитых  странах кадастр земель и другой  недвижимости прошел этапы становления  и развития на протяжении последних  200-400 лет. В настоящее время  эти государства имеют юридически  полноценный, организационно оформленный  инструмент учета и ведения  налогообложения, что является  важнейшей составляющей экономической  и социальной стабильности государства.

 Учитывая современные  технические возможности по сбору,  обработке, хранению и выдаче  данных о кадастре, его возрастающее  значение, изменения, происходящие  в общественном переустройстве  России, опыт ведущих европейских  стран, США и Канады, целесообразно  сформировать современный подход  к структуре кадастров России, и городского кадастра в частности,  решить правовые и юридические  вопросы создания, ведения и мониторинга  кадастра. Это касается не только  отдельных видов кадастра, но и системы Государственного кадастра России, для успешного воплощения которого необходимо подготовить и принять соответствующие законодательные и нормативно-технические акты и как можно быстрее разработать стандарты на термины и определения.

 Конечным продуктом  при ведении государственных  кадастров должны быть банки  кадастровой информации. Пользователями  информации, хранящейся в таких  банках данных, могут быть органы  управления территориями, администрации  городов, областей, краев, республик  в составе Российской Федерации  и Федеральные органы управления.

 Для того, чтобы эффективно  возможности банков данных использовались  органами управления, необходимо  соблюдение трех условий.

1. Любой банк кадастровых  данных должен содержать достоверную  и полную информацию о кадастрах.

2. Доступ заинтересованных  служб к кадастровой информации, хранящейся в банках данных, должен  быть мгновенным, что достижимо  благодаря терминальной связи  между банками данных и соответствующими  службами.

3. Форматы и классификаторы  банков данных всех объектов  кадастровой информации должны  быть едиными.

 В настоящее время  отмечается неудовлетворительное  положение в области учета  природных и муниципальных объектов, что приводит к значительным  экономическим потерям, снижению  доходов федерального и местного  бюджетов и другим негативным  результатам. Государственные кадастры, созданные в условиях отраслевого  управления экономикой, отличаются  ведомственной разобщенностью, несовместимостью  содержащейся в них информации, а поэтому не могут служить  для комплексной оценки объектов  и ресурсов.

Информация о работе Регулирование земельных отношений