Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:14, дипломная работа
Целью работы является исследование основ государственного регулирования социально-экономических процессов в России и в Волгоградской области.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- проанализировать эволюцию государственного вмешательства в экономику на протяжении всего исторического периода существования института государства и рынка;
- выявить особенности кризисной и посткризисной экономики в контексте государственного регулирования стабилизационных процессов;
- рассмотреть традиционные и современные функции государства в эффективном регулировании экономических процессов;
- разработать новый подход к государственному регулированию экономики на базе интеграции государственного и рыночного регулирования;
- выработать рекомендации для выбора оптимальной модели государственного регулирования экономики в России.
Введение
1. Теоретическая глава. Государственное регулирование экономики и его место в развитии рыночных отношений с точки зрения теории
1.1 Генеральная цель государственного регулирования экономики и дерево целей в России
1.2 Объекты, средства и этапы государственного регулирования рыночной экономики в России
1.3 Границы государственного регулирования в России
2. Практическая глава. Анализ роли государственного регулирования в развитии рыночных отношений в Волгоградской области
2.1 Исследование опыта государственного регулирования экономики в Волгоградской области
2.2 Государственное регулирование отношений собственности и предпринимательства как залог перспективного развития рыночной экономики (на примере Волгоградской области)
2.3 Анализ инвестиционной и фискальной политики в Волгоградской области в современных условиях
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
6. Среди важных элементов регулирования, созданных в России, следует отметить деятельность Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле, различных ассоциаций товаропроизводителей и др. К этому следует добавить разработанные Центральным банком России различные инструменты кредитно-денежной политики, установление валютного коридора и др.
7. В силу специфики России и ряда объективных препятствий процесс формирования широкой сети действенных механизмов государственного регулирования потребует еще значительного периода времени. Но уже теперь можно говорить о формировании функциональных направлений регулирования экономики государством. Экономические функции современного государства многообразны и сложны.
На основе проведенного анализа экономики современной России можно предложить следующее:
1.Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной защиты и социального обеспечения, т.к. существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы.
2. Должна быть, как можно скорее усовершенствована политика в отношении предприятий государственного сектора. Из-за неумелого управления в нашей стране идет тенденция окончательной приватизации того, что еще не было приватизировано. Действия правительства часто бывают, непродуманны, что приводит к недопустимым ошибкам.
3. Налоговая
система должна быть гибкой и динамичной.
Она должна быть готова в максимально
короткий срок подстраиваться к разным
новшествам, возникающим на рынке. Главным
препятствием в достижении такой подвижности
является процесс законодательного обеспечения
налогового процесса.
№ | Термин | Понятие |
1 | Перераспределение доходов | Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов |
2 | Конкуренция | Служит основным регулирующим механизмом в экономике. При конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. |
3 | Монополизм и инфляция | Это две тяжелые «хронические болезни» рыночной экономики, которая нуждается в проведении антимонопольной и антиинфляционной профилактики |
4 | Антициклическая политика | Состоит в том, что во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. |
5 | Региональная политика | Осуществляется
при помощи финансовых стимулов и
государственных |
6 | Реализация национальных интересов | Предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое |
7 | Разгосударствление экономики | Избавление ее от чрезмерной государственной активности |
8 | Экстерналии | Внешние эффекты характеризуются возникновением в результате рыночных отношений между одними лицами ущерба или дополнительных издержек у других лиц, не являющихся субъектами данных отношений |
9 | Социальные экстерналии | Такие явления, как бедность, преступность, безработица, охватывающие ту часть населения, которая оказывается за рамками рыночных отношений: больных, престарелых, многодетных, профессионально не пригодных |
10 | Инвестиции | вложение капитала в объекты предпринимательской и/или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта |
11 | Административно-командная система централизованная плановая, коммунистическая) | экономическая система, господствовавшая ранее в СССР, странах Восточной и Центральной Европы и ряде азиатских государств. Ее отличительные особенности — «общественная» (в реалии государственная) собственность на все виды производственных ресурсов, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное планирование как основа хозяйственного механизма |
12 | Бизнес-план | подробный, четко структурированный документ, описывающий состояние предприятия (фирмы), его цели, пути их достижения и ожидаемые результаты |
13 | Валовой внутренний продукт (ВВП) | добавленная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах экономики страны независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны |
14 | Валовой национальный продукт (ВНП) | добавленная стоимость всего объема продукции и услуг во всех сферах национальной экономики независимо от территориального местоположения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом) |
15 | Внутриотраслевая конкуренция | соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции |
16 | Демонополизация экономики | предупреждение,
ограничение и пресечение монополистической
деятельности (т.е. действий хозяйствующих
субъектов и органов |
17 | Инвестиционные льготы | льготы, предоставляемые преимущественно в виде субсидий, снижения и отсрочки уплаты налогов инвесторам в случае соответствия их капиталовложений целям и условиям государственных экономических программ |
18 | Коммерческая деятельность | деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц (физических и юридических) с целью получения коммерческой выгоды |
19 | Конкурентоспособность фирмы | реальная и
потенциальная способность |
20 | Малая и большая приватизация | в первом случае создаются индивидуальные частные предприятия, мелкие кооперативы или небольшие общества с ограниченной ответственностью, во втором — акционерные общества, акции которых чаще всего имеют хождение на фондовой бирже |
Список
использованных источников
Нормативно-правовые акты
Научная литература
Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры
Приложение Б
Правовое
регулирование рыночных
отношений
|
Расходы консолидированного бюджета относительно объема ВВП по ряду стран мира (в %)
Страна | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Россия | 26,8 | 31,6 | 29,9 | 27,5 |
Казахстан | 23,2 | 22,1 | 23,0 | 22,6 |
Чехия | 38,3 | 41,9 | 41,6 | 40,0 |
Аргентина | - | 29,3 | 28,7 | 27,1 |
Великобритания . | 39,2 | 41,1 | 42,5 | 42,9 |
Япония | 47,4 | 48,0 | 48,5 | 47,3 |
Дания | 54,3 | 55,9 | 56,0 | 56,1 |
Германия | 49,5 | 49,3 | 50,5 | 50,5 |
Финляндия | 50,6 | 52,5 | 53,1 | 52,9 |
Франция | - | 34,6 | 35,2 | 34,9 |
США | - | 38,9 | 38,4 | 37,5 |
Канада | 34,4 | 35,7 | 35.0 | 35,1 |
Австралия | 32,1 | 32,0 | 32,4 | 33,5 |
ЮАР | - | 35,5 | 35,0 | - |
Структура бюджетного финансирования отраслей социальной сферы в 2008 г. (в млрд. руб.)
|
Приложение
Д
Относительные
показатели эффективности государственного
и негосударственного секторов России
в промышленности (в %)
Отрасль промышленности | Относительная производительность труда | Относительная фондоотдача | Интегральная эффективность | |||
Государственного сектора | Негосударственного сектора | Государственного сектора | Негосударственного сектора | Государственного сектора | Негосударственного сектора | |
Вся промышленность | 67,8 | 105,6 | 84,9 | 102 | 76,3 | 103,8 |
В том числе: | ||||||
Электроэнергетика | 89.4 | 101.2 | 131 | 97.6 | 110.2 | 99.4 |
Топливная | 28.7 | 111.2 | 81.3 | 100.9 | 55 | 106.1 |
черная металлургия | 45.6 | 103.3 | 66,7 | 101,4 | 56,1 | 102,3 |
цветная металлургия | 93,4 | 101,3 | 57,4 | 115,9 | 75,4 | 108,6 |
химическая и нефтехимическая | 55,2 | 107,6 | 59,3 | 106,4 | 57,2 | 107 |
машиностроение и металлообработка | 96,3 | 101 | 101,5 | 99,6 | 98,9 | 100,3 |
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная | 49,5 | 105,9 | 547 | 104,8 | 52,1 | 105,3 |
производство строительных материалов | 72,9 | 101,7 | 66,2 | 102,4 | 69,5 | 102 |
Стекольная | 38,6 | 102,8 | 23 | 106,2 | 30,8 | 104,5 |
Легкая | 79 | 101,4 | 87,5 | 100,7 | 83,3 | 101,1 |
Пищевая | 71 | 103 | 53,2 | 106,6 | 62,1 | 104,8 |
Микробиологическая | 96,6 | 102,4 | 81,5 | 117,9 | 89,1 | 110,2 |
мукомольно-крупяная и комбикормовая | 69,1 | 106,7 | 68 | 107,1 | 68,5 | 106,9 |
Медицинская | 86,3 | 103,1 | 67,8 | 109,8 | 77,1 | 106,4 |
Полиграфическая | 109,6 | 91,2 | 88,4 | 117 | 99 | 104,1 |