Государственное регулирование экономики и его место в развитии рыночных отношений с точки зрения теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:14, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование основ государственного регулирования социально-экономических процессов в России и в Волгоградской области.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- проанализировать эволюцию государственного вмешательства в экономику на протяжении всего исторического периода существования института государства и рынка;
- выявить особенности кризисной и посткризисной экономики в контексте государственного регулирования стабилизационных процессов;
- рассмотреть традиционные и современные функции государства в эффективном регулировании экономических процессов;
- разработать новый подход к государственному регулированию экономики на базе интеграции государственного и рыночного регулирования;
- выработать рекомендации для выбора оптимальной модели государственного регулирования экономики в России.

Оглавление

Введение
1. Теоретическая глава. Государственное регулирование экономики и его место в развитии рыночных отношений с точки зрения теории
1.1 Генеральная цель государственного регулирования экономики и дерево целей в России
1.2 Объекты, средства и этапы государственного регулирования рыночной экономики в России
1.3 Границы государственного регулирования в России
2. Практическая глава. Анализ роли государственного регулирования в развитии рыночных отношений в Волгоградской области
2.1 Исследование опыта государственного регулирования экономики в Волгоградской области
2.2 Государственное регулирование отношений собственности и предпринимательства как залог перспективного развития рыночной экономики (на примере Волгоградской области)
2.3 Анализ инвестиционной и фискальной политики в Волгоградской области в современных условиях
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование его место и роль в развитии рыночной экономики.doc

— 502.00 Кб (Скачать)

     Одним из таких очень важных нововведений стали принципы федерализма (которые, правда были провозглашены ещё на советском этапе истории страны, в 1918г.- что отразились в названии РСФСР - но они так и остались только на бумаге и практического развития не получили). Только после распада СССР федеративные отношения стали основой государственного устройства молодого российского государства.

          Прошедшие годы показали, что федерация - единственно возможная на данном этапе истории форма существования такого огромного и многонационального государства как  Россия. Но единство и будущее процветание страны могут быть обеспечены только такой формой отношений между федеральным центром и субъектами федерации, которая учитывает как интересы отдельных регионов, так и всего государства в целом. Именно это и призвана обеспечить региональная политика, которая в современной России приобрела чрезвычайно важное значение, стала ведущей в развитии нашего государства26.

     Программа социально-экономического развития Волгоградской области на 2008-2010 годы (далее - Программа) ориентирована на определение и формирование стратегических направлений развития области на период 2008-210 годы.

     Учитывая  среднесрочный характер Программы, именно на нее ложится задача преодоления кризисного состояния и перехода к устойчивому развитию экономики области.

     При разработке Программы учитывалось, что, несмотря на то, что Волгоградская область занимает ведущее положение среди регионов России, основные параметры экономической среды, в которой ей приходится функционировать, задаются и во многом зависят от экономической политики федерального центра.

     Исходя  из вышесказанного и на основе проведенного анализа итогов социально-экономического развития области за последние годы, сформулированы наиболее важные цели на период до 2010 года:

  • достижение финансовой устойчивости экономики области;
  • принципиальное улучшение экономической среды, способствующее привлечению значительных частных инвестиций;
  • повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий на основе структурных преобразований;
  • повышение уровня жизни и занятости населения.

     Для достижения этих целей необходимо сосредоточить  усилия на решении следующих задач:

  • сохранение и развитие инновационного типа развития региона, поддержка предприятий и отраслей, производящих товары и услуги с высокой эластичностью по доходу и высоким ростом по производительности, обеспечение необходимых условий для создания современных конкурентоспособных производств;
  • обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в производстве. Повышение на этой основе эффективности работы предприятий и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
  • проведение глубоких институциональных изменений в области. Поддержка института частной собственности и обеспечение безопасности предпринимательства;
  • проведение налоговой политики, стимулирующей увеличение объемов производства продукции и экспорта, создание благоприятного климата в области для привлечения инвестиций;
  • совершенствование и развитие системы управления государственной собственностью в акционерных обществах, осуществление государственного контроля за их деятельностью;
  • ликвидация неплатежей, упорядочение и экономия государственных расходов;
  • оказание адресной социальной защиты малообеспеченным гражданам;
  • регулирование трудовых отношений, усиление правовой защищенности граждан и организаций в сфере экономики27.

     Реализация в полной мере этих задач позволит создать более благоприятные макроэкономические условия для развития области.

     Макроэкономические  условия развития экономики Волгоградской  области на 2008-2010.

     В экономике региона остро ощущается  недостаток стимулов экономического роста и увеличения эффективности использования природно-ресурсного и производственного потенциала, рационализации размещения производительных сил, реструктуризации экономики. Осуществляемая в Российской Федерации экономическая политика имеет фискальную направленность и не создает для предприятий стимулов и условий для развития производства.

     Основными общеэкономическими проблемами, сдерживающими  развитие региона, являются:

  • острый финансовый кризис, снижение мировых цен на сырьевые составляющие российского экспорта;
  • нарастание бюджетного дефицита;
  • кризис платежей;
  • ослабление роли государства в регулировании экономического развития;
  • несовершенство законодательной базы;
  • сложность налоговой системы, большая налоговая нагрузка на предприятия;
  • отсутствие реального бюджетно-налогового федерализма.

     Региональные  проблемы в определенной степени  обусловлены общеэкономическим  кризисом; к их числу относятся:

  • структурная несбалансированность секторов экономики области;
  • разрыв между располагаемым производственным потенциалом области и ограниченным спросом на производимую продукцию;
  • обострение проблемы сбыта из-за высокой стоимости продукции полной технологической готовности;
  • низкая загрузка производственного, научно-технического и трудового потенциала;
  • высокая ресурсоемкость производственного сектора;
  • высокая инвестиционная потребность;
  • отсутствие у предприятий и организаций собственных оборотных средств для оживления производства при высоких ставках банковских кредитов28.

     Негативное  влияние на социально-экономическое развитие области в прогнозируемом периоде окажет рост инфляции и цен предприятий-производителей.

     По  оценке специалистов, если инфляция превышает 40% в среднем за год, то прекращается нормальное развитие экономики.

     В создавшихся макроэкономических условиях уровень инфляции (потребительские  цены) за весь период прогнозирования может составить 16 - 25% по отношению к 2007 году, цен производителей на промышленную продукцию - 15 - 27%.

     Поэтому преодоление инфляции, снижение ее до относительно «безопасного» уровня (15-20% в год) без дальнейшего сокращения производства и падения жизненного уровня населения вновь становится одной из главных стратегических задач области на среднесрочную перспективу. Уровень инфляции в регионе в основном является результатом макроэкономических соотношений, формируемых на федеральном уровне. Наибольшее воздействие на уровень цен оказывают денежная политика, способы покрытия дефицита федерального бюджета, налоговая политика, политика в отношении естественных монополий, продукция которых составляет значительную часть затрат предприятий, таможенная политика и др. В настоящее время естественные монополии предлагают проводить скоординированную политику сдерживания цен на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки, не допуская резкого повышения цен. В случае последовательного проведения политики сдерживания инфляционных процессов можно ожидать незначительного повышения цен в отраслях, производящих товары и оказывающих услуги.

     В то же время в области имеются внутренние ресурсы и конкурентные преимущества для активизации экономической деятельности:

  • достаточный ресурсный потенциал, активизация которого позволит производить конкурентоспособную продукцию и реализовать некапиталоемкий вариант развития большинства отраслей экономики (неиспользуемые промышленные мощности, трудовые, материальные и энергетические ресурсы, научно-технический потенциал);
  • наличие в регионе привлекательных для инвесторов промышленных объектов и др.

     От  совокупного влияния вышеуказанных факторов, от того, насколько удастся нейтрализовать негативные и развить позитивные факторы, зависят варианты сценария развития области в прогнозируемом периоде.

     Первый  вариант возможен в случае превалирования позитивных факторов развития и при  максимальной реализации условий эффективного социально-экономического развития области; второй вариант предполагает частичную реализацию этих условий.

     По  первому варианту прогноза среднегодовые  темпы изменения общего валового выпуска продукции, работ и услуг  составят 3,4%, за весь прогнозируемый период - 11,6%; по второму варианту предполагается среднегодовое снижение -1% и темп снижения за весь период – 9,7%.

     Повышение уровня цен на сырье, материалы, комплектующие  изделия, энергоресурсы повлияют на увеличение затратности производства и соответственно снижение уровня добавленной стоимости товаров и услуг. В свою очередь реализация организационно-технических мер на предприятиях, направленных на внедрение ресурсосберегающих технологий, режим экономии и др., будет сглаживать влияние ценового фактора.

     В итоге темпы изменения валового регионального продукта в прогнозируемом периоде будут в пределах 96,9-109,4% по отношению к уровню 2007 года. Начало роста валового регионального продукта можно ожидать к середине 2009 года в условиях первого варианта и в 2010 году в условиях второго варианта.

     Условия достижения прогнозных величин макроэкономических показателей следующие:

     Микроуровень:

  • реформирование и реструктуризация предприятий;
  • наращивание оборотных средств предприятий;
  • переориентация предприятий на производство конкурентоспособной продукции.

     Макроуровень: Проведение продуманной финансово-кредитной политики, направленной на:

  • снижение уровня инфляции;
  • совершенствование налоговой системы;
  • возрождение кредитно-банковской системы;
  • усиление государственного влияния на деятельность естественных монополий;
  • стимулирование инвестиционной активности;
  • защиту отечественных товаропроизводителей29.

     На  парламентских слушаниях в Государственной  Думе речь шла о государственной  стратегии регионального развития Р.Ф., о единстве национальной и региональной политики как условии территориальной целостности страны.

       Главная задача государственной  стратегии политики – в сохранении  страны как единого федеративного  государства. Т.о., региональная политика – это правовая, экономическая, социальная деятельность центрального и регионального управления по оптимизации взаимодействия Федерации и регионов для достижения максимального эффективного развития как страны в целом, так и регионов.

     Современная региональная политика в России проводится на различных уровнях: государственная стратегия регионального развития, политика регионов (субъектов Федерации), локальная политика местного самоуправления.

     Государственная стратегия вырабатывается на федеральном  уровне и не может быть обобщением политики регионов. Она ориентирована на приоритет общенациональных интересов. Сущность государственной стратегии регионального развития заключается в деятельности, направленной на согласование интересов государства, регионов, местного само управления, различных субъектов собственности, национально-территориальных общностей и всех граждан России.

     Цели  стратегии: сохранение целостности  государства, единство экономического, социального, конституционно-правового  пространства, обеспечение равенства граждан и народов России независимо от места их проживания, ликвидация фактического социально-экономического неравенства субъекта Федерации, обеспечение геостратегических и геополитических интересов России в сфере регионального развития, обоснование и разработка принципов рационального природопользования и сохранения среды обитания человека во всех регионах, эффективное использование в общегосударственных интересах многообразия вариантов региональной модернизации.

Информация о работе Государственное регулирование экономики и его место в развитии рыночных отношений с точки зрения теории