Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:14, дипломная работа
Целью работы является исследование основ государственного регулирования социально-экономических процессов в России и в Волгоградской области.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- проанализировать эволюцию государственного вмешательства в экономику на протяжении всего исторического периода существования института государства и рынка;
- выявить особенности кризисной и посткризисной экономики в контексте государственного регулирования стабилизационных процессов;
- рассмотреть традиционные и современные функции государства в эффективном регулировании экономических процессов;
- разработать новый подход к государственному регулированию экономики на базе интеграции государственного и рыночного регулирования;
- выработать рекомендации для выбора оптимальной модели государственного регулирования экономики в России.
Введение
1. Теоретическая глава. Государственное регулирование экономики и его место в развитии рыночных отношений с точки зрения теории
1.1 Генеральная цель государственного регулирования экономики и дерево целей в России
1.2 Объекты, средства и этапы государственного регулирования рыночной экономики в России
1.3 Границы государственного регулирования в России
2. Практическая глава. Анализ роли государственного регулирования в развитии рыночных отношений в Волгоградской области
2.1 Исследование опыта государственного регулирования экономики в Волгоградской области
2.2 Государственное регулирование отношений собственности и предпринимательства как залог перспективного развития рыночной экономики (на примере Волгоградской области)
2.3 Анализ инвестиционной и фискальной политики в Волгоградской области в современных условиях
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
К
традиционным задачам стратегии следует
отнести сочетание поддержки отдельных
регионов с государственным стимулированием
экономической активности на всей территории:
развитие специализации хозяйств и регионов
с одновременным укреплением единого
экономического пространства Р.Ф., государственную
поддержку регионов с наиболее сложными
социально-экономическими и демографическими
условиями, продолжение формирования
территориально-
Среди новых задач – осуществление функций экономического, политического, правового характера, обеспечивающих конституционно зафиксированную самостоятельность регионов, становление региональных и общероссийских рынков; приведение социально-экономического развития регионов в соответствие с новыми геополитическими реальностями и их фактической ролью в достижении стратегических интересов Федерации; преодоление претензий отдельных республик на роль субъектов международного права; обеспечение прав национальных меньшинств, коренных, аборигенных и многочисленных народов Р.Ф.
Говоря
о механизмах реализации государственной
стратегии регионального
Для улучшения взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти необходимо укрепить нормативно-правовую базу; провести изменение бюджетно-налоговой системы путём разделения источников налоговых поступлений между федеральным, региональным и муниципальном уровнями; корректировку статуса территорий, осуществляемую на основе рационального районирования страны, как функции Федерации, призванной способствовать совершенствованию организации народного хозяйства. Главная цель региональной политики в социальной области состоит в существенном улучшении качества и уровня жизни граждан России.
Региональная
политика призвана способствовать развитию
интеграции субъектов Федерации
в едином экономическом пространстве
при их хозяйственной
В
конечном итоге направление социально-
2.3
Анализ инвестиционной и фискальной политики
в Волгоградской области в современных
условиях
Не смотря на то, что Россия достигла определенного уровня экономического развития, механизм государственного регулирования экономики в регионах и в частности в Волгоградской области, пока далек от совершенства. Некоторую трудность в процессе его становления обусловил современный экономический кризис, поскольку многие пункты государственного регулирования сейчас подлежат пересмотру ввиду многих изменившихся условий.
Наиболее хорошо в Волгоградской области развита законодательная база обуславливающая деятельность экономических субъектов. Усиленно развивается финансовая политика, производится реформирование налоговой системы, хотя она еще очень далека от идеала. Предпринимаются попытки улучшить благосостояние население путем увеличения областных пособий и надбавок к пенсиям. По прежнему, однако, не принимается никаких продуктивных действий для того, чтобы несколько понизить уровень социальной напряженности в области. Также не очень эффективно действует утвержденный законодательством проект по снижению безработицы, поскольку уровень безработицы в 2008 году снизился всего на 0.7% (9.3 в 2006 и 8.6 – в 2005, соответственно).
Несомненно, государство во многом пользуется политикой принуждения, основанной на авторитете правительственной власти, например, при выдаче лицензий предприятиям.
В настоящее время в России идет этап становления механизма налогового регулирования посредством реформирования налоговой системы. Безусловно, совершенствование налогового законодательства является актуальной задачей, поскольку существующее налоговое бремя для предприятий – основной экономический дефект российской системы налогообложения. В прочем, ее фискально-карательный характер постепенно снижается за счет снижения налоговой базы и ставок по отдельным налогам, введение новых более прогрессивных налогов и сборов, одновременно проводится ужесточение финансовых санкций и условий налогообложения31.
По мнению специалистов, правовая форма налогообложения также весьма несовершенна. Налоговое законодательство излишне усложнено, страдает неполнотой, противоречивостью. Причем страдают от этого несовершенства в равной степени и государство, и налогоплательщиков. Попытки устранить эти недостатки путем многочисленных, наслаивающихся друг на друга изменений и дополнений действующих законодательных актов приводят лишь к еще большему усложнению и деформации правовой базы налогообложения, создавая почву для налоговых нарушений со стороны плательщиков и налоговых органов.
Несмотря на вышеперечисленные трудности, именно в сфере налогообложения и проявляется львиная доля государственного регулирования экономики в Волгоградской области. Причина этого ясна: в Волгоградской области налоговые поступления в государственный бюджет играют ключевую роль. Например: в 2008 году налоговые поступления в государственный бюджет составили 81,5% от общего числа поступлений.
В последнее время политика администрации Волгоградской области направлена на увеличение поступлений в областной и местный бюджет налогов. Но, несмотря на это существует довольно большое количество льгот по данной группе налогов
Не менее развито в России также применение акцизного налога (например, на нефтепродукты). Основной функцией акцизного налога является пополнение государственного бюджета, но, не смотря на это, существует большое количество льгот.
Также областным законодательством предусмотрена выдача пособий неимущим или малообеспеченным слоям населения, (например, ежемесячная денежная выплата инвалидам войны в Афганистане).
Однако по-прежнему существует множество изъянов в российском и областном регулировании экономики. Недостаточными являются механизмы и гарантии защиты интересов и прав предпринимателей. В качестве примера, можно привести одну из проблем налогового законодательства - несовершенство процедуры сбора и подачи документов на получение тех или иных льгот, а также необоснованно раздутый бюрократический аппарат.
Государственное
регулирование в сфере
Государство как инвестор.
Активизируя или сдерживая инвестиционную политику путем непосредственного наращивания или сокращения государственных капиталовложений, государство оказывает воздействие на общую экономическую конъюнктуру в стране, развитие национальной экономики. Активизация инвестиционной деятельности в государственном секторе провоцирует спрос на инвестиционные товары и рабочую силу не только в государственном секторе, но и в частном, во всех отраслях народного хозяйства. Государственные инвестиции следует рассматривать в качестве первоначального импульса для активизации хозяйственной деятельности в стране.
Стимулирование инвестиционной деятельности и привлечение иностранного капитала.
Государство
обладает значительным набором финансово-
Одновременно
государство постоянно оказывает поддержку
сельскохозяйственным экономическим
агентам путем закупок урожая, льготного
кредитования, субсидирования, поддержания
паритета цен на их продукцию и продукцию
промышленности, используемую в сельскохозяйственном
производстве. Значительной государственной
поддержкой пользуется и малый бизнес
в форме разнообразных льгот и поощрений,
особенно на первоначальной стадии функционирования,
а также при выходе на внешние рынки. Все
это увеличивает возможности накопления
капитала.
Заключение
В
целом трудно переоценить роль государства
в экономике. Оно создает условия
для экономической
Таким образом, современная система государственного регулирования России требует скорейшей модернизации, стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики.
В завершении работы можно сделать следующие обобщающие выводы:
2.
В условиях рынка
3.
Многие экономисты признают, что
государственное регулирование
экономики — это
4. Государство вмешивается в жизнь рынка только в той степени, в которой требуется для поддержания устойчивости макроэкономического равновесия, для обеспечения работы механизма конкуренции или для контроля над теми рынками, на которых условия свободной конкуренции не осуществимы.
5. В настоящее время сложно говорить о России как об едином национальном хозяйстве, о ее экономике как о целостной системе, поддающейся объективному количественному анализу. Еще достаточно трудно прогнозировать возможность создания действенных механизмов саморегуляции в российской экономике. В ходе экономических преобразований в России создаются лишь отдельные элементы функциональных экономических систем, из которых в перспективе должны сформироваться действенные механизмы саморегуляции.