Государственное регулирование экономики и его место в развитии рыночных отношений с точки зрения теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:14, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование основ государственного регулирования социально-экономических процессов в России и в Волгоградской области.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- проанализировать эволюцию государственного вмешательства в экономику на протяжении всего исторического периода существования института государства и рынка;
- выявить особенности кризисной и посткризисной экономики в контексте государственного регулирования стабилизационных процессов;
- рассмотреть традиционные и современные функции государства в эффективном регулировании экономических процессов;
- разработать новый подход к государственному регулированию экономики на базе интеграции государственного и рыночного регулирования;
- выработать рекомендации для выбора оптимальной модели государственного регулирования экономики в России.

Оглавление

Введение
1. Теоретическая глава. Государственное регулирование экономики и его место в развитии рыночных отношений с точки зрения теории
1.1 Генеральная цель государственного регулирования экономики и дерево целей в России
1.2 Объекты, средства и этапы государственного регулирования рыночной экономики в России
1.3 Границы государственного регулирования в России
2. Практическая глава. Анализ роли государственного регулирования в развитии рыночных отношений в Волгоградской области
2.1 Исследование опыта государственного регулирования экономики в Волгоградской области
2.2 Государственное регулирование отношений собственности и предпринимательства как залог перспективного развития рыночной экономики (на примере Волгоградской области)
2.3 Анализ инвестиционной и фискальной политики в Волгоградской области в современных условиях
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование его место и роль в развитии рыночной экономики.doc

— 502.00 Кб (Скачать)

     В качестве составных частей и одновременно инструментов государственной монетарной политики выступает политика рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика резервирования, политика обеспечения ликвидности. Все эти инструменты вместе взятые позволяют регулировать денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты и тем самым оказывать косвенное влияние на динамику рыночных цен, уровни инфляции, товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, рыночный обмен, доходы и расходы субъектов рынка.

     Единство  фискальной и монетарной политики представляет собой несущую конструкцию государственной экономической политики в странах с рыночной экономикой.

     Любое государство проводит социальную политику. К ней относится деятельность государства по помощи малоимущим через различные социальные программы, проведение определенной политики в сфере занятости, деятельность государства в области образования, медицины, культуры и т.д.

     Социальные  аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения, в особенности ведущих групп. Различные формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики.

     В числе важных инструментов экономической  политики - государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, распространяющееся на область экономических отношений с другими странами, охватывающее внешнюю торговлю, международные научно-технические и культурные связи, осуществление совместных программ, привлечение иностранного капитала. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует в качестве инструментов внешнеэкономической политики валютные ограничения и валютные интервенции, квотирование, лицензирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Значительную роль во внешнеэкономической политике играют политические и оборонные аспекты, проблемы использования богатств Мирового океана, воздушно-космического пространства, охраны окружающей Среды, международной безопасности.

     Все инструменты проведения экономической  политики тесно взаимосвязаны. И  при принятии решений в одной  сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменение в государственных расходах и налогах, т.е. в фискальной политике, требует изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других7.

     Для истории становления и развития рыночной экономики характерны постоянные колебания от периодов расширения роли государства в экономике к периодам его относительного сужения и обратно. В экономической науке также не выработано единого мнения по вопросу государственного вмешательства в экономику. Постоянно ведутся споры о том, решение каких проблем следует оставить рынку, а какие возложить на государство.

     Таким образом, экономическая политика - это  проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. Экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа и в которой находят достаточное отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано. 

     1.2 Объекты, средства и этапы государственного регулирования рыночной экономики в России 
 

     Государственное регулирование экономики как  системное явление предполагает наличие объектов и субъектов.

     Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, экономика в целом, то есть все  то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

     В последние десятилетия спектр объектов регулирования значительно расширился. Объектами государственного регулирования  в большей степени становятся общие условия существования и развития общества. К ним относятся проблемы окружающей среды и сфера международного сотрудничества, оборонные и энергетические объекты, а также организации, выполняющие общегосударственные функции, в том числе обеспечивающие военно-экономическую безопасность. Государство берет на себя заботу о производстве общественных товаров и услуг. Оно финансирует расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и расходы на социальные нужды8.

     К основным объектам ГРЭ относятся: структура  экономики в ее отраслевом, региональном, секторальном и воспроизводственном аспектах. Экономические циклы; формы собственности; материальные и финансовые ресурсы страны и др. Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике.

     Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять  потребность экономики в квалифицированных  и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям.

     Особое  внимание государственное регулирование  экономики уделяет обращению  денег. Основное направление регулирования  денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики.

     Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

     Объекты государственного регулирования экономики различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой – вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы9.

     Субъектами  государственного  регулирования  экономики являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент  Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство  Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий  между органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется конституцией, федеральными и иными договорами о разграничении объектов ведения и полномочий10.

     К государственному аппарату, регулирующему  экономическое развитие страны, помимо трех ветвей власти, относится Центральный  Банк Российской Федерации (банк России).

     Фактически, объекты государственного регулирования  экономики - это все те сферы, отрасли, а также ситуации и явления социально-экономической жизни государства, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как скорейшее решение этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

     Основные  объекты государственного регулирования  экономики это:

  • экономический цикл;
  • секторальная, отраслевая и локальная структура хозяйства;
  • условия накопления капитала;
  • занятость и безработица;
  • денежное обращение;
  • платежный баланс;
  • цены и их колебания;
  • условия конкуренции;
  • социальные отношения, социальное обеспечение;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • окружающая среда и регулирование экологии;
  • внешнеэкономические и политические связи.
 

     Немаловажным  объектом государственного регулирования  экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация  прибыли всегда служат главной целью  хозяйственной деятельности в рыночной экономике11.

     Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям.

     Особое  внимание государственное регулирование  экономики уделяет обращению  денег. Основное направление регулирования денежного обращения-это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики.

     Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования  являются цены. Динамика и структура  цен объективно отражают состояние  экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

     Объекты государственного регулирования экономики  различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов  решений. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой – вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы.

     Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

     Административные  средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

     Например, французские власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они не увеличивали налоги на новые предприятия, не ввели драконовские штрафы – это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство.

     Или правительство Нидерландов разрешило  использовать бывшую военно-морскую  базу в качестве пассажирского и  торгового порта, создав, таким образом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная активность.

     Административные  средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера  действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием  минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

     Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

     Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики – это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.

Информация о работе Государственное регулирование экономики и его место в развитии рыночных отношений с точки зрения теории