Государственное регулирование экономики и его место в развитии рыночных отношений с точки зрения теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:14, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование основ государственного регулирования социально-экономических процессов в России и в Волгоградской области.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- проанализировать эволюцию государственного вмешательства в экономику на протяжении всего исторического периода существования института государства и рынка;
- выявить особенности кризисной и посткризисной экономики в контексте государственного регулирования стабилизационных процессов;
- рассмотреть традиционные и современные функции государства в эффективном регулировании экономических процессов;
- разработать новый подход к государственному регулированию экономики на базе интеграции государственного и рыночного регулирования;
- выработать рекомендации для выбора оптимальной модели государственного регулирования экономики в России.

Оглавление

Введение
1. Теоретическая глава. Государственное регулирование экономики и его место в развитии рыночных отношений с точки зрения теории
1.1 Генеральная цель государственного регулирования экономики и дерево целей в России
1.2 Объекты, средства и этапы государственного регулирования рыночной экономики в России
1.3 Границы государственного регулирования в России
2. Практическая глава. Анализ роли государственного регулирования в развитии рыночных отношений в Волгоградской области
2.1 Исследование опыта государственного регулирования экономики в Волгоградской области
2.2 Государственное регулирование отношений собственности и предпринимательства как залог перспективного развития рыночной экономики (на примере Волгоградской области)
2.3 Анализ инвестиционной и фискальной политики в Волгоградской области в современных условиях
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование его место и роль в развитии рыночной экономики.doc

— 502.00 Кб (Скачать)

     Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд социально, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

     Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и  такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.

     Прерогатива государства – обеспечение надежного  правопорядка в стране, национальной безопасности, а это, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.

     Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующих  условий для этого.

     Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавшей по времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы; тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.

     На  государство возлагаются следующие  основные функции:

     1. Создание правовой основы. Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом, не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т. д. При помощи правовой основы государство обеспечивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

     2. Обеспечение надлежащего правопорядка  в стране и национальной безопасности. Государство должно обеспечить  права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом.

     3. Стабилизация экономики, т.е. устойчивое  развитие экономики, когда достигаются  и поддерживаются на оптимальном  уровне основные макроэкономические показатели: объем валового национального продукта, национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы посредством проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики24.

     Если  государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым  существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

     Так, например, если государство не будет  бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны. Инфляция приводит к следующим негативным последствиям:

     национальным  товарам трудно конкурировать с  импортными. В свою очередь это  приводит к дефициту платежного баланса, упадку промышленного производства, росту безработицы; началу валютной спекуляции;

     оттоку  денег из страны, особенно иностранной  валюты; девальвации валюты, а следовательно, повышению цен на импортные товары и общему росту цен; обесценению сбережений граждан;

     снижению  инвестиционной активности и другим негативным последствиям.

     4. Обеспечение социальной защиты  и социальной гарантии. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой в гарантированном обеспечении всех работающих минимумом заработной платы, пенсиями по старости и инвалидности, пособиями по безработице; в обеспечении различных видов помощи малоимущим; в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и т. д.

     Проводя эту политику, государство тем  самым обеспечивает минимальный  прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает  социальной напряженности в обществе.

     5. Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция – один из основных регулирующих инструментов. Конкуренция – основа прогресса во всех сферах экономики, она заставляет производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому одна из функций государства – защита конкуренции. При конкуренции покупатели – это хозяин, рынок – их агент, а предприятие – их слуга. При монополии ситуация резко изменяется и покупатель из хозяина превращается в слугу.

     Для России проблема создания конкурентной сферы и ее защита особенно важны  на современном этапе, поскольку  среда для настоящей конкуренции  в стране еще не создана и экономика  в значительной степени монополизирована.

     Выход из создавшегося положения очевиден: демонополизация экономики – создание конкурентной среды – защита конкуренции. Для выполнения этих и других функций государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и средства.

     Государство для выполнения своих функций  и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны, принимая и корректируя соответствующие законодательные акты и постановления, а также проводя определенную экономическую политику. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает; в условиях стабильности и оживления – снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила – так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночной основы и не допустить кризисных явлений.

     Экономические методы воздействия государства  на предпринимательскую деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить.

     Экономические рычаги, используемые государством для  регулирования экономики, довольно разнообразны, но основные из них: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.

     Административные  методы, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством в  том случае, когда экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее эффективно используются в следующих областях:

     • естественная государственная монополия (железнодорожный транспорт, связь, фундаментальная наука);

     • охрана окружающей среды и использование  ресурсов;

     • сертификация, стандартизация, метрология;

     • социальная политика, прежде всего, –  это определение и поддержание  минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособий по безработице и т. д.)25.

     Для создания нормальных условий для  предпринимательской деятельности, стабилизации и подъема экономики  государство должно проводить соответствующую  экономическую политику, которая складывается из фискальной, научно-технической, инвестиционной, ценовой, амортизационной, кредитно-денежной и других видов политики, при реализации которых оно в комплексе использует как экономические, так и административные методы.

     • Фискальная (бюджетная) политика государства. Это регулирование государственным  бюджетом и налогообложением с целью  стабилизации и оживления экономики. Механизм воздействия государства  на предпринимательскую деятельность и экономику страны при помощи этих рычагов в общем плане заключается в следующем.

     Во  время спада производства для  увеличения совокупного спроса государство  увеличивает свои расходы на организацию  общественных работ (строительство  дорог, мостов и других объектов) и  на реализацию различных государственных программ, тем самым оживляя многие отрасли и фирмы. На подъем экономики государство может воздействовать, сокращая свои доходы, т.е. уменьшая налоги с населения и предприятий. У населения повышается спрос на потребительские товары, а у предприятий появляется больше возможностей для инвестирования, что в конечном итоге должно привести к оживлению экономики. Государственная система налогообложения самым существенным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Ведь налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и простого воспроизводства. Оно должно предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики; для стимулирования малого бизнеса; для предприятий, значительную часть своих доходов направляющих на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска продукции и оказании всевозможных услуг.

     Снижение  государственных расходов в определенных случаях приводит к снижению дефицита государственного бюджета, а следовательно, замедлению инфляционных процессов.

     Однако  макрорегулирование не ограничивается только непосредственными действиями государства в лице его органов  управления, поскольку государство  может запаздывать в своих  действиях.

     В рыночной экономике существуют определенные механизмы самоорганизации и саморегулирования, которые вступают в действие немедленно, как только обнаруживаются негативные процессы в экономике. В экономической литературе их называют встроенными стабилизаторами. Они позволяют автоматически осуществлять изменения налоговых поступлений, выплаты социальных пособий и др. Таким стабилизатором может быть прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог в зависимости от доходов. С повышением дохода прогрессивно увеличиваются налоговые ставки, утверждаемые правительством заранее.

     Государственное предпринимательство. Одно из важнейших  форм прямого вторжения государства  в экономику – государственное  предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской  деятельности, которая осуществляется в рамках государственного сектора и связана с участием государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг.

     Государство выступает самостоятельным субъектом  хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики.

     Государственное предпринимательство является прямым вмешательством государства в воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного капитала, но развитие которых определяет общие условия воспроизводства. Это, прежде всего, отрасли экономической инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика).

     Какова  должна быть доля государственного сектора  в экономике нашей страны?

     До  недавнего времени степень огосударствления в нашей стране была по мировым  меркам чрезвычайно высокой, что  негативно влияло на развитие экономики. В результате осуществления реформ, и в частности приватизации, доля государственного сектора стала заметно снижаться, но еще остается достаточно высокой. Поэтому процесс дальнейшего осуществления приватизации для нашей страны весьма актуален – необходимо довести долю государственного сектора до оптимального уровня.

     Обретение Россией суверенитета и своей  государственности произошло на фоне тяжёлого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в начале 1990-х годов. Россия выбрала новый путь своего развития: началось практически с нуля, с постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с введением практически новых, для страны различных демократических формаций и институтов.

Информация о работе Государственное регулирование экономики и его место в развитии рыночных отношений с точки зрения теории