Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:14, дипломная работа
Целью работы является исследование основ государственного регулирования социально-экономических процессов в России и в Волгоградской области.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- проанализировать эволюцию государственного вмешательства в экономику на протяжении всего исторического периода существования института государства и рынка;
- выявить особенности кризисной и посткризисной экономики в контексте государственного регулирования стабилизационных процессов;
- рассмотреть традиционные и современные функции государства в эффективном регулировании экономических процессов;
- разработать новый подход к государственному регулированию экономики на базе интеграции государственного и рыночного регулирования;
- выработать рекомендации для выбора оптимальной модели государственного регулирования экономики в России.
Введение
1. Теоретическая глава. Государственное регулирование экономики и его место в развитии рыночных отношений с точки зрения теории
1.1 Генеральная цель государственного регулирования экономики и дерево целей в России
1.2 Объекты, средства и этапы государственного регулирования рыночной экономики в России
1.3 Границы государственного регулирования в России
2. Практическая глава. Анализ роли государственного регулирования в развитии рыночных отношений в Волгоградской области
2.1 Исследование опыта государственного регулирования экономики в Волгоградской области
2.2 Государственное регулирование отношений собственности и предпринимательства как залог перспективного развития рыночной экономики (на примере Волгоградской области)
2.3 Анализ инвестиционной и фискальной политики в Волгоградской области в современных условиях
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
СовременнАЯ
гуманитарнАЯ АКАДЕМИЯ
Направление
подготовки / специальность
Экономика |
ДОПУСК К ЗАЩИТЕ: Приказ СГА № _____________ от
«____»___________________ |
Вид ВКР __________БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА______________
бакалаврская
работа, дипломная работа (проект), магистерская
диссертация
Тема:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ,
ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В РАЗВИТИИ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ (ЗАРУБЕЖНЫЕ
ГОСУДАРСТВА, РОССИЯ,
РЕГИОН, ГОРОД)
Студентка: Зыков Вадим Сергеевич / _______________ /
Ф.И.О.
№ контракта
10600070202051
Научный руководитель: __ ______________________________ / ________ /
Ф. И. О.
подпись
Дата представления
работы «__» июня 2011г.
Москва
2011г.
Содержание
Введение | 3 |
1. Теоретическая глава. Государственное регулирование экономики и его место в развитии рыночных отношений с точки зрения теории | 6 |
|
6 |
|
18 |
|
24 |
2. Практическая
глава. Анализ роли |
32 |
|
32 |
|
43 |
|
58 |
Заключение | 62 |
Глоссарий | 65 |
Список использованных источников | 68 |
Приложение А | |
Приложение Б | |
Приложение В | |
Приложение Г | |
Приложение Д | |
Приложение Е | |
Приложение Ж |
Введение
Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.
Государственное регулирование экономики - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Как
известно, возможность государственного
регулирования экономики
Государственное
регулирование экономики
Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Актуальность темы исследования. Взаимоотношения государства и экономики во все времена находились в центре внимания экономической науки. Не умаляя фундаментального значения данного вопроса, нужно отметить, что, прежде всего исследование темы государственного регулирования экономики имеет больше практическое значение. При этом, как ни парадоксально, данная тема не перестает быть глубинной и всеобъемлющей, что и делает ее центральной в экономической науке. Ибо исследование роли государства в экономике одновременно определяет и концептуальные основы экономического развития в той, или иной стране.
Беря в качестве отправной точки и основополагающего знания исследование в этой области современных экономистов, тем не менее, при изучении государственного регулирования экономики в современный период необходимо иметь собственный инструментарий. В этом смысле логическая связь между накопленным учеными знанием в этой области и реальной действительностью, сложившихся условий в России, и в Волгоградской области, в частности в период преодоления кризисных явлений, определенной мере опосредованная.
Степень разработанности проблемы. В литературе государственное регулирование экономики чаще всего ассоциируется с активным вмешательством государства в экономику. Исследование темы государственного регулирования экономики наиболее часто встречается в работах таких ученых, как Г.Багер, К.Байер, А.Бхадури, К.Ватрин, С.Ю.Витте, И. Вышеградский, Х.-Й.Герр, А.Добрынин, В.Журкин, П.Кальмбах, К.Ласки, Ф.Левчик, Д.Леш, И.Лузина, Д. Миро польский, И.Осадчая, А.Ослунд, М.Перчиньский, А.Попов, А.Пороховский, Л.Тарасевич, Л.Чаба и др., которые в различные времена и в разных странах Восточной Европы и России профессионально изучали вопросы определения роли государства в экономическом развитии. Принципиально новым и в какой-то степени уникальным является на современном этапе государственное регулирование экономики в странах преодолевающих мировой экономический кризис, что и делает государственное регулирование экономики особенным.
Актуальность
и недостаточная научная
Целью бакалаврской работы является исследование основ государственного регулирования социально-экономических процессов в России и в Волгоградской области.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- проанализировать эволюцию государственного вмешательства в экономику на протяжении всего исторического периода существования института государства и рынка;
- выявить особенности кризисной и посткризисной экономики в контексте государственного регулирования стабилизационных процессов;
-
рассмотреть традиционные и
-
разработать новый подход к
государственному
-
выработать рекомендации для выбора оптимальной
модели государственного регулирования
экономики в России.
1.
Теоретическая глава.
Государственное
регулирование экономики
и его место
в развитии рыночных
отношений с точки
зрения теории
1.1
Генеральная цель
государственного
регулирования экономики
и дерево целей в
России
Необходимость
изучения поведения государства
в экономических процессах
Рынок, представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед обществом1.
Особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Это явление «институциональная ригидность» проявляется в том, что фундаментальные рыночные переменные, теоретически способные изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в современном обществе обычно изменяются только в одну сторону из-за сопротивления правовых институтов и организаций изменениям в другом направлении (обычно даже при ухудшении деловой конъюнктуры абсолютный уровень цен и зарплаты не снижается, затруднены увольнения рабочих и т.д.). Современная рыночная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму.
Как известно, существуют экономические проблемы, которые принято называть фиаско (провалы, несостоятельность) рынка. Это такие ситуации, когда рыночный (ценовой) механизм не может эффективно распределить ресурсы. В таких ситуациях возможно и необходимо использование механизма государственного регулирования. В связи с этим основными сферами деятельности государства являются следующие: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.
Особую роль играет государство в правовом обеспечении функционирования рыночного механизма. Во всех указанных случаях государство способствует минимизации трансакционных издержек, с которыми связано действие рыночного механизма. Это положение не совсем ново для нас, поскольку, институты способствуют экономии трансакционных издержек, облегчая координацию действий экономических агентов. Важнейшим из институтов и является государство.
Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.
От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель - выравнивание экономического цикла - направлена на объект, то есть на экономический цикл; улучшение окружающей среды - на окружающую среду и т.п.
Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и , во-вторых находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.
Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели. Конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д. Например, в условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле - оживление конъюнктуры. Все остальные цели подчиняются ей2.