Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 00:33, реферат
Обеспечение занятости всего трудоспособного населения является одной из важнейших задач любого государства и Правительства. С целью решения этой задачи государство принимает соответствующий закон о занятости и разрабатывает комплекс мер, содействующих его реализации, иначе говоря, проводит определенную политику занятости.
Регулирование занятости в рыночных отношениях
Обеспечение занятости всего
Суть политики занятости заключается в обеспечении полной, продуктивной, эффективной занятости, дающей возможность получать достойную заработную плату, достаточную для жизни и развития работника и членов его семьи. Следует отметить, что целою политики занятости является не просто сохранение общего уровня полной занятости, а решение экономических социальных задач, прежде всего повышение уровня жизни, создание условий для развития человека, включая создание и совершенствование системы непрерывного образования (начиная с подготовки детей и подростов и заканчивая переподготовкой, повышением квалификации работников в течении всей жизни через определенные промежутки времени).
Выделяют следующие принципы занятости:
- добровольность труда,
- ответственность государства за создание равных стартовых условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость;
- учет и обеспечение
- приоритетное внимание
- необходимость комплексного
Указанные принципы должны находят и должны находить свое воплощение в основных направлениях государственной политики занятости и участия работодателей в ее осуществлении.
Основными направлениями государственной политики занятости содействия занятости населения являются:
- развитие трудовых ресурсов;
- обеспечение равных
- создание условий,
- поддержку трудовой и
- обеспечение социальной защиты
в области занятости населения,
- предупреждение массовой
- поощрение работодателей,
- международное сотрудничество
в решении проблем занятости
населения, включая вопросы,
Государству надлежит усилить контроль за выполнением взятых на себя определенных гарантий в реализации прав граждан на труд, правовую защиту от необоснованного увольнения от необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством РФ о труде.
Меры государственной политики дифференцируются:
- общие меры
- специализированные меры
2. По способу воздействия:
- прямые (административные): законодательное
регулирование; трудовое
- косвенные (экономические): финансовая. Монетарная, фискальная политика.
3. По типу воздействия:
- активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения и др.
- пассивный: социальная помощь незанятому населению.
Оценка эффективности политики занятости осуществляется по формуле:
СЭПЗ =
где
СЭПЗ – эффективность политики занятости в течении календарного периода;
ЧПСУ – численность
ЧБк – численных безработных на конец календарного периода.
В настоящее время можно выделить основные политики занятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой (таблица).
Таблица
Модель политики занятости |
Характерные признаки модели |
Европейская модель |
- предполагает сокращение -
предполагает дорогостоящую |
Скандинавская модель |
- основывается на обеспечении
занятости практически всем Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения. |
Американская модель |
- ориентируется на создание
рабочих мест, не требующих высокой
производительности, для значительной
части экономически активного
населения. При этом |
Помимо государства активную политику в сфере занятости населения ведет служба занятости:
- содействует трудоустройству;
- дополнительные меры по
- создание дополнительных
- содействие
- организация общественных
- профессиональна ориентация и консультирование;
- обучение и переобучение
Деятельностью, направленной на обеспечение занятости направлена деятельность бирж труда:
- сбор и анализ информации о рынке труда, его состоянии и перспективах;
- переориентация, переподготовка
и трудоустройство населения;- содействие
территориальной и
- участие в подготовке программ
занятости и решении вопросов
международного сотрудничества
по вопросам занятости
- контроль за соблюдением трудового законодательства;
- постановка на учет
- содействие местным органам
власти в организации
Существуют различные формы коммерческих структур в области содействия занятости населения на негосударственном уровне.
Безработица: понятие и классификация
Одним из сложных явлений социально – трудовой сферы. Органически связанным с рынком труда и занятостью населения, является безработица.
Безработица
– это социально-экономическое
явление, выступающее как отсутствие
занятости у определенной части
экономически-активного
По российскому законодательству безработными считаются трудоспособные граждане, которые не имеют заработка, и зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Уровень безработицы определяется по формуле:
Уб.общ. = * 100
где
Уб.общ. – уровень безработицы
Чб.общ. – общая численность безработных
Чэ.а.н. – численность экономически-активного населения
Уровень зарегистрированных безработных определяется по формуле:
Уб.зар. = *100
где
Уб.зар. - уровень зарегистрированных безработных
Чб.зар. - численность зарегистрированных безработных
Чэ.а.н. - численность экономически-активного населения
Для оценки
состояния регулируемого рынка
труда используется показатель напряженности.
Коэффициент напряженности
Кн =
Где
Кн – коэффициент напряженности
Чн.зар. - численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе зантости (чел.)
– суммарная совокупность наличных вакансий на данный период времени (i = 1,2, ………,n)
n– число вакансий
В зависимости от различных характеристик и критериев безработицу можно классифицировать.
Явная безработица – это безработица, которая регистрируется государственными органами статистики.
Скрытая безработица в отличии от явной определяется косвенными методами, в том числе экспертной оценкой. Скрытая безработица включает: потери рабочего времени в связи с низкой интенсивностью труда, отвлечение рабочей силы от основной деятельности, излишняя численность работников, перепрофилирование производств и др.
Величина
скрытой безработицы
Фрикционная
безработица обусловлена
Структурная
безработица по своей сути является
вынужденной и обусловливается
структурными изменениями в экономике:
развитием новых, высокотехнологичных
направлений, сокращением устаревших
производств. Эти изменения в
первую очередь приводит к трансформации
спроса на рабочую силу. В связи
с невозможность быстрой
Циклическая
безработица вызвана спадом производства,
той фазой экономического цикла,
которая характеризуется
Естественная
безработица представляет собой
совокупность тех форм безработицы,
которые неустранимы и
Длительная безработица представляет собой безработицу в течение 8 -18 месяцев, сопровождающуюся общей деквалификацией безработного, потерей трудовых навыков и способностей работать в течении необходимого времени.
Застойная
безработица – это безработица,
Информация о работе Регулирование занятости в рыночных отношениях