Регулирование занятости в рыночных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 00:33, реферат

Краткое описание

Обеспечение занятости всего трудоспособного населения является одной из важнейших задач любого государства и Правительства. С целью решения этой задачи государство принимает соответствующий закон о занятости и разрабатывает комплекс мер, содействующих его реализации, иначе говоря, проводит определенную политику занятости.

Файлы: 1 файл

продолжение лекции.docx

— 42.37 Кб (Скачать)

Регулирование занятости  в рыночных отношениях

Обеспечение занятости всего трудоспособного  населения является одной из важнейших  задач любого государства и Правительства. С целью решения этой задачи государство  принимает соответствующий закон  о занятости и разрабатывает  комплекс мер, содействующих его  реализации, иначе говоря, проводит определенную политику занятости.

Суть политики занятости заключается  в обеспечении полной, продуктивной, эффективной занятости, дающей возможность  получать достойную заработную плату, достаточную для  жизни и развития работника и членов его семьи. Следует отметить, что целою политики занятости является не просто сохранение общего уровня полной занятости, а решение  экономических  социальных задач, прежде всего повышение уровня жизни, создание условий для развития человека, включая  создание и совершенствование системы  непрерывного образования (начиная  с подготовки детей и подростов  и заканчивая переподготовкой, повышением квалификации работников в течении всей жизни через определенные промежутки времени).

Выделяют следующие принципы занятости:

- добровольность труда, свободное  распоряжение гражданами своими  способностями к производительному  и творческому труду;

- ответственность государства  за создание равных стартовых  условий для реализации прав  граждан на труд и свободно  избранную занятость;

- учет и обеспечение долговременных  национальных интересов; 

- приоритетное внимание содействию  занятости граждан, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы;

- необходимость комплексного подхода  к решению  проблемы занятости  населения, включающего в себя  координацию усилий государственных  органов, профсоюзов, объединений  работодателей всех уровней, использование  финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фонд, средств предприятий, общественных объединений и граждан.

Указанные принципы должны находят  и должны находить свое воплощение в основных направлениях государственной  политики занятости и участия  работодателей в ее осуществлении.

Основными направлениями государственной  политики занятости содействия занятости  населения являются:

- развитие трудовых ресурсов;

- обеспечение равных возможностей  всем гражданам Российской Федерации,  независимо от национального,  пола, возраста, социального положения,  политических убеждений и отношения  к религии в реализации права  на добровольный труд и свободный  выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека;

- поддержку трудовой и предпринимательской  инициативе граждан, осуществляемой  в рамках законности, содействие  развитию их способностей к  производительному, творческому  труду;

- обеспечение социальной защиты  в области занятости населения,  проведении социальных мероприятий.  Способствующих обеспечению занятости  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите и испытывающих  трудности в поиске работы;

- предупреждение массовой безработицы;

- поощрение работодателей, сохраняющих  действующих и создающих новые  рабочие места, прежде всего  для граждан. Особо нуждающихся  в социальной защите и испытывающих  трудности в поиске работы.;

- международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая вопросы, связанные  с трудовой деятельностью граждан  Российской Федерации за пределами  территории России и иностранных  граждан на территории РФ.

Государству надлежит усилить контроль за выполнением взятых на себя определенных гарантий в реализации прав граждан на труд, правовую защиту от необоснованного увольнения от необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством РФ о труде.

Меры государственной политики дифференцируются:

  1. По объекту воздействия:

- общие меры

- специализированные меры

2. По способу воздействия:

- прямые (административные): законодательное  регулирование; трудовое законодательство; коллективные договоры

- косвенные (экономические): финансовая. Монетарная, фискальная политика.

3. По типу воздействия:

- активный: стимулирование предложения  труда, стимулирование спроса  на труд, меры по согласованию  спроса и предложения и др.

- пассивный: социальная помощь незанятому населению.

Оценка эффективности политики занятости осуществляется по формуле:

СЭПЗ =

где

СЭПЗ – эффективность политики занятости в течении календарного периода;

ЧПСУ – численность безработных, снятых с учета по всем основаниям (трудоустроены, оформлены на досрочную пенсию и др.)

ЧБк – численных безработных на конец календарного периода.

В настоящее время можно выделить основные политики занятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой (таблица).

Таблица

Модель политики занятости

Характерные признаки модели

Европейская модель

- предполагает сокращение численности  занятых при повышении производительности  труда и, как следствие, рост  доходов работников;

- предполагает дорогостоящую систему  пособий для большого числа  по безработице.

Скандинавская модель

- основывается на обеспечении   занятости практически всем трудящимся  путем создания рабочих мест  в государственном секторе со  средними условиями оплаты труда.

Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при  дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой  увольнения.

Американская модель

- ориентируется на создание  рабочих мест, не требующих высокой  производительности, для значительной  части экономически активного  населения. При этом безработица  формально уменьшается. Но увеличивается  количество людей с низкими  доходами.


 

Помимо государства активную политику в сфере занятости населения  ведет служба занятости:

- содействует трудоустройству;

- дополнительные меры по содействие  занятости лиц, особенно нуждающихся  в социальной защите;

- создание дополнительных рабочих  мест для отдельных приоритетных  социальных групп населения за  счет целевого субсидирования  работодателя;

- содействие предпринимательской  деятельности;

- организация общественных работ  и временной занятости населения;

- профессиональна ориентация и  консультирование;

- обучение и переобучение работников.

Деятельностью, направленной на обеспечение  занятости направлена деятельность бирж труда:

- сбор и анализ информации  о рынке труда, его состоянии  и перспективах;

- переориентация, переподготовка  и трудоустройство населения;- содействие  территориальной и профессиональной  мобильности;

- участие в подготовке программ  занятости и решении вопросов  международного сотрудничества  по вопросам занятости населения;

- контроль за соблюдением трудового законодательства;

- постановка на учет безработных  граждан и оказание им  помощи;

- содействие местным органам  власти в организации собственных  работ.

Существуют различные формы  коммерческих структур в области  содействия занятости населения  на негосударственном уровне.

 

Безработица: понятие и классификация

 

Одним из сложных явлений социально –  трудовой сферы. Органически связанным  с рынком труда и занятостью населения, является безработица.

Безработица – это социально-экономическое  явление, выступающее как отсутствие занятости у определенной части  экономически-активного населения, способной и желающей трудиться.

По российскому  законодательству безработными считаются  трудоспособные граждане, которые не имеют заработка, и зарегистрированы в органах службы занятости населения  в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к  ней.

Уровень безработицы определяется по формуле:

Уб.общ. = * 100

где

Уб.общ. – уровень безработицы

Чб.общ. – общая численность безработных

Чэ.а.н. – численность экономически-активного населения

Уровень зарегистрированных безработных определяется по формуле:

Уб.зар. = *100

где

Уб.зар.  - уровень зарегистрированных безработных

Чб.зар. - численность зарегистрированных безработных

Чэ.а.н. - численность экономически-активного населения

Для оценки состояния регулируемого рынка  труда используется показатель напряженности. Коэффициент напряженности рассчитывается по формуле:

Кн =

Где

Кн – коэффициент напряженности

Чн.зар. - численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе зантости (чел.)

 – суммарная совокупность  наличных вакансий на данный  период времени (i = 1,2, ………,n)

 n– число вакансий

В зависимости  от различных характеристик и  критериев безработицу можно  классифицировать.

Явная безработица  – это безработица, которая регистрируется  государственными органами статистики.

Скрытая безработица  в отличии от явной определяется косвенными методами, в том числе экспертной оценкой. Скрытая безработица включает: потери рабочего времени в связи с низкой интенсивностью труда, отвлечение рабочей силы от основной деятельности, излишняя численность работников, перепрофилирование производств и др.

Величина  скрытой безработицы устанавливается  с помощью специальных выборочных обследованием с использованием опросов экспертов из числа руководителей  и специалистов предприятий, представителей органов управления, ведущих ученых.

Фрикционная безработица обусловлена увольнением  по собственному желанию в целях  поиска новой работы. Фрикционная  безработица связана с изменением в предложении труда. Поскольку  человеку предоставлена свобода  выбор рода деятельности и места  работы, то он обычно использует это  право, одни добровольно меняют место  работы, другие ищут новую работу из-за увольнения или переезда на другое место жительства, некоторые теряют временную работу и др.

Структурная безработица по своей сути является вынужденной и обусловливается  структурными изменениями в экономике: развитием новых, высокотехнологичных  направлений, сокращением устаревших производств. Эти изменения в  первую очередь приводит к трансформации  спроса на рабочую силу. В связи  с невозможность быстрой подготовки новых и переподготовки ранее  занятых работников возникает дисбаланс  спроса и предложения труда в  разных отраслях. Структурная безработица  более длительна и нежелательна.

Циклическая безработица вызвана спадом производства, той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью инвестиций в экономику. В этих условиях совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, безработица растет. Это наиболее негативный вид безработицы. Он возникает  в период экономического спада и  проявляется в сокращении  совокупных расходов в экономике и соответственно в снижении спроса на рынке труда.

Естественная  безработица представляет собой  совокупность тех форм безработицы, которые неустранимы и предопределяют долговременное устойчивое равновесие на рынке труда. Данный вид безработицы  характеризуется наилучшим для  развития экономики резервом потенциальных  работников, которые способны достаточно быстро совершать межотраслевые  и межрегиональные перемещения  в зависимости изменения спроса и потребностей производства.

Длительная  безработица представляет собой  безработицу в течение 8 -18 месяцев, сопровождающуюся общей деквалификацией  безработного, потерей трудовых навыков  и способностей работать в течении необходимого времени.

Застойная безработица – это безработица,  продолжающаяся свыше 18 месяцев. При  безработице данного вида у неработающих лиц наступает полная профессиональна деградация вследствие продолжительного отсутствия условий для повторения основных трудовых приемов и операций.

Информация о работе Регулирование занятости в рыночных отношениях