Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 15:34, реферат
Краткое описание
Вопрос о необходимости регулирования экономики государством или использование рычагов саморегулирования, является спорным до настоящего времени. Ранее ученые склонялись к тому, что экономика сама в состоянии установить равновесие и удержать его, то в настоящее время государственное регулирование необходимо. Во всем мире функции государства в управлении экономикой значительно расширились в течение ХХ века, особенно в промышленно развитых странах. Что же касается России, то на первом этапе реформ, связанном с проведением либерализации и приватизации, преобладал курс на максимальное свертывание государственного вмешательства в экономику и саморегулирование рынка.
Оглавление
С. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ….…. 4 2. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ……………………………………..
7 3. СРЕДСТВА И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ………
10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 13 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
2. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ……………………………………..
7
3. СРЕДСТВА И ПОДХОДЫ
К РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИКИ ………
10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………………
14
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о необходимости регулирования
экономики государством или использование
рычагов саморегулирования, является
спорным до настоящего времени. Ранее
ученые склонялись к тому, что экономика
сама в состоянии установить равновесие
и удержать его, то в настоящее время государственное
регулирование необходимо. Во всем мире
функции государства в управлении экономикой
значительно расширились в течение ХХ
века, особенно в промышленно развитых
странах. Что же касается России, то на
первом этапе реформ, связанном с проведением
либерализации и приватизации, преобладал
курс на максимальное свертывание государственного
вмешательства в экономику и саморегулирование
рынка. Затем политика была скорректирована
в целью воссоздания государственного
управления. Государственное регулирование
охватывает все стороны общественного
воспроизводства. Но первостепенное внимание
уделяется регулированию отношений собственности
и предпринимательства, инвестиций и структурной
перестройки отраслей материального производства,
социального развития и рынка труда, финансового
рынка и денежного обращения, территориальных
пропорций и региональных рынков, природопользования,
внешнеэкономической деятельности.
На сегодняшний день государство
не может обеспечить идеальное развитие
экономики. Для этого необходимо, чтобы
власть была достаточно высоко образована
и не принимала важные решения, опираясь
только лишь на свои собственные интересы.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Устойчивое развитие экономики
предполагает реализацию комплекса мер,
направленных на рост национального дохода,
сохранение жизни и здоровья человека,
решение демографических проблем, уменьшение
дифференциации в доходах населения, искоренение
бедности. Экономическая наука изучает
свою, определенную часть явлений, данных
в человеческом опыте. Экономическая наука
должна иметь базисные понятия и принципиальные
гипотезы, чтобы руководствоваться ими
при решении важных экономических задач.
Без фундамента не представляется возможным
ставить крупные вопросы, находить несоответствия,
т. е. осмысленно двигаться вперед, расширяя
круг научно подтвержденных фактов, отказываясь
от старых представлений.
Во всех развитых странах рыночный
механизм хозяйствования дополняется
инструментами государственного регулирования,
соотношение которых зависит от доли государственного
сектора, исторических особенностей и
традиций, характера решаемых в данное
время задач. Обычно, чем сильнее развиты
рыночные отношения, тем значительнее
государственное влияние на формирование
рыночных механизмов и регуляторов. Государство
превращается в единый и главный координирующий
и регулирующий центр хозяйственно - финансовой
системы, активно воздействует на параметры
и индикаторы ее функционирования и поддерживает
расширяющимся комплексом средств и инструментов
желательный режим экономической динамики.
Именно государство создает условия для
свободного предпринимательства и добросовестной
конкуренции. Государство регулирует
формирование рыночной среды и обеспечивает
устойчивость экономического роста. Государственная
власть, государственный порядок и государственная
инициатива абсолютно необходимы для
экономики, как необходимы для нее государственное
пространство, государственные границы
и государственный хозяйственный центр.
Цели, на которые направляется государственное
регулирование, зависят на каждом историческом
этапе от многих обстоятельств: степени
общей развитости экономики, ее структуры,
меры включения в международное разделение
труда. Особо велико возможное многообразие
целей для экономики, находящейся в неустойчивом,
переходном состоянии ориентиры, которыми
руководствуется государство в процессе
регулирования экономики, включают показатели,
характеризующие уровень экономического
развития и качества жизни: продолжительность
жизни человека, доход (валовой внутренний
продукт) на душу населения, уровень занятости,
степень реализации прав человека, уровень
знаний, состояние окружающей среды. Существует
ряд причин, которые характеризуют необходимость
государственного вмешательства в экономику.
Государство обеспечивает определенность
и целостность территориального пространства
хозяйствования, отлаживает международные
связи хозяйственной системы страны, защищает
положение ее субъектов на мировом рынке.
Государство поддерживает конкурентную
борьбу в экономике. Государство соблюдает
интересы всего населения страны. На это
оказывают влияние ценностные ориентировки
общества, его фундаментальные духовно
- социальные параметры, связанные с историческим
индивидуальным и коллективным выбором.
Государство участвует в перераспределении
доходов в обществе между беднейшими и
богатыми слоями населения. Люди от природы
не равны по своим природным качествам,
образовательному уровню и т. д. Владея
этой информацией, государство должно
регулировать доходы населения либо через
систему трансфертов, либо через систему
гарантированных цен, государство выравнивает
доходы через налогово - бюджетные механизмы.
Государство создает баланс экономических
интересов в стране, не допускает лидерства
какой либо одной социальной группы. Государство
корректирует диспропорции, возникающие
между фазами воспроизводства ( производством,
распределением, обменом, потреблением),
между спросом и предложением. Государство
обеспечивает правовую основу жизни и
общественную атмосферу, которые способствуют
наибольшей эффективности рыночной системы:
государство обеспечивает сохранность
статуса частной собственности, защищает товаропроизводителей;
регулирует отношения между смежниками;
регулирует отношения между
производителями и потребителями;
регулирует отношения между
работодателями и наемными работниками
и принимает соответствующие законы о труде;
отслеживает выполнение налогового законодательства;
вводит определенные стандарты;
создает денежную систему;
разрабатывает рыночное законодательство
и обеспечивает его выполнение.
Государство, корректируя побочные
эффекты производства, принимает законодательство,
которое запрещает выброс загрязняющих
веществ предприятиями, воздействует
на предприятия через систему особых налогов,
формирует рынок прав на побочные эффекты.
Государство создает и поддерживает более
развитую инфраструктуру на рынке. Государство
обеспечивает возрастание институциональной
среды, включающей системы информации,
экспертизы, профессионально хорошо подготовленный
и деполитизированный аппарат контроля
и управления. Еще одной важной функцией
государства является обеспечение государственной
безопасности, что означает создание необходимых
условий и предпосылок для всех сторон
жизнедеятельности человека, субъектов
и общества в целом - защиты территориальной
целостности, экономической и политической
независимости, жизнеспособности его
систем, структур и институтов в соответствии
с правовыми основами государственности
и действующими законами.
2. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Наиболее распространенные
направления в регулировании экономики
- кейнсианство и монетаризм.
Согласно теории кейнсианства,
изменение совокупных запасов потребительских
и инвестиционных товаров в основном воздействует
на уровень производства и занятости.
Поэтому кейнсианство провозглашает активное
вмешательство государства в экономику
посредством фискальной политики (гибкое
изменение налоговых ставок и государственных
расходов).
Монетаристы считают, что рыночная
система в состоянии автоматически достигать
макроэкономического равновесия. Гибкость
цен и ставок заработной платы гарантирует
воздействие изменения совокупных расходов
на цены товаров и ресурсов, а не на уровни
производства и занятости. Суть монетарной
политики - в регулировании объема предложения
денег для стабилизации национального
рынка. Монетаристы объявляют государственное
регулирование вредным для развития предпринимательской
инициативы, дестабилизирующим экономику
и изначально бюрократичным. Поэтому они
призывают к минимизации вмешательства
государства в экономику, допуская лишь
проведение фискальной политики. Каждый
из этих методов имеет свои плюсы и минусы,
поэтому ту или иную политику и поэтому
конкретный выбор зависит от системы научно
- методологических предпочтений, избираемых
соответствующими правительствами. Универсального
правила регулирования экономикой не
существует.
Методы государственного регулирования
экономики условно подразделяются на
административные и экономические.
Административные методы базируются
на силе государственной власти: это охрана
окружающей Среды, создание минимальных
условий существования малообеспеченных
слоев населения, пресечение развития
теневого бизнеса.
К экономическим методам относится
кредитно -денежная и бюджетная политика.
Через кредитно - денежную политику государство
воздействует на денежную массу и процентные
ставки, а они, в свою очередь, - на потребительский
и инвестиционный спрос. Мощным инструментом
кредитно - денежной политики является
изменение резервной нормы. Введение обязательной
нормы резерва обусловлено необходимостью
обеспечения достаточного уровня ликвидности
коммерческих банков. Даже незначительные
колебания этой нормы ведут к существенным
изменениям предложения денег.
Одним из средств государственного
регулирования занимает ускоренное амортизационное
списание основного капитала и связанные
с ним образование и реализация скрытых
резервов.
Государством применяются также
методы прямого и косвенного регулирования
экономики. Методы прямого государственное
регулирование не связаны с созданием
дополнительного материального стимула
или опасностью финансового ущерба и базируются
на силе государственной власти, действующем
законодательстве.
Методы косвенного государственного
регулирования - это такие методы, которые
воздействуют на экономические интересы
субъектов хозяйственной деятельности.
К ним относятся: - уровень налогообложения;
- регулирование цен; - платежи на ресурсы,
ставки процента за кредит и кредитные
льготы; - таможенное регулирование экспорта
и импорта, валютные курсы и условия обмена
валют.
Существует несколько подходов
к определению понятия индикативного
планирования, акцентирующие относительно
различные его стороны и функции и опирающиеся
на опыт разных стран.
Индикативное планирование
- это макро планирование при самостоятельности
предприятий. Индикативное планирование
означает, что государство в интересах
всей нации, с учетом потребностей регионов,
а также субъектов рынка разрабатывает
проекты экономического развития всего
народного хозяйства (в том числе частного
сектора); устанавливает конкретные хозяйственные
ориентиры, включая макроэкономические
параметры и обеспеченные ресурсами структурные
показатели. Тем самым мотивируется заинтересованное
участие как предпринимателей всех форм
собственности, так и субъектов Федерации
в реализации проектов, важных для общества
в целом”.
Индикативное планирование
- ориентирование частных предприятий
на выполнение задач, формулируемых государством.
Основная функция Индикативного планирования
- информационно - ориентирующая, по сути
выступающая и как мотивационная.
Вертикальная интеграция - это
производство и продажа большинства минеральных
ресурсов, таких как нефть, медь, олово,
никель и алюминий, обычно контролируемое
олигополией из вертикально интегрированных
многонациональных корпораций, которые
выступают одновременно основными производителями
и основными потребителями минеральных
ресурсов.
3. СРЕДСТВА И ПОДХОДЫ
К РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИКИ
Государство должно установить
критериальные цели, по которым определяется
успех или неуспех экономической политики,
реформы в целом. Например, в Китае позитивное
восприятие реформы зависит в большей
степени от того, что четко выделены три
ее “кита”: рост производства , благосостояние
народа, усиление мощи государства. В России
же был выделен ряд первостепенных задач,
выражающих целевую направленность проводимых
преобразований в экономике. Среди них:
усиление роли государства , поворота
реформ к нуждам населения, совершенствование
структуры экономики и повышение ее эффективности.
Целью должно быть развитие производительных
сил страны, оцениваемое в конечном итоге
через рост благосостояния народа. Характеристика
производительных сил в новой структуре
включает: интеллект, информационную базу,
научно - творческий потенциал, предпринимательский
ресурс, труд и его мотивацию, технику,
технологию (средства труда), энергетическую
базу, материально - сырьевую базу, территориально
пространство развития, организационно
- структурные факторы, культурную среду.
Необходимо остановиться на непротиворечивой
системе средств последовательного осуществления
рыночных преобразований. Следует постоянно
соотносить выбранные средства с целями
экономики и реальной социально - национальной
средой. Выбор этой схемы выдвигает еще
два требования: наличие у реформаторов
высочайшей экономической квалификации
и одновременно опыта социальной ответственности
за свои решения. Необходимо обеспечить
гибкую защищенность пространства отечественной
экономики от внешней Среды. Мировая практика
свидетельствует, что при приверженности
к свободе экспорта и импорта, закрепленной
в международных соглашениях, высокоразвитые
страны не задумываясь вводят протекционистские
меры, если возникает заметная угроза
для национального товаропроизводителя.
В России же наблюдается такая ситуация:
страна поставляет сырье на экспорт - часть
валюты при этом возвращается в страну
- ее реализуют на валютном рынке - отсюда
импорт высокорентабельного ширпотреба
- реализация этой продукции на внутреннем
рынке - и покупка валюты, ввезенной в страну
за счет дополнительного вывоза сырья.
Понятно, что население России никакой
выгоды от этих операций не получает -
выгода достается только некоторым финансовым
группам внутри страны и зарубежной экономике
в целом. И, разумеется, поддержка отечественных
производителей в нашей стране становится
очень актуальной проблемой. Государство
должно точно и гибко реагировать на потребности
и запросы населения страны, учитывая
интересы всех частей социально - экономической
структуры общества. В России управляемость
экономики государственными структурами
продолжает быть критически низкой. В
нашей страны очень часто наблюдается
такая ситуация: правительство, желая
быть сильным, пытается навязать основной
массе субъектов рынка и населению довольно
спорную линию поведения, отвечающую фактически
интересам лишь одного слоя общества.
Государство может и должно проводить
экономическую политику только в тех интервалах,
в каких она соответствует интересам налогоплательщиков.
Нельзя допускать того, чтобы правительство
существовало благодаря только лоббированию
интересов наиболее сильных обладателей
финансового капитала и обслуживающее
только эту сферу слоев. Результативность
государственного регулирования может
возрасти, если рычаги и стимулы будут
применяться не случайно, под нажимом
заинтересованных регионов, а системно,
исходя из долгосрочных целей и текущих
задач территориального развития. Восстановить
управляемость экономики государством
в нашей стране также поможет мощный информационный
холдинг. Россия по разным причинам значительно
отстала во всеобщем движении к информационному
обществу, и этот недостаток необходимо
восполнить. Ведь государственно - информационные
компании смогут давать оперативную рыночную
информацию с огромной прибылью как для
бюджета, так и для большинства участников
рынка. Например, цены на продовольственных
рынках страны отличаются в 8-9 раз, что
является в подавляющей части следствием
недоступности ценовой информации и только
в пределах десятой доли объясняется другими
причинами, включая транспортные расходы.
Государство обязано информационно обустроить
основные товарные рынки, установить правила
поведения на каждом из них, обеспечить
лицензирование участников рынка, сертификацию
используемой информации, обучение специалистов
по каждому сегменту рынка. Это нанесет
сильный удар по теневому рынку для многих
отраслей, по мнению экспертов, почти равному
объему рынка легального.