Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:31, реферат
При рассмотрении проблем занятости нужно различать понятия «политика занятости» и «политика на рынке труда», которые часто отождествляются.
Введение стр. 4
I. Политика занятости в России
1.1 Специфика трудовых отношений в России стр. 5
1.2 Цели и задачи российской политики занятости стр. 7
1.3 Сфера занятости
1.3.1 Ситуация в сфере занятости стр. 12
1.3.2 Основные тенденции и проблемы занятости стр. 14
населения
1.3.3 Принципы корректировки политики
занятости стр. 16
1.3.4 Особенности государственной политики
занятости стр. 18
1.3.5 Меры по стабилизации ситуации в сфере
занятости стр. 19
1.4 Основы финансовой политики занятости в России стр. 21
1.5 Методы оценки эффективности государственной
политики занятости стр. 26
II. Российская политика на рынке труда
2.1 Становление российского рынка труда стр. 39
2.2 Российский рынок труда
2.2.1 Особенности российского рынка труда стр. 42
2.2.2 Напряженность на российском рынке труда
и механизмы ее преодоления стр. 46
2.3 Политика государства на рынке труда стр. 58
2.4 Политика занятости на уровне субъекта Федерации стр. 62
2.5 Современная парадигма рынка труда стр. 69
III. Перспективные направления государственной политики
занятости в России стр.
Заключение стр.
Источники: данные Федеральной службы занятости и Минтруда РФ.
Увеличение разрыва между регистрируемой и общей безработицей. Наряду с низким уровнем регистрируемой безработицы сохраняется большой разрыв между числом регистрируемых безработных и числом лиц, квалифицируемых как безработные в соответствии с методологией МОТ, достигший в октябре 1997 г. в среднем по России трех раз. Причем больший разрыв отмечается в регионах с низким уровнем регистрируемой безработицы. Например, в Москве и Ставропольском крае при уровне регистрируемой безработицы соответственно 0,7 и 1,5 % (на 1.11.1997 г.) разрыв данных показателей достигает шести раз.
Усиление межрегиональной дифференциации уровней безработицы. Современное состояние российского рынка труда характеризуется продолжающимся усилением дифференциации регионов по показателю регистрируемой безработицы (от 0,8 % в Москве до 11,1 % в Ивановской области на конец 1996 г.) наряду с увеличением доли регионов, перешедших 5-процентный уровень регистрируемой безработицы. К ноябрю 1997 г. их число возросло до 18 (см. табл. 2). В 48 % российских регионов уровень безработицы превышает 3 %, что можно считать новой тенденцией к "выравниванию" региональных уровней безработицы на более высокой отметке, чем среднероссийский показатель.
Т а б л и ц а 2
Распределение регионов России по уровню регистрируемой безработицы в 1992—1997 гг. (всего регионов - 89)
На начало года | Количество регионов с уровнем безработицы | |||||
до 1 % | 1-2 % | 2-3 % | 3-5 % | 5-7 % | > 7 % | |
1992 г | 89 | -
| -
| - | - | - |
1993г. | 62 | 21 | 6 | -
| - - | -
|
1994 г. | 47 | 23 | 8 | 9 | 2 | -
|
1995 г. | 13 | 27 | 18 | 17 | 11 | 3 |
1996 г. | 4 | 18 | 21 | 19 | 13 | 14 |
1997 г.* | 1 | 11 | 20 | 30 | 16 | 10 |
1.11.1997 г. | 2 | 23 | 20 | 25 | 15 | 3 |
* 1997 г. - без Чечни.
Усиление внутрирегиональной дифференциации уровней безработицы. Сложившаяся в советский период моноотраслевая ориентация районов привела к большому разрыву уровней безработицы внутри одной области (региона). Так, в середине 1997 г. в Нижегородской области со средним уровнем регистрируемой безработицы 3,0 % минимальный уровень по районам составил 1,16 %, а максимальный- 12,5 %.
Рост масштабов скрытой безработицы. Эта категория охватывает прежде всего работников, находящихся в вынужденных отпусках и работающих по сокращенному графику по инициативе администрации (в российской статистике такие категории работников учитываются как занятые, хотя во многих странах находящиеся в вынужденных отпусках считаются безработными). К ней также можно отнести и работников, не получающих заработную плату за свой труд (поскольку оплата труда является необходимой составляющей занятости по найму). По нашим расчетам, общее число подобных "занятых" (или безработных в скрытой форме) составляет по меньшей мере 9,6 млн. человек. Настораживает тог факт, что данные формы скрытой безработицы сильнее всего затрагивают работников с высоким уровнем образования и квалификации. По оценке ВЦИОМ, квалифицированные специалисты технического профиля вынуждены уходить в неоплачиваемые отпуска в шесть раз чаще, чем представители администрации предприятий, а квалифицированные рабочие - в 3,9 раза чаще, чем неквалифицированные.
Наряду с указанными к этой категории работников можно также отнести: избыточно занятых; занятых на работе, не требующей имеющейся у них квалификации и опыта, при наличии желания работать по специальности; не имеющих работу, ищущих и готовых к ней приступить, но не зарегистрированных службой занятости или не ищущих работу активно. С учетом перечисленных категории сводный индекс безработицы мог бы составить 21,4 %.
Рост продолжительности безработицы. Серьезной проблемой для России является увеличение длительной безработицы и расширение круга вовлеченных в нее граждан. Только по регистрируемым в службе занятости показателям доля безработных с периодом безработицы более одного года возросла с 9 % в 1994 г. до 15,7 % в 1996 г. и до 21,4 % в сентябре 1997 г. Официальные данные преуменьшают реальную численность длительно безработных и продолжительность периода безработицы. Во-первых, часть снявшихся (или снятых) с учета службы занятости безработных так и остались безработными, что, однако, не отражено в статистике. Во-вторых, с момента потери работы до момента регистрации в службе занятости, как правило, проходит определенный период, в течение которого человек фактически остается без работы и соответственно без средств к существованию, не прибегая к помощи государства. По данным нашего обследования, промежуток времени с момента потери работы до момента обращения в службу занятости составляет в среднем около 4 месяцев. Среднестатистический портрет длительно безработного - замужняя женщина средних лет со средним или средним специальным образованием.
Изменение социально-демографических характеристик безработных. По данным обследования безработных, в 1996 г. среди обратившихся в службы занятости 52 % составляли женщины. Несмотря на то что доля женщин среди регистрируемых безработных по-прежнему больше, чем мужчин, тезис о том, что у безработицы в России "женское лицо", постепенно становится все менее популярным даже на биржах труда. В ходе аналогичного обследования, проведенного нами совместно с МОТ в 1993 г., женщины составляли 66 % среди обратившихся на биржи труда.
"Помолодели" по сравнению с 1993 г. и сами клиенты бирж труда. Если в 1993 г. средний возраст обратившегося в службу занятости мужчины составлял 40 лет, а женщины - 35, то в 1996 г. - соответственно 37 и 33 года. Несколько изменился и образовательный состав обратившихся в службы занятости безработных: сократилось число граждан с начальным образованием и увеличилось со средним специальным. Уровень образования безработных женщин по-прежнему остается более высоким, чем безработных мужчин. Отметим и тот факт, что 60 % обратившихся в службы занятости были замужем/женаты.
Дефицит фонда занятости: причины возникновения и влияние на реализацию программы занятости населения. С осени 1995 г. возникли серьезные проблемы, связанные с формированием фондов занятости а регионах и сокращением федеральной части фонда занятости, средства которой перераспределяются в регионы с высоким уровнем безработицы. В последние два года практически во всех регионах наблюдалось сокращение поступлений в региональные фонды занятости, что было обусловлено спадом производства, уменьшением облагаемой налогом доли доходов предприятий.
Увеличению дефицита фонда занятости в немалой степени способствовало решение Госдумы РФ о снижении ставки налогообложения с 2 до 1,5 % с января 1996 г. Одновременно стала нарастать задолженность работодателей по перечислению страховых взносов в фонд занятости. К 1 октября 1997 г. она составила в целом по Российской Федерации 3,5 трлн. руб. При этом большая часть задолженности (21,8 %) пришлась на 14 регионов-доноров. Например, задолженность московских работодателей в 2,3 раза превысила суммарную задолженность работодателей в таких депрессивных регионах, как Псковская, Ивановская и Владимирская области.
Абсолютное сокращение денежных поступлений в региональные фонды занятости привело к увеличению доли расходов на выплату пособий по безработице. Именно этим, а не иждивенческим поведением безработных объясняется ее рост почти в два раза за последние два года (за 9 месяцев 1995 г. расходы на выплату пособий по безработице составляли 29,2 % всех расходов фонда занятости, а за соответствующий период 1997 г. - 56,8"о). Это отчетливо видно на примере двух групп регионов - с минимальным и максимальным уровнями регистрируемой безработицы.
В первой группе доля регистрируемых безработных за последние два года менялась незначительно (см. табл. 3). Если бы сумма поступлений в фонд занятости увеличивалась абсолютно (или оставалась стабильной), доля расходов на пособия в общих расходах фонда сократилась бы (либо не изменилась). Согласно данным таблицы 3, в регионах первой группы доля расходов на пособия возросла в три-десять раз, причем вне всякой связи с изменением показателя регистрируемой безработицы. Нет никаких оснований полагать, что размер выплачиваемых пособий по безработице увеличился в такой же пропорции (правом на максимальное пособие по безработице обладают в среднем 12 % регистрируемых безработных). Во второй группе (с самыми высокими показателями уровня регистрируемой безработицы - Ивановская и Владимирская области,» ситуация несколько иная: при снижении уровня безработицы почти в полтора раза расходы на выплату пособий увеличились, хотя и в меньшей степени, чем в первой группе.
Таблица 3
Показатели некоторых статей расходов фондов занятости в ряде регионов России за 9 месяцев 1995 и 1997 гг. (в % к совокупным расходам)
| Уровень регистрируемой безработицы* | Доля в общих расходах затрат на: | |
выплату пособии по безработице | содержание службы занятости | ||
РФ в целом | 2,8
2,8 0,4 0,7 0,8 0,8 0,9 1,3
0,7 1,3
10,7 6,9
7,7 5,8 | 29,2
56,8 3,2 23,3 9,3 33,7 11,8 32,0
4,6 47,8
57,5 60,7
54,5 74,5 | 12,3
16,7 5 4 18,5 7,7 18,3 6,1 22,5
29,3 22,0
8,5 19,9
11,3 16,7 |
9 месяцев 1995 г.
| |||
9 месяцев 1997 г. | |||
Москва | |||
9 месяцев 1995 г. | |||
9 месяцев 1997 г. месяцев lyyi 1. | |||
Оренбургская область | |||
9 месяцев 1995 г. | |||
9 месяцев 1997 г. | |||
Белгородская область | |||
9 месяцев 1995 г. | |||
9 месяцев 1997 г. | |||
Смоленская область | |||
9 месяцев 1995 г. | |||
9 месяцев 1997 г. | |||
Ивановская область | |||
9 месяцев 1995 г. | |||
9 месяцев 1997 г. | |||
Владимирская область | |||
9 месяцев 1995 г. | |||
9 месяцев 1997 г. |
* Данные об уровне безработицы приведены на 1.10 1995 г. и 1.10 1997 г.
По той же причине (из-за сокращения абсолютных размеров средств, собираемых в фонд занятости) за последние два года возросла доля расходов на содержание служб занятости. Вопреки многочисленным критическим высказываниям о расточительности служб занятости информация, которой мы располагаем, свидетельствует о том, что условия труда их работников крайне тяжелые, а оплата труда не превышает оплату труда работников бюджетной сферы, при этом им приходится общаться с весьма сложным контингентом граждан. Более того, сейчас численность работников служб занятости зависит от уровня безработицы в районе. Там, где уровень безработицы высокий и собираемость налогов низкая, расширение их штатов ограничено финансовыми ресурсами, хотя потребность в них высока. Согласно данным нашего обследования, нагрузка на одного работника службы занятости в районах с уровнем безработицы выше 10 % составляет от 50 до 90 человек в день. Но и уровень расходов на содержание службы в таких районах крайне высок - в некоторых из них он достигает 75 % собираемых средств. Отсюда рождается миф, что на содержание аппарата расходуются огромные средства, но при этом забывают о мизерности собранных средств. Кроме того, расширяются функции районных служб (по сути, ставшие обязательными) в связи с натурализацией выплат пособий (пересчет страховых взносов из натуральных в денежные единицы, пересчет выплачиваемых натурой пособий в денежные единицы, содержание и обслуживание складов натуральной продукции, поступающей от предприятий, и т.п.). На этом фоне в октябре 1997 г. Минтруда РФ принимает решение о 10-процентном сокращении штатов государственной службы занятости. Если бы речь шла о центральном аппарате (Министерстве труда и социального развития РФ), то такой шаг можно было бы только приветствовать. Но названная мера коснулась в основном районных центров занятости, которые уже сейчас не в состоянии справляться со всеми проблемами и увеличивающейся нагрузкой по мере роста реальной, а не регистрируемой безработицы.
Дефицит региональных фондов занятости повлек за собой и сокращение поступлений в федеральную часть фонда занятости. Статистика ее формирования показывает, что эти поступления значительно ниже законодательно установленного уровня в 20 %. Если за 9 месяцев 1995 г. уровень отчислений в федеральную часть фонда в среднем по России был равен 12 %, то за тот же период 1997 г. - лишь 3,8 %. В результате задолженность регионов перед федеральной частью фонда занятости составила к осени 1997 г. более 500 млрд. руб. Основными должниками по-прежнему являются регионы-доноры с низким уровнем безработицы. Так, на протяжении последних трех лет хроническими должниками выступают Белгородская, Смоленская области и Республика Саха (Якутия). Уровень регистрируемой безработицы в названных регионах не превышал в 90-е годы 1,4 %,а размер отчислений в федеральную часть фонда занятости за 9 месяцев 1997 г. составил: для Республики Саха (Якутия) - 5,5 % (2,4 % за весь 1996 год); для Белгородской области - 0,1 % (1 % за весь 1996 год). Смоленская область в 1997 г. денег в централизованную часть фонда занятости вообще не перечисляла, а в 1996 г. процент отчислений составил 6,7 %. Ставропольский край (уровень регистрируемой безработицы - 1,7 %) сократил отчисления в федеральную часть фонда с 15,8 % в 1995 г. до 0,03 % за 9 месяцев 1997 г.
Информация о работе Государственная политика в сфере труда в современной России