Государственная политика в сфере труда в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:31, реферат

Краткое описание

При рассмотрении проблем занятости нужно различать понятия «политика занятости» и «политика на рынке труда», которые часто отождествляются.

Оглавление

Введение стр. 4

I. Политика занятости в России

1.1 Специфика трудовых отношений в России стр. 5

1.2 Цели и задачи российской политики занятости стр. 7

1.3 Сфера занятости

1.3.1 Ситуация в сфере занятости стр. 12

1.3.2 Основные тенденции и проблемы занятости стр. 14
населения

1.3.3 Принципы корректировки политики
занятости стр. 16

1.3.4 Особенности государственной политики
занятости стр. 18

1.3.5 Меры по стабилизации ситуации в сфере
занятости стр. 19

1.4 Основы финансовой политики занятости в России стр. 21

1.5 Методы оценки эффективности государственной
политики занятости стр. 26



II. Российская политика на рынке труда

2.1 Становление российского рынка труда стр. 39

2.2 Российский рынок труда

2.2.1 Особенности российского рынка труда стр. 42

2.2.2 Напряженность на российском рынке труда
и механизмы ее преодоления стр. 46

2.3 Политика государства на рынке труда стр. 58

2.4 Политика занятости на уровне субъекта Федерации стр. 62

2.5 Современная парадигма рынка труда стр. 69

III. Перспективные направления государственной политики
занятости в России стр.

Заключение стр.

Файлы: 1 файл

Referat 2.doc

— 440.50 Кб (Скачать)

Источники: данные Федеральной службы занятости и Минтруда РФ.

Увеличение разрыва между регистрируемой и общей безрабо­тицей. Наряду с низким уровнем регистрируемой безработицы со­храняется большой разрыв между числом регистрируемых безработ­ных и числом лиц, квалифицируемых как безработные в соответствии с методологией МОТ, достигший в октябре 1997 г. в среднем по России трех раз. Причем больший разрыв отмечается в регионах с низким уровнем регистрируемой безработицы. Например, в Москве и Ставропольском крае при уровне регистрируемой безработицы со­ответственно 0,7 и 1,5 % (на 1.11.1997 г.) разрыв данных показателей достигает шести раз.

Усиление межрегиональной дифференциации уровней безрабо­тицы. Современное состояние российского рынка труда характери­зуется продолжающимся усилением дифференциации регионов по показателю регистрируемой безработицы (от 0,8 % в Москве до 11,1 % в Ивановской области на конец 1996 г.) наряду с увеличением доли регионов, перешедших 5-процентный уровень регистрируемой без­работицы. К ноябрю 1997 г. их число возросло до 18 (см. табл. 2). В 48 % российских регионов уровень безработицы превышает 3 %, что можно считать новой тенденцией к "выравниванию" региональ­ных уровней безработицы на более высокой отметке, чем среднероссийский показатель.

 

 

Т а б л и ц а    2

Распределение регионов России по уровню регистрируемой безработицы в 1992—1997 гг. (всего регионов - 89)

На начало

года

Количество регионов с уровнем безработицы

до 1 %

1-2 %

2-3 %

3-5 %

5-7 %

> 7 %

1992 г

89

-

 

-

 

-

-

-

1993г.

62

21

6

-

 

-

-

-

 

1994 г.

47

23

8

9

2

-

 

1995 г.

13

27

18

17

11

3

1996 г.

4

18

21

19

13

14

1997 г.*

1

11

20

30

16

10

1.11.1997 г.

2

23

20

25

15

3

* 1997 г. - без Чечни.

Усиление внутрирегиональной дифференциации уровней безра­ботицы. Сложившаяся в советский период моноотраслевая ориента­ция районов привела к большому разрыву уровней безработицы внутри одной области (региона). Так, в середине 1997 г. в Нижегородской области со средним уровнем регистрируемой безработицы 3,0 % минимальный уровень по районам составил 1,16 %, а максимальный- 12,5 %.

Рост масштабов скрытой безработицы. Эта категория охваты­вает прежде всего работников, находящихся в вынужденных отпус­ках и работающих по сокращенному графику по инициативе админи­страции (в российской статистике такие категории работников учи­тываются как занятые, хотя во многих странах находящиеся в вы­нужденных отпусках считаются безработными). К ней также можно отнести и работников, не получающих заработную плату за свой труд (поскольку оплата труда является необходимой составляющей заня­тости по найму). По нашим расчетам, общее число подобных "заня­тых" (или безработных в скрытой форме) составляет по меньшей мере 9,6 млн. человек. Настораживает тог факт, что данные формы скрытой безработицы сильнее всего затрагивают работников с высо­ким уровнем образования и квалификации. По оценке ВЦИОМ, квалифицированные специалисты технического профиля вынуждены уходить в неоплачиваемые отпуска в шесть раз чаще, чем представи­тели администрации предприятий, а квалифицированные рабочие - в 3,9 раза чаще, чем неквалифицированные.

Наряду с указанными к этой категории работников можно также отнести: избыточно занятых; занятых на работе, не требующей имею­щейся у них квалификации и опыта, при наличии желания работать по специальности; не имеющих работу, ищущих и готовых к ней при­ступить, но не зарегистрированных службой занятости или не ищу­щих работу активно. С учетом перечисленных категории сводный индекс безработицы мог бы составить 21,4 %.

Рост продолжительности безработицы. Серьезной проблемой для России является увеличение длительной безработицы и расшире­ние круга вовлеченных в нее граждан. Только по регистрируемым в службе занятости показателям доля безработных с периодом безрабо­тицы более одного года возросла с 9 % в 1994 г. до 15,7 % в 1996 г. и до 21,4 % в сентябре 1997 г. Официальные данные преуменьшают реаль­ную численность длительно безработных и продолжительность пери­ода безработицы. Во-первых, часть снявшихся (или снятых) с учета службы занятости безработных так и остались безработными, что, однако, не отражено в статистике. Во-вторых, с момента потери работы до момента регистрации в службе занятости, как правило, проходит определенный период, в течение которого человек фактически оста­ется без работы и соответственно без средств к существованию, не прибегая к помощи государства. По данным нашего обследования, промежуток времени с момента потери работы до момента обращения в службу занятости составляет в среднем около 4 месяцев. Средне­статистический портрет длительно безработного - замужняя женщи­на средних лет со средним или средним специальным образованием.

Изменение социально-демографических характеристик безработ­ных. По данным обследования безработных, в 1996 г. среди обративших­ся в службы занятости 52 % составляли женщины. Несмотря на то что доля женщин среди регистрируемых безработных по-прежнему больше, чем мужчин, тезис о том, что у безработицы в России "женское лицо", постепенно становится все менее популярным даже на биржах труда. В ходе аналогичного обследования, проведенного нами совместно с МОТ в 1993 г., женщины составляли 66 % среди обратившихся на биржи труда.

"Помолодели" по сравнению с 1993 г. и сами клиенты бирж тру­да. Если в 1993 г. средний возраст обратившегося в службу занятости мужчины составлял 40 лет, а женщины - 35, то в 1996 г. - соответ­ственно 37 и 33 года. Несколько изменился и образовательный состав обратившихся в службы занятости безработных: сократилось число граждан с начальным образованием и увеличилось со средним специ­альным. Уровень образования безработных женщин по-прежнему ос­тается более высоким, чем безработных мужчин. Отметим и тот факт, что 60 % обратившихся в службы занятости были замужем/женаты.

Дефицит фонда занятости: причины возникновения и влияние на реализацию программы занятости населения. С осени 1995 г. возникли серьезные проблемы, связанные с формированием фондов занятости а регионах и сокращением феде­ральной части фонда занятости, средства которой перераспределя­ются в регионы с высоким уровнем безработицы. В последние два года практически во всех регионах наблюдалось сокращение по­ступлений в региональные фонды занятости, что было обусловлено спадом производства, уменьшением облагаемой налогом доли дохо­дов предприятий.

Увеличению дефицита фонда занятости в немалой степени спо­собствовало решение Госдумы РФ о снижении ставки налогообложе­ния с 2 до 1,5 % с января 1996 г. Одновременно стала нарастать за­долженность работодателей по перечислению страховых взносов в фонд занятости. К 1 октября 1997 г. она составила в целом по Рос­сийской Федерации 3,5 трлн. руб. При этом большая часть задол­женности (21,8 %) пришлась на 14 регионов-доноров. Например, за­долженность московских работодателей в 2,3 раза превысила сум­марную задолженность работодателей в таких депрессивных регио­нах, как Псковская, Ивановская и Владимирская области.

Абсолютное сокращение денежных поступлений в региональные фонды занятости привело к увеличению доли расходов на выплату пособий по безработице. Именно этим, а не иждивенческим поведе­нием безработных объясняется ее рост почти в два раза за последние два года (за 9 месяцев 1995 г. расходы на выплату пособий по безра­ботице составляли 29,2 % всех расходов фонда занятости, а за соот­ветствующий период 1997 г. - 56,8"о). Это отчетливо видно на приме­ре двух групп регионов - с минимальным и максимальным уровнями регистрируемой безработицы.

В первой группе доля регистрируемых безработных за послед­ние два года менялась незначительно (см. табл. 3). Если бы сумма поступлений в фонд занятости увеличивалась абсолютно (или остава­лась стабильной), доля расходов на пособия в общих расходах фонда сократилась бы (либо не изменилась). Согласно данным таблицы 3, в регионах первой группы доля расходов на пособия возросла в три-десять раз, причем вне всякой связи с изменением показателя регис­трируемой безработицы. Нет никаких оснований полагать, что раз­мер выплачиваемых пособий по безработице увеличился в такой же пропорции (правом на максимальное пособие по безработице обладают в среднем 12 % регистрируемых безработных). Во второй группе (с самыми высокими показателями уров­ня регистрируемой безработицы - Ивановская и Владимирская обла­сти,» ситуация несколько иная: при снижении уровня безработицы почти в полтора раза расходы на выплату пособий увеличились, хотя и в меньшей степени, чем в первой группе.

 

 

 

 

Таблица    3

Показатели некоторых статей расходов фондов занятости в ряде регионов России за 9 месяцев 1995 и 1997 гг. (в % к совокупным расходам)

 

 

Уровень регистри­руемой без­работицы*

Доля в общих расходах затрат на:

выплату пособии по безработице

содержание служ­бы занятости

РФ в целом

2,8

 

2,8

0,4

0,7

0,8

0,8

0,9

1,3

 

0,7

1,3

 

10,7

6,9

 

7,7

5,8

29,2

 

56,8

3,2

23,3

9,3

33,7

11,8

32,0

 

4,6

47,8

 

57,5

60,7

 

54,5

74,5

12,3

 

16,7

5 4

18,5

7,7

18,3

6,1

22,5

 

29,3

22,0

 

8,5

19,9

 

11,3

16,7

9 месяцев 1995 г.

 

9 месяцев 1997 г.

Москва

9 месяцев 1995 г.

9 месяцев 1997 г.

месяцев lyyi 1.

Оренбургская область

9 месяцев 1995 г.

9 месяцев 1997 г.

Белгородская область

9 месяцев 1995 г.

9 месяцев 1997 г.

Смоленская область

9 месяцев 1995 г.

9 месяцев 1997 г.

Ивановская область

9 месяцев 1995 г.

9 месяцев 1997 г.

Владимирская область

9 месяцев 1995 г.

9 месяцев 1997 г.

* Данные об уровне безработицы приведены на 1.10 1995 г. и 1.10 1997 г.

По той же причине (из-за сокращения абсолютных размеров средств, собираемых в фонд занятости) за последние два года воз­росла доля расходов на содержание служб занятости. Вопреки мно­гочисленным критическим высказываниям о расточительности служб занятости информация, которой мы располагаем, свидетельствует о том, что условия труда их работников крайне тяжелые, а оплата труда не превышает оплату труда работников бюджетной сферы, при этом им приходится общаться с весьма сложным контингентом граждан. Более того, сейчас численность работников служб занято­сти зависит от уровня безработицы в районе. Там, где уровень без­работицы высокий и собираемость налогов низкая, расширение их штатов ограничено финансовыми ресурсами, хотя потребность в них высока. Согласно данным нашего обследования, нагрузка на одно­го работника службы занятости в районах с уровнем безработицы выше 10 % составляет от 50 до 90 человек в день. Но и уровень расходов на содержание службы в таких районах крайне высок - в некоторых из них он достигает 75 % собираемых средств. Отсюда рождается миф, что на содержание аппарата расходуются огром­ные средства, но при этом забывают о мизерности собранных средств. Кроме того, расширяются функции районных служб (по сути, став­шие обязательными) в связи с натурализацией выплат пособий (пе­ресчет страховых взносов из натуральных в денежные единицы, пересчет выплачиваемых натурой пособий в денежные единицы, содержание и обслуживание складов натуральной продукции, по­ступающей от предприятий, и т.п.). На этом фоне в октябре 1997 г. Минтруда РФ принимает решение о 10-процентном сокращении штатов государственной службы занятости. Если бы речь шла о центральном аппарате (Министерстве труда и социального разви­тия РФ), то такой шаг можно было бы только приветствовать. Но названная мера коснулась в основном районных центров занятости, которые уже сейчас не в состоянии справляться со всеми проблема­ми и увеличивающейся нагрузкой по мере роста реальной, а не ре­гистрируемой безработицы.

Дефицит региональных фондов занятости повлек за собой и сокра­щение поступлений в федеральную часть фонда занятости. Статисти­ка ее формирования показывает, что эти поступления значительно ниже законодательно установленного уровня в 20 %. Если за 9 меся­цев 1995 г. уровень отчислений в федеральную часть фонда в сред­нем по России был равен 12 %, то за тот же период 1997 г. - лишь 3,8 %. В результате задолженность регионов перед федеральной час­тью фонда занятости составила к осени 1997 г. более 500 млрд. руб. Основными должниками по-прежнему являются регионы-доноры с низким уровнем безработицы. Так, на протяжении последних трех лет хроническими должниками выступают Белгородская, Смоленская области и Республика Саха (Якутия). Уровень регистрируемой безра­ботицы в названных регионах не превышал в 90-е годы 1,4 %,а размер отчислений в федеральную часть фонда занятости за 9 месяцев 1997 г. составил: для Республики Саха (Якутия) - 5,5 % (2,4 % за весь 1996 год); для Белгородской области - 0,1 % (1 % за весь 1996 год). Смоленская область в 1997 г. денег в централизованную часть фонда занятости вообще не перечисляла, а в 1996 г. процент отчислений составил 6,7 %. Ставропольский край (уровень регистрируемой без­работицы - 1,7 %) сократил отчисления в федеральную часть фонда с 15,8 % в 1995 г. до 0,03 % за 9 месяцев 1997 г.

Информация о работе Государственная политика в сфере труда в современной России