Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:31, реферат
При рассмотрении проблем занятости нужно различать понятия «политика занятости» и «политика на рынке труда», которые часто отождествляются.
Введение стр. 4
I. Политика занятости в России
1.1 Специфика трудовых отношений в России стр. 5
1.2 Цели и задачи российской политики занятости стр. 7
1.3 Сфера занятости
1.3.1 Ситуация в сфере занятости стр. 12
1.3.2 Основные тенденции и проблемы занятости стр. 14
населения
1.3.3 Принципы корректировки политики
занятости стр. 16
1.3.4 Особенности государственной политики
занятости стр. 18
1.3.5 Меры по стабилизации ситуации в сфере
занятости стр. 19
1.4 Основы финансовой политики занятости в России стр. 21
1.5 Методы оценки эффективности государственной
политики занятости стр. 26
II. Российская политика на рынке труда
2.1 Становление российского рынка труда стр. 39
2.2 Российский рынок труда
2.2.1 Особенности российского рынка труда стр. 42
2.2.2 Напряженность на российском рынке труда
и механизмы ее преодоления стр. 46
2.3 Политика государства на рынке труда стр. 58
2.4 Политика занятости на уровне субъекта Федерации стр. 62
2.5 Современная парадигма рынка труда стр. 69
III. Перспективные направления государственной политики
занятости в России стр.
Заключение стр.
Однако маргинальная безработица может "удаляться" с регулируемого рынка труда вследствие передачи хронических безработных, снятых с учета в центрах занятости как утративших связь с трудом, в органы социальной опеки неимущих. Особенно актуальным такое направление регулирования безработицы становится для регионов с критической ситуацией и для тех из них, где среди клиентов службы занятости велик удельный вес безработных "со стажем". Тем не менее этот подход не должен предусматривать усиления административных мер по борьбе с безработицей путем бюрократических процедурных ужесточений регистрации безработных.
Эффективной формой регулирования безработицы может стать переход к системе социального страхования работников наемного труда, организуемой на принципах социального партнерства и используемой в целях материальной поддержки безработных на период трудоустройства в соответствии с их участием в страховых схемах (отраслевых, профессиональных, основных, дополнительных и др.). В известной мере система социального страхования должна заменить приходящие в упадок государственные внебюджетные фонды занятости, перешедшие под контроль исполнительной власти. Их фактическое огосударствление свидетельствует о провале проводимой политики занятости, подрывающей систему наемного труда в результате социальной опеки безработных и поддержки неэффективных производств.
Изучение политики занятости на этапе перехода к рынку и в условиях федерализации общественных отношений позволило выявить основные элементы новой парадигмы рынка труда", представленные в следующей схеме.
Современная парадигма рынка труда
Федеральная (общегосударственная) политика занятости.
Региональная (на уровне субъекта РФ) политика занятости.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
- унитарная, проводимая на национальном (общероссийском) рынке труда;
- активная по отношению к условиям занятости (рабочим и учебным местам), высвобождаемым работникам и незанятому населению;
- пассивная по отношению к открытому рынку труда и движению рабочей силы;
- самодостаточная по отношению к социально-трудовой сфере;
- финансируемая за счет внебюджетных фондов занятости, формируемых на принципах «социального налога» на занятость и перераспределяемых в соответствии с приоритетами государственной политики занятости;
- регулируемая законом о занятости населения РФ как частью социального законодательства, который является законом прямого действия; осуществляемая под контролем службы
- региональная на уровне субъекта РФ, учитывающая особенности локальных рынков труда;
- активная по отношению к структурам рынков труда и системе экономической активности населения;
- избирательная по отношению к условиям занятости;
- интегрированная с социально-трудовыми отношениями;
- финансируемая за счет системы социального страхования от безработицы и инвестиционных программ, реализуемых па региональном уровне;
- регулируемая основами законодательства РФ о труде и занятости, законами прямого действия, принимаемыми на уровне субъекта Федерации;
- осуществляемая на принципах социального партнерства и в пределах компетенции региональных органов труда и занятости;
занятости как части системы органов исполнительной власти РФ;
- соответствующая этапу становления цивилизованного рынка труда с системой гарантий при безработице.
- соответствующая этапу федерализации социально-экономических отношений и формированию автономных рынков труда в регионах.
2. ОБЪЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Занятость населения в РФ.
З. ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Поддержание полной занятости; сдерживание безработицы на социально допустимом уровне, борьба с массовой безработицей; развитие трудовых ресурсов;
предоставление гарантий занятости и поддержание доходов безработных.
Согласование спроса и предложения рабочей силы; развитие трудовой и профессиональной мобильности работников в соответствии с конъюнктурой рынка труда; регулирование безработицы на основе трудовой активизации безработных.
4. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Сохранение, поддержание и создание рабочих мест; регулирование и регламентация высвобождения рабочей силы; предоставление государственных гарантий занятости и поддержание доходов безработных, включая профобучение и переподготовку; меры адаптации к новым условиям занятости, материальная помощь социально незащищенным безработным.
Активное трудовое посредничество на открытом рынке труда; инвестирование в рабочую силу, направленное на повышение ее конкурентоспособности и мобильности; социальное страхование от вынужденной безработицы; избирательное поддержание рабочих мест и развитие форм занятости с учетом конъюнктуры рынка труда.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
Федеральная и региональная программы содействия занятости и создания рабочих мест.
Оперативное регулирование регионального и локальных рынков труда, системы социального страхования от безработицы;
целевые комплексные программы профессионально-
совершенствования рабочей силы, эффективной занятости и мобильности безработных.
6. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Гарант занятости населения; активное противодействие безработице: социальная защита безработных.
Правовые гарантии социальное справедливости на рынке труда; активная помощь вынужденно безработным в профобучении, трудоустройстве и переезде к новому месту работы.
7. СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
Министерство труда и социального развития РФ, Федеральная служба занятости, министерства и ведомства РФ, региональные органы исполнительной власти
Региональные органы труда, занятости и миграции, инфраструктуры рынка труда, система социального партнерства на уровне субъекта РФ.
62
III. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ
Основой расширения занятости и совершенствования ее структуры, а также ликвидации диспропорций на рынке труда является развитие системы рабочих мест.
В этой связи в качестве действенного инструмента государственного управления сферой занятости и процессами на рынке труда может выступить Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест, разрабатываемая Министерством труда и Институтом макроэкономических исследований при Министерстве экономики РФ. Она призвана определить перспективные направления развития системы рабочих мест в отраслевом и территориальном разрезе с учетом возможности обеспечения эффективной занятости.
Впервые делается попытка совместить принципы и приоритеты политики занятости с приоритетами инвестиционной и структурной политики. Это включает выявление отраслевых и региональных приоритетов в создании новых и сохранении существующих перспективных рабочих мест, разработку нормативно-правовой базы, ориентированный на формирование условий для создания и сохранения рабочих мест, стимулирование эффективной структуры занятости, сохранение уникальных передовых производств и накопленного интеллектуального потенциала.
Если рассматривать отраслевой разрез данной проблемы, то очевидно, что политика развития рабочих мест должна быть согласована с перспективной промышленной политикой. В этом аспекте разработчики Генеральной схемы исходят из посылки, что экспортоспособные отрасли, где вопросы занятости менее остры (в первую очередь нефтедобывающая, газовая, лесная, а также металлургическая) вряд ли могут рассчитывать на государственную финансовую поддержку. Они скорее всего будут ориентироваться на самостоятельное развитие за счет внутренних источников финансирования и одновременно решать задачи подтягивания смежных производств и отраслей. Однако многие регионы сосредоточения этих «благополучных» отраслей с позиций занятости находятся в критическом состоянии.
Отрасли, обладающие большим научно-техническим потенциалом, и уникальные производства, способные в короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для внешнего и внутреннего рынков (гражданская авиация, космос, станкостроение, энергетическое машиностроение, атомная промышленность, электротехника), нуждаются в государственной поддержке, хотя и здесь сфера государственного финансирования в условиях дефицита ресурсов будет ограничена приоритетными проектами.
Необходимость государственной поддержки этих отраслей усиливается и тем обстоятельством, что в них накоплен самый большой потенциал скрытой безработицы, который нужно в кратчайшие сроки трансформировать в эффективную занятость. Если финансовые вложения пойдут в эти отрасли, то в процессе их освоения на региональном уровне должна осуществляться взаимоувязка интересов развития производства с интересами обеспечения занятости, так как они не всегда совпадают.
Отрасли, характеризующиеся заметным технологическим отставанием от мирового уровня, за которыми, однако, исходя из государственных приоритетов сохраняется значительная часть внутреннего рынка (электроника, автомобильная, легкая и пищевая промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение), могут рассчитывать на государственную поддержку в форме защитных импортных тарифов, а также мер нетарифного регулирования. Представляется, что на данном этапе разумная и в то же время активная протекционистская политика может стать действенным инструментом создания и сохранения рабочих мест.
Что касается группы отраслей с низким технологическим уровнем и неясными перспективами рыночной конъюнктуры, то в них должны быть созданы особо благоприятные условия для иностранных инвестиции, прежде всего тех, которые приносят новые технологии и опыт управления.
Если рассматривать региональный аспект формирования Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест, то следует отметить резкое усиление неравномерности развития отдельных регионов и обострение в ряде из них социально-экономических проблем, в первую очередь занятости и доходов населения. Предпринимавшиеся до сих пор меры по их решению совершенно недостаточны. Остро ощущается необходимость в специальных программах поддержки депрессивных регионов и городов, и главное - в организации их эффективного выполнения.
В этой связи в ближайшие сроки предстоит сформировать методологию и методику отнесения региона или города к депрессивному типу и сами типы депрессивности. Первым шагом можно считать разработанный Министерством труда РФ при участии автора порядок выделения городов с моноструктурной экономикой, критической ситуацией на рынке труда и крайне низким уровнем жизни, который основывается на формировании единого числового критерия на базе нескольких основных показателей занятости и уровня жизни населения. Важнейшими параметрами такого критерия являются уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ; средняя продолжительность регистрируемой безработицы; доля скрытой безработицы в численности занятых; уровень бедности и степень расслоения населения по уровню доходов.
Помимо решения методических вопросов необходимо законодательно установить статус депрессивного региона с вытекающими отсюда финансовыми обязательствами государства с учетом типа депрессивности. Меры федерального правительства должны включать как адресную поддержку депрессивных регионов посредством федеральных программ, так и экономическое регулирование регионального развития и межрегиональных связей.
Наряду с отраслевыми и региональными проблемами развития и размещения рабочих мест в ближайшем будущем предстоит рассмотреть вопрос о стимулировании предпринимателей, создающих или обновляющих рабочие места (этот аспект в нашей практике управления занятостью совершенно упущен). Целесообразно разработать комплекс мер по их экономической поддержке, прежде всего налоговых и кредитных.
Для повышения финансовой устойчивости предприятий, несущих временные убытки на этапах реконструкции производства, а также при поощряемом государством свертывании или реорганизации рабочих мест, таким предприятиям нужно предоставлять право создавать специальный страховой фонд за счет отчислений от прибыли. Отчисления должны быть освобождены от налогообложения, а размер годовых платежей целесообразно привязать к валовой выручке от реализации продукции. Наряду с этим социально значимому кругу предприятий, несущих временные финансовые потери на этапах перепрофилирования или создания новых рабочих мест, надо предоставлять льготу на зачет временных убытков в налогооблагаемой прибыли следующих лет.
Предлагаемые на период до 2000 г. приоритеты в политике занятости призваны восстановить баланс интересов экономического и социального характера в практике регулирования рассматриваемой сферы. Естественно, в ближайшие два года можно сделать только первые шаги в этом направлении.
Информация о работе Государственная политика в сфере труда в современной России