Государственная политика в сфере труда в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:31, реферат

Краткое описание

При рассмотрении проблем занятости нужно различать понятия «политика занятости» и «политика на рынке труда», которые часто отождествляются.

Оглавление

Введение стр. 4

I. Политика занятости в России

1.1 Специфика трудовых отношений в России стр. 5

1.2 Цели и задачи российской политики занятости стр. 7

1.3 Сфера занятости

1.3.1 Ситуация в сфере занятости стр. 12

1.3.2 Основные тенденции и проблемы занятости стр. 14
населения

1.3.3 Принципы корректировки политики
занятости стр. 16

1.3.4 Особенности государственной политики
занятости стр. 18

1.3.5 Меры по стабилизации ситуации в сфере
занятости стр. 19

1.4 Основы финансовой политики занятости в России стр. 21

1.5 Методы оценки эффективности государственной
политики занятости стр. 26



II. Российская политика на рынке труда

2.1 Становление российского рынка труда стр. 39

2.2 Российский рынок труда

2.2.1 Особенности российского рынка труда стр. 42

2.2.2 Напряженность на российском рынке труда
и механизмы ее преодоления стр. 46

2.3 Политика государства на рынке труда стр. 58

2.4 Политика занятости на уровне субъекта Федерации стр. 62

2.5 Современная парадигма рынка труда стр. 69

III. Перспективные направления государственной политики
занятости в России стр.

Заключение стр.

Файлы: 1 файл

Referat 2.doc

— 440.50 Кб (Скачать)

Однако маргинальная безработица может "удаляться" с регули­руемого рынка труда вследствие передачи хронических безработных, снятых с учета в центрах занятости как утративших связь с трудом, в органы социальной опеки неимущих. Особенно актуальным такое направление регулирования безработицы становится для регионов с критической ситуацией и для тех из них, где среди клиентов службы занятости велик удельный вес безработных "со стажем". Тем не ме­нее этот подход не должен предусматривать усиления администра­тивных мер по борьбе с безработицей путем бюрократических проце­дурных ужесточений регистрации безработных.

Эффективной формой регулирования безработицы может стать переход к системе социального страхования работников наемного тру­да, организуемой на принципах социального партнерства и использу­емой в целях материальной поддержки безработных на период трудо­устройства в соответствии с их участием в страховых схемах (отрас­левых, профессиональных, основных, дополнительных и др.). В из­вестной мере система социального страхования должна заменить при­ходящие в упадок государственные внебюджетные фонды занятости, перешедшие под контроль исполнительной власти. Их фактическое огосударствление свидетельствует о провале проводимой политики занятости, подрывающей систему наемного труда в результате соци­альной опеки безработных и поддержки неэффективных производств.

Изучение политики занятости на этапе перехода к рынку и в условиях федерализации общественных отношений позволило выя­вить основные элементы новой парадигмы рынка труда", представлен­ные в следующей схеме.

Современная парадигма рынка труда



Федеральная (общегосударственная) политика занятости.


Региональная (на уровне субъекта РФ) политика занятости.



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ



- унитарная, проводимая на национальном (общероссийском) рынке труда;

- активная по отношению к условиям занятости (рабочим и учебным местам), высвобождаемым работникам и незаня­тому населению;

- пассивная по отношению к открыто­му рынку труда и движению рабочей силы;

- самодостаточная по отношению к социально-трудовой сфере;

- финансируемая за счет внебюджетных фондов занятости, формируемых на принципах «социального налога» на занятость и перераспределяемых в соответствии с приоритетами государственной политики занятости;

- регулируемая законом о занятости населения РФ как частью социального законодательства, который является законом прямого действия; осуществляемая под контролем службы

- региональная на уровне субъекта РФ, учитывающая особенности локаль­ных рынков труда;

- активная по отношению к структурам рынков труда и системе экономической активности населения;

- избирательная по отношению к ус­ловиям занятости;

- интегрированная с социально-трудо­выми отношениями;

- финансируемая за счет системы со­циального страхования от безработицы и инвестиционных программ, реализу­емых па региональном уровне;

- регулируемая основами законодательства РФ о труде и занятости, зако­нами прямого действия, принимаемыми на уровне субъекта Федерации;

- осуществляемая на принципах социального партнерства и в пределах компетенции региональных органов труда и занятости;



занятости как части системы органов исполнитель­ной власти РФ;

- соответствующая этапу становления цивилизованного рынка труда с систе­мой гарантий при безработице.


- соответствующая этапу федерализа­ции социально-экономических отноше­ний и формированию автономных рын­ков труда в регионах.



2. ОБЪЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Занятость населения в РФ.                              Региональный рынок труда субъекта РФ.

 

З. ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ



Поддержание полной занятости; сдерживание безработицы на социально допус­тимом уровне, борьба с массовой безра­ботицей; развитие трудовых ресурсов;

предоставление гарантий занятости и поддержание доходов безработных.


Согласование спроса и предложения рабочей силы; развитие трудовой и профессиональной мобильности работников в соответствии с конъюнктурой рынка труда; регулирование безработицы на ос­нове трудовой активизации безработных.

 



4. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ



Сохранение, поддержание и создание рабочих мест; регулирование и регламентация высвобождения рабочей силы; пре­доставление государственных гарантий за­нятости и поддержание доходов безработ­ных, включая профобучение и перепод­готовку; меры адаптации к новым условиям занятости, материальная помощь со­циально незащищенным безработным.

 


Активное трудовое посредничество на открытом рынке труда; инвестирование в рабочую силу, направленное на повы­шение ее конкурентоспособности и мо­бильности; социальное страхование от вынужденной безработицы; избиратель­ное поддержание рабочих мест и разви­тие форм занятости с учетом конъюнк­туры рынка труда.



5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ



Федеральная и региональная програм­мы содействия занятости и создания ра­бочих мест.


Оперативное регулирование регионально­го и локальных рынков труда, системы социального страхования от безработицы;

целевые комплексные программы профессионально-квалификационного

 

 

совершен­ствования рабочей силы, эффективной за­нятости и мобильности безработных.

 



6. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА



Гарант занятости населения; активное противодействие безработице: соци­альная защита безработных.


Правовые гарантии социальное справедливости на рынке труда; активная помощь вынужденно безработным в профобучении, трудоустройстве и пере­езде к новому месту работы.

 



7. СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ



Министерство труда и социального раз­вития РФ, Федеральная служба занятос­ти, министерства и ведомства РФ, регио­нальные органы исполнительной власти


Региональные органы труда, занятости и миграции, инфраструктуры рынка тру­да, система социального партнерства на уровне субъекта РФ.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



62

III.         ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ

Основой расширения занятости и совершенствования ее структуры, а также ликвидации диспропорций на рынке труда является развитие системы рабочих мест.

В этой связи в качестве действенного инструмента государственного управления сферой занятости и процессами на рынке труда может выступить Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест, разрабатываемая Министерством труда и Институтом макроэкономических исследований при Министерстве экономики РФ. Она призвана определить перспективные направления развития системы рабочих мест в отраслевом и территориальном разрезе с учетом возможности обеспечения эффективной занятости.

Впервые делается попытка совместить принципы и приоритеты политики занятости с приоритетами инвестиционной и структурной политики. Это включает выявление отраслевых и региональных приоритетов в создании новых и сохранении существующих перспективных рабочих мест, разработку нормативно-правовой базы, ориентированный на формирование условий для создания и сохранения рабочих мест, стимулирование эффективной структуры занятости, сохранение уникальных передовых производств и накопленного интеллектуального потенциала.

Если рассматривать отраслевой разрез данной проблемы, то очевидно, что политика развития рабочих мест должна быть согласована с перспективной промышленной политикой. В этом аспекте разработчики Генеральной схемы исходят из посылки, что экспортоспособные отрасли, где вопросы занятости менее остры (в первую очередь нефтедобывающая, газовая, лесная, а также металлургическая) вряд ли могут рассчитывать на государственную финансовую поддержку. Они скорее всего будут ориентироваться на самостоятельное развитие за счет внутренних источников финансирования и одновременно решать задачи подтягивания смежных производств и отраслей. Однако многие регионы сосредоточения этих «благополучных» отраслей с позиций занятости находятся в критическом состоянии.

Отрасли, обладающие большим науч­но-техническим потенциалом, и уникальные производства, способные в короткие сроки со­здать конкурентоспособные изделия для внешнего и внутреннего рынков (гражданская авиация, космос, станкостроение, энергетическое машиностроение, атомная промыш­ленность, электротехника), нуждаются в госу­дарственной поддержке, хотя и здесь сфера го­сударственного финансирования в условиях дефицита ресурсов будет ограничена приори­тетными проектами.

Необходимость государственной поддер­жки этих отраслей усиливается и тем обстоятельством, что в них накоплен самый большой потенциал скрытой безработицы, который нужно в кратчайшие сроки трансформировать в эффективную занятость. Если финансовые вложения пойдут в эти отрасли, то в процессе их освоения на региональном уровне должна осуществляться взаимоувязка интересов раз­вития производства с интересами обеспечения занятости, так как они не всегда совпада­ют.

Отрасли, характеризующиеся заметным технологическим отставанием от мирового уровня, за которыми, однако, исходя из госу­дарственных приоритетов сохраняется значи­тельная часть внутреннего рынка (электрони­ка, автомобильная, легкая и пищевая промышленность, транспортное, дорожное, сель­скохозяйственное машиностроение), могут рассчитывать на государственную поддержку в форме защитных импортных тарифов, а также мер нетарифного регулирования. Представля­ется, что на данном этапе разумная и в то же время активная протекционистская политика может стать действенным инструментом создания и сохранения рабочих мест.

Что касается группы отраслей с низким технологическим уровнем и неясными перспек­тивами рыночной конъюнктуры, то в них дол­жны быть созданы особо благоприятные усло­вия для иностранных инвестиции, прежде всего тех, которые приносят новые технологии и опыт управления.

Если рассматривать региональный аспект формирования Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест, то следует отметить резкое усиление неравномерности развития отдельных регионов и обострение в ряде из них социально-экономических проблем, в первую очередь занятости и доходов населе­ния. Предпринимавшиеся до сих пор меры по их решению совершенно недостаточны. Ост­ро ощущается необходимость в специальных программах поддержки депрессивных регио­нов и городов, и главное - в организации их эффективного выполнения.

В этой связи в ближайшие сроки предсто­ит сформировать методологию и методику от­несения региона или города к депрессивному типу и сами типы депрессивности. Первым ша­гом можно считать разработанный Министер­ством труда РФ при участии автора порядок выделения городов с моноструктурной эконо­микой, критической ситуацией на рынке труда и крайне низким уровнем жизни, который основывается на формировании единого чис­лового критерия на базе нескольких основных показателей занятости и уровня жизни населе­ния. Важнейшими параметрами такого крите­рия являются уровень безработицы, рассчи­танный по методологии МОТ; средняя продол­жительность регистрируемой безработицы; до­ля скрытой безработицы в численности заня­тых; уровень бедности и степень расслоения населения по уровню доходов.

Помимо решения методических вопросов необходимо законодательно установить ста­тус депрессивного региона с вытекающими отсюда финансовыми обязательствами государства с учетом типа депрессивности. Меры федерального правительства должны включать как адресную поддержку депрессивных регионов посредством федеральных программ, так и экономическое регулирование регионального развития и межрегиональных связей.

Наряду с отраслевыми и региональными проблемами развития и размещения рабочих мест в ближайшем будущем предстоит рас­смотреть вопрос о стимулировании предпринимателей, создающих или обновляющих рабочие места (этот аспект в нашей практике управле­ния занятостью совершенно упущен). Целесо­образно разработать комплекс мер по их эко­номической поддержке, прежде всего налого­вых и кредитных.

Для повышения финансовой устойчиво­сти предприятий, несущих временные убытки на этапах реконструкции производства, а так­же при поощряемом государством свертыва­нии или реорганизации рабочих мест, таким предприятиям нужно предоставлять право со­здавать специальный страховой фонд за счет отчислений от прибыли. Отчисления должны быть освобождены от налогообложения, а раз­мер годовых платежей целесообразно привя­зать к валовой выручке от реализации продук­ции. Наряду с этим социально значимому кру­гу предприятий, несущих временные финан­совые потери на этапах перепрофилирования или создания новых рабочих мест, надо предо­ставлять льготу на зачет временных убытков в налогооблагаемой прибыли следующих лет.

Предлагаемые на период до 2000 г. прио­ритеты в политике занятости призваны восстановить баланс интересов экономического и социального характера в практике регулиро­вания рассматриваемой сферы. Естественно, в ближайшие два года можно сделать только первые шаги в этом направлении.

 

Информация о работе Государственная политика в сфере труда в современной России