Государственная политика в сфере труда в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:31, реферат

Краткое описание

При рассмотрении проблем занятости нужно различать понятия «политика занятости» и «политика на рынке труда», которые часто отождествляются.

Оглавление

Введение стр. 4

I. Политика занятости в России

1.1 Специфика трудовых отношений в России стр. 5

1.2 Цели и задачи российской политики занятости стр. 7

1.3 Сфера занятости

1.3.1 Ситуация в сфере занятости стр. 12

1.3.2 Основные тенденции и проблемы занятости стр. 14
населения

1.3.3 Принципы корректировки политики
занятости стр. 16

1.3.4 Особенности государственной политики
занятости стр. 18

1.3.5 Меры по стабилизации ситуации в сфере
занятости стр. 19

1.4 Основы финансовой политики занятости в России стр. 21

1.5 Методы оценки эффективности государственной
политики занятости стр. 26



II. Российская политика на рынке труда

2.1 Становление российского рынка труда стр. 39

2.2 Российский рынок труда

2.2.1 Особенности российского рынка труда стр. 42

2.2.2 Напряженность на российском рынке труда
и механизмы ее преодоления стр. 46

2.3 Политика государства на рынке труда стр. 58

2.4 Политика занятости на уровне субъекта Федерации стр. 62

2.5 Современная парадигма рынка труда стр. 69

III. Перспективные направления государственной политики
занятости в России стр.

Заключение стр.

Файлы: 1 файл

Referat 2.doc

— 440.50 Кб (Скачать)

В основу пассивной политики должна быть положена система социального страхования от безработицы, отражающая иные прин­ципы аккумулирования требуемых средств, а также критерии и усло­вия выплаты пособия по безработице. Рассмотрим важнейшие цели страховой системы.

Стабилизация потребления. Пособие по безработице позволит семье иметь достаточно средств для предотвращения резкого сниже­ния уровня жизни, если один из ее членов становится безработным. Поскольку сами работники не страхуют (или не могут страховать) себя соответствующим образом от незанятости в будущем, то госу­дарство путем обязательного страхования (через фиксированное на­логообложение заработной платы или отчисление от подоходных на­логов в течение периода занятости) помогает им избежать падения уровня потребления, а следовательно, и уровня жизни.

Стабилизация занятости. По мнению сторонников страхова­ния от безработицы, предоставление пособия позволит потерявшим работу сосредоточиться на поиске нового рабочего места. Его против­ники считают такой аргумент весьма сомнительным и утверждают, что получение пособия может продлить поиски работы. В качестве контраргумента сторонники страхования от безработицы приводят следующее соображение: найденное в результате длительных поис­ков рабочее место будет более подходящим для работника, что в перспективе принесет дополнительную выгоду обществу за счет сокращения текучести рабочей силы.

Стимулирование структурных сдвигов в странах с переходной экономикой. Пособия должны выплачиваться работникам тех отрас­лей, которые раньше получали субсидии или дотации из бюджета, а в настоящее время их лишились и вынуждены перестраиваться. В дан­ном случае пособия по безработице могут увеличить финансовые ре­сурсы, направляемые на перестройку экономики, что в итоге улуч­шит ситуацию в стране в целом.

Макроэкономическая стабилизация. Выплаты таких пособий по безработице автоматически обеспечат финансовые стимулы для раз­вития экономики, повышая покупательную способность населения в периоды резкого падения спроса.

Основополагающие принципы новой концепции социального стра­хования от безработицы состоят в следующем.

1. Объектами социальною страхования должны выступать рабо­тающие по найму граждане, платившие взносы в страховой фонд. Таким образом, из сферы пассивной помощи исключаются не работавшая ранее молодежь, домохозяйки, беженцы из других стран и т.п. Но они имеют право регистрироваться в качестве безработных или пользоваться услу­гами служб занятости. Вместе с тем представители каждой из назван­ных категорий могут либо быть охвачены специальной государствен­ной программой, осуществляемой через службы занятости (например, профессиональная адаптация выпускников учебных заведений, не име­ющих опыта работы), либо стать объектом внимания соответствующих ведомств - Миграционной службы для беженцев, отделов социального обеспечения и социальной помощи - для домохозяек, среднедушевые доходы которых ниже официально установленного уровня.

2. Субъектом, страхования является государственный внебюд­жетный фонд социального страхования от безработицы (в настоящее время - фонд занятости), средства которого будут аккумулироваться на уровне Федерации и перераспределяться между регионами в зави­симости от уровня безработицы, то есть количества безработных и регионе. Подобное положение отличается от существующего в насто­ящее время, когда 80 % собранных средств остаются в регионе, а 20 % перечисляются в федеральную часть фонда занятости.

3. Источниками формирования фонда социального страхова­ния от безработицы являются отчисления работодателей, государ­ства и работников в неравной пропорции. Соотношение участия ра­ботодателя и работника может быть, например, равно 3:1, то есть работодатель отчисляет 1,5 % (как это происходит в настоящее вре­мя), а работник - 0,5 % своей заработной платы. Это увеличит сумму средств фонда и повысит заинтересованность сторон в их использова­нии. Финансовое участие государства возможно в рамках специальных программ, например, финансирование содержания штата сотрудников служб занятости, технического оснащения центров и т.п.

4. Размер пособия по безработице может составлять 60 % средней заработной платы на последнем месте работы. Эта сумма должна вып­лачиваться в течение всего законодательно установленного периода до момента нахождения работы (сейчас - один год, в отдельных случаях - полтора года). Одновременно следует определить максимальную и минимальную границы выплачиваемого пособия. Максимальная гра­ница будет означать, что в менее выгодном положении окажутся те, кто работал дольше и зарабатывал больше, поскольку им будут в мень­шей степени компенсированы страховые взносы ("принцип солидар­ной ответственности"). В данном случае средства перераспределяются в пользу малооплачиваемой в прошлом категории работающих с тем, чтобы обеспечить им приемлемое существование на период временной незанятости и поиска работы. В принципе максимальная граница мо­жет быть сохранена на существующем уровне (средней заработной платы в регионе). Вопрос о нижней границе - более сложный. Логично было бы считать ею прожиточный минимум в регионе. С учетом жестких финансовых ограничений, в рамках которых действует российское правительство, вполне реально постепенное повышение планки мини­мального пособия от 50 % прожиточного минимума до 100 %.

Гарантии государства в отношении своих граждан, потерявших работу, могут быть предоставлены в двух основных формах. Пер­вая - гарантия стабильного источника существования на определен­ный законом и социально-экономической необходимостью период времени. Вторая - гарантия свободы выбора способа своего суще­ствования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной. Государство не должно навязывать безработному виды его занятос­ти или незанятости, переводя его тем самым в разряд иждивенца, полагающегося только на помощь государства.

Принципиально важно только одно - имеет ли человек право на пособие по безработице, то есть участвовал ли он в период своей занятости в формировании страхового фонда. Если участвовал, то размер его пособия, продолжительность и регулярность выплат не должны зависеть от власти чиновников. Они могут определяться сро­ком уплаты и суммой выплаченного страхового налога (пропорцио­нального размеру заработка), а не только величиной заработной пла­ты в течение двух месяцев на последнем месте работы.



Информация о работе Государственная политика в сфере труда в современной России